Домой Виды займов В чем необходимость государственного регулирования экономики. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

В чем необходимость государственного регулирования экономики. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной чётко очерченной теории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю граждан и с точки зрения призвано выражать, защищать и регулировать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решаемую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентным повышением жизненных стандартов, противодействий произволу корпораций и т.д.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относят обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующие воздействия государства, где это не приведет к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникации и т.д.); защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто, может и хочет работать. Он не несет ответственность за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство признано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, проводит мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

Рыночный механизм не в состоянии решать всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики; железных дорог, почты, телеграф и т.д.

Государство и экономика – два эти понятия тесно связаны с друг с другом, причем в двояком отношении. Любая экономика определяет экономику государства. В данном случае речь идет о происхождении государства. А с другой стороны, политика государства активно влияет на экономику любого общества, что свидетельствует о её роли. При этом последняя может быть двоякой: политика государства либо тормозит, либо способствует развитию экономики общества.

Исторически сложилось два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство, как субъект экономической системы, обладающие определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Различие между концепциями сводится к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австралийский экономист Хаек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного» сторожа, не вмешиваясь в экономические процессы.

Джон Кейнс и посткейнсианские представители считают, что необходимость слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесие воздействия должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на стабилизированные рост. Так, правительство может воздействовать на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое. Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, образование, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибыли предпринимателей.

Неоклассическая школа и её представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро и макро вмешательства государства на определенный уровень доходов различных слоев населения, координацию инвестированной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.

Рассмотрим объективные обстоятельства, которые обуславливали необходимость государственного регулирования экономики и проследим, как исторически осуществлялся этот процесс.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйство представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющих правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Рыночная экономика никогда, даже на первых этапах её становления, не обходилась без государственного вмешательства. Менялись лишь задачи, формы, инструменты такого вмешательства и его масштабы. Поначалу это была просто охрана прав частной собственности нового класса предпринимателей, содействие развитию транспорта и связи, поддержка молодой национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов.

Позднее, по мере развития экономики, формирования кредитно-финансовой системы, усложнения отраслевой структуры производства и социальной структуры самого общества потребовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма. При всем совершенстве этого механизма как регулятора пропорций общественного производства в соответствии с постоянно меняющихся спросом и предложением в его компетенцию входят лишь сравнительно узкий сегмент осуществленных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанный с ним социальных экономических, международных и других проблем.

Одной из главных причин необходимости государственного регулирования экономики является необходимость обеспечения рыночных условий для существования и развития экономической системы. Реальный экономический строй всегда существует под управлением центральных и местных властей, поддерживающий внутренний порядок, формирующий правила, определяющий характер и механизм существования и развития строя. Функции государства по созданию и поддержанию рыночных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики называется полицейскими или функциями ночного сторожа.

Другой важной причиной ГРЭ является необходимость координации хозяйственной деятельности, т.е. согласования многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. В рыночной экономике воздействия на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию. Огромную роль в обеспечении общества информацией играет государство.

Третьей важной причиной необходимости государственного регулирования является недостатки в функционировании рыночного механизма, а именно:

Поддержка рыночной конкуренции;

Обеспечение общеэкономической стабильности;

Выравнивание кризисов на микро уровне;

Создание системы социальной обеспеченности;

Выравнивание внешних эффектов;

Поддержание внутренней и внешней безопасности, функционирование центральных, муниципальных, управленческих и судебных органов, оказание общеобразовательных и медицинских услуг.

Четвертой причиной государственного регулирования является необходимость существования государственного сектора. Он служит одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта и способствует повышению эффективности народного хозяйства.

Следовательно, перечисленные причины свидетельствуют о том, что государственное регулирование экономики становится необходимым там и в такой мере, где и поскольку рыночный механизм развития экономики и решением назревших проблем.

А.С. Пушкин включил в свое самое известное произведение - роман в стихах «Евгений Онегин» следующие строчки:

Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить,

Нс мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Проблема роли государства в экономике всегда имела важное значение в обществе. Мыслители пытались объяснить роль государства в росте благосостояния его граждан, понять источники богатства самого государства.

Характеризуя взгляды Евгения Онегина, А.С. Пушкин раскрывает суть спора между двумя научными школами экономической теории - меркантилизмом и классической политической экономией - по вопросу о государстве.

Представители меркантилизма видели основной источник богатства нации и государства не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золотых и серебряных монет), источником которого служит прибыль, возникающая при торговом обмене. Однако если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других, но при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. На взгляд меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост богатства был самоочевиден. Товары в одной стране покупались по более низким цепам, а в другой продавались по более высоким. Так, организованная в Англии «Московская компания для торговли с Россией» скупала одну штуку мачтового дерева за 25-30 коп., а продавала за 4-5 руб. 1

«...Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег, - писал видный представитель позднего меркантилизма в Англии Томас Мен (1571-1641), - является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них» .

Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма. Основные составляющие этой политики - поощрение отечественной экономики, защита ее от иностранных конкурентов, расширение внешних рынков. С XVII в. до наших дней не было государства, которое в определенных условиях ни прибегало бы к протекционистской экономической политике. Важнейшее ее средство - таможенные пошлины, однако широко использовались и иные формы и средства осуществления протекционизма . Политика протекционизма предполагала вмешательство государства в экономику.

Развитие экономики привело к переходу к индустриальной стадии производства, росту промышленного капитала, появлению новых взглядов экономического либерализма, созданию классической школы политической экономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) .

В 1776 г. Адам Смит в работе «Богатство народов» сделал вывод о том, что благодаря конкуренции индивидуум, стремясь к достижению личных интересов (прибыли), будет действовать в общественных интересах, как бы направляемый невидимой рукой: «он преследует только свою собственную выгоду, и в этом случае, как и во многих других, невидимая рука направляет его к цели, которая даже частично не входила в его намерения. И для общества это не всегда плохо. Преследуя свои собственные интересы, он часто способствует осуществлению цели общества даже более действенно, чем когда он действительно к этому стремится» .

Идеи государственного протекционизма были заменены принципами свободы предпринимательства и свободы торговли. А. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства, и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, который

А. Смит называл принципом «невидимой руки».

Д. Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества. Смит и Рикардо сформулировали основные положения политики фритредерства (от англ, free trade - свобода торговли) 1 .

Однако даже основоположники классического либерализма, обосновывая принципы laissez-faire, свободной конкуренции и свободного рынка, а также концепцию государства - «ночного сторожа», вместе с тем были вынуждены признать, что государство обязано выполнять ряд функций, призванных обеспечивать жизнеспособность и эффективность экономической-системы. А. Смит один из основателей теории рыночной экономики - считал, что «обязанностью государя или государства является основание или содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые, будучи, может быть, в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала» .

Практически все известные экономисты признают большую роль К. Маркса в развитии экономической теории . Он, его соратники и последователи рассматривали государство как участника производственных отношений. «Современное государство, - писал Ф.Энгельс, - какова бы ни была его форма, есть по своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный каиита-лист» 1 . Государство становится в таком случае не только орудием классового господства, оно выступает не только как орган, осуществляющий ту или иную экономическую политику, но и как собственник, который берет в свои руки средства производства и приводит их в движение, т.е. выступает как хозяйствующий субъект.

Когда государство само приводит в движение производственные силы и таким образом становится субъектом хозяйства, оно становится и агентом производственных отношений. Появление государственной собственности на средства производства втягивает государство в непосредственные отношения производства, и в этих пределах функции государства осуществляются как экономические.

Развитие процессов обобществления приводит к тому, что у государства помимо надстроечных функций, в том числе воздействия на экономику, появляется функция по существу чисто хозяйственная: государство приводит в движение процесс производства, является собственником не только определенного круга средств производства, но и продукта как результата использования этих факторов производства .

В период попытки построения социализма в СССР и ряде других стран государство рассматривалось как орган планомерного руководства всей экономикой соответствующих стран, роль государства неизмеримо возрастала, в том числе и как политико-юридической надстройки. В указанный период подчеркивалась определяющая роль материально-технического производства и порождаемых им производственных отношений для политико-правовой надстройки, которая не следует пассивно за базисом. С этой точки зрения, политикоправовая надстройка не только обладает относительной самостоятельностью, но и оказывает активное обратное воздействие на экономические отношения.

Марксистское направление в экономической науке было далеко не единственным. В XX в. неоклассическое направление выдвинуло много видных ученых, в том числе Э. Чемберлина, Л. Мизеса, Ф. Хайека, М. Фридмана. Во второй половине XX в. неоклассическое направление получило широкое развитие в стенах Чикагского университета США. Именно здесь была создана своеобразная школа сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. М. Фридман разработал экономическую теорию, получившую название «монетаризм» . Суть концепции

М. Фридмана заключалась в отстаивании так называемой количественной теории денег. Согласно этой концепции денежная масса, находящаяся в обращении, непосредственно влияет на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее и хозяйственными процессами, в частности влияют на объем производства и занятость. Стабильный рост с определенным лагом запаса денег, утверждал М. Фридман, обеспечивает стабильный рост производства. Отсюда «денежное правило»: центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры. «Денежное правило» - не допускать прироста денежной массы более, чем на 3- 5% в год - легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени 1 .

«Идея государственного невмешательства, идея «laissez faire, laissez passer», определяла, как известно, всю внутреннюю политику европейских государств. Но затем наступила снова реакция. Все громче и громче стали раздаваться голоса против крайностей индивидуализма и против идеи невмешательства...» .

