Домой Альфа Банк Субъекты инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления

Субъекты инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления

1. Инвесторы – юридические и физические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные, государство в лице органов государственного управления, органы местного самоуправления, граждане.

2. Заказчики – физические и юридические лица, уполномоченные инвестором, осуществляющие реализацию инвестиционного проекта. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов ИСД, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, который не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или контрактом в соответствии с законодательством РФ.

3. Подрядчики – физические и юридические лица, которые по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиком, выполняют работы, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Подрядчиками могут быть различные СМО, проектные, архитектурные, проектно-строительные и др. организации, независимо от формы собственности, а также отдельные физические лица, имеющие соответствующие разрешительные документы на проектную или строительную деятельность в установленном законом порядке.

Подрядчик может по согласованию с заказчиком привлекать для выполнения отдельных видов работ другие организации – субподрядчиков, заключая с ними договора субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик. В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками – в качестве заказчика. Как правило, в качестве субподрядчиков выступают специализированные организации, выполняющие специальные строительные работы.



4. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, для которых создаются объекты строительства. Пользователями могут быть инвесторы. (Иностранные лица, государственные органы управления, муниципальные органы управления, международные организации, граждане и др.).

5. Инвестиционная инфраструктура – физические и юридические лица, обслуживающие инвестиционный процесс и обеспечивающие взаимодействие между субъектами инвестиционного рынка (банки, страховые компании, лизинговые фирмы, риэлторские, оценочные компании, консалтинговые и др.).

6. Застройщик – Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектом капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик может быть инвестором.

Организации-застройщики называются девелоперами (от англ. developer – застройщик)/ (to develop – строить, развивать, создавать).

Инвестиционно-строительный комплекс. Структура ИСК.

Взаимодействие участников ИСД.

Наиболее часто применяются следующие схемы взаимодействия участников ИСД:

1. Традиционная схема.

2. Схема «проектирование и строительство».

3. Концессионная схема.

Традиционная схема.

Традиционная схема взаимодействия участников ИСД характеризуется тем, что строительные и проектные работы выполняются различными участниками ИСД (в первом случае – это подрядная компания, а во втором – проектная организация), при этом, как правило, проектные и строительные работы осуществляются последовательно. Традиционная схема иногда называется схемой «проектирование-тендер-строительство», так как подрядные торги проводятся после завершения проектных работ.

Главные преимущества традиционного подхода:

1. Обеспечивается возможность достижения максимальной экономии средств инвестора.

2. Выполнение каждого вида работ специализированной организацией (проектирование – проектной организацией, строительство - строительным подрядчиков) обеспечивает высокий уровень профессионализма, и как следствие высокое качество работ.

3. Последовательное выполнение работ позволяет довести каждую из работ до надлежащего уровня качества;

4. Обеспечивает равномерное распределение рисков между заказчиком и подрядчиком;

5. Обеспечивается контроль за ходом строительства, контроль стоимостных показателей и результатов работ на каждом этапе. Есть возможность исправления ошибок и внесения корректив в ход выполнения работ;

6. Имеются длительная история и большой накопленный опыт применения.

Наряду с перечисленными достоинствами традиционная схема имеет и недостатки:

1. Более длительные, чем при применении других схем, сроки выполнения проектов.

2. Значительная вероятность превышения фактической стоимости строительства над принятой заказчиком стоимостью, предложенной победителем конкурса.

3. Значительная вероятность продления установленного в договоре срока завершения работ.

4. Разрыв между проектированием и строительством (выполняются разными организациями. Между проектированием и строительством может пройти сколь угодно долгое время, подрядчик не участвует в процессе проектирования). Опытные заказчики изыскивают возможность достижения взаимодействия или частичной интеграции процессов проектирования и строительства, что позволяет уменьшить риски, связанные с разрывом между двумя этими видами деятельности.

