Домой Кредитные учереждения Крупные страховщики отказываются оформлять осаго: расскажем почему и что делать. Евграфов о ситуации с осаго: «это незаконно, и мы жесточайшим образом будем бороться

Крупные страховщики отказываются оформлять осаго: расскажем почему и что делать. Евграфов о ситуации с осаго: «это незаконно, и мы жесточайшим образом будем бороться

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Банк России отмечает смягчение ситуации в целом на рынке ОСАГО после роста тарифов, хотя в ряде регионов РФ данный сегмент остается проблемным, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

"К тому моменту (корректировки тарифов - ред.) ситуация на рынке была уже очень сложной, в ряде регионов практически невозможно было приобрести полис без дополнительных услуг, были сложности с возмещением убытков. В целом, ситуация несколько смягчилась, но в ряде регионов с ОСАГО по-прежнему проблемы", — сказала Набиуллина, выступая в Госдуме.

ЦБ России не сможет менять тарифы ОСАГО в течение года после установления Госдума приняла закон, который запрещает Банку России изменять тарифы ОСАГО в течение года после их установления, норма вступит в силу с 1 сентября 2016 года.

ЦБ дважды повышал базовые тарифы по ОСАГО. Осенью 2014 года тариф был увеличен на 30%. Также был увеличен лимит выплат за имущественный ущерб — со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью — со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Весной 2015 года ЦБ снова повысил тариф, на этот раз на 40%, и расширил тарифный коридор.

Ситуация сложная

Однако, несмотря на смягчение ситуации в ОСАГО, состояние данного рынка оценивается регулятором, как сложное. В частности, остро стоит проблема доступности полисов в некоторых российских регионах.

"Ситуация с ОСАГО находится в центре нашего внимания. Ситуация там сложная. Мы предпринимаем в рамках законодательных полномочий меры для улучшения ситуации. Она неравномерна по регионам", — заявила Набиуллина, отметив, что одна из самых сложных ситуаций — в Южном федеральном округе.

Госдума приняла закон о передаче администрирования страховых взносов ФНС Цель законов - совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платежной дисциплины при проведении расчетов с этими фондами.

В пяти проблемных регионах РФ с 1 июня был запущен новый механизм увеличения продаж ОСАГО. Изначально в перечень таких регионов входили Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, затем в список внесли Челябинскую и Мурманскую области. В рамках этой системы компании-члены Российского союза автостраховщиков (РСА) должны продавать полисы и других фирм, входящих в РСА.

Проблемы с доступностью ОСАГО в ряде регионов возникли в связи с чрезмерной активностью недобросовестных автоюристов, из-за которых этот сегмент стал высокоубыточным для страховых компаний. Автоюристы в массовом порядке, выезжая на места ДТП, скупают у его участников требования, выплачивают им небольшие деньги, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы.

Одно из предложений РСА, направленное на борьбу с недобросовестными автоюристами, заключается в установлении приоритетности "натуральной" формы возмещения в ОСАГО над денежной.

Обязательная продажа Е-ОСАГО

Банк России планирует решить проблему доступности полиса ОСАГО в регионах, обязав страховщиков, работающих на этом рынке, продавать электронные полисы. На сегодняшний день эту деятельность осуществляют порядка 14 страховых компаний.

Госдума на днях приняла законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, предусматривающий введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО. С 1 января 2017 года страховщики будут обязаны заключать договор ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении такого договора в электронной форме.

СК "МАКС": средняя выплата в ОСАГО к концу года может вырасти на 40% Средняя выплата по ОСАГО за первый квартал 2016 года составила примерно 60 тысяч рублей. По оценкам страховщиков, до конца года средняя выплата еще увеличится, до 70 тысяч рублей, в основном за счет инфляционной составляющей.

Закон обязывает РСА и страховщиков ОСАГО с 2017 года обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в интернете в целях заключения договоров в электронной форме. РСА и страховщики также будут обязаны информировать Банк России о фактах реализации рисков нарушения функционирования своих информационных систем.

По словам Набиуллиной, ЦБ считает важным принятие данного закона в РФ, так как на сегодняшний день е-полисов продано не так много.

