Домой Банки Неценовое регулирование естественных монополий. Кафедра антикризисного и корпоративного управления

Неценовое регулирование естественных монополий. Кафедра антикризисного и корпоративного управления

Методы государственного регулирования естественных монополий

2.1 Неценовые методы регулирования

На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.

Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.

Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т. 2: учебник - Спб.: «Экономическая школа», 2009.

Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.

Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.

Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.

В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.

Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.

Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: «Дашков и ко», 2010.

Фактическое использование метода даст возможность создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к окончательному потребителю, у которого появится настоящий шанс осуществлять контроль качества используемого им продукта.

Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.

Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.

Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.

Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику: 1. прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения; 2...

Государственная политика по регулированию занятости и безработицы в Российской Федерации

В принятой правительством антикризисной программе декларируется, что первым приоритетом государственной политики является выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением. Особо выделены методы...

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования...

Государственное регулирование рыночной экономики

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния...

Государственное регулирование цен в международной практике

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночные рычаги и методы косвенного регулирования цен...

Естественные монополии в современной России

Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования...

Инфляция и антиинфляционная политика

Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибылей и оживлению рыночной конъюнктуры, а потому могут положительно сказываться на экономическом развитии...

Методы государственного регулирования естественных монополий

Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний. Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею...

Монополизм в экономике и антимонопольное законодательство

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке...

Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Предприятие как основное звено экономики. Функциональные подсистемы управления организационной структуры

кадровый монетарный политика Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений...

Теоретический анализ сущности, способов и методов регулирования естественных монополий

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью...

Характеристика основных участников строительства

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами...

Эволюция теорий международной торговли

Тарифы не единственная форма торговой политики. С 1931 г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов - нетарифные торговые ограничения...

Эластичность спроса на товары длительного пользования в условиях большого города

Поскольку потребности людей взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворение, находятся в определенной зависимости друг от друга. Поэтому развитие общества...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства

ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Факультет Государственное и Муниципальное Управление

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Направление: Государственное и муниципальное управление

Курсовая работа

по экономической теории

" Методы государственного регулирования естественных монополий "

Выполнила: студент 8202 группы

Тиссен Илья

Проверила: Шаравина Е.В.

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

Существует очень большое число разных рыночных состояний, что разрешает разговаривать о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую основополагающую в виде предпосылки данного несовершенства.

Страна, гарантируя поддержку конкурентной борьбе (ст.8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета исполнять экономическую деятельность, нацеленную на монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу. Таковой запрет согласуется с положением ч.3 ст.17 Конституции про то, что воплощение прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы иных лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, а именно, вопросов конкурентной борьбе, считается требуемым условием создания цивилизованного рынка.

В экономике Российской Федерации на ряде рынках товаров и услуг, связанных, к примеру, с транспортировкой газа по трубопроводам, ж\д перевозками, услугами автотранспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на данных рынках успешнее в неимение конкурентной борьбы вследствие тех отличительных черт производства. Товары ведь, производимые субъектами этой деятельности, не в состоянии быть заменены в пользовании иными, благодаря чему спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Поэтому регулирование естественной монополии является актуальным на сегодняшний день. Цель исследования изучить методы государственного регулирования естественных монополий. В соответствие с целью были поставлены задачи:

Рассмотреть сущность естественной монополии

Рассмотреть государственное регулирование естественной монополии

Рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ

Объектом исследования является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в России

Предметом исследования это экономические отношения, возникающие между предприятиями и организациями в условиях естественной монополии.

1. Сущность естественной монополии

1.1 Понятие и виды естественной монополии

Естественная монополия это такая ситуация на рынке, когда одно предприятие является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей. Такого типа монополию называют естественной потому, что в это случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов, могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация.

Ситуация естественной монополии представлена на рис. 1. Здесь LAC и LMC это кривые средних и предельных затрат длительного периода, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q 1 , P 1) определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площадь CP 1 AB.

Ситуация естественной монополии

Субъектом естественной монополии согласно Федеральному закону от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О Естественных монополиях" это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п.3 ст.3 Закона о монополиях). Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

У естественной монополии есть характерные черты. Первой и основной чертой является единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; монополист-это отрасль, состоящая из одной фирмы. Следовательно, такая фирма и отрасль - синонимы.

