Домой Проценты по кредитам Какой метод не используется для изучения микроэкономики. Предмет, методы и функции микроэкономики

Какой метод не используется для изучения микроэкономики. Предмет, методы и функции микроэкономики

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

  • а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;
  • б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Как и любая другая наука, микроэкономика использует определенные методы для определения законов и исследуемых закономерностей. Основными методами являются:

    экономико-математическое моделирование

    метод научной абстракции

    метод анализа и синтеза

    позитивный и нормативный анализ

    функциональный анализ

    статический и динамический анализ

Метод экономико-математического моделирования является основным методом, применяемым в микроэкономике, поэтому он будет рассмотрен далее в рамках отдельного вопроса.

Метод научной абстракции – для анализа какого-то явления необходимо попытаться “очистить” его от случайного и временно­го, не характерного для этого процесса, а затем обобщить и систематизировать те стороны, которые составляют его суть. Выведенные при помощи этого метода закономерности можно применять на практике потому, что они характеризуют поведение не отдель­ного индивида или фирмы, а любого субъекта в определенной ситуации.

В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза . При анализе мысленно разделяют объект исследова­ния на составляющие его части, и изучают их в отдельности. При синтезе, наоборот, соединяют в еди­ное целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делают общие выводы.

Особое значение уделяется позитивному и нормативному анализу . Позитивный подход констатирует реальное положение вещей, вне зависимости от того, как эту ситуацию оценивают те или иные люди. Нормативный подход дает оценку какому-либо явлению. Например, констатация факта, что цена на проезд в метрополитене за последние полгода подня­лась с 1000 рублей до 1500 рублей – это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены проезда с 1000 руб. до 1500 руб. повышает стоимость прожиточного мини­мума и снижает жизненный уровень населения, то это будет являться нормативным анализом.

Экономическая теория, исследуя определенные факты, пыта­ется выявить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-либо товар понижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои за­траты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой отрасли? Для ответа на эти вопросы приме­няется метод функционального анализа , позволяющий вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами.

Статический анализ исследует поведение человека или фирмы в течение одного момента, зафиксировав при этом необходимые для анализа данные. Динамический анализ проводится в течение определенного периода времени, диапазона: месяца, года, нескольких лет. Примером двух видов анализа может служить фото (статика) и кино (динамика) съемка.

2. Метод экономико-математического моделирования

При экономических исследованиях широко используется эконо­мико-математическое моделирование . Являясь основным экономическим методом, моделирование представляет собой процесс изобретения и написания модели, отражающей происходящие явления и процессы в экономической жизни общества.

Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. В качестве простейшего примера можно привести кривую производственных возможностей, которая будет рассмотрена в этой лекции.

В целом можно сказать, что экономическая модель представляет собой описание функциональных связей между экономическими явлениями.

Она может быть представлена:

    таблично

    в виде графика

    в виде системы уравнений.

Если в области естественных и технических наук моделирование, как правило, основывается на материальной аналогии объекта исследования и модели, то в области экономических наук – на аналогии мысленной.

Процесс создания моделей включает в себя последовательное выполнение следующих этапов:

ЭТАП 1. Уточнение основных экономических понятий, которые будут использованы в процессе построения модели

ЭТАП 2. Выдвижение гипотезы о характере зависимости между экономическими явлениями

ЭТАП 1. Проверка выдвинутой гипотезы на предмет ее соответствия действительности

Разберем вышеперечисленные этапы на примере создания модели взаимодействия спроса и предложения, которую мы будем рассматривать на следующей лекции. На первом этапе уточняются понятия спроса, объема спроса, предложения, объема предложения, равновесных цены и объема и т.д. На втором этапе выдвигается гипотеза о наличии единственного равновесного состояния на рынке товаров и услуг, характеризующего равенство спроса и предложения в конкретный период времени. На третьем этапе эта гипотеза проверяется практическими экспериментами и наблюдениями на рынке отдельно взятого продукта.

Необходимо отметить, что на последнем этапе у экономистов возникают проблемы. Дело в том, что в экономической теории очень сложно достичь однозначного результата при проверке гипотезы. Сложность проведение строго контролируемых экспериментов вынуждает экономистов вводить в модели допущения – условия, при наличии которых будут проявляться те или иные функциональные зависимости.

Примером широко распространенного допущения является предпосылка о рациональном поведении экономических субъектов . Рациональными считаются действия, которые уменьшают затраты и максимизируют выгоду. В одинаковой мере рациональным может быть признано поведение филантропа, нищего, предпринимателя, нацеленного на максимальную прибыль, политика, стремящегося к власти, т.д. Разница между этими людьми лишь в том, в какой сфере они намерены получить свою выгоду и какими представлениями о способах ее оптимизации руководствуются.