Старт продаж электронного ОСАГО состоялся 1 июля 2015 года. По данным РСА на начало июня, свыше 200 тысяч электронных полисов ОСАГО оформлено с момента запуска данного проекта, а в сутки, на текущий момент, оформляется в среднем около 570 е-полисов обязательной "автогражданки".

«Сегодня довольно явно заявил директор департамента страхового рынка (Банка России, Игорь Жук), который сказал: или вы с агентом (РСА) уже как-то решите проблему (в ОСАГО), или мы перейдем к плану Б. Один из вариантов плана Б - это создание государственной страховой компании. Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с Национальной перестраховочной компанией будет», - передает слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентство ТАСС.

Впрочем, позже агентству непосредственно в пресс-службе ЦБ если не опровергли, то не подтвердили это сообщение. «На общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) приняты основные принципы агентского соглашения, направленные на обеспечение доступности полисов ОСАГО в отдельных регионах. Другие варианты решения сложившейся ситуации, включая создание государственной компании, сейчас не рассматриваются», - заявили в пресс-службе регулятора.

Между тем, ситуация в сегменте остается крайне тревожной. Количество страховых компаний на рынке ОСАГО на сегодняшний день составляет уже менее 80, сообщил Игорь Жук на заседании в Госдуме. "Все начиналось в 2003 году. Сначала компаний было 48, потом их стало 180, сейчас на рынке у нас меньше 80 компаний", - передает «Прайм» слова чиновника. Зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что на сегодняшний день в менее чем 20 регионах РФ полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний.

А почему бы и нет?

Проблема доступности полисов ОСАГО сейчас стоит довольно остро и крайне медленно решается, - соглашается член экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев. - Этой проблеме уже не первый год и страховые компании часто навязывают к полису ОСАГО дополнительные страховки или отказывают в его покупке, ссылаясь на отсутствие бланков, например. В ряде регионов ситуация накалилась и появились еще дополнительные сложности с доступностью услуги ОСАГО.

Это связано, - отмечет аналитик, - с деятельностью автоюристов, которые добиваются выплат больших компенсаций и увеличивают количество исков, что делает ОСАГО еще более убыточным для страховых компаний. В результате рынок ОСАГО в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях стал слишком убыточен и некоторые страховые компании закрылись, а оставшиеся не могут обеспечить доступность полисов ОСАГО для граждан.

Выход из ситуации есть, полагает Соничев, но он практически не зависит от компаний, поскольку для них это очень затратно и невыгодно. Проблему нужно решать на уровне законодательства и регулятора. Например, ввести обязанность продаж электронного ОСАГО, что повысит доступность полисов для автовладельцев из всех регионов. Хорошим выходом может стать и предлагаемая передача сегмента ОСАГО госкомпании. Для граждан принятие подобных мер означает повышение доступности ОСАГО, ускорение срока заключения договора страхования и отсутствие дополнительных страховок.

Участники что-то разнылись

Безусловно, сейчас речь идет лишь о том, чтобы убедить страховщиков в необходимости вывода рынка ОСАГО из сложившегося кризиса своими силами, без дополнительного участия государства, - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - Понятно, - говорит он, - что такая непопулярная мера, как работа с единым страховым агентом, вызвала недовольство участников рынка и они будут до последнего сопротивляться новации, но это не отвечает интересам государства. Тут сложно говорить о методах кнута и пряника, поскольку само по себе ограничение рыночных механизмов в проблемных регионах уже - более чем суровая мера, но, очевидно, что ЦБ готов идти до конца, о чем уже вполне открыто говорит: если страховщики не готовы идти на уступки, то торга не будет.

Вообще говоря, - полагает Кирилл Яковенко, - природа кризиса в сфере автострахования носит искусственный характер. Несмотря на то что с начала года рынок сжался на 20%, только за первый квартал за вычетом выплат страховщики заработали на нем более 15 млрд рублей, что примерно столько же, сколько удалось заработать на полисах КАСКО. Опять же отмечу, что на протяжении последних лет постоянные уступки привели к нескольким волнам подорожания полисов для клиентов, что в принципе выглядит несправедливым уже к ним, однако жаловаться продолжают именно участники рынка, отмечу, что они жалуются, но не уходят, а это говорит о том, что не так уж и убыточен бизнес.