Следующая важнейшая черта это отсутствие заменителей данного продукта. Продукт естественной монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. К таким монополиям относятся газовые и электрические фирмы и компании, предприятия водоснабжения и связи.

Также характерной чертой значительный контроль над ценой, который осуществляется монополистом. Причина очевидна: монополист выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения.

Ещё важной чертой является вхождение в отрасль заблокировано. Барьеры для вступления в отрасль, которые очень значительны в краткосрочном периоде оказываются преодолимыми в долговременном периоде.

И последней не менее важной чертой является невысокая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию либо услуги, производимые субъектами естественной монополии, в наименьшей степени находится в зависимости от изменения стоимости, чем спрос на иные виды продукции (услуг), так как их не возможно заменить иными товарами. Эта продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или же иных отраслей промышленности. К этим товарам относится, к примеру, электроэнергия. Если предложим, увеличение цен на машины заставит почти всех покупателей категорически отказаться от приобретения личной машины, и они станут пользоваться социальным автотранспортом, то в том числе и значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее употребления, так как заменить ее эквивалентным энергоносителем трудно.

Для естественной монополии характерны также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие фиксированные издержки. Далеко не каждый предприниматель в состоянии осуществить такие инвестиции и подобные фиксированные платежи. Важно заметить, что одновременно следует отметить, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Естественные монополии могут быть 2-ух видов:

Природные монополии появление этих монополий происходит вследствие барьеров для конкурентной борьбы, установленных самой природой. К примеру, монополистом готов стать фирма, геологи которой нашли месторождение неповторимых полезных ископаемых. Если же она при всем этом покупает земельный участок, где находится месторождение, никто другой уже не сумеет им пользоваться. Закон защищает права собственности, в том числе и когда они ведут к созданию монополии. Впрочем, регулирующее вмешательство государства, в том числе и при данных критериях не исключено.

Технико-экономические монополии. Это относительное название для монополий, происхождение которых обусловлено либо техническими, либо финансовыми причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. К примеру, маловероятно создание в мегаполисе 2-ух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. Другими словами технически это реально выполнить, но нерационально с технической и финансовой точек зрения.

Также естественные монополии по территориальному пространству: федеральные, региональные, локальные или муниципальные.

Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, поскольку они чаще всего встречаемый вид естественной монополии. Она представляет из себя такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется успешнее одним производителем. Справедливо ограничение конкурентоспособной среды обусловлено научно-техническими отличительными чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка.

1.2 Необходимость регулирования естественной монополии

Необходимость регулирования ситуации естественной монополии имеет длительную историю. Концепция естественной монополии была заложена Джоном Стюартом Миллем (1848), который акцентировал проблему неоправданного (ведущего к растрате ресурсов) дублирование сетей передач, которое может произойти в общественных секторах. Леон Вальрас развил связь между естественной и регулированием в приложении к строительству и функционированию железных дорог. Предпосылка о том, что регулирование служит цели сохранения эффективного функционирования крупномасштабного производства путём контроля над рынком, была частью так называемой концепции "прогрессивного общественного интереса", которая в полной мере применялась к регулированию общественных секторов XX века.

Традиционное регулирование естественных монополий имеет столетнюю историю. Оно зародилось на рубеже XIX и XX веков, существенно расширилось в 1930-х гг. и до 1960-х гг. применялось достаточно успешно.

Преимущественно в этот период предполагалась, что цель регулирования - обеспечить социально желаемые результаты во всех тех случаях, когда для их достижения нельзя полагаться на конкуренцию. Регулирование путём прямого вмешательства в экономические процессы замещает собой "невидимую руку", действует так называемая "видимая рука". Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, вследствие этого почти, что не производилось специальное выделение секторов экономики, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил потребность внедрения определенных методов регулирования естественных монополий. Данная необходимость вызвана рядом причин.