5. Значительная вовлеченность заказчика в текущее управление проектированием и строительством объекта. Как правило, функции связанные с планированием, составлением сметы, подготовкой и проведением конкурсов, а также осуществлением надзора за строительством. В той или иной степени делегируется заказчиком проектировщику, инженеру или профессиональным консультантам. Важнейшие контрольные функции осуществляются заказчиком самостоятельно. Многие заказчики прежде всего государственные) считают такое положение дел оправданным и содержат штат сотрудников, привлекаемы к управлению инвестиционно-строительными проектами.

Однако существует большое количество заказчиков (прежде всего коммерческих), которые не считают целесообразным и экономически обоснованным осуществление непосредственного текущего руководства выполнением работ по проекту. Такие заказчики часто не имеют (и не хотят иметь) необходимой квалификации и ресурсов и предпочитают делегировать существенно больше полномочий подрядчикам, профессиональным консультантам и нанятым управляющим.

Традиционная схема организации ИСП и взаимодействия участников используется в проектах следующего типа:

1. В проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, аэродромов, портов и т.д.);

2. В проектах по сооружению крупных промышленных объектов;

3. В проектах строительства объектов для государственных нужд;

4. В проектах, финансирующихся международными финансовыми агентствами (Всемирный банк, ЕБРР и т.д.).


Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Как видим, круг субъектов определен широко, критерии выделения их в качестве субъектов инвестиционной деятельности не указаны, поэтому не ясно, почему, например, посреднические организации (и какие) отнесены к таковым, любые ли кредитные организации являются субъектами инвестиционной деятельности.
Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР применяется в части, не противоречащей Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).
В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 2 ст. 4 Закона). Как видим, субъекты определены в этом законе более четко, однако и здесь Закон из-за отсутствия критериев отнесения лиц к субъектам инвестиционной деятельности, перечислив основных участников инвестиционного процесса, весьма невнятно ссылается на других лиц, вроде бы также относящихся к субъектам инвестиционной деятельности.
Исходя из рассмотренного выше понятия инвестиционной деятельности следует, что субъектом этой деятельности является прежде всего инвестор.
Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающих их целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).
Инвесторы - это лица, способные самостоятельно осуществить все практические действия, связанные с реализацией инвестирования, от принятия решения об инвестициях до получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Особенно это характерно для инвестиций в форме капитальных вложений: на всех этапах инвестиционной деятельности - организационном, инвестиционном и предпринимательском - инвестор может действовать самостоятельно, от своего имени, не передавая своих функций другим лицам.
Застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции (п. 16 ст. 1 ГрК РФ). Закон оперирует термином "застройщик" (а не инвестор) как более широким понятием, включающим как инвесторов, так и, например, граждан, осуществляющих на своих земельных участках индивидуальное жилищное строительство.
Лицами, осуществляющими инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также строительство, могут быть как сами застройщики, так и привлекаемые ими или заказчиком на основании договора физические или юридические лица. При этом все они, включая застройщика, должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством соответственно к лицам, выполняющим инженерные изыскания, проектные, строительные работы.
Введя объект в эксплуатацию, инвестор - уже как предприниматель - организует производство товаров, оказание услуг с использованием созданных в результате строительства объектов.
Можно сказать, что сообразно этапам инвестиционной деятельности инвестор осуществляет организационную, инвестиционную, предпринимательскую функции.
Для этого он наделен широким комплексом прав. Обратим внимание, что законы об инвестиционной деятельности содержат специальные статьи об этих правах (ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).
Основными правами инвестора являются следующие:
1) равное с другими инвесторами право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законом инвестирования признается неотъемлемым правом инвестора, охраняемого законом;
2) право самостоятельного инвестиционного выбора. Инвестор сам определяет объемы, направления средств в качестве инвестиций;
3) право самостоятельно и по своему усмотрению подбирать лиц для реализации инвестиций, заключать с ними договоры, в том числе на конкурсной основе (например, договоры с заказчиками, подрядчиками, поставщиками);
4) право контролировать целевое использование средств в качестве инвестиций. Формы контроля различны в завᴎϲимости от вида инвестиций и инвестиционной деятельности. Например, контроль за использованием средств, переданных в качестве вклада в складочный капитал полного товарищества, прямо и непосредственно осуществляют все участники этого юридического лица. Органы управления здесь не создаются и все вопросы управления, включая сферу контроля за использованием средств, решаются по общему согласию товарищей. Каждый из них вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел, а отказ от этого права, равно как и его ограничение, в том числе по соглашению участников, ничтожен (ст. 71 ГК РФ). В хозяйственных обществах контроль осуществляется непосредственно инвесторами-участниками на собраниях при утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, а также опосредованно через органы управления юридическим лицом. Контроль за деятельностью исполнительных органов возложен на совет директоров. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создаются ревизионные комиссии, привлекаются, на основании договоров, внешние аудиторы;
5) право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций. Эти правомочия составляют содержание права собственности инвестора на соответствующие объекты. Если в качестве инвестора в установленном законодательством порядке выступает унитарное предприятие, то на объект инвестиционной деятельности возникает право собственности соответственно государства, муниципального образования и производное вещное право - хозяйственного ведения или оперативного управления у предприятия - юридического лица;
6) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование, получать доходы от эксплуатации этих объектов. Так, инвестор - собственник имущества унитарного предприятия: осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на совершение крупных сделок, а также сделок, в которых имеется заинтересованность, принимает решения о проведении аудиторских поверок, может изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и осуществлять иные контрольные функции (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Собственник предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Предприятие с правом хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке и размерах, установленных Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ст. 17 указанного Закона);
7) право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам. Так, например, инвестор-застройщик вправе передать заказчику права по реализации инвестиционного проекта;
8) право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора, например договора простого товариществасовместной деятельности);
9) право получать прибыль от предпринимательской деятельности, основанной на использовании объектов инвестиционной деятельности, реинвестировать ее как в созданное производство, так и в иные объекты предпринимательской деятельности.
По своей роли в правоотношениях инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков (например, вкладчики (коммандитисты) в товариществах на вере), кредиторов (например, банки, предоставившие инвестиционный кредит под реализацию инвестиционного проекта), заказчиков (инвестор - заказчик по договору строительного подряда), покупателей (например, приобретая оборудование по договору поставки).
В качестве инвесторов могут выступать государство, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть:
- собственные средства (прибыль, сформированные из прибыли фонды накопления, амортизационные отчисления и другие собственные финансовые ресурсы);
- заемные средства (например, инвестиционные банковские и выдаваемые государственные бюджетные кредиты). Заемные средства, поступая в имущественную сферу инвестора, расходуются на инвестиционные цели как собственное имущество. Инвестор-заемщик обязан возвратить полученные средства и уплатить кредитору проценты за них. Соинвесторы, разрабатывая совместные инвестиционные проекты, могут установить в качестве обязательного условия участия в проекте наличие собственных средств в размере не менее определенного процента от стоимости работ по реализации инвестиционного проекта. Если кредитором является государство, минимальный размер собственных средств заемщика для реализации инвестиционного проекта предусматривается законодательством;