Наличие допущений ограничивает достоверность результатов экономического исследования. Поэтому экономическая теория, как и другая любая модель, упрощает действительность и не является зеркальным отражением экономики.

Тем не менее, экономические модели обладают предсказательной и объясняющей способностью.

В микроэкономике используются модели двух типов:

    Оптимизационные модели применяются при анализе поведения отдельных экономических субъектов, стремящихся к максимальной выгоде.

    Рыночного равновесия используются при исследовании взаимоотношений между экономическими субъектами.

1. Введение………………………………………………………………………………………2

2. Предмет и метод микроэкономики………………………………………………………….3

2.1. Предмет микроэкономики………………………………………………………….5

2.2. Метод микроэкономики…………………………………………………………….7

3. История становления…………………………………………………………………………9

4. Список литературы………………………………………………………………………….16


Введение

Микроэкономика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне - как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Главная цель микроэкономики – общие пропорции в экономике, т.е. соотношения между объемами производства различных товаров и услуг. Также в понятие глобальных пропорций в экономике входят соотношения цен на товары и услуги, соотношения цен на факторы производства и пропорции использования этих факторов в производстве.

Но для достижения главной цели микроэкономики ей необходимо решить множество попутных задач, имеющих, кстати, и собственную значимость. В первую очередь среди таких задач микроэкономики нужно выделить задачи, связанные с функционированием отдельного рынка. На отдельном рынке микроэкономика изучает механизм ценообразования и уровень конкуренции (тип рынка), чтобы понять, как цена на рынке и объем продаж могут изменяться при изменении условий на этом рынке.

Существуют и цели, которые возникают при изучении поведения потребителей и предприятий. Так, например, основной целью изучения поведения потребителя является определение объемов потребления отдельных товаров и услуг; а аналогичной целью при изучении предприятия является определение объемов производства продукции и определение видов и объемов потребляемого при этом сырья, ресурсов и т.д. (разных производственных факторов).


Предмет и метод микроэкономики

Общепризнано что любая экономическая система всегда сталкивается с проблемой ограниченности или редкости потребительских благ, производственных ресурсов и т.д., что порождает проблему выбора и распределения. С этой точки зрения экономическая теория изучает формы и способы решения людьми проблем естественной ограниченности благ и ресурсов, их распределения с целью производственного или личного потребления. В конечно счете она призвана дать ответ на три простых вопроса – Что производить (как удовлетворить общественные потребности)? Как производить (как использовать ресурсы)? Для кого производить (кто получит произведенный продукт)?

С позиции микроэкономики ограниченность благ приводит к необходимости решения проблемы выбора, рационирования и экономии, с которыми сталкиваются экономические субъекты в процессе своего воспроизводства.

Предметом рассмотрения микроэкономики является отдельно взятая структурная составляющая экономики – относительно обособленная самостоятельная экономическая единица, которая не видна при общем макроэкономическом взгляде на экономическую систему. Микроэкономика изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов: процесс разработки, принятия и реализации ими решения для достижения собственных экономических целей.

Методология науки представляет собой некую целостную совокупность логических конструкций, приемов, инструментов, используемых для поиска решений проблем, связанных с предметной областью науки. Теории отличаются друг от друга не столько потому, что они изучаются, но и в не меньшей степени по тому, как они изучаются свой предмет. Особенность экономических теорий состоит в том, что их специфических предмет – сама экономика как единство производства, распределения, обмена и использования материальных благ и услуг является настолько сложной, жизненно важной и динамической системой, что ее практически невозможно исследовать во всем многообразии, во всех деталях. К тому же экономические теории и микроэкономика в частности почти полностью лишены возможности использоваться основном инструмент получения эмпирических знаний – натурный эксперимент. Выход из положения – применений метода моделирования. Естественно, что применяется мысленное, а не материальное. Моделирование можно разделить на знаковое и интуитивное. Знаковое использует математические формулы и слова естественной речи. Интуитивное – это разного рода графики, рисунки, которые помогают понять суть процесса. Но оно не точно и не применимо для многих сложных ситуаций с многомерными процессами.

Каждая модель должна удовлетворять ряду требований: содержательность, реалистичность, точность, общность, возможность верификации. Приоритет и строгость требований рассчитывается в каждом конкретном случае. Например, для объяснения сути идеи между специалистами можно использовать довольно примитивную модель или вообще ее часть. Но для реального использования модель должна быть очень точной. Во время образовательного процесса чаще всего используют графические модели, т.к. они легки для понимания даже без образного мышления.

