Домой Кредитные учереждения Принципы налогообложения и их современные интерпретации. Экономическая сущность налогов

Принципы налогообложения и их современные интерпретации. Экономическая сущность налогов

Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения.……………………….4

1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………4

1.2 Налогообложение стран Европы…...……………………………...6

1.2.1 Налоговая система Германии...……………………………...7

1.2.2 Налоговая система Канады...………………………………...8

1.2.3 Налоговая система Швеции...……………………………….8

1.2.4 Налоговая система Российской Федерации..………………9

1.3 Принципы рационального налогообложения..………………….10

Глава II. Принципы налогообложения и практика современной России…...13

2.1Сумма, срок и способ уплаты налогов………………………….13

2.2 Удобство уплаты налогов для налогоплательщиков…..………17

2.3 Уплата налога в соответствии с доходом………………………19

2.4 Тяжесть налогового бремени для народа...……………………..19

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

Введение

“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с оста­точными элементами предыдущей экономической системы и укоренивши­мися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, полити­ки и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых орга­нов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на ры­ночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществле­ния проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серь­езной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий, объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

Для российской действительности актуальность проблемы совершенствования налоговой системы чрезвычайно высока, ведь ни для кого не секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы. Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика всё, что положено по закону (а иногда и сверх того), а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимализирует свои налоговые платежи.

В данной работе я использовала, в основном, экономические журналы за 2000 – 2001 года, а также некоторую информацию из Интернета. Моя тема предполагала оценку современной России, а т.к. налоговое законодательство у нас слишком часто меняется, то информация даже двулетней давности оказывалась устаревшей. В разных учебниках содержится разная теоретическая информация. Так, по методу установления, налоги у Черника Д. Г. ("Налоги", М. 1999 г.) подразумеваются прямые и косвенные, а у Русановой И. Г. ("Налоги и налогообложение", М. 1999 г.) по тому же методу, на личные и реальные. Но т.к. наиболее распространено и привычнее их деление на прямые и косвенные, то я использовала учебник Черника Д. У. В экономических журналах очень много статей по налогам, но для моей темы наиболее подходящими оказались журналы “ЭКО” и “Финансы”. В таких журналах, как, например, “Аудит и налогообложение”, в основном обсуждались конкретные виды налогов, как их нужно платить, какие льготы предоставляются законодательством и т.д. В Интернете, на официальных сайтах, таких как “taxhelp”, “bashnalog” много содержалось информации о налоговой системе современной России, но самую интересную информацию я нашла на сайте bistrast.webzone.ru, где разместили свои размышления по поводу налогов предприниматели, работники налоговых органов. “Мысли” датировались 2001 годом, что для меня очень важно.

Глава I

Возникновение и эволюция налогообложения

1.1 Сущность и принципы налогообложения

Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.

Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. За всё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только для того чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её мы уже платим налоги с зарплаты, налоги, которые входят в потребительскую стоимость товара - хлеба и др. И с учётом налогов, установленных государством, выходит, что мы фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительной стоимости хлеба.

Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

"В налогах, - указывалК. Маркс, - воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни,

цивильный лист и табель о рангах, - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах"

Очень точно выражает сущность налогов несколько перефразированное выражение известного политического деятеля Северной Америки Б. Франклина, что неизбежны лишь смерть и налоги.

Плательщики налогов – это юридические и физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога.

Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование

природными ресурсами, передача имущества и т.д.

Структура налогов

Все налоги рассматривают по источникам поступления:

1. Налоги юридических лиц

2. Налоги на физических лиц

а также по уровню зачисления в бюджет:

1. Федеральные

2. Республиканские (субъектов РФ)

3. Местные

Виды налогов

Всего на сегодня существуют и действуют около 300 налогов, сборов, платежей и пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги - расходов с потребления.

1. Прямые налоги

1. Подоходный налог

2. Налог на прибыль

3. Налог на имущество

4. Ресурсные платежи и др.

2. Косвенные налоги

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

3. Налог с продаж

4. На операции с ценными бумагами и др.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Регулирующая функция – государственное регулирование экономики. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.

2. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

3. Фискальная функция – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

1.2 Налогообложение стран Европы

Во всех странах налоги составляют основу доходов государственного бюджета.
Во многих странах применяются прямые налоги (подоходный, поимущественный, поземельный, с наследств и дарений и др.). При прямых налогах объектами обложения являются непосредственно доходы и имущество плательщика. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг (электроэнергия, газ, телефон). Во многих странах на косвенные налоги приходится преобладающая часть всех налоговых поступлений. Например, в государственном бюджете Франции они составляют свыше 60% всех налоговых доходов, Италии и ФРГ – более 75%. Между тем косвенные налоги носят регрессивный характер. Чем меньше доход плательщика, тем большую долю своего дохода он вынужден отдать казне в виде косвенных налогов; и наоборот, чем больше доход плательщика, тем меньшую долю его дохода поглощают косвенные налоги. Косвенные налоги являются одним из главных факторов повышения цен на предметы массового потребления. В Англии в 1959-1960 гг. косвенные налоги составляли 40% розничной цены пива, 43% цены вина и других алкогольных напитков и 73% цены табачных изделий.