В государствах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий подразумевает, что использование государственного регулирования считается оправданным тогда, когда конкретный товар (услуга) изготавливаются единственным экономическим субъектом если соблюдать условие, что конкурентная борьба между подобными предприятиями невозможна по технологическим и либо экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта будет сопровождаемым снижением удельных издержек

Несмотря на наличие технической эффективности сосредоточения производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет много фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или же вздувания прибыли, что сводит на нет общественный эффект от экономии на масштабе вследствие диктата необоснованно больших цен. При всем при этом аналогичные злоупотребления зачастую очень сложно распознать извне в следствие того, что настоящее положение дел монополиста считается, обычно, тщательно укрываемой информацией.

Из-за того, что естественные монополии, обычно, создают продукцию, нужную для обычного функционирования большинства предприятий и основополагающую существенную часть употребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в рамках экономики страны. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и прочих экономических структур, владеющих влиянием на рынке не стесненных в собственной деятельности регулирующим воздействием государства.

Потребность регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не столько отрицательными последствиями монопольного поведения. Присутствует и обратная точка зрения: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий имеет возможность служить сильным инструментом экономической политики страны, позволяющим регулировать хозяйственную активность всевозможных секторов экономики и выравнивать ее сезонные колебания. Иначе говоря, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен считается действенным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

природная естественная монополия российская

2. Государственное регулирование естественной монополии

2.1 Неценовые методы регулирования

На протяжении многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные в основном на принципах прямого контролирования с применением устройств ценового и неценового регулирования.

Рассмотрим неценовые методы регулирования. Один из этих методов это инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующие органы проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавший её. В этом случае объём выпуска, вероятно, составит Q 1 при цене P 1 (рис.1), однако часть получаемой прибыли монополистом будет перечислено в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем больше часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - "слишком малый" объём продукции.

Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведён в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т. 2: учебник - Спб.: «Экономическая школа», 2009.

Следующий метод это выделение естественно-монопольного сектора в отдельную фирму. Сущность метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в раздельно функционирующую фирму собственным управлением и собственником. В соответствии с этим, у вновь возникшей фирмы возникает самостоятельное финансирование от источников заработка (оказание услуг по перевозке электроэнергии и теплоносителей), также затраты на ремонт и переоснащение ключевых производственных фондов. Иная же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на федеральный рынок и соперничает с иными производителями.

Этот метод регулирования носит в большей степени характер структурных реформ, но не регулирования, хотя в отечественных условиях данная мера становится полноценным неценовым способом регулирования. Подтверждением данного считается создание свежей структуры хозяйственных отношений монополии (в общем, появление из одной фирмы нескольких наиболее маленьких, в частности выделение естественно-монопольного и конкурентоспособного сектора), собственно по степени воздействия присуще исключительно неценовым методам регулирования.

Так, в РФ с 1 апреля 2010 года начал работу новый перевозчик - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) в виде филиала ОАО "РЖД", отвечающий за сферу пассажирских перевозок. При всем при этом в нем выделены 2 сектора работы - конкурентоспособный и общественный (регулируемый), которые различаются принципами ведения бизнеса.

В общем же этот способ можно считать многообещающим для применения в финансовой практике, хотя в отечественных условиях следует принимать во внимание вероятные отрицательные последствия из-за образовавшейся технической структуры производства, например - в секторе энергоснабжения.

Также есть ещё один неценовой метод это контроль качества товара естественной монополии. Этот вид неценовых методов регулирования естественных монополий основывается на традиционной предпосылке, что все товары и услуги обязаны иметь определенный стандарт качества в производстве и окончательном выпуске. К примеру, выпуск труб для газотранспортной системы обязан отвечать стандартам прочности (действие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и так далее), а несоответствие этим требованиям сможет повлечь отказ потребителей от покупки продукта и утраты покупателя.

Этот метод регулирования считается довольно трудозатратным с технической точки зрения и требует вложения денежных средств со стороны потребителей, государства либо со стороны монополии (например, установка оборудования). Очевидно, решать вопрос о том, кто обязан понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут исключительно органы власти, но не сам монополист либо окончательный покупатель. При всем этом при решении этого вопроса нужно будет исходить из сложившихся российских реалий и в частности, учитывать невысокий жизненный уровень большинства населения РФ. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: «Дашков и ко», 2010.

Фактическое использование метода даст возможность создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к окончательному потребителю, у которого появится настоящий шанс осуществлять контроль качества используемого им продукта.

Принято выделять ещё один неценовой метод это обязательное обслуживание определенных групп потребителей.

Содержание метода довольно точное: фирма - естественный монополист обязана оказывать услуги неким группам покупателей в отсутствии учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В конкретную категорию потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, помещения силовых ведомств и т.п.), а еще социально важные объекты жизнедеятельности.

Эффективность при применении этого метода не подвергается сомнению, потому что идет речь о государственной сохранности и о его выполнении в всех вероятных случаях, не взирая на односторонность применения. Выгоду в краткосрочном периоде получает исключительно покупатель, соответственно в долгосрочном периоде - все общество.

Внедрение этого неценового способа регулирования отображает во многом черты переходного состояния экономики, какой в этот момент является экономика России. Очевидно, в государствах с развитой рыночной экономикой, отлаженной системой защищенности отсутствуют проблемы. Длительность применения данного метода регулирования в условиях российской экономики определена следующими условиями: окончание переходного характера российской экономики, усиление ее рыночного характера; улучшение экономического положения бюджетной сферы и благосостояния населения.

2.2 Ценовые методы регулирования

Ценовой метод регулирования естественных монополий - это установление цен или предельных тарифов на продукцию компаний.

Один из ценовых методов регулирования естественной монополии это ценообразование по Рамсею. Дабы не допустить потерь и приблизится к конкурентоспособному эффекту, значение цены, которую назначает правительство на продукт естественного монополиста, ориентируется средними издержками производства.

Эта цена носит название "цена Рамсея" по имени экономиста, предложившего подобный метод ценообразования. Математически можно представить так:

(P i -MC i) /P i = k/e i ,

где P i - цена товара i;

MC i - предельные затраты производства товара i;

e i - эластичность спроса на товар i по его цене;

k - константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

Это же правило можно сформулировать иначе, если нам известны оптимальные объёмы выпуска всех продуктов естественной монополии, т. e. объёмы, удовлетворяющие спрос, задаваемые ценами, равными предельным затратам. Эти объёмы служат точкой отсчёта. Правило формулируется так: сокращайте объёмы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затратами. Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009

Правило Рамсея можно рассматривать как теоритическое основание для установление цен в соответствии с ценностью услуги. За рубежом давно известно практика установления грузовых железнодорожных тарифов в соответствие с этим принципом ценообразования. В России почти, что в соответствие с этим принципом в августе 1995 г. была введена дифференциация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по трём классам грузов.

Следующий метод ценового регулирования естественной монополии это ценообразование при пиковом спросе. Этот метод используется тогда когда некоторые виды продукции, должны потребляться сразу в процессе производства их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Вместе с тем спрос на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени.

Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на неё колеблется во времени, производственных мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъёма обеспечиваются ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

Применения такого ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса (англ. peak-load pricing) чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.

Возьмём для примера электроэнергетику. Ценообразование при пиковом спросе на электроэнергию в России означало бы, что тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом, и выше в дневное и вечерние время, чем ночью. Так и обстоит дело во многих странах мира. У нас же тарифы на электроэнергию всё ещё разнятся по сезонам года в обратной зависимости от загрузки мощностей: зимой они ниже, чем летом, и не различаются, как правило, по времени суток. Отечественная практика ценообразования по настоящее время основывается на бухгалтерских, а не на экономических представлениях о затратах.

Ясно, что такое ценообразование стимулирует потребителей к неравномерному потреблению электроэнергии, что вызывает значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удорожание электроэнергии.

Ещё одним методом ценового регулирования естественной монополии является установление цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду и пр. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

Не менее важным методом регулирования является контроль над уровнем доходности. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

Считается, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит эффект Аверча-Джонсона.

Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар естественной монополии.

Тем не менее, государственное ценообразование на уровне социально справедливой цены привело бы к еще большему росту благосостояния по сравнению с регулированием нормы доходности.

Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Фирмы выбирают технологию, не обеспечивающую эффективное размещение ресурсов. Условие равенства предельной нормы технологического замещения труда капиталом относительной цене труда не выполняется.

Интуитивно эффект Аверча-Джонсона объясняется тем, что ограничение нормы доходности повышает заинтересованность фирм в наращивании выпуска преимущественно за счет использования капитальных ресурсов, что позволяет в соответствующих условиях увеличивать общую сумму прибыли существенно быстрее по сравнению с ростом доходности используемого капитала.

Действие эффекта Аверча-Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы. Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства, низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие издержки на единицу продукции на покупателей товара.

Таким образом, негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии.

3. Естественные монополии в Российской Федерации

3.1 Особенности естественных монополий в России

Естественные монополии в Российской Федерации считаются основным, базисным составляющим для всей экономики страны. С одной стороны, это разъясняется географической удаленностью субъектов производства и пользования внутри хозяйственного комплекса. Если взглянуть под другим углом, в структуре промышленного производства РФ доминирует продукция невысоких степеней переработки, в затратах на создание которой доминируют расходы на услуги естественных монополий.

Особенность российских естественных монополий состоит в том, что они имеют огромные размеры и жизненно важны для функционирования всей экономики России. Сегодня в РФ сложились 3 основных естественных монополии: "Газпром", "РАО ЕС", "РЖД". И их механическое разделение их на части с целью создания в этих отраслях конкуренции принесло бы больше вреда, чем пользы. Задача регулирования этих монополий состоит в том, чтобы найти такую форму их функционирования, в которой элементы монополизма и конкуренции органично сочетались. Пока же необоснованный рост цен и тарифов в последние годы позволяет естественным монополиям увеличивать издержки, не заботясь о повышении эффективности. Не урегулированы платежно-расчетные отношения с потребителями продукции и услуг естественных монополий. В результате эта сфера стала одним из источников неплатежей, а высокие цены на продукцию монополии ограничивают потенциал развития и конкурентоспособности российской промышленности.

Инструменты регулирования естественных монополий в Росси можно условно разделить на три группы: непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов; косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности и использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства, что обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

Первой причиной является то что Естественные монополии - более стойко функционирующие секторе экономики. Они составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). От того, как эффективно действуют данные сектора экономики, находится в зависимости рост или же снижение этого наиболее главного показателя финансового благосостояния общества. Смещение в худшую сторону производственно-экономических результатов этих секторов экономики может привести к кризису в экономике страны.

Следующей причина это в Российской Федерации естественные монополии - это бюджетообразующие сектора экономики. Доля чистой прибыли ОАО "РЖД" составляет в настоящее время всего 6% от совместной величины перечисляемых в бюджет налогов, вместе с тем, к примеру, в Газпроме данная цифра доходит до 45 %. http: //www.gazprom.ru/ В условиях недостатка бюджета правительство заинтересовано в создании стимулов для поддержания денежного положения этих отраслей, чтобы иметь возможность получать постоянные доходы в бюджет.

И ещё не менее важной причиной, является несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению прибыльности в выгоду естественных монополий. Благодаря собственной монопольной власти данные сектора экономики устремляются назначать наиболее высокую цену, нежели сделала бы чисто конкурентная компания с такими же издержками.

И последняя причина это то, что естественные монополии - затратообразующие сектора экономики, вследствие этого уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает воздействие на единый уровень тарифов. Увеличивается инфляционный потенциал экономики: подъем затрат ведет к недостатку инвестиций, необходимых для укрепления воспроизводства. Потребность компенсации данного дефицита способствует росту цен.

Климатическая суровость предопределяет немалую "энергоемкость жизни" в РФ. Роль естественных монополий тут не ограничивается созданием совместных условий производства и формированием основных характеристик финансового роста: они считаются главнейшим фактором жизнеобеспечения, а иногда и выживания. Конкретно данным обусловлены масштабы хозяйственной деятельности страны в данных секторах экономики.

3.2 Реформирование естественных монополий в Российской Федерации

Экономическое развитие России требует реформирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях. Без этого невозможно решить проблемы привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения услуг в периода возрастающего вследствие экономического роста спроса на них. Реструктуризация естественных монополий является также основой снижения издержек потребителей и их услуг. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, нужным для надёжного удовлетворения платёжеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат российских товаропроизводителей. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / «Экономика России: ХХI век». - 2011. - № 11.