Для исследования некоторых экономических явлений работают с оптимизационными моделями. В них используют понятия «предельности», т.е. все величины имеют предельный характер. Цель модели – найти исходные данные для оптимального итога.

Для исследования отношений между экономическими объектами работают с равновесными моделями. Полагают, что система переходит в равновесие при нулевом суммарном импульсе всех внутренних мощностей. Равновесные модели помогают определить стоимость денег и товаров в определенный момент времени. С их помощью удается анализировать действия участников рынка, принимать какие-либо решения. В особенности это становится актуальным во время сильной инфляции, когда стоимость на товары увеличивается не одновременно.


Предмет микроэкономики

Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

Цены и объемы выпуска, потребления конкретных благ;

Состояние отдельных рынков;

Распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

Экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

Принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

Проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

б) экономического рационализма, сущность, которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить и в каком объеме;

Каким образом производить избранные виды благ;

Кто получает то, что произведено;

Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой – для будущего.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей:

Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности.

Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях.

Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции).

В четвертой части – теории распределения – анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.


Метод микроэкономики

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную:

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть.

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством – функция.

Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом:

где у – функция х, а х – аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую.

Позитивисты считают – нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике применяются модели двух видов – оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

В микроэкономике, как и в макроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика – состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.


История становления

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

l. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

В древних и средневековых сводах законов и трактатах определялись социальное положение и права отдельных людей и групп населения (разделение на сословия, касты и т. п.). Особенно большое значение для дальнейшего развития экономической теории имело уяснение понятия права собственности. Частная собственность строго оберегалась во всех древних цивилизациях, покушение на нее каралось смертной казнью или обращением в рабство.

Философы подходили к экономическим вопросам с моралистической (нравственно или безнравственно богатство, деньги и т. п.), политической (польза или вред для государства тех или иных экономических установлений) или религиозной стороны.

Среди экономических взглядов докапиталистической эпохи выделяются достижения греко-римской цивилизации. В Древней Греции и Древнем Риме, длительное время развивавшихся на базе независимых городов-государств (полисов) со значительным числом свободных граждан, рыночные отношения получили наибольшее развитие среди всех цивилизаций древности. Поэтому с именами античных ученых связано появление первых собственно экономических концепций. Почти забытые в эпоху Средневековья, они вновь стали популярны в период Возрождения и дали толчок развитию современной экономической мысли.

В трудах Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), автора трактатов «Экономикос» («Домострой») и «Доходы»; Платона (428-347 гг. до н. э.), написавшего «Государство» и «Законы»; Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике», постепенно складывается тот концептуальный стержень, вокруг которого пошло дальнейшее развитие экономической науки. Мы имеем в виду пристальный интерес к проблемам богатства отдельных людей и страны в целом, а также ко всему, что с этим связано - деньгам, товарам и т. п. Так, в работе «Экономикос» (от которой собственно и пошло название экономической науки: по-гречески «ойкос» - домашнее хозяйство, а «номос» - закон)

Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим поместьем. Чтобы увеличить богатство, он рекомендовал сочетать требовательность и милосердие в отношениях с рабами. И даже советовал поощрять соревнование между ними.

В работах Платона много внимания уделено управлению городом-государством, в том числе проблемам налогообложения и взимания долгов с неплательщиков. Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных экономических категорий, как товар, деньги, капитал. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован для потребления либо для продажи, причем один способ использования непременно исключает другой. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

Особый вклад Древнего Рима в развитие экономической науки связан со становлением классического римского права, до сих пор являющегося фундаментом хозяйственного права многих стран мира, включая и Россию.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; или это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли, и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности

Меркантилизм - политика накопления денег, протекционизм - государственная регламентация. Меркантилизм был экономической платформой европейской буржуазии, он идеализирует золото, обоготворяет его.

Меркантилизм характеризовался следующими чертами:

1. Деньги как абсолютная форма богатства.

2. Предмет исследования - исключительно сфера обращения.

3. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли, или от непосредственной добычи драгоценных металлов.

Меркантилизм в своем развитии прошёл две стадии:

I стадия - монетаризм, или теория денежного баланса, характеризуется:

1) активная роль государства, особенно в регулировании денежного обращения;

3) накопление сокровищ;

4) ограничение ввоза иностранных товаров, установление высоких пошлин, надзор за иностранными купцами;

5) понижение ставки ссудного процента.

Монетарная система ориентировалась на административное разрешение экономических проблем.

