Домой Хоум Кредит Банк Экономические системы различаются по способам. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Экономические системы различаются по способам. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?
Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.
Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.
Смешанная система экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.
В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.
Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.
Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая экономическая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.
Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» – следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.
Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.
Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

TheDifference.ru определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем:

Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Экономические системы объединяют все процессы и различные взаимоотношения, которые так или иначе сложились в обществе. Их типы помогают решить, что именно и как, а также для кого конкретно производить с учётом ограниченности имеющихся ресурсов. Создание, распределение, обмен и потребление характерно для любого варианта. Одним из ключевых моментов является производство благ. Ему присущи разные социально-экономические отношения, которые могут устанавливаться в конкретно взятом обществе.

Типы систем крайне важны. Они определяются после тщательного анализа 5 элементов:

  1. Соотношения таких понятий как собственность и экономические системы.
  2. Технико-экономических характеристик.
  3. Непосредственно механизмов функционирования.
  4. Социальных моментов (количество свободного времени, техники безопасности, гарантий, прочего). Здесь ещё стоит учесть, сколько приходится на каждый пункт по сравнению с остальными.
  5. Государственный план и рыночное регулирование. Сколько в процентах того и другого, нет ли особых режимов управления и т. п.

На основании этого в экономике выделяют 4 основных разновидности. Их можно кратко рассмотреть. Итак, первое – традиционная. Считается очень примитивной. Здесь основной упор делался на собирательстве и на сельском хозяйстве, которое велось экстенсивными методами. Доминировал ручной труд, торговля практически не развита. Достоинство – минимальная нагрузка на природу, человек слабо влияет на окружающую среду. В современном мире такие экономические системы тест по которым вы будете сдавать, уже почти не встречаются в чистом виде. Исключение – отдельные страны Африки, Латинской Америки, Азии. В основном принадлежат к третьему миру.

Обществознание следом за экономикой рассматривает также командо-плановую систему. Второе название – централизованная, поскольку схема осуществления контроля была именно такой. В настоящем в мире в чистом виде её нет. Была в СССР, в отдельных странах Европы и Азии.

Итак, особенности данной системы:

  1. Не было свободы для тех, кто производил товары. Всё устанавливал план, предприятия не могли самостоятельно решать, что выпускать, в каких количествах и когда.
  2. Значительное количество потребностей не была удовлетворена.
  3. Постоянный дефицит определённой продукции.
  4. Появление чёрного рынка, позволявшего хоть как-то достать нужное.
  5. Подавление инициативы и отсутствие возможностей для быстрого внедрения новых разработок. Любая информация о модернизации тщательно проверялась и проходила ряд инстанции. В результате экономическая система начинала отставать.

Отдельные исследователи считают, что несмотря на то, что буквально всё контролировал план, а критика подавлялась, у этой разновидности есть и своё преимущество. Оно заключается в социальном равенстве и определённой стабильности. Однако другие с ними

не согласны, они указывают на то, что всё это достигалось искусственно, держалось насильственными методами.

И, наконец, рыночная модель или же капитализм. Она довольно сложная, её трудно однозначно описать, способна принимать разные формы, постоянно развивается. Ключевой становится частная собственность в системе экономических отношений, а не государственная как в плановой и не общинная как в традиционной. Предпринимательство здесь развивается в условиях конкуренции, базирующейся на механизме спроса и предложения.

При этом органы становятся осуществляющими поддержку убыточных, но необходимых для функционирования страны предприятий. Также правительство следит за тем, чтобы в экономику не вливались преступные элементы, за риском дисбаланса. План развития как таковой отсутствует, его заменяют прогнозы. Важным становится контроль качества, тестирование продукции, изучение рынка. Информационные ограничения и цензура невозможны.

Впрочем, нельзя сказать, что рыночная экономика – идеальна. У неё хватает слабых мест, на которые давно указывают. В частности, к природе относятся потребительски, программы, которые не являются доходными, слабо финансируют. Чрезмерный упор – на получении прибыли, даже информационные каналы (СМИ, например) делают акцент на успехе, который связан с деньгами или же с тем, что имеет к ним непосредственное отношение. Таблица экономические системы такого типа относит к наиболее нестабильным, для них характерны периодические сильные кризисы и потрясения. Это если представить разные виды посредством таблицы для наглядности.

Стоит отметить ещё, что прибыль распределяется неравномерно. Подобные социально-экономические системы (поскольку в современном мире они уже давно делятся, в свою очередь, на подвиды) означают социальную незащищённость отдельных слоёв, расслоение на очень богатых и очень бедных.

И, наконец, существует ещё один вид, различающийся учёными. Это смешанные социально-экономические системы. Здесь вполне может быть план, но он касается не всех видов товаров. Установлены определённые информационные рамки (цензура), но модернизации и обмену данными это, как правило, не мешает. Непосредственно собственность как основа экономической системы бывает государственной и частной. Яркий пример такого варианта – Китай, отдельные признаки наблюдаются и в других странах. Узнать больше или увидеть наглядную подачу информации можно, если поискать «экономические системы презентация».

Стоит отметить, что существуют и другие типологии, дополнительные. Так, экономические системы различаются по уровню развития. Или по внедрению технологий. Для нашей страны всё ещё характерны производственные, а в США, например, всё большее значение приобретают информационные. Постоянно развивается собственности понятие, оно становится всё более широкие.

Вопрос экономические системы и собственность не обошёл и Россию сегодня. Конечно же, фундаментальная проблема с которой сталкиваются все экономические системы, актуальна и для РФ. Подразумевается решение вопроса ограниченности ресурсов. Но всё большее количество исследователей считает, что для нашего общества в настоящем даже

важнее определиться, куда именно мы идём. И как в связи с этим будем использовать человеческие, природные, информационные и прочие ресурсы. Ведь социально-экономические системы подходят к этому по-разному.

Необходимо отметить, что большое количество ключевых ресурсов в России отнесено к федеральной собственности. И поэтому крайне важно понять, кто и как её контролирует. В частности, управление федеральной собственностью осуществляет правительство, которое при этом взаимодействует со всевозможными институтами власти, акционерными обществами, фондами, государственными (и не только) предприятиями и так далее.

Определённые задачи выполняются Федеральным агентством по управлению федеральной собственностью. Данный орган взаимодействует с населением и способствует воплощению государственной политики в отношении имущества. Также Министерство экономики и развития осуществляет управление федеральной собственностью, причём не только той, которая находится в его ведении, но также и влияет на правоотношения по поводу собственности, которые возникают у других министерств и ведомств. Именно поэтому и говорится о его особой роли.

При анализе современной России нельзя не отметить, что некоторые черты плановой социально-экономической системы ей всё ещё характерны. Так, очень много собственности контролирует государство, причём через довольно сложную и разветвлённую структуру. Кроме того, такие социально-экономические системы склоняются к централизации, а в РФ за очень многим следит или же имеет право вмешиваться Президент. В то же время в России наблюдаются и признаки рыночной экономики. В целом считается, что в РФ установилась экономика переходного образца.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики - гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики - Югославию; социалистической плановой экономики - СССР.

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением . Дляпроизводства

Требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга :

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Характер собственности на средства производства и способ регулирования хозяйственных связей - основные признаки экономической системы. Выделяют четыре типа экономических систем :

›› Традиционная система существует в экономически слабо развитых странах. Такая система основывается на общей (общинной)собственности , натуральном хозяйстве, мелкотоварном производстве, где ограниченные ресурсы распределяются и используются в соответствии с традициями и обычаями.

›› Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) характеризуется частным владением экономических ресурсов, свободой предпринимательства, свободой выбора и конкуренцией, опирается на личные интересы. Координация деятельности между субъектами системы происходит через рыночный механизм.

Государство практически не вмешивается в процесс экономического регулирования. Поэтому главными недостатками рыночной системы являются: высокая вероятность нарушения макроэкономических пропорций, которые восстанавливаются длительным естественным путем; социальная незащищенность граждан в случае болезни, безработицы и старости.

›› Административно-командная система (плановая экономика) - способ организации экономической жизни, при котором основные средства производства принадлежат государству, ресурсы распределяются в основном централизованно, путем директивного планирования.


Главное преимущество такой системы – обеспечение минимальных социальных гарантий трудящихся. Недостатки – высочайший уровень монополизации экономики, отсутствие конкуренции и неэффективное использование ресурсов, изоляция экономики от мирового технического прогресса.

›› Современная рыночная экономика (современный капитализм) - смешанная экономическая система сочетает частный и государственный сектор, конкурентно-рыночное, корпоративное и государственное регулирование, опирается на многообразие форм собственности. Она характерна для многих государств. Но при этом национальные модели смешанной экономики существенно разнятся в развитых и развивающихся странах и внутри этих групп.

В условиях качественного преобразования экономического развития общества, перехода от одной экономической системы к другой, возникает состояние переходной экономики .

Необходимо отметить что, анализируя экономическую систему с разных точек зрения, возникают и другие классификации типов экономических систем. Например, выделяют такие типы, как закрытая и открытая экономическая система. Закрытая экономикапредставляет собой независимую производственно-хозяйственную систему с ограниченными внешнеэкономическими связями.

Открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Считается, что по основополагающим принципам и параметрам открытая экономика совпадает с рыночной.

Новое на сайте

>

Самое популярное