Домой Кредитные учереждения Анализ социально- экономического развития. Анализ социально-экономического развития региона

Анализ социально- экономического развития. Анализ социально-экономического развития региона

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов. он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т. д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
- Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
- Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
- Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
- Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
- Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.
. Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?
. При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного характера:
а) Ограниченная емкость рынка.
б) Административные ограничения.
в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.
г) Неравенство стартовых условий.
2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:
а) Межрегиональная инфраструктура.
б) Финансово-кредитная инфраструктура.
в) Внешнеэкономическая инфраструктура.
г) Кооперативная инфраструктура.
3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:
а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не включает:
а) Складские помещения.
б) Здания и оборудование бирж.
в) Персонал торговых организаций.
г) Телекоммуникационные сети.
5. При определении степени социальной ориентации экономики региона:
а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа.
б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства.
в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы.
г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

Анализ социально-экономического развития территории является одним из основных и традиционных методов региональной экономики . Он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов. Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона. В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе. Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона.


При данном анализе оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона. В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона.

При проведении этого анализа выделяют:

1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.

2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.

5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.

Эти шесть показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют: Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения. Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности. Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства. Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей). Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет. Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров.

При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения. Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг. Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни

Комплексный анализ информации любой адми-нистративно-территориальной единицы, как прави-ло, проводится с применением двух наиболее действен-ных методологических подходов:

Исторический (историко-географический) подход позволя-ет разработчикам программы понять историческую логику, внут-реннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точ-ке, выделить движущие силы и источники, определяющие про-странственные, структурные, демографические сдвиги, качес-твенные изменения исторической миссии муниципального об-разования в различные периоды времени. Изучение этих аспек-тов развития муниципального образования позволяет с опре-деленной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.

Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального района и его административного центра. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, расстояние до административно-го центра субъекта Федерации, количество и плотность прожива-ющего населения, перечень входящих в состав городских и сель-ских поселений, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых.

При проведении структурно-функционального анализа со-циально-экономического развития муниципального образования изучается:

  • динамика развития ведущих секторов экономики муниципаль-ного образования за последние 3 - 5 лет (выявляются градообра-зующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъ-ектов, объединенные общими производственно-технологичес-кими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; оп-ределяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной эко-номики);
  • уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
  • обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
  • инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жи-лье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;
  • научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
  • состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градооб-разующих и градообслуживающих предприятий;
  • состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муни-ципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;
  • уровень жизни и социальной защиты населения муниципаль-ного образования;
  • состояние потребительского рынка;
  • уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;
  • состояние экологии;
  • состояние общественной безопасности.

Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитических материалы целесообразно свести в три ос-новных блока:

Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования.

Как уже было сказано вы-ше - это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:

  • основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;
  • основные индикаторы развития отдельных поселений, класте-ров и отраслей экономики муниципального образования;
  • основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финан-сов и потребительского рынка;
  • основные индикаторы развития социальной сферы муници-пального образования;
  • сравнительные (относительно иных муниципальных образо-ваний) характеристики недостатков и преимуществ муниципаль-ного образования.

Второй. Внутренняя среда муниципального образования - ин-формационно-аналитический блок, содержащий:

  • аналитические материалы, касающиеся внутренних противо-речий и условий, их порождающих, в экономическом и социаль-ном секторах муниципального образования, а также оценку воз-можного позитивного или негативного влияния выявленных про-тиворечий в плановый период;
  • аналитические материалы, касающиеся внутренних по-тенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудо-вых, природных, культурных, рекреационных и т. д.), кото-рые могут быть вовлечены в развитие муниципального об-разования.
  • Для муниципальных районов, имеющих в своем соста-ве сельские и городские поселения, необходимо дополнитель-но дать информационно-аналитические материалы, касающие-ся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.

Третий. Внешняя среда муниципального образования - инфор-мационно-аналитический блок, содержащий:

  • аналитические материалы, касающиеся внешних политичес-ких, экономических и социальных тенденций, которые могут ока-зать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;
  • аналитические материалы, касающиеся внешних потенциаль-ных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природ-ных, культурных, рекреационных и т.д.), которые могут быть вов-лечены в развитие муниципального образования.