- привлеченные средства. К ним относятся средства, поступившие от других инвесторов в уставные капиталы в качестве прямых и портфельных инвестиций, а также средства, поступающие в виде взносов физических и юридических лиц (но не в уставный капитал) в целях реализации инвестиционного проекта. При продаже, например, акций имущество в оплату за них поступает в собственность акционерного общества, а между акционером и обществом устанавливаются обязательственные правоотношения (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
На практике широкое распространение получило долевое строительство объектов недвижимости, в том числе жилых домов, с привлечением средств граждан и юридических лиц. Право на привлечение таких средств имеют застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые:
- владеют на основе аренды или в качестве собственников земельными участками, предоставленными им в установленном порядке для строительства объекта, в состав которого будут входить объекты долевого строительства;
- получили разрешение на строительство в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ;
- опубликовали в средствах массовой информации и (или) разместили в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет) проектную декларацию не позднее чем за 14 дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства. Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и о проекте строительства. Требования к ее содержанию определены ст. 20, 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"- *(источник № 822) (далее - Закон об участии в долевом строительстве).
Участники долевого строительства выступают в качестве соинвесторов. Исключение составляют граждане, которые вступают в правоотношения с застройщиком в целях получения в собственность объекта долевого строительства (чаще всего квартиры) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Средства граждан на эти цели не обладают рассмотренными выше признаками инвестиций. На эти отношения, помимо указанного Закона об участии в долевом строительстве, распространяется законодательство РФ о защите прав потребителей. Застройщики, привлекающие средства граждан для строительства многоквартирного дома, в котором гражданин получит квартиру в собственность, должны отвечать установленным законом требованиям (наличие лицензии, наличие собственных средств в установленном размере, соблюдение нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика).
Другие субъекты инвестиционной деятельности.
О других, помимо инвестора, субъектах инвестиционной деятельности правомерно говорить в случаях, когда инвестор уполномочивает этих лиц реализовать часть своих функций, передает права на распоряжение своими средствами в качестве инвестиций на использование объекта инвестиционной деятельности.
Такими субъектами являются заказчик и пользователь объектов инвестиционной деятельности.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Услуги заказчиков широко распространены в сфере капитального строительства. Заказчики заключают договоры с подрядчиками, поставщиками и другими контрагентами в целях реализации инвестиционного проекта, осуществляют строительный контроль за выполнением подрядчиками работ. Заказчик вправе по своей инициативе привлекать для проведения проверки соответствия выполняемых работ проектной документации лицо, выполнившее проектные работы по проверяемому объекту строительства.
Заказчик рассчитывается с подрядчиком за выполненные работы. Для этих целей заказчик наделяется инвестором правами владения, пользования и распоряжения средствами инвестора, предназначенными для инвестиций в соответствии с условиями договора, государственного контракта и требованиями законодательства. При этом эти средства не переходят в собственность заказчика.
Заказчики распоряжаются ими в интересах инвестора и за его счет, действуя в качестве посредника между инвестором и другими участниками инвестиционного процесса. Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей.
Пользователи - это субъекты, для которых создаются, приобретаются объекты инвестиционной деятельности. О пользователе как субъекте инвестиционной деятельности можно говорить лишь в случае наделения инвестором определенного лица правами по использованию объекта, например возведенного здания. В тех случаях, когда инвесторы-застройщики строят объект для себя и сами эксплуатируют его, фигура иного, кроме самого инвестора, пользователя отсутствует.
Пользователь как субъект появляется на третьем этапе инвестиционного процесса - предпринимательском. Он должен обеспечить эффективное использование инвестиционных объектов, например здания, оборудования.
Ближайшая задача пользователя после ввода объекта в эксплуатацию - достичь окупаемости инвестиционного проекта. Пользователь осуществляет предпринимательскую деятельность, используя новое оборудование, организуя работу в зданиях производственного назначения, созданных в результате реализации инвестиционного проекта. Понятно, что данная деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, требует высокой квалификации руководителя эксплуатирующей объекты организации, ее персонала. Полученная пользователем прибыль в завᴎϲимости от правового положения инвестора и пользователя, условий заключенного между ними договора, в частности: а) передается инвестору, за вычетом той, которая в соответствии с законодательством остается в распоряжении пользователя (в отношении казенных предприятий); б) остается в распоряжении пользователя, который отчисляет инвестору часть прибыли (предприятия с правом хозяйственного ведения).
Инвестор может получать доходы не в виде отчислений доли прибыли, а в качестве платы за пользование имуществом (в случае финансовой аренды (лизинга) имущества.
Отношения между инвестором и пользователем определяются договором (решением) в соответствии с законодательством.
Примером таких взаимоотношений на основе договора является, например, финансовая аренда (лизинг) нового оборудования.
На основе решения компетентного органа государственной, муниципальной власти имущество закрепляется за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Если инвестиция была некоммерческой, объекты инвестиционной деятельности используются по целевому назначению, под контролем инвестора (например, здания школ, больниц и других государственных и муниципальных учреждений).
Исполнители (подрядчики) - исполняют задания инвесторов, заказчиков. В сфере капитального строительства подрядчики строят, реконструируют объекты на основании договора подряда и (или) государственного контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд.
В отличие от заказчиков, подрядчики не распоряжаются средствами инвестора, они исполняют обязанности по договору строительного подряда, получая за выполненную работу вознаграждение.
Так как исполнители (подрядчики) не наделяются инвестиционными полномочиями, их не следует рассматривать в качестве субъектов инвестиционной деятельности.
Другое дело, что подрядчики, равно как и поставщики станков, механизмов, оборудования, объективно являются участниками инвестиционного процесса - т.е. лицами, способствующими инвестору в реализации инвестиционного проекта.
Основная деятельность поставщика, подрядчика - это их обычная предпринимательская, а не инвестиционная деятельность. Произведенные ими продукты являются их оборотными активами. Продавая оборудование покупателю, выполняя работы для инвестора, заказчика, они реализуют свои товары, работы - оборотные активы, как и все другие лица, реализующие свои товары и услуги на рынке. Покупатели, заказчики, приобретая объекты, служащие более года и способные приносить доход в процессе их использования, в собственность, ставят их на учет как основные средства (внеоборотные активы), действуя в силу закона как инвесторы.
Итак, производство и реализация товаров, работ поставщиком, подрядчиком - это их предпринимательская, а не инвестиционная деятельность. А приобретение покупателем, заказчиком объектов, учитываемых ими в качестве основных средств, нематериальных активов, относится к деятельности инвестиционной, выступая в качестве одной из сторон в деятельности предпринимателя (наряду с другими, такими как маркетинговая, сбытовая, снабженческая и др.).

Инвестиционная деятельность - это деятельность, включающая процессы вложения инвестиций (инвестирование), а также совокупность практических действий по реализации инвестиций .

Под инвестиционным объектом понимается любой объект предпринимательской деятельности , на который направлены инвестиции.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Инвестор - основной субъект инвестиционной деятельности. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы , органы местного самоуправления , а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Заказчиками могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом . Пользователи объектов инвестиционной деятельности - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления , иностранные государства , международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Несмотря на все многообразие деятельности, определяемой как инвестиционная, можно выделить ряд общих черт, характерных для нее.

  1. Инвестиции, как правило, носят долгосрочный характер.
  2. Инвестиционная деятельность и принимаемые инвестиционные решения оказывают комплексное воздействие на все стороны предпринимательской деятельности инвестора, а также на социально-экономическую ситуацию региона (крупные проекты - занятость).

Указанные свойства инвестиций определяют необходимость глубокого и тщательного технического, информационного и организационного обоснования инвестиционных решений, выступающих как средства достижения целей инвестора.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом, на основании п. 3 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Подрядчиками признаются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

1. вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях промышленности;

2. ценные бумаги;

3. целевые денежные вклады;

4. научно-техническая продукция и другие виды собственности;

5. имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений; генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Закон наделяет инвесторов независимо от их государственной принадлежности целым комплексом прав, в том числе правами:

На осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

На самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;

На владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

На передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

На объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

На осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвесторы вправе рассчитывать на поддержку и гарантии государства в обеспечении стабильных и экономически безопасных условий для инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положение которых ограничивает права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы и т.п. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду.

Наряду с предоставлением прав и обеспечением гарантий на инвесторов возлагаются обязанности:

1. осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

2. исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

3. использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

1. сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков –инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству;

2. инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

3. сфера обращения финансового капитала.

Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Инвесторы вправе совмещать функции различных субъектов инвестиционной деятельности, например заказчиков, подрядчиков, при условии соблюдения ими требований законодательства, предъявляемых к заказчикам и подрядчикам.

В отношении инвесторов, являющихся иностранными лицами, следует иметь в виду, что согласно ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются прежде всего международными договорами Российской Федерации и только затем нормами внутреннего законодательства - ГК РФ, законодательством об инвестиционной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 2 Закона об иностранных инвестициях иностранными инвесторами признаются:

1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Новое на сайте

>

Самое популярное