Дж.М. Кейнс (1883-1946) и его последователи разработали стройную экономическую концепцию, теорию государственного регулирования, призванную устранить наиболее значительные пороки экономического общества, к числу которых относятся неспособность обеспечить полную занятость, а также произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов .

Исходя из того, что государство обладает большей экономической информацией, чем отдельно взятый индивид, Дж.М. Кейнс предполагал активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью достижения поступательного развития.

Основные положения методологического подхода Дж.М. Кейнса сводятся к следующему: важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов; рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно; кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью; введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости; основным инструментом регулирования экономики признается бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

Дж. М. Кейнс скептически относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А.Смитом и ставшему кредо неоклассиков.

Теоретические выводы Дж.М. Кейнса основывались на анализе реальной экономической политики первой трети XX в. и особенно - экономического кризиса 30-х гг. На протяжении всего XX столетия важнейшим стабилизирующим фактором экономики стало увеличение объемов государственного бюджета. Так, если в 1929 г., до того как разразился Великий экономический кризис, закупки федеральным правительством США товаров и услуг составляли лишь 1% валового национального продукта, то к началу кризиса 1974-1975 гг. они составили уже 10% ВНП. В период Великого кризиса 30-х гг. администрация Президента США Ф.Рузвельта разработала и осуществила широкую программу так называемых социальных работ (строительство дорог, озеленение населенных пунктов, уборка улиц городов и т.д.). Были введены и реализованы также широкомасштабные программы социальной помощи неимущим слоям населения и безработным. Эти программы, помимо всего прочего, имели одной из целей повышение покупательной способности населения и тем самым стимулирование производства. Кроме того, была введена гибкая система налогообложения: в зависимости от конкретной конъюнктуры в экономике налоги повышались или снижались, что давало возможность сдерживать или стимулировать рост расходов потребителей. А это, в свою очередь, позволяло стабилизировать спрос . По инициативе администрации Президента Ф. Рузвельта были приняты законы о страховании по безработице, о социальном обеспечении, о федеральном страховании банковских депозитов, федеральные программы поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию и множество других программ, направленных на достижение ряда социальных и экономических целей, которые назывались «Новым курсом».

Однако идеи кейнсианства не смогли в полной мере помочь обществу, основанному па рыночной экономике, в решении всех проблем и недостатков рынка. Подтверждением данного факта стал мировой экономический кризис середины 70-х гг.

Идеи Дж.М. Кейнса были развиты и легли в основу теории смешанной экономики, в соответствии с которой экономика регулируется как рынком, так и государством.

Столь разные взгляды экономистов на роль и значение государства тем не менее позволяют сделать вывод о том, что никто из них не исключал государство из системы рыночной экономики. Место и роль государства, методы, средства и формы участия государства в экономике в тех или иных теориях были неодинаковы, однако так или иначе оно всегда присутствует в экономике. Кроме того, необходимо учитывать, что различия во взглядах исследователей на государство и экономику во многом предопределялись реальными историческими условиями и временным фактором, в пределах которых они работали.

Так чем же определяются объективная необходимость присутствия государства в экономике, необходимость государственного регулирования рыночной экономики? Ответ на поставленный вопрос заключается в несовершенстве, недостатках, провалах, ограниченных возможностях рыночной экономики.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики предопределяется ее несовершенством (несостоятельностью). В экономической теории подробно изучаются типы (виды) несостоятельности, несовершенства рынка . К ним относят несовершенство конкуренции, наличие внешних эффектов, отсутствие возможности предоставления в необходимом объеме общественных товаров (благ), существование неполных рынков, необходимость перераспределения доходов в целях обеспечения социальной справедливости, нестабильность экономического роста, несовершенство информационного обеспечения рынка.

Как отмечают в своем фундаментальном труде «Экономика» Пол Э. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхауз, «серьезное отклонение от модели эффективного рынка может произойти при наличии элементов несовершенной конкуренции и монополии» 1 . А. Смит обосновывал преимущества рыночного механизма, исходя из условий существования совершенной конкуренции, суть которой заключается в том, что все товары и услуги продаются на рынке по свободным ценам, и при этом ни одно предприятие и ни один потребитель не имеют достаточной силы для того, чтобы влиять на рыночные цены. Однако совершенно ясно, что современные условия рыночной экономики далеки от идеальной модели совершенной конкуренции. Рынок без конкуренции невозможен. Тем не менее самой конкуренции свойственны некоторые негативные проявления и свойства. Так, конкуренция, с одной стороны, создает определенное равновесие па рынке, с другой - неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия. Это приводит к нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников хозяйственного оборота. В частности, с понижением цены товара определенное число производителей выталкивается с рынка, что для некоторых предпринимателей означает разорение, а для рабочих - безработицу . Следует согласиться с выводом С.А. Паращука о том, что было бы неверным говорить о совершенстве как свободной, так и всякой иной конкуренции вообще, без учета ее негативных проявлений .

Присущие конкуренции объективные недостатки дополняются субъективными моментами, связанными с деятельностью конкретных субъектов предпринимательства, поскольку предпринимательской деятельности присуще стремление к выгоде, получению прибыли. В условиях конкурентной борьбы достаточно часто применяются способы и приемы, не отвечающие требованиям совершенной конкуренции, не способствующие эффективному функционированию рыночного механизма.

Как утверждают Пол Э. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхауз, «в действительности почти во всех отраслях в некоторой степени имеет место несовершенная конкуренция. Авиалинии, например, на некоторых маршрутах могут не иметь ни одного конкурента, в то время как на других - иметь нескольких» .

В наибольшей степени несовершенная конкуренция проявляется при монополии, когда монополисты имеют возможность ограничивать производство ради более высокой цены, если их деятельность не регулировать 1 .

Выделяют несколько видов монополий: государственную, естественную, рыночную, в том числе монополию обладателей естественных прав .

А.И. Каминка в начале XX в. писал: «Правда, в настоящее время исчезла наивная вера в всеспасительиую силу конкуренции, как источник и гарантию полной гармонии интересов. Государство признает себя обязанным приходить на помощь слабым в их экономической борьбе с сильным, сдерживать его любые стяжательные инстинкты. Мало того, в течение последних десятилетий даже и частная инициатива потеряла веру в спасительную силу этой конкуренции и... пытается именно путем устранения конкуренции в области предпринимательской деятельности достигнуть действительной гармонии интересов» .

В XX в. государства с рыночной экономикой были вынуждены принять законодательство, направленное на устранение недостатков конкуренции и создание конкурентного рынка.

При осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рынка возникают так называемые внешние, побочные эффекты, или экстерналии. Внешние эффекты могут иметь как положительную, так и отрицательную характеристику.

Изобретение лазера позволило получить выгоду не только организациям, которые финансировали научную разработку, но многим коммерческим организациям, не потратившим какие-либо средства на фундаментальные и прикладные научные исследования в области лазерной физики. Это пример положительных внешних эффектов.

Внешние эффекты могут носить и отрицательный характер, когда в результате деятельности участников рынка, связанной с производством товаров, работ или услуг, части издержек перекладываются на других. Так, выброс не очищенных вод животноводческими комплексами приводит к необходимости дополнительных затрат другими участниками рынка, потребляющими воду без соответствующих примесей.

При наличии внешних эффектов рыночные цены не отражают всех общественных издержек и выгод производства соответствующего товара, в чем и проявляется его несовершенство. Именно государство может обеспечить контроль за негативными проявлениями внешних эффектов путем установления необходимых требований к производителям, а также стимулируя деятельность участников рынка по уменьшению негативных воздействий экстерналий.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается также на ограниченной возможности рыночной экономики в производстве общественных благ (товаров) - одного из основных побудительных мотивов в деятельности государства в сфере экономики. Часто рынок не в состоянии предоставить общественный товар либо вообще, либо в достаточном количестве, что и служит основным мотивом для деятельности государства в лице его органов.

Товар (благо) называется общественным, если будучи потребленным даже одним лицом, он доступен для потребления другими .

К так называемым общественным товарам (благам) обычно относят национальные системы образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраны окружающей среды, обеспечение и поддержание правопорядка в обществе и экономике, национальную метеорологическую службу, фундаментальные научные исследования и т.д. Эти товары свободно не продаются и не покупаются на рынке. Их производство частным образом в необходимых количествах невозможно, так как выгоды настолько широко распределяются среди населения, что ни у одного предприятия или потребителя не будет возможности для организации производства этого товара (блага) и возмещения своих затрат. Именно поэтому государство должно содействовать их выпуску.

Как это ни покажется странным, но рыночная система хозяйствования не обеспечивает общество не только общественными благами, но и некоторыми иными товарами и услугами. В этом случае мы имеем дело с несовершенством рынка, именуемым неполным рынком. Полные рынки обеспечивают соответствующими товарами всех в полном объеме, при этом затраты на их производство меньше по сравнению с теми, что индивидуумы готовы за них заплатить. Считается, что частные рынки не справляются в первую очередь с обеспечением страхования и займов.

Необходимость перераспределения доходов с помощью государства вытекает также из неспособности рынка распределить доходы по справедливости, что приводит к большим различиям в уровне доходов слоев населения. Значительные средства тратятся на перераспределение доходов в пользу пенсионеров, инвалидов через систему социального страхования, безработных через систему пособий по безработице и т.д.

Рыночная экономика, как известно, не свободна от взлетов и падений. Цикличность ее развития характеризуется периодическими всплесками инфляции, спадами производства и сопутствующими им повышением цен и безработицей. Благодаря достижениям экономической теории удалось найти способы, обеспечивающие выравнивание экономического развития путем использования государством рычагов фискальной (политики налогообложения и государственных расходов) и кредитно-денежной политики (влияние на процентные ставки и условия кредитования). Несмотря на то, что цикличность развития экономики в значительной степени была устранена, она все же сохранилась, и без государственного регулирования ее проявления будут достаточно ощутимы.

Рынок обладает и иными недостатками, требующими участия государства. К их числу следует отнести и несовершенство, недостаточность рыночной информации, информации для потребителей и производителей товара. Частные и монополизированные рынки далеко не всегда заинтересованы в предоставлении полной информации, и государство может обязать участников рынка публиковать необходимые сведения и факты или само распространять нужную рынку информацию .

Сбор и предоставление информации, учитывая ее объемы, технически достаточно сложный процесс, требующий к тому же значительных материальных и финансовых ресурсов. Каждый участник рынка в отдельности может быть не заинтересован в ее сборе и опубликовании, несмотря на то, что информация может быть необходимым элементом повышения эффективности деятельности участников рынка. Примером может служить перепись населения того или иного государства. Именно в этом случае государственные органы способны решить задачи, которые не могут быть выполнены самим рынком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок обладает объективно присущими ему недостатками (несостоятельностью), которые невозможно устранить без помощи государства.

В то же время следует признать, что и государство в силу ряда объективных явлений не в состоянии принять на себя в полном объеме всю ответственность за эффективное функционирование экономики. Опыт СССР и других стран, экономика которых базировалась на государственной собственности, командно-административных методах руководства, всевластии государства, показал неспособность государства решать основные задачи, стоящие перед обществом, в том числе перед экономикой, без использования рыночных инструментов. В современном мире не существует ни безупречных рынков, ни безупречной деятельности государства в сфере экономики. Появляются так называемые изъяны, или «провалы» государства 1 .

Государство, как и рынок, не обладает всей полнотой информации, обеспечивающей принятие всегда эффективных решений. Результаты многих действий государства в лице его органов непредсказуемы и не до конца могут быть осознаны обществом. Например, когда в США федеральное правительство приняло программу обновления городов, оно не ожидало, что это решение может привести к уменьшению предложения жилья, доступного для бедных. Соответственно федеральное правительство не ожидало резкого увеличения расходов на медицинское обслуживание престарелых, которое последовало за принятием программы медицинской помощи престарелым .

Л.И. Якобсон отмечает, что среди информационных проблем, определяющих изъяны государства, как и изъяны рынка, важное место занимает информационная асимметрия. Именно она характерна, в частности, для взаимоотношений бюрократии с другими участниками общественного выбора. Информационные преимущества позволяют тем, кто ими владеет, отстаивать собственные интересы в ущерб интересам менее информированных субъектов .

Необходимо также учитывать, что государство имеет ограниченный контроль над последствиями своих действий, не всегда зная конечный результат принимаемых мер. Часто государство действует из благих пожеланий, принимая те или иные меры (налоговые и тарифные, стимулы и поощрения, запреты, предписания и т.п.), направленные казалось бы на совершенствование экономических отношений, но результат может быть отрицательный.

Эффективность деятельности государства в условиях рынка во многом зависит от государственного аппарата. Законодатель, принимая законы, предполагает, что государственным аппаратом будет создана необходимая правовая основа реализации соответствующих норм закона в виде подзаконных актов. Однако качество, своевременность их принятия не всегда соответствуют необходимым требованиям. Не всегда удается надлежащим образом добиться выполнения воплощенных в законе идей, что евязапо с не всегда эффективной деятельностью бюрократии. Неспособность государства в полной мере обеспечить контроль за деятельностью бюрократии также следует рассматривать в качестве одного из условий его несостоятельности.

Наконец, нельзя не учитывать сущность государства как политической организации общества. Демократическое общество предполагает существование множества точек зрения, выразителями которых являются представители, выбираемые на основе свободного голосования. Политики и политические партии тем не менее не всегда выражают мнение большинства. При принятии решения часто превалируют интересы отдельных групп, обладающих возможностями влиять на принятие решений.

Большинство современных экономистов и юристов считают, что рынок не относится к саморегулируемым системам в силу объективно присущих ему недостатков (несовершенства, несостоятельности, изъянов), которые нельзя нивелировать без воздействия со стороны государства . «Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой» 1 .

Ограниченная возможность саморегулирования рынка с неизбежностью приводит к выводу об объективном существовании смешанной экономики, основу которой составляют и рынок, и государственное регулирование.

«...В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распределения, управляется государством, ни чисто рыночных, где государство вообще не вмешивается в процессы производства и распределения. Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается иод воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы» .

«Экономические системы всех стран являются смешанными, хотя одни тяготеют больше к командным, в то время как другие в основном опираются на рыночные» . Данное утверждение вполне обоснованно, учитывая, что и большинство современных исследователей в области экономической теории пришло к консенсусу в вопросе о соотношении рынка и государства, признавая необходимость применения как идей М. Фридмана (обеспечение устойчивого денежного обращения), так и идей Дж.М. Кейнса (активное участие государства в стабильном развитии экономики).

Доказательство активного участия государства в экономическом развитии - конкретные факты.

В США при кажущейся свободе предпринимательства государство, заказывая научную и военную продукцию, закупает у частных фирм только около 30% необходимой продукции.

В Швеции государство не вмешивается в дела фирмы, но активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное развитие для всех. Обеспечена почти полная занятость; расходы бюджета составляют около 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.).

В Южной Корее действует государственная монополия в финансово-кредитной сфере; устанавливаются задания и субсидии для экспорта; контролируются внутрифирменные издержки и качество продукции, особенно в экспортных отраслях; крупные сельскохозяйственные предприятия принудительно дробятся; контролируется проникновение иностранного капитала и валюты в страну.

Германия считается социальным государством: на социальные нужды направляются Уз государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Человек защищен на все случаи жизни: страхование по безработице, но болезни, пенсионное, от несчастного случая. Предприятие оплачивает 100% по больничному листу в течение 6 недель, кроме того, платит отпускные, рождественские, надбавку к пенсии. Работающие отчисляют на свои социальные нужды 40% доходов, из них 50% компенсирует работодатель. Предприятие тратит на социальные нужды 30% аналогичных государственных выплат 1 .

А. Хоскинг признает смешанный характер экономики Великобритании. При этом определенная часть, или сектор национального хозяйства страны, принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, в то время как другая его часть принадлежит и управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями .

Известные американские экономисты Пол Э. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхауз считают, что эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы - рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки - одной рукой аплодировать невозможно. «Успехи и неудачи государства свидетельствуют лишь о том, что умение правильно провести границу между рынком и государством относится к числу вечных проблем. Экономические инструменты совершенно необходимы, чтобы общество сумело найти золотую середину между принципом неограниченной свободы предпринимательства (т.е. рыночными механизмами) и демократическими «правилами дорожного движения»: хорошая смешанная экономика - это, если необходимо, ограниченная смешанная экономика. Но те, кто пытается свести роль государства к найму полицейских плюс поддержанию работы нескольких маяков, живут вчерашним днем» 1 .

В разных странах доля государственного сектора в общественном финансовом хозяйстве различна: от 15% в США до 85-90% во Франции, где большая часть коммерческих банков национализирована .

Размер государственного вмешательства в экономику, в рыночные отношения - величина переменная, зависящая от многих факторов. Однако можно бесспорно утверждать, что в переходный период от экономики социалистического типа к экономике рыночного типа роль государства не только не снижается, но значительно возрастает, учитывая необходимость смены основных правил игры, изменение всей правовой базы деятельности субъектов рынка, установления контроля за соблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но и интересов общества. Таким образом, уровень, размер государственного регулирования экономики зависит от конкретной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.

Суть вопроса не в относительной величине государственного сектора, хотя это важно и показательно, а в том, что общественное финансовое хозяйство в развитых экономических странах является обязательно смешанным, т.е. частно-государственным либо государственно-частным; что оно выполняет свою сложную функцию именно в смешанном образе и при организационном участии государства, распространяющемся на все национальное финансовое хозяйство .

Вопрос о том, «сколько государства» должно быть в экономике, зависит от множества факторов. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей, тех или иных отраслях экономики государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может не учитываться при решении задачи правового обеспечения государственного регулирования рыночной экономики. С.С. Занковский обоснованно выделяет в связи с этим три правовых режима регулирования экономики.

Первый из них, который можно условно обозначить как режим активного регулирования, должен иметь своим предметом сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, энергоснабжение, связь, формирование госрезерва и т.п.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование, органичивающееся определением параметров деятельности коммерческих организаций (стандарты, правила и т.д.), но не затрагивающее, но общему правилу, свободу договора (торговля, строительство и проч.).

Третий правовой режим - минимальный - мог бы относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, где возможности для государственного регулирования даже посредством технико-юридических норм практически отсутствуют .

Представляется, что споры юристов об объеме государственного регулирования на конкретном этапе развития экономики безосновательны. Данная задача должна решаться экономистами и другими специалистами в области экономики па основе анализа огромного количества данных, с применением современных методик расчета эффективности функционирования экономики при определенных обстоятельствах. Задача юристов сводится к созданию соответствующей правовой базы, обеспечению эффективного правового регулирования экономических отношений общества.

Многие экономисты и юристы отмечают объективную необходимость усиления роли государства в переходной экономике, к которой относится и экономика современной России. Так, В.С. Якушев пишет: «Экономическая жизнь очень динамична, она постоянно порождает новые виды отношений, которые далеко не всегда предусмотрены действующим гражданским законодательством. Но есть еще одна сторона экономики, которую нельзя сбрасывать со счетов: управление экономическими процессами со стороны государства. Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазви-вающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной. Более того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция» 1 .

Академик Ю.К. Толстой пишет: «Понимание того, что демократические реформы во всех сферах жизни общества, в том числе и в области экономики, могут быть успешными лишь при наличии сильной и авторитетной, а иногда и авторитарной государственной власти, прививаются с большим трудом. Не секрет, что до сих пор бытует мнение о несовместимости рыночных реформ и государственного регулирования экономики. Нет ничего ошибочнее и пагубнее этого мнения, которое в его практическом преломлении уже принесло нашему обществу немало бед. Достаточно напомнить шоковую терапию, бездумную приватизацию, массовую безработицу, утечку капиталов за рубеж, крупномасштабный обвал производства, дефолт и многое другое, чтобы убедиться в том, насколько пагубны, особенно в нынешний переходный период, попытки отказаться от активного вмешательства государства в экономику и другие сферы общественной жизни, исходя из наивного представления, будто рынок все расставит но своим местам. Заслуга представителей школы хозяйственного, предпринимательского и коммерческого права (называйте это направление, как хотите) состоит в непрекращающихся усилиях найти оптимальный баланс соотношения государственного регулирования экономики с использованием стоимостных рычагов» .

Даже такой либеральный экономист, как А. Чубайс не отвергает необходимости государственного регулирования. Рассматривая проблемы энергетического комплекса России, он приходит к следующим выводам: «Внутри того, что называется энергетическим сектором, есть часть по определению рыночная и конкурентная. Я имею в виду прежде всего генерирующие компании и энергетические станции. Если согласиться с этим постулатом, необходимо создать рынок, создать конкуренцию, заставить государство уити из конкретного сектора, запретить ему вмешиваться в процесс ценообразования и структурировать этот сектор так, чтобы в нем была конкуренция. Но есть часть энергетики заведомо не рыночная и неконкурентная. Это - сети и диспетчирование. В этих сферах государственное влияние должно не только сохраниться - оно должно усилиться. Здесь неизбежен контроль над себестоимостью, а цены должны регулироваться государством» 1 .

В.Ф. Яковлев совершенно справедливо утверждает, что «рыночная экономика, как экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, содержит в себе мощную систему стимулирования и саморегулирования экономики. Вместе с тем в современных условиях этих отношений недостаточно, и они должны сочетаться с системой упорядочения, регулирования экономических отношений, исходящих от государства. Роль государства, особенно в переходный период, да и в условиях стабильной рыночной экономики, должна быть значительной. Слабое государство выполнять эту роль не может. Государство должно быть сильным» .

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г.) , установлено, что основными направлениями национальной безопасности Российской Федерации во впут-риэкономической деятельности государства является наряду с другими усиление государственного регулирования экономики.

Современная российская экономика характеризуется не только как экономика смешанного тина, но и как экономика переходного типа.

Для переходной экономики характерны следующие основные черты:

  • 1) кризисное состояние экономики, падение темпов роста производства, рост безработицы и цен, потрясения, неустойчивость в финансово-кредитной сфере, снижение эффективности воспроизводства и уровня жизни значительных слоев населения;
  • 2) усиление неустойчивости экономики, нарастание темпов перемен. Происходит переход от одного состояния равновесия к другому - через период хаотических перемен, к которым часто не успевают приспособиться государство, предприниматели, работники;
  • 3) резкое изменение положения страны в мировой экономике, их доли на мировом рынке, в мировом промышленном производстве.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики нашла закрепление в судебной практике и международно-правовых актах. Так, Г.А. Гаджиев отмечает, что и в Соединенных Штатах Америки, и в странах Европы сложилась судебная практика, оправдывающая интенсификацию государственного регулирования предпринимательства в целях защиты прав потребителей 1 .

В США, как отмечает Г.А. Гаджиев, почти столетие свобода договора, выводимая из положений 14-й и 15-й поправок к Конституции, использовалась федеральным Верховным судом для объявления неконституционными законов штатов и федеральных законов, затрагивающих государственное регулирование экономики. Американский либерализм, американское понимание свободы создали «зоны приватности», т.е. сферы частной жизни, к которой относился и частный бизнес, защищенные от вторжения государства.

Конец этой длительной судебной практики связан с «великой экономической депрессией» и «Новым курсом» Президента США Ф. Рузвельта.

В 30-е гг. XX в. Верховный суд США стал признавать возможным государственное регулирование экономики. В частности, Верховный суд признал конституционными антимонопольные и ряд других законов, устанавливающих более жесткие рамки государственного регулирования предпринимательства .

Так, при рассмотрении дела «Корпорации по производству льда против Либмапа» (1932 г.) Верховный суд исследовал вопрос о конституционности закона штата, который вводил требование для каждого, кто намеревался производить лед и осуществлять его продажу в бытовых целях, получать от властей штата сертификат, подтверждающий соответствие нового производства общественным интересам и потребностям. Закон также предусматривал возможность изъятия выданного сертификата, если предприятия по производству льда по своим мощностям удовлетворяли потребности населения (в то время лед использовался для хранения пищевых продуктов).

Одна из корпораций, получившая указанный сертификат, предъявила иск с целью не допустить конкурента (Либмаиа) к производству льда на территории, составляющей сферу ее интересов.

Верховный суд признал неконституционным закон штата по следующим основаниям.

«В рассматриваемом деле корпорация пыталась не допустить конкурентов в бизнес по производству и продаже льда.

Проблемы конституционности законов не возникают, когда законы штатов устанавливают правовое регулирование в целях защиты прав потребителей, либо в связи с условиями производства, либо для того, чтобы обеспечить качество товаров.

Введенный законом штата контроль со стороны органов власти штата, напротив, не защищает от монополии, а благоприятствует ей. Целью закона является не содействие конкуренции, а ее устранение; не регулирование предпринимательства, а исключение возможности им заниматься».

Исследовав вопрос, Верховный суд пришел к выводу, что производство льда нельзя рассматривать как естественную монополию.

Суд образно сравнил положение закона штата о получении сертификата с попытками одного производителя обуви не допустить другого производителя к производству и продаже обуви только потому, что первый утверждает, что готов изготовить обувь, которая потребуется всей нации.

Весьма интересно особое мнение судьи Верховного суда Брандэзи. Его аргументы основывались на утверждении, что производство льда относится к таким отраслям, которые по своей природе особо тяготеют к монополии.

Производство льда, считал Брандэзи, осуществляется на небольших заводах, действующих в пределах ограниченного рыночного пространства в связи с подверженностью готового продукта, т.е. льда, порче. «Но тот факт, что предприятия по производству льда действуют на ограниченном рыночном пространстве, не устраняет конкуренцию», - заявил судья.

Еще до принятия оспоренного закона в сфере производства льда во многих местностях штата конкуренция существовала, хотя цены на лед были обычно одинаковыми, так как производился один и тот же продукт в сравнительно одинаковых условиях. Поэтому потребитель мог рассчитывать, что конкурирующие производители назначат одинаковую цену на лед.

Брандэзи рассматривал производство льда как естественную монополию, поскольку относительная простота и дешевизна строительства производств для изготовления льда и увеличение объемов нроизвод-ства не могут привести к значительному увеличению размеров предприятий но производству льда. Эти посылки привели судыо к выводу о том, что конкуренция в производстве льда вызовет его удорожание, монополия же в этой сфере производства вообще невозможна ввиду порчи продукта при его транспортировке на большие расстояния и удорожания в процессе транспортировки. «Отказ от регулирования количества производителей льда посредством выдачи сертификатов приведет к тому, что производители льда в ограниченном рыночном пространстве прибегнут к повышению цен на лед, что сразу же скажется на интересах неимущих слоев населения, не имеющих холодильников», - считал Браидэзи 1 .

Приведенное дело интересно тем, считает Г.А. Гаджиев, что в порядке аргументации некопституциоиности закона Верховный суд США помимо правовых использовал экономические доводы. Эго довольно редкий случай, так как, по общему правилу, Верховный суд старался не углубляться в экономический анализ для принятия правового решения и быть лояльным в отношении экономической политики федерального правительства, справедливо считая, что углубление в рассмотрение экономико-политических вопросов опасно вовлечением суда в политический процесс. В таких случаях Верховный суд предпочитал не демонстрировать свою власть .

Государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 г. па пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии со ст. 7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию» .

Обоснование объективной необходимости государственного регулирования рыночной экономики не снимает вопроса об изучении признаков этого явления, целей, средств, задач и функций государственного регулирования.

  • См.: Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М, 1997. С. 44-46.
  • Мен Т. Богатство Англии во внешней торговле. Меркантилизм. Л., 1933. С. 155.
  • См.: Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Куш-лина, Н.А. Волгина. М., 2000. С. 216.

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

    Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами . Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

    Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

    Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации , то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

Направления государственного регулирования экономики:

Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

Интенсификация экономики с помощью НТП;

Укрепление позиции на международном рынке;

Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

Развитие социально- значимых отраслей.

Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся засчет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Новое на сайте

>

Самое популярное