С другой стороны, - продолжает аналитик, - сам факт введения распределительной системы аж в 5-ти регионах говорит о том, что страховщики нуждаются в контроле, поскольку в противном случае капризы и нежелание работать в новых условиях могут попросту уничтожить механизмы обязательного страхования. «На мой взгляд, создание нового государственного института в сфере автострахования более чем реалистично, причем сделано это может быть уже до конца года», – заключает Кирилл Яковенко.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

Складывается впечатление, что покупка полиса ОСАГО сейчас - это чуть ли не одна из главных проблем в России. Во всяком случае, пишут о ней последние месяцы с удивительной настойчивостью. Если вкратце: во многих городах купить полис ОСАГО возможно только за взятку, которую страховые компании вымогают с автолюбителей в виде допуслуг.

В Петербурге, что характерно, я с этой проблемой не сталкивался - последний раз я продлевал ОСАГО, если мне не изменяет память, в начале года, и ровно никаких проблем при получении не было: пришёл, оформился, заплатил. Вся процедура заняла буквально 15 минут.

Однако так просто получается далеко не везде... Цитирую mikeofshadows :

В нашем городе (Волгоград) невозможно купить полис ОСАГО без так называемых допов, т.е. услуг навязываемых страховщиками, что удорожает его в среднем на 50%.

Антимонопольная служба завалена заявлениями и обращениями уже два года как, даже штрафы накладывает, только их размер, видимо, не является для страховщиков проблемой. Прокуратура не находит состава преступления.

Единственный способ купить ОСАГО по нормальной цене - это потребовать после оформления полиса расторжения ненужных страховок и возврата средств. Это получается только по суду. Занимает от 3 месяцев и требует значительных затрат личного времени, большинство людей этого позволить себе просто не могут.

Ситуация продолжается с 2014 года, десятки тысяч людей пострадали, из них тысячи обращались куда только возможно, ситуация не изменилась. Это не локальная проблема - ты проезжаешь за день все точки, которые смог найти, и везде тебе выставляют одинаковую сумму, меняя только допуслуги, которые ты должен купить. Одно время даже ездили за полисами в соседние города, но сейчас и там ситуация аналогичная.

Онлайн сервисы покупки ОСАГО, призванные решить эту проблему, существуют, но реально воспользоваться ими не получается, поскольку на каком-то этапе сервис либо говорит об ошибке, либо просто перестает отвечать.

Вот, например, ответ от Страхового Дома ВСК в момент попытки перейти к оплате:

«Ваш полис не прошел проверку в РСА. Обратитесь пожалуйста, в ближайший офис компании. Код: 024».

Пробовал купить полис онлайн во всех основных страховых компаниях - «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Согласие», «Уралсиб», «Согаз», «Ренесанс», «Военностраховая», ещё штук пять.

Обращаю внимание: они не отказывают официально, просто я не могу пройти процедуру из-за ошибок и зависаний. Пробовал из трех браузеров с отключенными плагинами и антивирусами и сетевыми экранами с разных машин, пробовал даже через прокси с европейких IP, пробовал из абсолютно чистой системы, установленной на виртуалку с сетевым мостом, результат тот же. На форумах отписываются о том же самом: ни у кого не получается. Ещё пару недель назад в Росгосстрахе можно было оформить онлайн (если часа в 3 ночи делать), сейчас уже нет.

Ситуация выглядит довольно тревожной. Страховые компании можно понять - это циничные «рыночные» образования, которым неинтересно ничего, кроме прибыли. Если утверждённый государством тариф на ОСАГО не позволяет страховым извлекать прибыль, они будут всеми силами уклоняться от почётной обязанности обслуживать автомобилистов.

Однако автолюбители справедливо винят в своих проблемах не страховые компании, а государство - которое, видимо, не может сейчас дать страховым компаниям по рукам, чтобы те работали честно.

Не могу сказать, что государство бездействует - так, год назад наш ЦБ уже приостанавливал лицензию «Росгосстраху», очень крупному страховщику:

Но, судя по сообщениям с мест, показательная порка не помогла, и страховые компании снова взялись за старое.

Полагаю, пришла пора Центробанку снова предпринимать самые решительные меры - хотя бы по той простой причине, что открытое беззаконие, от которого сейчас страдают миллионы автолюбителей, самым токсичным образом влияет на репутацию государственной власти.

19:40 — REGNUM

В Башкирии автовладельцы выражают недовольство существующим положением с получением полисов ОСАГО, не видя существенных изменений после открытия новых офисов Единого страхового агента (ЕСА). Как заявил ИА REGNUM экономист Константин Кузьминых , данная ситуация спровоцирована автостраховщиками, добивающимися увеличения стоимости ОСАГО, так как считают ОСАГО не выгодным страхованием по существующей ценовой политике.

Проблемы с ОСАГО начались не вчера

О невыгодности ОСАГО говорится на протяжении нескольких лет. «В 2010 году автостраховщики утверждали, что в 2010 году убыточность по ОСАГО в Башкирии достигла 91%, — сообщили ИА REGNUM в экспертном сообществе LogoMarkt . — 2011 году для Уфы региональный коэффициент страховки увеличился с 1,3 до 1,8, подорожало ОСАГО и в других городах Башкирии. В частности, в Стерлитамаке и Туймазах региональный коэффициент увеличится с 1,0 до 1,3, в Благовещенске и Октябрьском с 1 до 1,2, в Ишимбае, Кумертау и Салавате — с 1,0 до 1,1». Стоимость страхового полиса ОСАГО на автомобиль «Лада Приора» для 19-летнего водителя из Уфы без стажа вождения после 28 июля 2011 года увеличилась с 4375 до 7 тыс. рублей.

В декабре этого же года башкирское Управление антимонопольной службы признало «Росгосстрах» нарушителем закона за навязывание добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО) при продаже полисов ОСАГО. При этом за 9 месяцев 2011 года «Росгосстрах» в Башкирии собрал около 1 млрд рублей по ОСАГО, а его доля на этом рынке составила 63,5%. Роспотребнадзор республики предостерег клиентов страховщика от покупки навязываемых услуг и разъяснил, что приобретение полиса ОСАГО не может быть обусловлено заключением договора добровольного страхования.

Крупнейшими страховыми компаниями, оказывающими услуги по ОСАГО в Башкирии, по итогам 2011 года стали «Росгосстрах» (с долей на рынке 65,5%), «Уралсиб» (5,3%) и «Военно-страховая компания» (ВСК, доля 4,6%). Тогда же УФАС указывал также на сокращение числа страховщиков, работающих по ОСАГО — с 52 до 43, а сам рынок ведомство квалифицировало, как «высококонцентрированный с недостаточно развитой конкуренцией».

Звучали в адрес страховщиков и претензии другого рода. Так, сотрудники филиала компании «Росгосстрах» в Башкирии в январе 2012 года незаконно выдали жителям республики 10 тыс. талонов технического осмотра без реального проведения технического диагностирования автомобилей и заключили с ними договоры ОСАГО. Операторы ТО весь январь 2012 года простаивали без дела, в то время как 10 тыс. водителей получили талоны ТО незаконным способом.

Констатация фактов навязывания страховщиками допуслуг к ОСАГО в Башкирии продолжалась и в 2012, и в 2013 годах.

Снова кризис виноват?

31 марта 2014 года рядом СМИ отмечалось, что большинство страховых компаний в Уфе отказываются оформлять полисы ОСАГО, мотивируя отсутствием бланков. В апреле 2014 года республиканские власти отреагировали на жалобы автовладельцев, и в апреле 2014 года парламентский совет по инфраструктурному развитию при Госсобрании РБ приступил к изучению ситуации невыдачи полисов ОСАГО. По утверждениям автовладельцев, полисы или не продавались совсем, или предлагались в нагрузку с другими страховками. Пришедшие на экспертный совет страховщики во всем обвинили нерентабельные тарифы и многочисленную армию автоюристов, забросавших суды исками от недовольных страховкой автовладельцев. Депутат Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов обещал подготовить письмо в правительство России в поддержку страховщиков и открыл сбор предложений от страховых компаний Башкирии, как решить проблему с ОСАГО.

Как сообщало ИА REGNUM, в мае 2014 года в Белебее были возбуждены административные дела в отношении двух сотрудников филиала ООО «Росгосстрах», отказавшихся заключать договора ОСАГО с местными жителями. По результатам рассмотрения дел оба страховщика оштрафованы на 4 тыс. рублей каждый. Договоры страхования с заявителями заключены.

Выяснилось, что нарушения прав автовладельцев при заключении договоров носят массовый характер. Нарушения при продаже полисов были выявлены в Мелеузе, а также в Чекмагушевском, Зианчуринском, Зилаирском и Стерлибашевском районах. Всего в ходе проверки деятельности страховых компаний сотрудниками прокуратуры возбуждено 17 административных дел, внесли 36 представлений руководителям организаций и объявили 27 предостережений о недопустимости нарушений закона. В суд предъявлено исковое заявление об обязании ООО «Росгосстрах» заключать договоры ОСАГО без навязывания иных услуг страхования.

«Новые трудности с заключением договоров ОСАГО возникли в октябре 2014 года, когда максимальная выплата за порчу автомобиля стала составлять 400 тыс. рублей, а не 120 тыс. рублей, как раньше, — отметили в LogoMarkt . — Автостраховщики жаловались, что в первых числах октября 2014-го у них не было ни новых образцов полисов, ни обновленных тарифов».

В 2015 году специалисты Страховой группы «Согаз», проанализировав данные Центробанка, пришли к выводу, что страховой рынок Башкирии «сжимается» в условиях кризиса. Сборы в крупнейшем сегменте страхового рынка — ОСАГО — увеличились на 28% до 2,21 млрд рублей, что объясняется повышением тарифов на этот вид страхования в октябре 2014 года и апреле 2015 года. При этом из-за существенного увеличения лимитов возмещения ущерба выплаты по ОСАГО выросли на 45% — до 1,55 млрд рублей. Наиболее убыточным в первом полугодии 2015 года оставался сегмент добровольного автострахования (автокаско + ДСАГО). Совокупные страховые премии в этом сегменте снизились на 29% до 1,03 млрд рублей. Выплат сократились на 15% до 1,03 млрд рублей. Таким образом, страховщики выплатили столько же, сколько собрали премии.

В Башкирии, по результатам мониторинга, проведенного региональным штабом ОНФ весной 2015 года, из 10 компани й , оказывающих услуги по оформлению полисов ОСАГО, оформить полис сразу и без дополнительных услуг удалось только в одной . Были выявлены два блока проблем, с которыми сталкиваются автовладельцы. Первый — это отсутствие бланков полисов, сбои в программном обеспечении, намеренное затягивание процедуры продажи (до 30 дней), а также продажа только «своим» клиентам и отказ остальным. Второй блок проблем связан с навязыванием дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО (страхование жизни, здоровья и так далее).

Удорожание полисов ОСАГО при одновременном снижении доходов граждан и ухудшении качества работы страховщиков стимулировало возникновение черного рынка поддельных и фиктивных бланков. По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), на каждые 100 полисов ОСАГО в 2015 году приходилось два поддельных.

Всего в 2015 году с рынка ОСАГО в Башкирии ушли девять компаний, ряд других сократили офисы в районах и весь поток клиентов направился в крупные города. Время обслуживания клиентов выросло из-за необходимости сверять данные об автомобилистах в базе РСА. По итогам 2015 года наибольший убыток автостраховщикам принесло КАСКО, количество договоров по которому сократилось на 37%, а выплаты превысили 90% от сборов.

Год 2016

В феврале и марте 2016 года сообщалось, что страховые компании в Уфе не успевают выдавать полисы ОСАГО автовладельцам, из-за чего в офисах ряда страховых компаний с начала недели выстраиваются длинные очереди. По словам автомобилистов, страховые компании заносят клиентов, обратившихся за оформлением полисов, в списки, но не успевают обслужить очередь в течение дня и отсылают к страховым агентам, которые продают ОСАГО с допопциями.

В апреле ситуация с автострахованием в регионе обеспокоила управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии: в ведомстве отметили «обвал нарушений» и резко возросшее количество жалоб. По словам руководителя управления Зульфиры Акбашевой , «люди не могут получить услуги по автострахованию даже с доплатой, даже с навязанными им дополнительными страховыми продуктами. В офисах компаний стоят очереди, делают перекличку». 18 апреля Национальный банк Башкирии распространил заявление, в котором признавал, что автовладельцы массово жалуются на отказы в оформлении ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.

В августе депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов направил в Банк России обращение с просьбой рассмотреть вопрос о включении Башкирии в состав «пилотных регионов» — участников системы агентских продаж Российского союза автостраховщиков. Предполагалось, что включение Башкирии в программу «единого агента» поможет решить эту проблему и снизить социальное напряжение.

«Сложилась ситуация, когда, по существу, над людьми издеваются, по десять человек в день принимают, страховщики саботируют исполнение своих обязанностей по обеспечению доступности полиса ОСАГО на территории, — констатировал Климов. — Существующая санкция в 50 тысяч рублей штрафа на должностное лицо была явно недостаточна. Сегодня страховые компании ведут себя таким образом: в Уфе стараются формально исполнить букву закона, полисы продают и, вроде как, не очень навязывают, но вместе с тем ситуацию саботируют».

Как сообщало ИА REGNUM в конце августа, в «токсичных» субъектах сложилась тяжелая ситуация с приобретением полисов, поскольку страховщики сокращали точки продаж, где можно было приобрести полис, навязывали дополнительные виды страхования, записывали автовладельцев в живую очередь на выдачу полисов. На рынке ОСАГО в Башкирии работали, по данным на первый квартал, 26 страховщиков. В тройку крупнейших входили «Росгосстрах» (сборы 637,98 млн рублей, 61,03% рынка), «Согаз» (81,57 млн рублей, 7,8% рынка), СК «Макс» (47,8 млн рублей, 4,57% рынка). По сообщениям местных СМИ, жители Нефтекамска стояли в огромной очереди возле офиса «Согаз» для получения обязательной автостраховки. Судя по видео, некоторые автолюбители пришли с детьми.

Тогда же были озвучены следующие данные: средняя премия по ОСАГО в Башкирии составила 5 тыс. 578 рублей, средняя выплата — 69 тыс. 829 рублей, уровень выплат — 83,4%. Рекордсменом по мошенничеству с ОСАГО в регионе можно считать город Кумертау, где убыточность по ОСАГО дошла до уровня 280%.

Сентябрь не принес результатов

В начале сентября правительство республики провело совещание, на котором обсудило перспективы выдачи полисов ОСАГО по новой системе, предполагающей работу по принципу «единого страхового агента» (ЕСА). Было отмечено, что пока результаты достаточно скромные — на 1 сентября начали работу по принципу ЕСА четыре страховые компании в Уфе, Кумертау и Белорецке. Премьер-министр Башкирии Рустэм Марданов также сообщил, что республика готова помочь страховым компаниям организовать выдачу полисов ОСАГО через офисы МФЦ.

По данным «Коммерсант в Уфе», шесть из 28 страховых компаний, работавших на рынке обязательного автострахования в Башкирии, в первом полугодии 2016 года не имели явной прибыли от этого вида деятельности: объемы их выплат превысили объемы сборов. Лидер этого рынка «Росгосстрах» с долей около 60% собрал в первом полугодии 1,52 млрд рублей, при этом выплаты компании превысили 1,61 млрд рублей и на 6% перекрыли сборы. Общие сборы 28 страховщиков от ОСАГО в Башкирии в первом полугодии составили 2,56 млрд рублей, выплаты — 2,22 млрд рублей.

7 сентября ряд СМИ констатировал, что в Башкирии внедрение системы единого агента по ОСАГО не дало ожидаемого эффекта. Об этом заявил председатель Госсобрания республики Константин Толкачёв . Как отмечает спикер парламента, несмотря на все принимаемые меры, ситуация с ОСАГО продолжает оставаться напряженной. Дано распоряжение о создании в Госсобрании рабочей группы с участием депутатов, экспертов, представителей органов госвласти, общественников, которая будет вести эти вопросы и мониторить ситуацию на рынке автострахования, чтобы оперативно и своевременно разрешать возникающие проблемы.

Новое на сайте

>

Самое популярное