Задача государства сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив при этом сохранение стабильности в экономике и устойчивого роста. Реформы естественных монополий должны стать составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями являются сами монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики так никто и не оценил. Необходимо провести комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и проходящие в них инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге повлечет за собой замедление экономического роста.

Реформирование должно строиться с учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной стране мира. Эти условия связанны с большой протяженностью территории, которая обуславливает, с одной стороны, роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, а с другой, - неизбежно высокие транспортные затраты; суровыми климатическими условиями на большей части территории, что обуславливает неизбежно более высокую энергоемкость экономики.

Также стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны и историческим размещением предприятий (в том числе - крупных), экономически обусловленным распределением промышленного производства с ориентацией на источники энергии.

Поэтому подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах. Прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим. Более того, технологические особенности каждой из отраслей естественных монополий требуют особого подхода. Очевидно, что естественно-монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности в каждой из них должны быть разделены настолько, насколько это целесообразно в существующих условиях.

Государственная политика в рассматриваемой сфере будет направлена на решение следующих задач: реструктуризация указанных отраслей для чёткого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов и потенциально конкурентных видов хозяйственных деятельности, усиление государственного контроля в первом случае и стимулирование конкуренции - во втором, повышение прозрачности структуры затрат; полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей; выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей разных видов топлива, а также разных транспортных услуг.

Также обеспечение недискриминационного доступа независимых производителей и потребителей к услугам естественных монополий при эффективном антимонопольном регулирование и прекращение перекрёстного субсидирования различных категорий потребителей.

Заключение

Проблема регулирования естественных монополий постоянно имела специальное место. Сохранение равновесия между интересами населения и монополистами - это довольно сложная задача. Чтобы, достичь желаемого результата нужно определять тарифы наиболее действенным и объективным образом, беря во внимание интересы двух сторон. И еще нужно будет стимулировать фирмы естественных монополий к сокращению издержек производства, улучшению свойства обслуживания. Для воплощения этих всех задач созданы органы регулирования естественных монополий. До того как принять какое-либо решение о изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ сектора экономики, принимая во внимание все требуемые аспекты их деятельности.

По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное во многом не имеющее аналогов в мире.

Для становления экономики нужно регулирование деятельности естественных монополий, но непосредственно регулирование, но не деление. Естественные монополии имеют все шансы не столько органически вписаться в экономику региона, да и поднять его уровень до необыкновенных высот.

Приоритетной задачей правительства обязано быть регулирование уже имеющихся естественных монополий. Принимая во внимание особую роль для жизни общества секторов экономики, имеющих отношение к естественным монополиям, их государственное регулирование (особо в условиях системного экономического кризиса) обязано быть ориентировано, для начала, на прекращение либо сдерживание подъема цена на продукцию (услуги) естественной монополии на отечественном рынке при одновременном сохранении данных тарифов (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При верной политике страны можно рассчитывать на последующее процветание как монопольных субъектов, но и жителей страны.

Список использованной литературы

1. http://www.gazprom.ru/ - сайт ОАО Газпром.

2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. - Петрозаводск: ПетрГу, 2012.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика т.2: учебник - Спб.: "Экономическая школа", 2009.

4. Горбухов В.А. Коммерческое право. Шпаргалки: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2013.

5. Грязнова А.Г., Н.Н. Думной Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие - М.: Кнорус, 2010.

6. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. / "Экономика России: ХХI век". - 2011. - № 11.

7. Есипова В.Е. Цены и ценообразования: учебник. - Спб.: Питер, 2009

8. Журавлёва Г.П. Эконмическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник - М.: "Дашков и к о ", 2010.

9. Костенко М.А. Коммерческое право: учеб. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

10. Левкина Е.В. Микроэкономика: учебник. - М.: Эксмо, 2011

11. Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий. / Журнал российского права. - 2013. - №10.

12. Носова С.С. Основы Экономики: учебник. - М.: Кнорус, 2012.

13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. - М.: Юнити, 2010.

14. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Модель естественной монополии и причины ее возникновения. Государственное вмешательство в экономическую деятельность естественных монополий. Процесс регулирования естественных монополий. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования РФ и США.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2008

    Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий. Основные цели и задачи реформирования естественных монополий в Российской Федерации. Перспективы развития и направления антимонопольного регулирования естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2015

    Модель естественной монополии и причины ее возникновения, преимущества и недостатки, необходимость и методы регулирования. Место и роль естественных монополий в условиях реформирования электроэнергетического комплекса России, экономические последствия.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2011

    Основные признаки и сущность естественных монополий, их роль в национальной экономике. Методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причины возникновения природных и технико-экономических монополий в России.

    эссе , добавлен 19.04.2014

    Признаки, типы и методы регулирования деятельности естественных монополий. Особенности функционирования естественных монополий в современной России, их вклад в развитие экономики (отрасль электроэнергетики). Реформирование естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2013

    Понятие, виды и типология естественных монополий. Общая характеристика естественных монополий в России (Газпром, ЕЭС, РЖД), их доля на национальном рынке. Основные принципы и методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в РФ.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2016

    История возникновение монополий. Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии. Проблемы реформирования концернов. Методы государственного регулирования и контроля деятельности субъектов монополи в области транспорта и природных ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2008

    Понятие естественных монополий, их сфера деятельности, признаки, функции и законодательное регулирование в Российской Федерации. Способы регулирования естественных монополий. Механизм регулирования естественных монополий в условиях российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественной монополии. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России, разработка стратегии их реформирования. Анализ функционирования естественных монополий и их функций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Теоретические аспекты изучения антимонопольного регулирования естественных монополий в РФ: понятие, сущность государственного регулирования, система органов управления. Нормативно-правовое регулирование и пути реформирования естественных монополий в РФ.

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, а другая - тарифов.

Принципы регулирования отличаются в зависимости от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других факторов.

Структура тарифа должна разрабатываться таким образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается по каждому виду продажи или характеру услуги, что, как правило, требует разбивки издержек на основе определенного параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.

Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.

Модель регулирования верхнего предела тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект регулирования, задание ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.

Существует два основных подхода в установлении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром выпускаемой продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает при определении принципов агрегирования цен, входящих в корзину товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений.

В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.

Данная модель регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:

  • установление наиболее важного для потребителей параметра - уровня цен;
  • прозрачность и, следовательно, простота отслеживания и принятия решений;
  • упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы;
  • стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром фактора повышения производительности.

Данная модель менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоемкости. Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают стимулы для повышения эффективности производства. При правильном определении величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.

Рассматриваемая модель действительно стимулирует эффективность, поскольку фирма присваивает (по крайней мере в краткосрочном периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера пересмотра цен (в частности, точного соблюдения его сроков) и жесткости фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением фактора повышения производительности и тем самым более низкими ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.

Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания для занижения результатов своей деятельности, чтобы добиться более "щадящего" режима ценообразования.

При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет "монополию информации" в отрасли, то практически нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения информации на основе критериальной конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой. Разумеется, чем больше схожесть характеристик компаний и условий их функционирования, тем содержательнее сравнение и слабее монополия информации.

Контраргументом тезиса о прозрачности и гибкости регулирования (при установлении тарифов корзины услуг) является возможность допуска перекрестного субсидирования, которое вызывает неэффективное распределение факторов производства, направленное на подавление конкурентов.

Описанные модели имеют много общего:

  • отражение в том и другом случае процесса торга между компанией и регулятором;
  • идентичность принципов построения систем регулирования, так как в обоих случаях за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Различие между этими моделями заключается в том, что в одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли, а в другом она фиксируется только на "входе" (т.е. стимулируется минимизация затрат, на которые исчисляется прибыль). В последние годы стали применять модель, совмещающую черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. При такой модели ошибки в определении тарифа в пользу компании не слишком важны, поскольку они корректируются ограничением нормы прибыли. Кроме того, для установления "справедливой" величины данного показателя все шире используются результаты критериальной конкуренции.

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

· договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

· объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

· наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

Модель картеля - представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

· принципа установления цен;

· раздела рынков сбыта;

· квот производства и сбыта участников;

· обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.


Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

27. Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.

2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.

3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.

4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на:

1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.

2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.

3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

28 и 29(ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий)

В современной экономической теории и практике существуют два основных метода регулирования естественных монополий: к ним можно отнести ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку, были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают ценовым методам. Основной причиной сложившейся ситуации является, на мой взгляд, неочевидность экономических результатов от внедрения неценовых методов в краткосрочном периоде и наличие административного характера в воздействии на предприятия естественных монополистов.

Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам регулирования естественных монополий относятся следующие:

1 .Установление цен (тарифов) или их предельных уровней.2. Регулирование нормы прибыли.3. Блочные тарифы.4. Ценовое регулирование при ограниченной мощности. 5.Определение цены на уровне издержек.

К неценовым методам регулирования естественных монополий относятся:

1 .Организационно - экономические методы (стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально

конкурентного и естественно - монопольного сегментов в рамках одной компании);

2.Методы, развивающие конкуренцию (выделение естественно-монопольного сегмента в отдельную компанию и перевод оставшихся в конкурентную сферу, организация торгов за франшизу (франчайзинг));3.Ограничительные методы (обязательное обслуживание определенных групп потребителей; ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов);4.Неформальные методы.

Стоит отметить, что ценовые и неценовые методы регулирования можно охарактеризовать как "прямые" и "косвенные" методы регулирования. Прямое регулирование непосредственно влияет на экономического агента или группу агентов, а косвенное регулирование на окружающую экономическую инфраструктуру агентов, тем самым, создавая определенные правила поведения в их экономической деятельности. Данный подход позволяет определить степень воздействия ценовых и неценовых методов регулирования на экономику предприятий естественных монополистов, что в результате способствует эффективной оценке самих методов регулирования.

Само регулирование естественных монополий, как мера государственного воздействия на бизнес, необходима для соблюдения баланса интересов между потребителями (домашние хозяйства и крупные промышленные потребители) и инвесторами (государственные и частные инвесторы, ожидающие положительный результат от вложенных средств); для определения справедливого тарифа на услуги естественных монополий; для сокращения издержек и повышения финансовой прозрачности; для повышения эффективности работы; для улучшения обслуживания потребителей, надежности поставок и создания конкурентных условий там, где позволяет технологическая структура отрасли.

Ориентированность на рыночные методы регулирования естественных монополий в Западных странах определила основные тенденции в развитии ценовых форм регулирования, поскольку именно в этих странах зарождались и развивались все основные методы - как ценовые, так и неценовые (Западная Европа - конец 19 века, США - начало 20 века). Практическое внедрение ценовых методов регулирования показало, что и они не лишены изъянов, в свою очередь это потребовало развития и внедрения неценовых методов регулирования. Стоит учитывать и особенности каждой страны (природно-климатические условия, концентрация производственных мощностей и т.д.), в которой применяется метод регулирования.

Исторически первые шаги в регулировании естественных монополий предпринимались в странах Западной Европы и США.

Так, Великобритания была одной из первых стран Западной Европы, в которой предпринималась попытка регулирования естественных монополий1. Регулирующим органом выступал Парламент, а позднее и специально созданные регулирующие комиссии. В целом опыт по государственному регулированию естественных монополий в Великобритании составил более чем столетнюю историю.

В странах континентальной Европы долгое время предприятия естественных монополий находились в руках государства (1940 гг. - конец 1970 гг.) и только в конце 1970-х годов стала преобладать политика по либерализации отраслей естественных монополий, в результате стали появляться частные компании, конкурирующие между собой в отрасли. Причиной данной ситуации во многом стал послевоенный период, когда требовалась жесткое вертикальное управление основных отраслей экономики с целью восстановления страны и народного хозяйства. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы сохранилась преобладающая роль государственной собственности в отраслях естественных монополий, но управление этими отраслями передано на конкурсной основе независимым компаниям, которые имеют как государственную, так и частную форму собственности. В Германии, Франции, Великобритании преобладает в большей степени частная собственность в отраслях естественных монополий, а в Швеции, Дании, Австрии, Италии, Швейцарии государственная форма собственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное