Домой Виды займов Типы экономической политики. Экономическая политика государства и ее виды

Типы экономической политики. Экономическая политика государства и ее виды

  • Глава 4. Товарное производство
  • 1. Формы и типы общественного хозяйства
  • 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
  • 3. Благо и товар
  • 4. Теории стоимости товара
  • 5. Деньги
  • 6. Цена
  • Глава 5. Рынок
  • 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
  • 2. Структура и типы рынков
  • 3. Инфраструктура рыночной экономики
  • 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
  • Глава 6. Спрос и предложение
  • 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
  • 2. Предложение и его функции
  • 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
  • 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
  • Глава 7. Конкуренция и монополия
  • 1. Конкуренция и ее методы
  • 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
  • 3. Экономическая монополия и ее формы
  • 4. Антимонопольное регулирование
  • Глава 8. Теории потребительского поведения
  • 1. Экономическое потребление
  • 2. Граница производственных возможностей
  • 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
  • 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
  • Раздел III. Теория микроэкономики
  • Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
  • 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
  • 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
  • 3. Особенности предпринимательства в России
  • Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
  • 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
  • 2. Многообразие форм предприятий
  • 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
  • Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
  • 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
  • 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
  • 3. Концепция и основные задачи логистики
  • 4. Сущность и содержание маркетинга
  • Определения маркетинга
  • 5. Маркетинг как рыночная концепция
  • Глава 12. Теория производства и производственная функция
  • 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
  • 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
  • 3. Изокванты
  • 4. Производство с одним переменным фактором
  • 5. Замещаемость производственных факторов
  • 6. Прямая равных издержек (изокоста)
  • 7. Производство с двумя переменными факторами
  • Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
  • 1. Определение издержек производства
  • 2. Виды издержек
  • Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
  • 3. Эффект масштаба производства
  • 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
  • Глава 14. Рынки факторов производства
  • 1. Рынок труда и заработная плата
  • 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конку­рентным.
  • 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой про­дукции.
  • 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
  • Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
  • 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
  • 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
  • 3. Основные и оборотные фонды, их структура
  • 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
  • 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
  • Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
  • 1. Аграрные отношения и их специфика.
  • 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
  • Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
  • 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
  • Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
  • Раздел IV. Теория макроэкономики
  • Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
  • 1. Определение национальной экономики
  • 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
  • 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
  • 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
  • 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
  • 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
  • Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
  • 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
  • 2. Государственное регулирование регионального развития
  • Глава 19. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
  • 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
  • 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
  • 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
  • Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
  • 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
  • 2. Экономический рост
  • 3. Безработица: сущность, причины и формы
  • 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
  • Глава 21. Закономерности денежного обращения
  • 1. Понятие денежного обращения
  • 2. Законы денежного обращения
  • 3. Денежная система и ее элементы
  • 4. Структура денежной массы и ее показатели
  • Денежная масса в Российской Федерации в 1997-2001 гг.1
  • 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
  • Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
  • 1. Сущность и функции финансов
  • 2. Финансовая система государства и её субъекты
  • 3. Концепции финансов государства
  • 4. Государственный бюджет
  • 5. Кредит: принципы, функции, формы
  • 6. Банки и современная банковская система
  • 7. Государственный долг
  • 8. Страховая деятельность
  • 9. Рынок ценных бумаг
  • Глава 23. Налоги и налоговая система
  • 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
  • 2. Принципы налогообложения
  • 3. Субъекты налоговых отношений
  • 4. Налоговая система Российской Федерации
  • 5. Налоговая политика
  • Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
  • 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
  • 2. Экономические функции государства
  • 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
  • 4. Экономическая политика государства
  • Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
  • 1. Общая модель смешанной экономики
  • 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
  • 3. Функциональное строение совокупного спроса
  • 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
  • Раздел V. Проблемы переходной экономики
  • Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
  • 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  • 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
  • 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
  • Глава 27. Трансформация отношений собственности
  • 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
  • 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
  • Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
  • Глава 28. Мировое хозяйство
  • 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
  • 2. Классификация стран
  • 3. Теории мирохозяйственных связей
  • 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
  • 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
  • 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
  • 7. Интеграция России в мировое хозяйство
  • Глава 29. Глобализация экономических отношений
  • 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
  • 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
  • 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
  • Раздел VII. Из истории экономических учений
  • Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
  • 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
  • 2. Меркантилизм - первая научная экономическая система
  • 3. Возникновение классической школы
  • 4. Теоретические основы марксизма
  • Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
  • 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
  • 2. Неоклассическое направление экономической мысли
  • 3. Институционализм и неоинституционализм
  • 4. Кейнсианство
  • 5. Неолиберальные концепции
  • 6. Монетаризм
  • Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
  • 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
  • 2. Основные направления развития политэкономии социализма
  • 3. Постсоветская экономическая мысль
  • Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
  • 1. Особенности развития экономической мысли в России
  • 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
  • 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов
  • 4. Экономическая политика государства

    Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики. Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

    Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

      Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

      Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

      Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

      Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

    Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

    Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

    Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

    Общий вид функции:

    где У; (i = 1, ..., k ) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., X s - множество инструментов экономической поли­тики;

    Z i , ..., Z n - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

    Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

    Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi -то инструмента на yi - ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики ( mif ) - показателя эффективности воздействия xi -то инструмента на yi - ую цель: d y , тц = d xj .

    Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» у х )

    определяет, на сколько процентов изменится значение цели У i при изменении инструмента xi на 1%.

    При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

    При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

    Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

    В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

    Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

    Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

    Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

    Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

    Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

    70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

    Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

    Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

    Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

    Этот процесс идет по следующим направлениям:

    последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

    резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

    уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

    В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

    В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

    Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

    По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

    Типы роста национальной экономики.

    Сравнительный анализ разных путей увеличения национального продукта мы начнем с самого простого из них и завершим наиболее сложным.

    1. Исторически исходным является экстенсивный тип макроэкономического роста. Он означает увеличение объемов производства за счет наращивания трех факторов: а) основного капитала; б) рабочей силы; в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

    Экстенсивному расширению производства присущи свои достоинства. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, удается сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

    Такой путь имеет и серьезные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

    Экстенсивное развитие хозяйства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономи-

    ки. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Так, все более стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за истощения невосполнимых природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер.

    Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции приводит к тому, что в национальном хозяйстве возникают тупиковые ситуации, связанные с нехваткой тех или иных ресурсов.

    2. Новые возможности для экономического роста дает интенсивный тип воспроизводства. Его главный отличительный признак - повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

    При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый источник экономического роста - повышение эффективности всех традиционных факторов.

    Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Это более прогрессивный тип экономического роста. Ведь решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производства начинает играть новый «мотор» - достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая в конечном счете воплощается в более эффективные средства производства. Одновременно система образования, подготовки и переподготовки кадров обеспечивает повышение их культурно-технического уровня, чем достигается увеличение выработки.

    Несомненным достоинством интенсивного увеличения производства является то, что оно преодолевает преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на путь непрерывного научно-технического и экономического прогресса. Наиболее выгодным становится ресурсосбережение. Например, чтобы сберечь 1 т условного топлива (7000 ккал) путем применения новой технологии, требуется в 3-4 раза меньше затрат по сравнению с расходами на добычу такого же объема топлива.

    Между тем интенсификация обозначает более трудный путь развития производства. Она связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подго-

    товкой инициативных и высокопрофессиональных работников. Характерный недостаток интенсивного типа расширенного воспроизводства состоит в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста, а научно-технический прогресс может вызывать массовую безработицу.

    3. Приведенные здесь теоретические модели экстенсивного и интенсивного типов макроэкономического роста представляют собой крайние случаи путей и способов использования факторов производства для увеличения выпуска продукции: а) без всякого научно-технического прогресса и б) только на основе внедрения новейших и более эффективных источников роста.

    Конечно, на практике (в микроэкономике) встречаются предприятия, которые долгое время не внедряют новинок техники и технологии. Другие же фирмы почти непрерывно увеличивают выпуск изделий за счет обновления производственных факторов. Даже в индустриально развитых странах можно найти периоды технического застоя или же мощного интенсивного развития в масштабе макроэкономики.

    Между тем типичным для нормального хозяйственного развития во второй половине XX в. являлся третий - смешанный тип экономического роста. Он в разной степени сочетает экстенсивный и интенсивный пути наращивания национального дохода. Конкретные различия в комбинации зависят от многих факторов: от изменения численности трудоспособного населения и масштабов подготовки квалифицированных кадров, нормы накопления капитала, уровня научно-технического прогресса в стране и др. Поэтому в разных странах наблюдается неодинаковое сочетание этих факторов. Варианты смешанного типа расширенного выпуска продукции во многом зависят и от воспроизводственной структуры национального хозяйства.

    Вопрос 33 .

    Фискальная политика

    Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она зависит от поставленных стратегических задач, таких, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Эта политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

    К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средства государственного бюджета идут на: а) расширение воспроизводства; б) непроизводительные расходы государства;

    в) развитие инфрастуктуры, научных исследований и т.п.;

    г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

    С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

    В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

    А. Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью улучшить экономическое положение страны. При этом учитываются следующие проверенные на практике количественные зависимости между финансовыми переменными величинами.

    Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения.

    Вторая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

    Б. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

    Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. При этом важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

    твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, на автомашину);

    пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

    прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

    Фискальная политика получает конечную форму в виде государственного бюджета.

    Вопрос 34 .

    Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

    Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.

    Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.

    Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

    В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику .

    Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике , характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.

    Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.

    Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

    Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.

    Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

    Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

    В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

    Виды экономической политики:

    1). Фискальная (финансово-бюджетная). Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую политику и политику доходов и расходов. Она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Ее главная задача состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

    2). Монетарная (кредитно -денежная) экономическая политика. Монетарная политика - регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Эта политика преследует цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи монетарной политики - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

    3). Структурно-инвестиционная политика. Действия государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использование прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижение других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая (инновационная политика), ориентированная на использование в экономике достижений НТП, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается. Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика поддержки и развития этих отраслей. Структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установлений рациональных областей их использования.

    4). Социальная политика. Она ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан, а также миграционная политика, призванная воздействовать на перемещение населения, иммиграцию и эмиграцию.

    5). Региональная политика. Ее цель - достичь рационального размещения производительных сил, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития экономики регионов страны. В региональную политику входит налаживание федеративных отношений между федерацией и ее субъектами, оказание содействия отдаленным, депрессивным регионам.

    6). Институциональная политика. Это проводимые государством меры, действия по устранению устаревших и формированию новых экономических институтов, т.е. элементов экономической и социальной структуры, характеризующих устройство, формы и способы регулирования хозяйственных процессов.

    7). Внешнеэкономическая политика. Она распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль .

    Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.

    Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.

    Основные цели социально-экономической политики государства:

    Экономический рост . Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.

    Полная занятость . Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.

    Экономическая эффективность . Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.

    Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений - свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.

    Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.

    Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.

    Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами .

    В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

    Экономическая политика каждого государства определяется несколькими мерами воздействия, которые направлены на осуществление важных идей и решений, которые связаны с экономической политикой государства. Для того чтобы реализовать экономическую политику и достигнуть поставленных целей необходимо проанализировать экономический цикл государства и состояние развития, спрогнозировать её будущее и принять план по развитию.

    Как формируется экономическая политика

    Так как административный вид управления экономикой ушёл в прошлое, а рыночная экономическая система стала использоваться всё более широко, то это повлияло и на экономическую политику целого государства. Все крупные страны стали нацеливать себя на крупное производство машин, техники, исчислительных предметов, запчастей к ним. Тяжелое машиностроение стало основой развития любой страны в мире. Оно и определяет место какого-либо государства в Международном Делении Труда(МДТ). Постоянное расширение рынков збыта и предложения приводит к конкуренции, что в свою очередь приводит к понижению цен на товары и услуги, которые предлагаются.

    Огромным опытом для всех политических деятелей, наверное, стал мировой кризис в 1929-1933 годах. Можно сделать вывод, что после такой сложной ситуации необходимо было срочно поднимать экономику не только отдельных государств, но и всего мира. Так как в те времена государство проявляло слишком большое и сильное влияние на , новой целью стала необходимость его уменьшить или свести к минимуму, предоставив некую свободу предпринимателям. Тогда и появился термин «экономическая политика», который обозначал минимальное вмешательство государства в регулирование рынков, но надзирательные меры.

    Первыми шагами в новой политике было страхование, которое ввели в 1800-тых годах. В 20 столетии экономическую политику отдельных государств стали рассматривать как комплексные меры, которые должны быть приняты для эффективного воздействия и для того чтобы приносить максимальных доход государству.

    Безусловно две мировые войны также очень сильно подействовали не только на экономику, но и на общее развитие стран. Проблемы появились и в политике, и в региональном развитии, и в социальной сфере.

    В чём суть государственной экономической политики

    Каждое государство имеет свою Конституцию. В ней обязательно указывается, что оно обязано осуществлять ряд действий для обеспечения нужного уровня развития. Одним из таких регуляторов и есть экономическая политика, которая может иметь такие цели:

    Кроме этого есть и отдельные субьекты экономической политики государства, которые могут быть следующими:

    1. Государство. Само государство является непосредственно субьектом экономической политики, которое осуществляет экономическую политику не полностью на всей своей территории, а по местах, регионах, отдельных областях. Государство считается главным субтектом, который принимает меры относительно проведения политики и осуществляет их в жизни. Это проявляется и на законодательном уровне путём принятия нормативных актов, законов, договоров, указов и так далее различными уполномоченными органами власти.

    2. Правительство. За то, как будут реализованы меры, которые принимает государство, отвечает правительство. Оно ставит конкретные цели перед исполнительными органами власти в регионах, областях, на местах и контролирует их скорейшее выполнение.

    Существуют и некие институты. Например, общественно-правовой, экономический. Это те сферы, в которых меры будут действовать и другие близкие к экономической политике субьекты. Институты могут также получать некоторые указания и выполнять их. Например, страхование или , общественный транспорт.

    Кроме государственных субьектов экономики существуют и негосударственные, которые имеют прямо противоположное толкование. Негосударственные субьекты экономической деятельности страны представляют интересы отдельных социальных груп или вёрств населения. Они могут быть профессиональными союзами, религийными или культурными организациями, которые нацелены донести информацию в массы. Их роль определяется зависимо от количества поклонников их деятельности и их поддержки.

    Государственные и негосударственные субьекты могут запросто противоречить друг другу, поэтому они часто как бы борятся за возможность владеть управленческой деятельностью.

    Кроме интститутов и союзов государства существуют такие же понятия, но которые относятся к обществу. Общество также оказывает влияние, давая спрос на товары и услуги. Другой вид общественных организаций- это политические партии, благотворительные формы, журналисты и телевидение, учёные, художники, музыканты, актёры и другие люди, которые совершают окончательное влияние на формирование политики государства. Так и формируется система государства, которая выполняет экономические функции. С её помощью очень легко определить все главные задания. Например, политические партии разрабатывают программные цели, в которых и выкладывают ближайшие планы развития экономической политики в том числе.

    Помимо государственных и надгосударственных элементов, осуществляющих влияние на развитие страны, существуют и надгосударственные формы правления. Ярким примером может служить известный всем , который обьединяет некоторое количество стран, все они имеют общую законодательную основу и отвечают некоторым требованиям управленческой организации. Объединившись, они все вместе могут развиваться и развивать экономику.

    Вообще можно сказать, что каждое государство имеет свою политику, которой придерживается и которая прописана в Конституции. Безусловно существуют и общие правила, которые касаются всех. Государство- это основная управленческая структура, которая влияет на деятельность всех элементов, совершающих экономическую политику.

    С помощью чего экономическая политика приводится в действие, как действует механизм экономической политики

    Для того чтобы быстро и качественно реализовать механизм экономической политики государства, ему необходимо провести ряд мер, которые зависят от нынешнего состояния экономики и того как же отдельные структуры хотят действовать на него.

    Существуют такие меры, которые могут применятся для выхода из неблагополучного состояния экономики и кризиса:

    1. Прямое влияние. Такие меры предполагают принятие решений самим государством и управленческим аппаратом, а не отдельными структурами. Государство- это субъект, который руководит другими структурами. Например, отчислениями их бюджета финансовыми или кадровыми структурами.

    2. Непрямое или косвенное воздействие. Такой метод воздействия применяется в случаях когда подвешенное, но не критичное. Государство имеет право принимать отдельные решения, но элементы управления также имеют некую самостоятельность и указы государственного аппарата воспринимаются больше как рекоммендации по воздействию на экономические регуляторы.


    Предлагается и другой вариант классификации методов по реализации экономической политики государства. Данный метод уже основан на власти институтов управления и их правах и обязанностях.

    1. Административные меры. Административные меры гарантируются в своём выполнении Конституцией РФ. Это законодательная база, нарушение которой влечёт за собой некоторые последствия. Иногда уголовную ответственность в том числе. Государство как гарант безопасности каждого гражданина должно поддерживать права собственности, свободу слова, конкурентную среду, право выбора и личностного принятия решений, в том числе в экономической сфере.

    2. Экономические меры. Экономические меры не являются насильными или принудительными в отличии от административных, которые должны придерживаться всеми гражданами государства. Под экономическими мерами имеется ввиду общее положение экономики и действие отдельных структур для исправления её состояния, централизации и регуляции вложений и расходов. Это распределение бюджета, предоставление кредитов, получение кредитов, получение помощи.

    3. Институциональные. Этот метод понимается как воздействие отдельных институтов на экономическую государства. Государство имеет ограниченные возможности, а отдельные институты в зависимости от своего поля деятельности имеют право принимать решения связанные с различными вопросами. Институты абсолютно не всегда связаны со сферой экономики, иногда они просто определяют социальные правила поведения, морали, традиции и обычаи, которые сложились столетия назад.

    В зависимости от формы постановки управленческой деятельности в сфере государственной экономической политики могут быть применены разные методы для достижения поставленный целей. Например, в рамках налогово-бюджетной политики меры предпринимаются по отношению к распределению бюджетных средств государства. Так расходы государства значительно уменьшаются, соответственно различные структуры управления, как охороной здоровья, так и культурой и спортом, получают меньше денежных средств на своё развитие и ухудшается уровень жизни населения. Расходы показывают ту сумму, которая отходит на закупку необходимых пакетов социальных товаров, то есть всего самого необходимого, по надобности полезных ископаемых, того же газа или нефти, сырья. Это имеет очень сильный удар по ВВП, меняется политика налогов, они становятся выше, что приводит к возмущению граждан государства, ведь их доход остаётся на былом уровне.

    В своей экономической политике государство может оказывать влияние и на темпы, количество производимых товаров и услуг, используя экономические рычаги для управления. Это реализуется с помощью местных, региональных бюджетов, привлекаемых инвестиций, в том числе и иностранных.

    Также очень важным фактором по осуществлению государственной экономической политики, который введён в практику всех стран мира является граждан. Сюда входит заработной платы, установление государственного прожиточного минимума (может устанавливаться по регионам, как в России). То есть государство обязано способствовать развитию и каждой отдельной семьи, улучшая качество жизни и покупательную возможность своих граждан.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

    Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

    Устойчивый рост национального производства;

    Поддержание эффективного размера занятости;

    Стабилизацию уровня цен;

    Обеспечение внешнеторгового баланса.

    В зависимости от конкретных объектов гос. регулирования гос-во проводит необходимую экономическую политику.

    Основные виды эк. политики:

    Антицикличекая;

    Структурная: формирование современной прогрессивной и эффективной структуры НЭ;

    Амортизационная;

    Инвестиционная;

    Науч.техническая и информационная;

    Фискальная;

    Монетарная;

    Ценовая;

    Внешнеэк-кая;

    Социальная;

    Конкурентная;

    Региональная;

    Экологическая.

    8.Государственные институты и механизм регулирования НЭ.
    Традиционно различают 3 вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.
    Система органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием страны включает центральные и местные органы.
    Центральные органы гос власти и управления :

    А)Верховный Совет Украины – высший законодательный орган. Принимает и вносит изменения в законодательные акты, определяет основы государственной экономической политики, утверждает госбюджет.

    Б)Президент страны – формирует стратегию соц-но-экон-ого развития, осуществляет правовое регулирование экономики, координирует деятельность.

    В)Кабинет Министров – Высший исполнительный орган гос власти. Обеспечивает реализацию законов, координирует деятельность всех министерств и ведомств.
    Местные органы власти – самостоятельные участники экономических отношений, управляют местным бюджетом, распоряжаются природными ресурсами, обеспечивают управление минимальных соц стандартов.
    Органы местного самоуправления – представлены советами народных депутатов (областные, городские, районные, сельские).
    Органы исполнительной власти на местах – гос администрации области, города, района, села.

    9.Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования НЭ.
    Государственное регулирование НЭ в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.
    Национальная конкурентоспособность – это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, которые соответствуют международным требованиям, а так же повышать реальные доходы своего населения.
    Основные препятствия на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики: узкий внутренний рынок; фискальная направленность налоговой политики; отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности; тенезация экономики; распространение коррупции;Неспособность системы государственного управления защитить отечественных товаропроизводителей.
    Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ- это сводный индекс конкурентоспособности. Это комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, расчитываемый на основе относительных величин (количественные оценки основных экономических показателей и качественной оценки экспертов).

    По этому показателю: 1 место занимает США, 2 место- Швейцария, 3 место – Дания. Украина – 73 место.
    Основой современной конкурентоспособности являются инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.
    Основные конкурентные преимущества Украины:

    Высокий уровень образования трудоспособного населения

    Развитая сеть научных учреждений

    Наличие достаточно крупных запасов природных ресурсов.

    Выделяют 2 основные модели инновационного развития страны:
    а)индустриальная (пассивная роль государства, предпочтение отдается рыночным регуляторам)
    б)постиндустриальная (активная роль государства, гос заказы на научно- исследовательские разработки).

    Гос инновационная политика – это комплекс экономических, организационных, правовых мероприятий гос-ва, направленных на внедрение результатов НТП производства.
    Основная цель инновационной политики государства – объединение НТ и инновационной политики.
    Принципы гос инновационной политики:

    Ориентация на инновационный путь развития

    Определение гос приоритетов инновационного развития

    Формирование нормативно- правовой базы для поддержания конкуренции

    Эффективное применение рыночных механизмов инновационной деятельности

    Способствование развитию инновационной инфраструктуры.

    Организационные формы реализации инновационной деятельности:

    1)университетско- промышленные исследовательские центры – объединяют финансовую, материально- техническую базу промышленности с квалифицированными ВУЗовскими кадрами.

    Государство финансирует НаучТехн программы на конкурентной основе.

    2)технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентированием, лицензированием, предоставлением консультаций при проведении исследовательских работ.
    3)Технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивают высокие темпы НТР территории.

    4)инновационные инкубаторы – создаются на базе технополисов, для инкубаторов формируются особо благоприятные условия(обучение, современное оборудование, новые технологии).
    5) венчурные (рискованные) предприятия – это малые предприятия, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрения в новую продукцию.
    Приоритетные направления инновационного развития в Украине:

    1) создание энергосберегающих технологий
    2)применение перспективных информационных и электронных технологий.
    3) разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности.
    4) создание научных основ охраны здоровья населения.
    5) изобретение и практическое применение новых материалов.

    10.Сущность и формы демократии

    Демократия -форма общественной власти и государства, основанная на признании народа, как источника власти.

    Основные принципы демократии:

    Равноправность всех граждан;

    Наделение граждан социальными, политическими и национальными, и др. правилами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

    Право на участие в управлении государством и обществом;

    Подчинение меньшинства большинством.

    Характерные черты демократии:

    Юридические признаки и суверенитет верховной власти народа;

    Периодичность выбора основных органов государства;

    Принятие решения большинством.

    Основой демократии в НЭ является:

    Экономическая демократия, означающая реальную возможность и право, реализовать свои права собственности;

    Право индивида на собственные усмотрения выбирать сферу деятельности.

    Экономическая демократия- это теория, практика и последствие воплощение принципов демократии в экономических отношениях.

    На уровне НЭ развитие экономической демократии предполагает:

    Наличие органов социального партнерства или экономического самоуправления;

    Процесс привлечения профсоюзов к укреплению предприятий;

    Контроль за определенной сферой хозяйственной деятельности(социальная,политическая);

    Развитие демократической НЭ тормозит бюрократическое общество.

    Следует различать бюрократию, как элемент системы и бюрократизм.

    Бюрократия- система экономических, социальных, политических и административно управленческая основа на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра. Для координации всех элементов.

    Бюрократизм - монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенной работы и ориентации низких звеньев на формально выполнение приказов.

    В современных условиях модели демократии делится на:

    Индивидуалистская; (источник власти - личность)

    Плюралистический; (групповые) - источник власти - группа;

    Коллективистские (народ, нация, класс).

    Существуют такие разновидности демократии:

    Деспотичная демократия- абсолютно ни кем, ни чем не ограниченная власть большинства;

    Тоталитарная демократия - власть большинства требуется полное подчинение личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

    Конституционная демократия - власть большинства заключается в определенные рамки, ограничивается полномочиями и функционирует при помощи конституции.

    Существуют формы демократии:

    Прямая демократия - непосредственное участие граждан в подготовке обсуждения, принятие, реализация решений. Применяется при решении вопросов местного значения, когда от граждан не нужно специальной подготовки.

    Плебисцитная демократия - предполагает открытие волеизъявления народа, но только на определенной фазе подготавливает решение. (референдум)

    Представительская демократия - наиболее сложная форма политического участия граждан. Предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через правительство, которое выбирает в законодательной или исполнительной органов власти.

    11.Современная демократия и проблемы ее становления

    Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:

    Конституционализм

    Разделение власти

    Индивидуальная свобода

    Права человека

    Современная демократия существенно отличается от нее, она построена на синтезе идей, концепций, форм организации. Она объединяет традиционные либеральные ценности с идеями социального, коммунистического христианского и других движений.

    Назначение демократии- стимулировать разнообразность взглядов, плюрализм мнений в обществе, предоставить возможность гражданам свободно выражать свои интересы.

    Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии то можно выделить следующие основные элементы:

    1.Заинтересованная группа- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека.

    2.Общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов.

    3.Соперничество и баланс групповых интересов

    4.«Разумный эгоизм» личные и групповые интересы должны взаимодействовать

    5.государство как орган отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы

    6.Диффузия- разделение власти между центрами политического влияния

    7.Демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан входящих в эти группы

    Принципиальная проблема демократии это то каким образом демократия взаимодействует с природой человека, или исходт из реальной противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.

    12.Экономический порядок и экономическая свобода

    Конкретными формами проявления экономической демократии, является экономический порядок и экономическая свобода.

    Экономический порядок- это качественная характеристика состояния соц-эк системы относительно морально-этических и политических норм.

    Свобода в широком смысле это способность отдельного человека, трудоспособного коллектива, отдельных соц. Групп принимать решени в действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

    Экономическая свобода в широком смысле это формы и варианты экономического повдения предпринимателей, семьи, отдельных граждан, в выборе сферы, применения своих способностей

    Основой экономической свободы является:

    Плюрализм форм собственности

    Наличие политической свободы

    Законодательство ориентироваанное на права человека

    Экономический прогресс

    Минимализация безработицы

    Экономическая свобода домашнего хоз-ва,это самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребностей.

    Экономическая свобода наемных работников- ограничена правом собственности только на свою раб силу, свобода выбора сферы приложения своих способностей.

    Экономическая свобода производителя- возможность выбора хозяйственной деятельности и и организации хозяйства, структуры и объема производства, условий реализации, распределение прибылей. Такая свобода должна сочетаться с экономической ответвтвенностью за качество товаров и услуг, за выполнение условий договора, за соблюдение законодательства.


    Новое на сайте

    >

    Самое популярное