1.2.1 Налоговая система Германии

Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы налогообложения - это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Так, можно условно выделить экономические и организационно-правовые принципы налогообложения.

Основными являются экономические принципы - сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Основополагающие принципы были сформулированы А. Смитом в 1776 г. в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов".

1. Принцип равномерности , или справедливости . Заключается в равной обязанности всех лиц принимать материальное участие в финансировании общегосударственных потребностей соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством государства. Вот как он изложен А. Смитом: "Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...". Это не просто теоретическая посылка, а условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В нашей практике это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Например, исчисление отдельных видов налогов производится нарастающим итогом с начала года. Казалось бы, это делается обоснованно, но, учитывая, что налоги взимаются ежемесячно, такой подход приводит к тому, что не соблюдается единство момента получения дохода и взимания с него налога, в результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и соответствующем его налогообложении за этот же период отсутствие дохода (убыток) за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога. Такая система не стимулирует эффективной деятельности предприятий. О неполной реализации данного принципа свидетельствует также тот факт, что исправно платят налоги не более четверти всех налогоплательщиков.

2. Принцип определенности . Заключается в том, что "налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...", т.е. этот принцип предполагает отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов. К сожалению, в настоящее время в РФ существует, помимо основных законов по налогам, масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые иногда даже противоречат друг другу, а это не вносит ясности в исчисление и взимание тех или иных налогов, т.е. налогоплательщики действуют фактически в состоянии неопределенности. К тому же внесение в течение года поправок в законодательные акты приводит к нарушению данного базового правила.

3. Принцип удобства платежа для налогоплательщика зафиксирован так: "Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его". Нельзя не согласиться с этим правилом, поскольку государство должно учитывать интересы того, на средства кого оно содержится. Оно говорит о необходимости устранения формальностей и упрощения акта уплаты налога, приурочивания налогового платежа ко времени получения дохода. Однако российским законодательством, например, по налогу на прибыль предусматривается внесение авансовых платежей, т.е. платежей до фактического получения дохода. Отрицательно сказываются на состоянии оборотных средств предприятия установленные сроки уплаты по основным видам налогов, поскольку они практически совпадают. Следовательно, и этот принцип реализуется в нашей практике не в полной мере.

4. Принцип дешевизны (экономности) : "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства". Это требование рационализации системы обложения и сокращения издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Желательно, чтобы не было таких налогов, расходы по сбору которых превышают сумму собираемых налогов. Учитывая это требование, налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщиков должны оставаться средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должно быть низкоэффективных налогов, затраты на сбор которых равны либо превышают сами поступления. И этот принцип пока еще не в полном объеме реализован в нашей налоговой практике.

Таким образом, все вышерассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Нарушение их имеет следствием обременительность налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

Немецкий экономист А. Вагнер дополнил классические принципы налогообложения, предложив девять основных правил, которые объединил в четыре основные группы:

1) финансовые принципы обложения:

  • достаточность обложения. Объем денежных ресурсов должен быть достаточен для поддержания общественной хозяйственной системы;
  • эластичность (подвижность) обложения, т.е. использование в налоговой системе таких налогов, которые при увеличении государственных потребностей позволяют увеличить размер налоговых изъятий;

2) народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника обложения. В качестве источника обложения должен выступать не только доход, но и капитал;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения, т.е. наличие налогов, несущих, в большей мере, регулирующее начало либо фискальное;

3) этические принципы (принципы справедливости):

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность, т.е. равенство всех налогоплательщиков при уплате налогов;

4) административно-технические правила:

  • определенность обложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Рассмотренные выше принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего.

Современные зарубежные принципы налогообложения несколько интерпретируют вышеназванные.

Основным, базовым при построении налогообложения является принцип справедливости . В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается (принцип платежеспособности ).

Принцип горизонтальной справедливости предполагает наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами (принцип выгод ). Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что используются средства, мобилизуемые государством, т.е. их производительное использование.

С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также из того, каким образом соотносятся между собой государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, этот принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав.

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии. Что касается шедулярного (классификационного, парциального) налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника их поступления, к каждой из которых применяются свои правила и размеры налогообложения. Эта методика позволяет облагать каждый вид налога дифференцированно (доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности - по другой).

Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога.

Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности , который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Данный принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени. Налогообложение имеет свои пределы. Налоговый предел - это условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др.

Следующим является принцип определенности и удобства , получивший название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он включает в себя знание налогоплательщика о происходящих изменениях, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, т.е. удобства для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы. И, наконец, принцип экономичности (эффективности) , который означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание.

Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относятся:

1) принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;

2) принцип универсализации - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин;

3) принцип нейтральности - налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;

4) принцип экономической обоснованности - любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

5) принцип определенности - законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

6) принцип презумпции невиновности - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают налогообложению долговременный характер действия.

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.

    План:

    1) Адам Смит;

    2) Эволюция: эффективности; справедливости;

    3) Что такое принцип (например, все должны платить налоги; каждый налог должен взиматься в удобном месте).