II стадия - собственно меркантилизм или теория торгового баланса (XVI и особенно XVII вв.). "Побольше продавать, поменьше покупать"- для того, чтобы торговый баланс страны был активным. Конкретные действия:

1) неограниченное развитие внутренней торговли;

2) расширение экспорта;

3) достаточно широкий импорт товаров;

4) поощряет развитие мануфактур (как основа торговли);

5) осуждает накопление сокровищ;

6) свобода взимания процентов.

Представители позднего меркантилизма Т. Ман (Англия), А. Серра (Италия); А. Монкретьен (Франция), А.Л. Ордин–Нащекин, И.Т. Посошков, Петр I (Россиия).

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX - начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства, с преобладанием идеи саморегулируемости экономики и свободной конкуренцией. В экономической науке данная эпоха называлась классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теорией.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет - с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, основы для современной экономической науки, в которой приняли участие многие экономисты из разных стран. Выделим общие черты научной школы. Классическая политическая экономия господствовала в эпоху, когда капитал стремительно проникал в промышленность, вовлекая в производство все большее количество трудовых и природных ресурсов, технических изобретений и предпринимательских способностей.

·Богатство нации отождествлялось уже не с золотыми деньгами, а с массой созданных товаров. Отметим, что поворот экономической мысли в этом направлении проходил болезненно. Общество неохотно отказывалось от своих прежних взглядов.

·Классическая школа возникла в эпоху, когда рыночная система в процессе развития и становления яснее раскрыла заложенный в ней потенциал саморегулирования. Поэтому классики выработали концепцию экономического либерализма, основанную на абсолютной вере в благотворность частного предпринимательства и провозгласившую ненужность вмешательства государства в экономику.

·Классики исследовали процесс рыночного ценообразования с позиций производителей и их издержек по производству товаров. Потребителя в качестве участника этого процесса они не рассматривали.

У истоков классической политической экономии стояли английский экономист Вильям Петти (1623-1687) и француз Пьер Буагильбер (1646-1714). Их главная заслуга заключалась в постепенном подрыве старой меркантилистской догмы о необходимости постоянного вмешательства государства в экономику. Они проложили путь для физиократов ¾ экономического течения, сложившегося во Франции в XVIII в.

Одной из главных идей, объединивших физиократов, был экономический либерализм, нашедший выражение в знаменитом принципе «laissez faire» («предоставить свободу деятельности, не мешать»), который определил оптимальные отношения государства и экономики.

Другой объединявшей физиократов идеей было ошибочное представление о том, что богатство создается только в сельском хозяйстве. Промышленников они называли «бесплодным классом», не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму.

Продуктивность нового подхода, переключившего внимание экономистов с денег на реальные блага, блестяще продемонстрировал лидер физиократов, придворный врач знаменитой маркизы де Помпадур Франсуа Кенэ (1694-1774). Он начал заниматься экономическими исследованиями в преклонном возрасте, но успел создать великую и загадочную работу «Экономическая таблица», надолго опередившую свое время и потому не понятую современниками. Кенэ показал полный цикл движения продукта: от его создания в сельском хозяйстве, через распределение и обмен между разными социальными группами вплоть до потребления. Тем самым был сделан первый подход к проблеме воспроизводства, т. е. выяснению того, как экономика может год за годом поддерживать свое существование, словно вечный двигатель, ни на миг не прекращая производства и потребления. Современный французский экономист Раймон Барр пишет: «Благодаря «Экономической таблице» Кенэ и физиократы. взяли на вооружение метод анализа, возрожденный в ХХ в. Василием Леонтьевым».

Самым знаменитым экономистом всех времен и народов является английский (шотландский) экономист Адам Смит (1723-1790). В своем бессмертном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые перешел от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три основных компонента:

1) понятие экономического человека, или, как его называл Смит, человека-эгоиста;

2) принцип «невидимой руки»;

3) естественный порядок.

Так, А. Смитом была объяснена «самопроизвольная организация экономического мира под действием личного интереса».

Традиции классической политической экономии продолжил и развил соотечественник Смита Давид Рикардо (1772-1823). Он внес большой вклад в развитие методов экономической науки, используя логические приемы, научную абстракцию и элементы моделирования. Рикардо также существенно углубил и сделал более последовательной трудовую теорию стоимости. Открытый им закон сравнительных преимуществ до сих пор является теоретической основой концепций международной торговли.

Друг и одновременно оппонент Д. Рикардо Томас Роберт Мальтус (1766-1834) ужаснул своих современников мрачной перспективой перенаселения и голода, грозящего человечеству. Он же предложил жесткие меры по ограничению роста населения, включавшие, например, принудительную стерилизацию неимущих. Мальтузианский закон народонаселения до сих пор будоражит умы экономистов.

Логическим завершением тенденции идеализации рыночной экономики стали исследования Жана Батиста Сея (1767-1832), французского экономиста и предпринимателя. Он сформулировал закон рынка ¾ «закон Сея». Этот закон, служивший экономистам своеобразным знаменем на протяжении ста лет, утверждал столь совершенную саморегулируемость рыночной системы, что даже отрицал возможность кризисов в экономике.

Крутой перелом в науке наступил в результате деятельности великого немецкого экономиста Карла Маркса (1818-1883). Он создал экономическую доктрину, которая повлияла в ХХ в. на судьбы всего человечества и особенно России.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела - микроэкономики.

Наибольший вклад в развитие маржинальной школы на этом этапе внесли английские экономисты (так называемая кембриджская школа) и в первую очередь Альфред Маршалл (1842-1924). В своей работе «Принципы экономики» (1890) А. Маршалл дал экономической науке новое название - экономикс (economics). Заслуга Маршалла состоит в том, что он объединил сторонников классической политической экономии считавших, что рыночная цена формируется под влиянием издержек производства и маржиналистов австрийской школы, выдвинувших тезис о зависимости рыночной цены от предельной полезности блага, т. е. от потребителя. А. Маршалл создал теорию рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и от предложения.

3. Экономические учения эпохи, регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха - эпоха новейшей истории экономических учений - берет свое начало с. XX в. т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой. Можно выделить следующие главные направления экономической мысли: кейнсианское, институционально-социологическое, неоклассическое

Кейнсианская направление связана с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Почву для его исследований подготовили качественные изменения, произошедшие в экономике в конце XIX ¾ начале XX в.: монополизация, ограничивающая свободную конкуренцию, экстренное государственное регулирование во время Первой мировой войны и особенно разрушительный экономический кризис 1929-1933 гг.- знаменитая Великая депрессия.

Дж. Кейнс доказал невозможность полноценного действия в новых условиях принципа «невидимой руки» А. Смита и опроверг закон Сея. Саморегулирование рынка, с его точки зрения, не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях вполне могло вести к длительной консервации кризиса. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он разработал государственную экономическую политику, основными рычагами которой были доходы и расходы бюджета, а также кредитно-денежные отношения. Эта политика потом десятилетиями активно и с успехом применялась в ряде стран и принесла Дж. Кейнсу славу «спасителя капитализма».

В 50-60-х годах ХХ в. последователи и ученики Дж. Кейнса - Э. Хансен, Дж. Хикс, Р. Харрод, Е. Домар - продолжили развитие теории государственного регулирования. Они положили начало неокейнсианской экономической школе. В их исследованиях, в отличие от работ самого Кейнса, рассматривалась регулирующая деятельность государства в условиях не только кризиса, но и подъема. Государство должно маневрировать расходами, сокращая их в период бума и увеличивая во время депрессии. Неокейнсианцы создали теорию экономического роста, связав ее с учением об инвестициях. В целом кейнсианские и неокейнсианские рекомендации были направлены на достижение в экономике высокого уровня занятости и увеличение государственного регулирования.

Полное господство идей государственного регулирования в экономике в середине ХХ в. сменилось к концу 1970-х годов возвратом к традициям экономического либерализма. Этому было несколько причин.

На несколько десятилетий основные позиции в мировой экономической мысли завоевал монетаризм. Специфика его по сравнению с неоклассикой состоит в том особым значении, которое он придает сфере денежного обращения. Кстати, само название школы происходит от английского слова money - деньги. По мнению монетаристов, экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения, например, в недопущении инфляции. Монетаризм выдвинул цель обеспечения стабильности покупательной силы денежной единицы.

Наиболее известным представителем монетаризма является современный американский экономист Милтон Фридмен. Он сформулировал главный тезис монетаристов - «деньги имеют значение». Фридмен считает, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому, но низкому (чтобы не вызвать инфляции) темпу увеличения массы денег в обращении.Реализацией монетаристских идей на практике в 1980-е годы занимались правительства консервативного и правого толка, в первую очередь кабинет М. Тэтчер в Англии и администрация Р. Рейгана в США.

Институционализм, возникнув в США в начале ХХ в., развивается вплоть до настоящего времени. Его называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и т. п.), а сложная (причем часто внеэкономическая) природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются.

Заслугой американской институциональной школы стал прорыв в определении объекта исследования экономической науки, что хорошо отражает весьма широкое толкование понятия «институт», давшего название самому течению.

Согласно взглядам институционалистов, развитие экономики определяется в первую очередь именно характером существующих в ней институтов. Идея синтеза экономического и социального анализа, "междисциплинарного подхода", является определяющей для теоретиков современного институционализма. Они включают в экономические теории, человеческое поведение, политику и многие другие факторы, но специфика и примат экономических отношений при этом практически ликвидируются. Институционалисты не считают человеческие отношения базисными, определяющими. В их идеалистической трактовке решающими оказываются правовые отношения, психология людей и другие надстроечные элементы

Объединяет институционалистов и особое отношение к функциям государства, которому вменяется в обязанность самое непосредственное участие в экономической деятельности посредством общественного контроля над бизнесом.

Основоположником американского институционализма был Торстейн Веблен (1857-1929). Его протест против классической и неоклассической школ нашел отклик в американской, а затем и европейской научной и общественной среде. Другой американский экономист Дж. Коммонс стал основателем социально-правового течения в институционализме, заложив основы концепций «социального мира» и «социального контроля».

Эстафетную палочку традиционного институционализма в 1960-х годах подхватили новые институционалисты. Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др. создали теории индустриального и постиндустриального общества, в котором НТР служила основой социального прогресса, приводила к преодолению социальных противоречий путем бесконфликтной эволюции.

В 70-80-е годы ХХ в. появилась еще одна разновидность институционализма - неоинституционализм. Он представлен теорией прав собственности и новой теорией фирмы, создателями которых стали Рональд Коуз, А. Алчиан, Д. Норт и др.

Идея синтеза экономического и социального анализа, «междисциплинарного подхода», является определяющей для теоретиков современного институционализма. Они включают в экономические теории, человеческое поведение, политику и многие другие факторы, но специфика и примат экономических отношений при этом практически ликвидируются. Институционалисты не считают человеческие отношения базисными, определяющими. В их идеалистической трактовке решающими оказываются правовые отношения, психология людей и другие надстроечные элементы

История экономической мысли прошла длительный путь от экономических воззрений древности до современных научных концепций. Стержнем формирования экономической теории являлась классической политической экономии.

Тверской государственный технический университет

Кафедра экономики и управления производством

Контрольная работа по экономике

Вариант №3


1. Микроэкономика: ее предмет, субъекты

1.1 Предмет микроэкономики

1.2 Субъекты микроэкономики

2. Система макроэкономических показателей. Общественный продукт.

2.1 Промежуточный и конечный продукт. Добавленная стоимость.

3. Задача.

Список использованной литературы

1. Микроэкономика: ее предмет, субъекты

1.1 Предмет микроэкономики

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

Состояние отдельных рынков;

Распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

Экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

Принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

Проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

а) экономического атомизма , означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

б) экономического рационализма , сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

В микроэкономике, как и в макроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика - состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.

1.2 Субъекты микроэкономики

Объектом микроэкономических исследований является микросистема. Поскольку микросистема выступает как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, то анализировать ее можно в трех аспектах: через выяснение того, какие субъекты вступают в эти отношения, по поводу чего эти отношения складываются и какое основное содержание этих отношений.

К основным субъектам микросистемы относятся:

а) домохозяйства. Это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают экономические решения. Наиболее характерным примером домохозяйства является семья. Однако роль домохозяйства в микроэкономике может выполнять и отдельный человек, который самостоятельно формирует и использует свои доходы, не вступая в любые объединения с иными гражданами. Роль домохозяйств в микроэкономической системе двоякая. С одной стороны, они являются потребителями конечных товаров и носителями конечных потребностей. Собственно ради удовлетворения этих потребностей и функционирует экономическая система. Поэтому на рынке конечных товаров домохозяйства выступают на стороне спроса как покупатели. С другой же стороны, домохозяйства - это собственники ресурсов, которые поставляются ими для производственных целей. Поэтому на рынке ресурсов домохозяйства превращаются у продавцов, формируют предложение;

б) предприятия (фирмы). К ним относятся любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производят товары или услуги с целью получения дохода. Следует обратить внимание, что понятие “предприятие” в микроэкономике значительно шире, чем, скажем, это определено в законодательстве, в частности в Законе Украины “О предприятиях”. Если для законодателя важно, чтобы предприятие было обязательно юридическим лицом, прошло государственную регистрацию и тому подобного, то для исследователя микроэкономических проблем все это не имеет существенного значения. Главным для него является то, что предприятие самостоятельно принимает решение о выпуске продукции, приобретении ресурсов, цене и рынках сбыта и руководствуется при выборе альтернативных вариантов целью максимизации дохода;

в) государство. Оно в микросистеме рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни. Исследователь микросистемы абстрагируется от того факта, что государство является собственником значительного количества предприятий, организует производство товаров общественного пользования и тому подобное. Наиболее существенным для него является координационная роль государства.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить и в каком объеме;

Каким образом производить избранные виды благ;

Кто получает то, что произведено;

Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой

Для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

2. Система макроэкономических показателей

Модели включают два вида показателей: экзогенные и эндогенные .

Экзогенные величины – это показатели, задающиеся извне, формирующиеся вне модели . Экзогенные величины являются автономными (независимыми). Эндогенные величины – это показатели, формирующиеся внутри модели .


Рис. 1.4

Модель позволяет показать, как изменение экзогенных величин (внешний импульс) влияет на изменение эндогенных (рис.1.4.). Например, если функция потребления имеет вид: С = С (Yd, W), где С – величина совокупных потребительских расходов, Yd - располагаемый доход и W – богатство, Yd и W являются экзогенными величинами, а С – эндогенной. Эта модель позволяет исследовать, как изменение располагаемого дохода и/или богатства меняет величину потребительских расходов. Потребление, таким образом, выступает как зависимая величина (функция), а располагаемый доход и величина богатства – как независимые величины (аргумент функции). В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Так, в модели потребления потребительские расходы (С) выступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода. Исключение составляют переменные государственного управления, которые, как правило, являются экзогенными, такие как государственные закупки товаров и услуг, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, учетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная база.

1. Что изучает микроэкономика?

Микроэкономика изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов.

Современная микроэкономика изучает, как решаются ниженазванные четыре основных вопроса:

  • ? что производить и в каком объеме;
  • ? каким образом производить избранные виды благ;
  • ? кто получает то, что произведено;
  • ? какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой для будущего.
  • 2. Назовите и охарактеризуйте субъекты микроэкономики

К основным субъектам микроэкономики относятся:

1) Домохозяйства.

Это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают экономические решения (например, семья).

2) Предприятия (фирмы).

К ним относятся любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производят товары или услуги с целью получения дохода.

3) Государство.

Оно в микроэкономике рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.

3. Что служит объектом микроэкономического анализа?

Объектом микроэкономического анализа являются фирмы (предприятия). Фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

  • 4. Какие функции выполняет микроэкономика?
  • Теоретико-познавательная (изучение формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство);
  • Прогностическая (определение перспектив социально-экономического развития на будущее);
  • Методологическая (определение направленности экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которой конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей);
  • Практическая (обоснование экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики).
  • Идеологическая функция (защищает сложившуюся систему ценностей и приоритетов социально-экономического развития: частная собственность и экономическая свобода; право на хозяйственный риск; полная экономическая ответственность).
  • 5. Охарактеризуйте основные методы анализа
  • 1) Предельный анализ.

Метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.

2) Функциональный анализ

Важную роль в микроэкономике играет метод функционального анализа, который требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях». Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов.

3) Равновесный подход к исследованию экономических явлений.

Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Равновесие называется неустойчивым, если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4) Дедукция и индукция

Дедукция и индукция - взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы позволяют целенаправленно собрать и систематизировать наблюдения.

  • 6. Какие типы моделей используются при изучении микроэкономических процессов?
  • 1) Оптимизационные модели.

Оптимизационные модели применяются при исследовании поведения отдельных хозяйствующих субъектов. С их помощью отыскиваются оптимальные варианты поведения, точки оптимального выбора потребителя и производителя или точки рыночного равновесия. В оптимизационных моделях широко используются предельные величины.

2) Равновесные модели.

Равновесные модели выдвигаются при исследовании взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. В таких моделях в качестве переменной величины выступает лишь один экономический параметр. Все остальные рассматриваются как постоянные.

Основные требования, которые предъявляются к современной экономической модели:

  • Содержательность и реалистичность,
  • Внутренняя непротиворечивость,
  • Предсказательная способность,
  • Возможность информационного обеспечения.
  • 7. В чем состоят отличия математической, табличной и графической форм функций?

Отличие этих функций в их формах.

Математическая функция представлена в виде примера или математического уравнения.

Табличная функция представлена в виде таблицы с переменными значениями. Она более наглядно представляет зависимость изменения исследуемых величин.

Графическая функция представлена в виде графика или диаграммы. По которой можно быстро определить фактические изменения исследуемых величин.

8. Что означают положительный и отрицательный наклоны графика?

Если функция положительно наклонена, то говорят о положительной, или прямой зависимости между двумя величинами, а если график имеет отрицательный наклон, то говорят об обратной зависимости между величинами.

9. В чем сущность и основные черты экономического мышления?

Экономическое мышление выступает как активная сторона общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению.

Для экономического мышления характерны:

  • Научность;
  • Реализм в определении задач и путей их решения;
  • Опора на экономические методы управления;
  • Отказ от командования и администрирования;
  • Нацеленность на повышение эффективности производства и использование интенсивных, качественных факторов роста;
  • Учет растущего взаимодействия экономических, социальных и научно-технических процессов.

Экономическое мышление проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления современного -- необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе.

  • 10. Какие трудности препятствуют формированию рационального экономического мышления?
  • Нехватка информации;
  • Традиционные предрассудки сотрудников административного аппарата;
  • Несовершенство стиля и методов работы сотрудников, с недостаточным учетом ими человеческих факторов.
  • 11. Приведите примеры логических ошибок

Логическая ошибка в экономическом мышлении заключается в допущении, что одно предшествует другому, первое обязательно служит причиной второго.

Пример: Экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием имеют более высокий доход. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие. Но, если поразмыслить не меняются ли здесь причина и следствие местами, то есть не приобретают ли люди, обладающие более высокими доходами, более высокое образование, точно также, как они покупают больше автомобилей и более дорогое продовольствие.

  • 12. Охарактеризуйте различные виды потребностей
  • а) Целостные и фрагментарные;

В целостной потребности присутствуют и объединены все три стороны: есть и объективная нужда, и ощущение нехватки, и побуждающее напряжение. Склейка этих трех сторон. Фрагментарными потребностями называют те, где какие-либо из этих сторон потребности отсутствуют.

б) Реальные и придуманные;

Реальные потребности - здоровые потребности с адекватным запросом. Придуманные (надуманные) потребности - те, за которыми нет настоящей нужды, нереалистичные или нездоровые потребности, невовремя или нетактично сформулированные потребности.

в) Базовые;

Базовые потребности - потребности, которые те или иные исследователи или группы людей считают лежащими в основе всего, главными и основными.

г) Высшие и низшие;

К низшим относят естественные потребности тела. Потребности души, как и социальные потребности, могут относить и туда и сюда. Потребности души относят к высшим потребностям.

д) Потребности физиологические и психологические.

К психологическим потребностям относят потребность в общении.

13. В чем различие между понятиями “товар” и “услуга”?

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.

Услуга - вид товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что товар-это вещь, а услуга-это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей.

14. Какие блага называются экономическими?

Экономическими благами являются только те вещи и услуги, которые способны удовлетворять какие-либо человеческие потребности и являются результатом хозяйственной деятельности. Их по-другому называют ограниченными. К ним относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение и потребление которых поэтому приходится «рационировать» путем установления соответствующей цены. Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

15. Что относится к экономическим ресурсам?

Экономические ресурсы включают:

  • А) Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.
  • Б) Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.
  • В) Материальные - все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства.
  • Г) Финансовые ресурсы - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
  • Д) Информационные ресурсы - это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.
  • 16. Чем отличаются понятия “труд” и “рабочая сила”?

Труд - это сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Рабочая сила - способность человека к труду.

Исходя из данных определений, мы можем сделать вывод, что в процессе деятельности человека (в данном случае, труд) человек использует рабочую силу. Рабочая сила- это одна из составляющих труда.

17. Что понимают под капиталом как экономическим ресурсом?

Капитал - это экономический ресурс, который может быть использован в производстве товаров или оказании услуг. Относится к одному из факторов производства.

18. Почему предпринимательскую способность выделяют в качестве самостоятельного ресурса?

Предпринимательство является самостоятельным ресурсом, так как имеет обособленную структуру, ресурсы, управление и зачастую не зависит от государства. Предприниматель выступает в качестве субъекта деятельности, будучи владельцем имущества и одновременно специалистом-управленцем. Объектом его деятельности является работа созданной им организации.

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода и прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

19. Какие доходы выступают в качестве платы за определенные виды ресурсов?

Доходы бывают как натурально-вещественными, так и денежными.

экономический капитал производственный

20. Сформулируйте и объясните закон редкости

Закон редкости - это закон, который утверждает, что существующие трудовые, земельные и прочие ресурсы являются ограниченными, которые при определенном уровне развития технологии могут быть направлены на производство только лишь ограниченного числа благ, что в свою очередь рождает перед обществом главные проблемы экономики: Что? Как? Кто? Для кого?

Новое на сайте

>

Самое популярное