С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориаль-ного планирования, уточняются и оцениваются внутренние и вне-шние ресурсы, которые можно привлечь для экономического раз-вития муниципального образования, оценивается конкурентоспо-собность муниципального образования на рынках финансов, тру-да и потребительском рынке.

Алгоритм структурно-функционального анализа социально-эко-номического положения муниципального образования:

Оценка потенциала, внешних и внутренних факторов развития территории, проблем и ограничений развития социума и территориальной экономик:

  • Особенности экономико-географическо-го положения и природные ресурсы
  • Население, рынок труда и уровень жизни
  • Экономика, предприни-мательство и хозяйствен-ный климат
  • Инфраструктура
  • Финансы и инвестиции
  • Социальная сфера
  • Экологическая обста-новка

Результаты - наличие стратегического анализа как системы интегрированных показателей, описывающих текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, его место на рынке материальных ресурсов, финансов, потребительском рынке и долю в региональном и федеральном разделении труда, т.е. описывающих потенциал муниципального образования.

В ряде случаев в рамках структурно-функционального анали-за проводится интегральная оценка исходного состояния развития социального и экономического секторов муниципального образо-вания.

В общем виде интегральная оценка сводится:

  • к группировкам индикаторов по выбранным признакам;
  • экспертной оценке их влияния (удельного веса) на интеграль-ную оценку состояния объекта исследования;
  • выбору функций, сводящих несколько индикаторов к одному интегральному;
  • расчет интегрального показателя

Для сельских поселений основным источником структурно- функционального анализа социально-экономического положе-ния сельских поселений являются книги похозяйственного уче-та. В связи с этим структурно-функциональному анализу текуще-го состояния социально-экономического развития на уровне посе-лений должна предшествовать работа по упорядочению похозяйственного учета и актуализации данных похозяйственных книг. Именно данные похозяйственного учета должны являться осно-вой для муниципального планирования, а положительная или от-рицательная динамика основных показателей, учитываемых в похозяйственном учете - индикаторами соответственно выполнения или невыполнения основных целей и задач «поселенческих» про-грамм.

Прежде чем приступить к разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития региона, необходимо:

1. Проанализировать базовый ресурсный потенциал региона (данные о природных, трудовых, инвестиционных ресурсах, а также инновационный потенциал). Проанализировать привлекательность региона, например, в части инвестирования, наличия льгот наиболее выгодным инвесторам.

2. Определить приоритетные отрасли региона, составляющие его специализацию, их место и роль в социально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях.

3. Проанализировать уровень развития отраслей специализации, их долю в экспортно-импортных операциях, численность занятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическое положение региона и формирование его рыночной инфраструктуры.

4. Провести анализ структуры хозяйственного комплекса региона, выделить экономически эффективные и не эффективные предприятия с целью последующего принятия мер по реструктуризации или ликвидации последних.

5. Выявить сильные и слабые стороны хозяйственного комплекса региона, а также возможности и угрозы его развития, создаваемые внешней средой (SWOT-анализ). Целью такого анализа является поиск реальных схем формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию.

6. Проанализировать наличие взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

7. Проанализировать уровень благосостояния населения региона.

11 октября 2001 года была утверждена Правительством РФ федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" В паспорте программы Государственным заказчиком Программы явилось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Основной разработчик - Совет по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук.

Целью Программы было сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015 г. - в 2 раза, в 3 раза - к 2015 году; сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 % в 2010г. и на 25 % - в 2015 г.

Задачи Программы - формирование условий для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднего по стране; создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата; повышение эффективности государственной поддержки субъектов РФ.

Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики.

Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.

Различия в социально-экономическом развитии регионов объясняется двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Комплексная оценка социально-экономического развития федеральных округов осуществлялась по таким показателям:

Доля валового регионального продукта на душу населения,

Объем внешнеторгового оборота на душу населения,

Наличие основных фондов на душу населения.

- объем инвестиций в основной капитал,

Объем среднедушевого внешнеторгового оборота,

Среднедушевая финансовая обеспеченность региона,

Доля занятых на малых предприятиях,

Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму,

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,

Доля среднедушевого розничного товарооборота,

Платные услуги на душу населения,

Развитие отраслей социальной инфраструктуры,

Коэффициента плотности дорог,

Показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры.

Диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

Достижение основных целей Программы - сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшения разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами - позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов.

Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление его отставания в социально - экономическом развитии.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.

Главная > Исследование

ИССЛЕДОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

STEP - ФАКТОРЫ

Москва, 200 8

АРЕНДА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ 2

АРЕНДА В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ 2

Введение 3

Краткая характеристика региона 5

1. Экономическое развитие региона 6

1.1 Промышленное производство 61.2 Сельское хозяйство 61.3 Инвестиции 71.4 Инфляция 91.5Бюджет региона 9Выводы 11

2. Уровень социального развития региона 12

2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 122.1.1 Численность населения и безработица 132.1.2 Уровень жизни населения 142.1.3Развитие розничной торговли 172.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 182.2 Характеристика человеческого капитала 20Выводы 23

3. Развитие промышленности региона 24

3.1 Промышленная специализация региона 243.2 Состояние инфраструктуры региона 273.2.1 Развитие банковской сферы 273.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 283.2.3 Состояние ЖКХ 293.2.4 Развитие ипотечного кредитования 31Выводы 31

4. Политическая ситуация в регионе 33

4.1 Государственная программа развития региона 334.2 Общественные движения, союзы, фонды 34

Список литературы 41

АРЕНДА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ

АРЕНДА В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ

Введение

Актуальность темы исследования Анализ социально-экономического развития Тульской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности. Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе. Цели и задачи исследования Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Тульской области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств. Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Тульской области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области. Метод сбора информации Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам – Интернет, СМИ, статистические данные госорганов, данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону. Целевая аудитория Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Тульской области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию. Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Тульской области, как подробное описание среды их деятельности. Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.

Краткая характеристика региона

Тульская область расположена в центральной полосе европейской части России, в 193 км к юго-западу от Москвы. Территория области составляет 25,7 тыс. кв. км (0,15% территории России). Граничит с Московской, Рязанской, Липецкой, Орловской, Калужской областями. Население области (на 01.01.2007 г.) – 1580,5 тыс. человек (1,11% населения России). Плотность населения области составляет 63,16 человека на кв. км, область занимает 3 место среди регионов ЦФО по этому показателю после Москвы и Московской области. Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе. Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами. Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения. Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе. Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе. Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.

1. Экономическое развитие региона

Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе. Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику. Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:
    Промышленное производство Сельское хозяйство Инвестиции Инфляция Бюджет

1.1 Промышленное производство

Промышленное производство региона характеризуется индексом промышленного производства. Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индексапромышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции различных видов экономической деятельности региона. Индекс промышленного производства Тульской области по итогам 2007 года составил 113,3% 1 . В целом по России значение индекса составило 106,3%.

1.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства. Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), - более низкий по сравнению с городским населением. Выпуск продукции сельского хозяйства в Тульской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) 2 в 2007 году составил 24,27 млрд. рублей. Сельское хозяйство области специализируется на разведении крупного рогатого скота, молочно-мясного производства, свиноводства, птицеводства, а в растениеводстве - на выращивании зерновых и кормовых культур, картофеля, сахарной свеклы, овощей, плодово-ягодных культур. Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности. Объем производства сельскохозяйственной продукции в Тульской области в 2007 году составил 110,6% к уровню предыдущего года.

1.3 Инвестиции

    Объем и темп роста инвестиций в основной капитал
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе. От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги. Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона. Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году. В Тульской области в январе-декабре 2007 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 30,45 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона. Индекс роста физического объема инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2007 года составил 111,7% по отношению к январю-декабрю 2006 года. Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал по России в 2007 году составил 121,1%.
    Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат 3
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них. Тульская область, по данным «Эксперт РА», занимает 51 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на 59 месте, в 2003-2004 годах – на 61 месте, в 2004-2005 – на 48 месте, в 2005-2006 – на 57). Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Тульской области вносят политический и экологический риски. Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Тульская область, занимает 32 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на 28 месте, в 2003-2004 годах – на 29 месте, в 2004-2005 годах – на 31 месте, в 2005-2006 – на 32). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Тульской области оказывают ее природно-ресурсный и финансовый потенциалы. По состоянию инвестиционного климата Тульская область, наравне с большинством регионов ЦФО, входит в состав регионов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 11 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата.

1.4 Инфляция

Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с бо льшим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (объем спроса превышает объем предложения). Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Тульской области в 2007 году составил 115,8%. Значение индекса цен в 2007 году выше показателя 2006 года, который составлял 108,2%. В целом по России в 2007 году индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги составил 111,9%. Источником роста потребительских цен является рост цен на продовольственные товары (120%). Рост цен на платные услуги составил 113,8%, на непродовольственные товары – 109,1%.
    1. Бюджет региона

    Величина и структура доходов консолидированного бюджета региона
Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 55-75% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета. Высокая доля налоговых доходов в доходах регионального бюджета характеризует уровень экономического развития региона, и в частности прибыльность предприятий, работающих в регионе. Доходы бюджета Тульской области по данным января-декабря 2007 года составили 32,77 млрд. рублей, что на 12,76% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2006 года (см. рис. 1). Рис. 1
Прим.: без учета Москвы и Московской области (в Москве этот показатель составил в 2007 г. 957876 млн. руб., в 2006 г. -757937 млн. руб., в Московской области – 242477 млн. руб. и 175167 млн. руб. соответственно))

Основу налоговых доходов составляли:

    Налог на доходы физических лиц – 8724,5 млн. рублей, или 26,6% доходов бюджета; Налог на прибыль организаций – 6610,1 млн. рублей, или 20,2% доходов бюджета;
    Величина расходов консолидированного бюджета региона
Величина расходов регионального бюджета за январь-ноябрь 2007 года составила 26,02 млрд. рублей, что на 24,3% больше аналогичного показателя за январь-ноябрь 2006 года. Величина расходов бюджета на душу населения увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом и составила 20170,7 руб. (см. рис. 2) По сумме расходов бюджета на 1 жителя среди регионов ЦФО область по сравнению с 2006 годом сохранила свою позицию и занимает 10 место. Рис. 2
Прим.: для сопоставимой оценки численность населения взята на 1 января 2007 года. По данным Территориальных органов Федеральной службы статистики
    Состояние консолидированного бюджета региона (дефицит/профицит)
По итогам января-ноября 2007 года бюджет Тульской области исполнен с профицитом. Объем доходов регионального бюджета превысил объем расходов бюджета на 889,6 млн. рублей. Состояние бюджета области в январе-декабре 2007 года улучшилось по сравнению с его состоянием января-декабря 2006 года, когда наблюдался дефицит бюджета, который составил 1401,7 млн. рублей.

Выводы

В 2007 году по сравнению с 2006 годом экономическое состояние области в улучшилось, о чем свидетельствует рост уровня инвестиций в основной капитал, профицит бюджета, повышение промышленного и сельскохозяйственного производства. Неблагоприятное влияние на величину платежеспособного спроса оказывал высокий по сравнению со среднероссийским уровень инфляции.

2. Уровень социального развития региона

Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать. Таким образом, анализ социального развития региона позволяет сделать вывод о том, какие рынки в регионе являются наиболее перспективными, какие будут развиваться быстрее, какие уже насыщены и какие ниши на насыщенных рынках могут существовать. Социальное развитие региона характеризуется состоянием человеческого капитала региона и состоянием рынка сбыта продукции в регионе. Для характеристики социального развития региона удобнее всего пользоваться следующими показателями: 1. Состояние рынка сбыта на территории региона
    Численность населения и безработица Уровень жизни населения Развитие розничной торговли Жилищное строительство и рынок платных услуг
2. Характеристика человеческого капитала
    Уровень образования Научная деятельность на территории региона

2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона

Состояние рынка сбыта не территории региона характеризуется как величиной спроса, так и его качеством. Величина спроса зависит от таких характеристики, как уровень доходов населения, а качество спроса определяется потребностями населения, которые также зависят от уровня доходов. Состояние и характеристика спроса на территории региона также позволят определить методы продвижения продукции. Для определения потенциальной величины рынка сбыта региона используются показатели численности населения, доли городского и сельского населения региона, уровня безработицы, динамики безработицы, уровня номинально начисленной заработной платы, задолженности по заработной плате, величины реальных денежных доходов населения, объемы жилищного строительства и объема рынка платных услуг.

2.1.1 Численность населения и безработица

    Численность населения
Показатель численности населения позволяет определить потенциальный объем спроса на продукцию данного рынка в данном регионе. Чем выше численность населения данного региона по сравнению с окружающими регионами, тем больше возможностей для сбыта продукции на территории данного региона. Численность населения Тульской области (на 01.01.2007 г.) – 1580,5 тыс. человек (1,11% населения России). По численности населения Тульская область находится на 4 месте среди регионов ЦФО. В Тульской области проживает 4,2% населения ЦФО.
    Доля городского и сельского населения
Доля городского населения области по данным на 1 января 2007 года составляла 80% всего населения области, 20% приходилось на сельское население.
    Уровень безработицы
Уровень безработицы – показатель, определяющий удельный вес безработного населения в общей численности экономически активного населения региона. Чем выше уровень безработицы в регионе, тем ниже уровень жизни и величина платежеспособного спроса населения. Уровень безработицы в Тульской области на конец декабря 2007 года составил 2,6%. В целом по России в конце декабря 2007 года уровень безработицы составил 6,1% экономически активного населения страны 4 . В Тульской области в конце 2007 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,9% экономически активного населения области. Уровень регистрируемой безработицы в России составил 2,1% экономически активного населения страны. .
    Динамика численности безработного населения
Динамика безработицы показывает изменение численности безработного населения региона за определенный период времени. Снижение уровня безработицы говорит о положительных тенденциях в развитии человеческого потенциала региона, о росте доходов населения. Численность регистрируемых безработных в Тульской области в декабре 2007 года составила 7,1 тыс. человек и сократилась по сравнению с декабрем предыдущего года на 2,7%. В целом по России численность регистрируемых безработных в декабре 2007 года сократилась на 10,8% по отношению к декабрю 2006 года.

2.1.2 Уровень жизни населения

    Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы
Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы представляет собой величину средней заработной платы жителей региона в каждом месяце. Этот показатель позволяет сравнивать уровень оплаты труда в разных регионах между собой, и соответственно, уровень жизни населения в разных регионах. Денежные доходы населения области в январе-декабре 2007 года составили 156,96 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2006 годом на 23,9%. Величина среднемесячной номинально начисленной заработной платы в Тульской области в течение периода с января 2006 по декабрь 2007 года демонстрировала динамику к росту (см. на Рис. 1). Пик по величине заработной платы пришелся на декабрь 2007 года и составил 13032 рубля. С марта по декабрь 2007 года и в декабре 2006 года величина ежемесячной номинально начисленной заработной платы превышала среднее ее значение (с января 2006 года по ноябрь 2007 года), которое составило 8859 рубля (см. Рис. 3).

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является

анализ социально-экономического развития регионов. Он основывается на использовании

системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и

пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится

к группе статистических методов.

Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности

экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-

экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной

структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения

основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его

промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях

составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в

условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к

различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности

региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического

положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути

дальнейшего развития региона.

В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка

природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или

несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его

наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные

структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или

несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику

производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень



развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.

Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические

диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально

анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе

оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития

(анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами

народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных

вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства

товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров

народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами

народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей

жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость

регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки

региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение

потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого

назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных

территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение

продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы,

транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.

В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо

выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого

анализа выделяют:

1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в

стоимостной оценке.

2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом

источников финансирования этих затрат.

5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли

промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность

природоохранных мероприятий.

Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые

характеризуют:

􀂃 Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с

потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.

􀂃 Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными,

лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические

показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.

􀂃 Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.

􀂃 Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и

переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые

образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на

предприятиях этих отраслей).

􀂃 Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим

основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая

оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и

достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и

внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки

регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-

сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона;

определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и

сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни,

сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и

умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения,

уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и

объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни

соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также

входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного,

медицинского, образовательного назначения.

Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся

показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.

возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом

анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории

валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории

региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие

на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории

региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие

регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Вопросы :

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.

Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль

в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?

При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы

социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание:

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного

характера:

а) Ограниченная емкость рынка.

б) Административные ограничения.

в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.

г) Неравенство стартовых условий.

2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:

а) Межрегиональная инфраструктура.

б) Финансово-кредитная инфраструктура.

в) Внешнеэкономическая инфраструктура.

г) Кооперативная инфраструктура.

3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:

а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически

опасных территорий, отраслей.

б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста

для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития

в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не

включает:

а) Складские помещения.

б) Здания и оборудование бирж.

в) Персонал торговых организаций.

г) Телекоммуникационные сети.

5.При определении степени социальной ориентации экономики региона:

а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа.

б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем

объеме производства.

в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура

безработицы.

г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования

экологически опасных территорий, отраслей.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Курсовая работа

по дисциплине

«Региональная экономика»

«Анализ социально-экономического развития региона»

Тула 2012г.

Введение

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

В решении данных задач нельзя обойтись без статистических данных. В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, ее регионов, отраслей экономики.

Статистическая информация используется для разработки экономической и социальной политики в субъекте, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации законов. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

Цель работы - анализ социально-экономического развития Ульяновской области.

Раздел 1. Общая характеристика региона

Ульяновская область - субъект Российской Федерации <#"justify">География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России <#"justify">Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть <#"justify">Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1 282 014 человек (в том числе горожан - 946 229, а сельчан - 335 785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./км²) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) - 73,8 % - 37 место по России .

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение <#"justify">Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот <#"justify">Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса «А»: «Ульяновск-Центральный <#"justify">Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона

1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона

Проведем анализ воспроизводственной структуры региона.

Рассмотрим динамику валового регионального продукта (табл.1; рис.1) и динамику ВРП на душу населения (табл.1; рис.2).

Данные показатели наиболее всеобъемлюще показывает экономическую деятельность региона.

Таблица 1 - Динамика ВРП

Ульяновская обл.200820092010ВРП, млн. руб.150 680,3154 247,4174 747,9ВРП на душу населения, руб.115 146,3118 489,1134 902,9ВРП по субъектам РФ на душу населения, руб.238 867,4225 547,2261 705,3

Рисунок 1 - Динамика ВРП

Рисунок 2 - Динамика ВРП на душу населения, руб.

Вывод: Динамика по абсолютному показателю ВРП и по показателю ВРП на душу населения в Ульяновской области за период с 2008 по 2010 год имела тенденцию к росту.

Ульяновская область является «средним» регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году и 9-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Объем ВРП на одного жителя Ульяновской области по итогам 2010 года составил 134 902,9 руб. на человека. По этому показателю область занимает 57-е место в России и 9-е место в ПФО. ВРП в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом (261 705,3 руб.). Данное отставание отчасти обусловлено достаточно высокой плотностью населения (29-е место в РФ), кроме того, в Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, а доля добычи полезных ископаемых значительно ниже средней доли по России. Рассмотрим структуру (табл.2; рис.5) ВРП Ульяновской области, динамику ее изменения (табл.2; рис.3), сравним со средним значением по РФ (табл. 2; рис.4).

Таблица 2 - Структура ВРП

Отрасли200820092010Руб.%% по РФРуб.%% по РФРуб.%% по РФ1.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство12205,108,14,611414,317,44,911009,126,34,22.Рыболовство, рыбоводство00,00,200,00,300,00,23.Добыча полезных ископаемых3616,332,49,93084,952,09,73669,712,110,54.Обрабатывающие производства32245,5821,419,326993,3017,517,136871,8121,117,75.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды7081,974,73,58946,355,84,311882,866,84,56.Строительство10999,667,36,912031,307,86,711708,116,76,97.Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-, мототранспорта, бытовых изделий 26519,7317,620,925913,5616,818,629182,916,719,48.Гостиницы и рестораны1054,760,71,1925,480,61,01048,490,61,09.Транспорт и связь20492,5213,610,022828,6214,810,424814,214,210,510.Финансовая деятельность452,040,30,7925,480,60,5524,240,30,611.Операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг11150,347,410,412494,048,111,714504,088,311,212.Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование9944,906,64,611722,807,65,512756,67,35,013.Образование5424,493,62,86786,894,43,56989,924,03,114.Здравоохранение и предоставление соцуслуг7081,974,73,58175,115,34,28038,44,63,815.Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг2410,881,61,62005,221,31,61747,481,01,4

Рисунок 4 - Сравнение структуры ВРП Ульяновской области с средним показателем по РФ в 2010 год

Рисунок 5 - Структура ВРП в 2010 году

Вывод: В течение анализируемого периода структура ВРП существенных изменений не претерпела.

По сравнению со средним показателем ВРП по России следует отметить превышение данного показателя в Ульяновской области по следующим отраслям:

·сельское хозяйство (превышение на 2,1%);

·обрабатывающее производство (на 3,4%);

·производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,3%);

·транспорт и связь (на 3,7%);

·государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (на 2,3%);

·образование (на 0,9%);

·здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 0,8%);

Отстают от среднего показателя по РФ:

·добыча полезных ископаемых (отставание на 8,4%);

·оптовая и розничная торговля (на 2,7%);

·операции с недвижимостью (на 2,9%);

В 2010 году более половины доли ВРП составляли обрабатывающие производства (21,1%), оптовая и розничная торговля (16,7%), транспорт и связь (14,2%).

Ульяновская область характеризуется высокой степенью промышленной ориентированности с преобладанием перерабатывающего сектора. Среди промышленных отраслей в Ульяновской области наиболее развитыми являются машиностроение и пищевая промышленность. В регионе традиционно хорошо развито автомобилестроение и производство автокомпонентов. Базовым предприятием отрасли является Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В Ульяновской области уже фактически функционирует авиационный кластер с базовым предприятием кластера - АВИАСТАР.

Важнейшим направлением развития экономики Ульяновской области является функционирование ядерно-инновационного кластера в Дмитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР) .

Следует отметить, что доля отраслей социальной сферы, прежде всего здравоохранения и образования превышают таковую долю в среднем по стране, что говорит об их достаточно высоком развитии.

2 Изучение отраслевой структуры экономики региона

Проведем анализ структуры производства основных видов промышленной (табл.3) и сельскохозяйственной продукции (табл.4).

население ульяновский регион экономика

Таблица 3 - Производство основных видов промышленной продукции в 2010 году

НаименованиеОбъем% от РФУльяновская обл.РФНефть добытая, тыс. т593,01505 0000,12Мясо и субрпродукты пищевые, тыс. т15,2523 9320,39Цельномолочная продукция, тыс. т89,94110 8870,83Масло сливочное и пасты масляные, тыс.т10,3252084,96Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, тыс. т105,9019 8000,012Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т65,5377 1440,92Пиво, кроме отходов пивоварения, тыс. дкл12 391,33983 0001,26Ткани - всего, тыс. м229 332,6773 355 0000,87Изделия трикотажные чулочно-носочные, тыс.пар12 112,557305 0003,97Трикотажные изделия, тыс.шт.7 562,357135 0005,6Лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, непропитанные, тыс. м3204,23719 2001,06Кирпич строительный, млн. условных кирпичей99,315 3031,87Станки металлорежущие, тыс. шт.0,01920,95Электроэнергия, млн. кВт∙ч3 204,9721 038 0000,31

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году

Вывод: наибольшую долю в общем объеме производства России из всех основных видов промышленной продукции в Ульяновской области занимают:

·трикотажные изделия (5,6%);

·масло сливочное и пасты масляные (4,96%);

·изделия трикотажные чулочно-носочные (3,97%);

Наибольшую долю в общем объеме производства основных сельскохозяйственной продукции составляют: зерно, сахарная свекла, подсолнечник.

3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона

Проведем анализ: динамики доходов на душу населения; соотношения душевых доходов и прожиточного минимума; динамики среднемесячной заработной платы; уровня и динамики общей безработицы (табл.5).

Таблица 5 - Уровень жизни населения

2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.9756,410790,812905,218881,3Реальные денежные доходы, % к предыдущему году107,299,6110,7104,7Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.10895,011731,413339,020952,2Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году111,597,5105,9105,2Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.4191,55672,17004,17593,9Реальный размер начисленной пенсии, в % к предыдущему году108,2125,8111,1112,2Прожиточный минимум, руб.4074441451645709Уровень официально зарегистрированной безработицы, %7,398,77,5Индекс потребительских цен, %114,1107,6110,6108,8

Вывод: уровень доходов населения Ульяновской области относительно невысок. За анализируемый период среднедушевые денежные доходы в месяц, среднемесячная номинальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий имели тенденцию роста. Однако их реальный размер, который наиболее точно по сравнению с номинальным свидетельствует насколько лучше или хуже стал жить человек показывает, что в 2009 году был спад (но реальный размер начисленной пенсии увеличился). Такая динамика объясняется, последствиями кризиса, это же и вызвало рост безработицы. Высокий показатель реального размера пенсии в данном году - результат поддержки государства, индексаций.

По итогам 2010 года денежные доходы населения области составили 12905,2 тыс. руб. на человека в месяц, что ниже, чем по России в целом (18881,3 тыс. руб.). В рейтинге регионов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» по уровню благосостояния российской семьи по итогам 2010 года Ульяновская область занимает 19 место (1 место «самый бедный» регион, 83- «самый богатый»). После затрат на прожиточный минимум у стандартной семьи Ульяновской области (двое взрослых и двое детей) остается на руках менее 6684 рубля .

При этом можно отметить, что доходы населения в 2010 году увеличились. По итогам 2010 года реальные денежные доходы населения Ульяновской области оставили 110,7% к уровню 2009 года. Этот показатель выше, чем по России в целом. Но и индекс потребительских цен в Ульяновской области выше, чем по России на 1,8%.

Область занимает 10-е место по показателю реальных денежных доходов среди всех субъектов РФ. Анализ показывает, что уровень бедности в Ульяновской области устойчиво снижается .

Уровень прожиточного минимума имел тенденцию роста, однако он ниже среднего по РФ.

Уровень безработицы в 2010 году остался на достаточно высоком уровне (8,7%), что выше чем по РФ на 1,2%.

Заключение

В работе представлены основные показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния отраслевой структуры региона. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся ситуации в регионе.

Ульяновская область является средним регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году.

Основные экономические показатели в регионе в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом.

В Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, в то время как в целом по стране объем производства ВРП в значительной степени зависит от добычи сырьевых ресурсов.

В 2010 году большинство экономических показателей Ульяновской области улучшились, причем по ряду из них темпы роста были на довольно высоком уровне. В частности, темпы роста реальных доходов населения и ряда других показателей в 2010 году были выше, чем по стране в целом.

Список литературы

1.Россия 2012: Стат. справочник, Росстат. - М., 2012.

2.Российский статистический ежегодник 2011: Стат.сб., Росстат. - Р76 М., 2011.

.Социально-экономическое положение России, Стат.сб., Росстат. - М., 2011.

.РИА-Аналитика/Центр экономических исследований: Социально- экономическое положение Ульяновской области. - Москва, 2011.

5. - «Ульяновская область»

. - официальный сайт: Губернатор и Правительство Ульяновской области, «Об Ульяновской области»

. - «Ульяновская область»

Новое на сайте

>

Самое популярное