    В основу современной налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом Адамом Смитом . Мировоззрение этого теоретика финансовой науки строилось на индивидуалистических теориях государства и налогов, в соответствии с которыми государство должно было как можно меньше обременять налогоплательщика. Что касается интересов государства, то согласно его теории налоги должны были удовлетворять минимальные потребности казны. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., А. Смит впервые сформулировал 4 основные принципа налогообложения:

    1) Принцип равномерности (справедливости) – граждане всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

    2) Принцип определенности – налог должен быть определен точно, время его уплаты, способ, размер должны быть ясны и известны н\пл.

    3) Принцип удобства – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны н\пл.

    4) Принцип экономности – каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну.

    В отличие от А.Смита немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) исходил из теории коллективных потребностей. В конце 19 века он объединил 4 группы принципов:

    1) Финансовые:

    Достаточность налогообложения;

    Эластичность, т.е. подвижность налогообложения.

    2) Экономико-хозяйственные:

    Разумность построения система;

    Надлежащий выбор источников.

    3) Этические:

    Всеобщность;

    Равномерность.

    4) Принципы налогового администрирования:

    Определенность;

    Удобство;

    Максимальное уменьшение издержек взимания.

    Реализация принципов налогообложения в налоговой системе РФ

    Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение - это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т.е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

    В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз.1 п.2 ст.3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

    В развитие этих положений в абз.2 п.2 ст.3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная - федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

    3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст.6 и ст.57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

    Впоследствии данный принцип был закреплен в п.1 ст.3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

    4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц - налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст.197.) .

    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст.57, ч.3 ст.75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

    8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п.6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

    10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз.4 п.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

    Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

    Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Этот способ характеризуется простотой исчисления и взимания налога, однако он считается «несправедливым», так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным. Равное обложение получило широкое распространение в средневековой Европе, но после перехода к капиталистическому способу хозяйствования используется все реже и реже. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов, например, в случаях, когда величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда.

    Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различны ввиду того, что их величина зависит от размера базы обложения. Эту схему можно признать более справедливой, т.к. в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, однако и в данном случае налоговый гнет ослабляется по мере роста дохода плательщика. В настоящее время по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.).

    Суть метода прогрессивного налогообложения состоит в том, что размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, т.е. плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. В мировой финансовой практике используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная и сложная.

    Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.

    В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

    Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 3.3):

    • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
    • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
    • принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
    • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

    Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

    Рис. 3.3. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

    Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».

    Принцип равенства , согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.

    Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.

    Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.

    Практически стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.

    Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

    Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

    Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

    Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

    Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

    Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

    Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

    Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

    Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.

    Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.

    Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.

    Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

    Классические принципы выделяли А.Смит, Вагнер, Тургенев.

    Справедливость
    Подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства
    Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается.
    Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе – это принцип, предлагающий единую налоговую ставку для лица с одинаковыми доходами.

    Равномерность
    Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому
    - удобство
    Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика
    - дешевизна
    Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
    Значение очень велико эти принципы во все времена остаются актуальными это базовый минимум, который должно обеспечить государство для нормальной работы налоговой политики

    Современные: Экономико-функциональные и организационно-правовые
    Экономико-функциональные: – стабильность – устойчивость – запрет обратной силы закона – стремление к универсальному налогообложению – однократность взимания налогов – нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогообложения – стремление к достижения равновесия между налоговыми функциями – недопущение репрессивного характера действий со стороны налоговых администраций.

    Организационно-правовые Децентрализация Принципы единства

    В других источниках выделяют: (можно учить и тот и другой вариант)
    Экономические принципы налогообложения
    Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменном названии этого классического принципауточнение его сущности с течением времени является объективным процессом, что и было сделано в рамках теории общественного выбора, предложившей сочетать горизонтальную и вертикальную справедливость при использовании понятий экономического равенства (неравенства).
    Принцип эффективности (его еще характеризуют как принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам - региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) - он реализуется далеко не в полной мере.
    Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить. Но содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями.
    Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налоговой базы и снижения налоговых поступлений.
    Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и во всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления факта потребления (по налогам на потребление). Одним из наглядных примеров реализации данного принципа является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.
    Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:
    целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;
    целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.
    Юридические принципы налогообложения
    Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно, исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований.
    Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть введен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК РФ. в соответствии с которой применительно к федеральным налогам Российской Федерации законно установленными могут считаться только те налоги, которые определены НК РФ, к региональным - только те, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, к местным - только те, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Также в соответствии со ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
    Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в ст. 5 НК РФ, где предусматривается, что законодательные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
    Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложение должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимай налогов. Данный принцип воплощен в ст. 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
    Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК РФ относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
    Организационные принципы налогообложения
    Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК РФ.
    Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.
    Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности. Отражение данного принципа можно найти в ст. 5 НК РФ.
    Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной. Кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК РФ о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
    Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного управления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности. Данный принцип отражен не только в ряде статей Налогового кодекса, но и в самом делении налогов на федеральные, региональные и местные.
    Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
    Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 Н К РФ, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное