Домой Кредит на бизнес Налоговая политика франции. Налог на наследство и дарение

Налоговая политика франции. Налог на наследство и дарение

Ключевые слова

Франция, организация налогообложения, налоговая служба, структура, налоговые проверки, налоговая система, особенности, виды налогов, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, местные налоги, налоговые соглашения.

Объектом исследования является налоговая система Франции.

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.

В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

В результате исследования на основании результатов анализа особенностей налоговой системы Франции сформулированы выводы.


Введение

1. Общая характеристика налоговой системы Франции

2. Виды налогов

2.1 Прямые налоги

2.2 Косвенные налоги

3. Международные налоговые соглашения Франции

Заключение

Библиография


Введение

Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Актуальность темы исследования . Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.

Степень изученности темы . По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной курсовой работе.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило раскрыть понятие налоговой системы, уяснить ее сущность; историко-правовой метод - его применение позволило изучить, например, как менялись ставки налогов, метод сравнительного государствоведения и правоведения, с его помощью в работе удалось, например, дать сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции.

Целью данной курсовой работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Дать общую характеристику налоговой системы Франции;

Выделить особенности французской налоговой системы;

Изучить функции налоговой службы Франции;

Рассмотреть основные виды налогов во Франции: прямые и косвенные, федеральные и местные;

Изучить основные международные соглашения Франции.


1. Общая характеристика налоговой системы Франции

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно налоговой системы Франции нужно дать понятие налогов и налоговой системы.

Итак, налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета, путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной государством .

Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия всех затрат.

Налоговая система государства обычно представляет собой:

1) взаимосвязанную совокупность налогов, сборов и платежей;

2) законодательную базу (систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней);

3) систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Налоговая система каждого государства имеет свои качественные особенности установленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой социально-экономической и финансово-денежной основе, которая позволила бы ей функционировать с наименьшими издержками как для общества в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения .

Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

Системность;

Гибкость.Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

Социальная направленность – этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума . Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Говоря о налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

Общие понятия о налогах и налоговой системе

Как всем известно из курса истории, появление государства привело к формированию системы сбора средств на его содержание. В разные эпохи и в разных местах формы и методы сбора этих средств, их названия были различны. Но суть их оставалась общей – обеспечение государственной власти и правящих слоев общества.

Определение 1

Государством называют систему мер, мероприятий и органов по обеспечению управления определенной территорией (страной).

Государство включает в себя аппарат, обеспечивающий безопасность страны и внутренний порядок, законодательную базу, средства управления хозяйством. В функционировании последних и в содержании всего аппарата власти важную роль занимают налоги.

Определение 2

Налоги – это обязательные безвозмездные денежные платежи, которые взимаются от имени государства специальными органами власти или их уполномоченными представителями различных уровней, предназначенные для финансового обеспечения выполнения государством или его структурными образованиями своих функций.

В отличи от пошлин и сборов налоги являются безвозмездным платежом. А пошлины и сборы, по своей сути, - это подтверждение соглашения между плательщиком и государством о возможности каких-либо действий как плательщиком, так и в отношении него. Налоги взимаются в принудительном порядке. Они могут быть:

  • прямыми и косвенными;
  • аккордными;
  • подоходными;
  • общегосударственными (федеральными);
  • местными (региональными и муниципальными).

Порядок установления видов налогов, способа и методов их уплаты структуру налоговых органов и сферу их компетенции регулируется государственным законодательством вообще и специальными налоговыми законами (налоговым кодексом).

Определение 3

Совокупность установленных в государстве налогов, способы и принципы их установления, определения налоговой ставки, формы и методы уплаты налогов, органы сбора налогов и контроля за данным процессом образует налоговую систему государства.

Функционирование налоговой системы позволяет решать следующие задачи:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • контролирующую.

Фискальная задача состоит в наполнении доходной части бюджета определенного уровня (общегосударственного, регионального, муниципального). Распределительная задача заключается в перераспределении собранных средств и финансирования необходимых регионов, отраслей, государственных и социальных программ. С помощью применения различных схем налогообложения и тарифов происходит регулирование экономической деятельности отдельных предприятий и отраслей, привлечение инвесторов и защита отечественных производителей. Налоговая позволяет контролировать поступление денежных платежей от субъектов хозяйствования, анализировать объемы денежных поступлений и величину финансовых ресурсов.

Краткая характеристика Франции

Франция – это одна из самых высокоразвитых стран мира. Она имеет богатую историю развития и формирования. В историческом аспекте она - одно из старейших государств Европы. Ее официальное название сегодня – Французская Республика.

Франция в настоящее время является трансконтинентальным государством. Основная ее территория расположена на западе Европы. Кроме этого в ее состав входит ряд, так называемых, заморских регионов и территорий (заморских департаментов).

Возникла Франция на руинах одного из остатков Римской империи – Галлии под влиянием нашествия германских племен франков. Поэтому население Франции имеет смешанное происхождение (его называют галло-романским). А язык принадлежит к романской языковой группе. Помимо этого следует отметить, что в населении Франции значительная часть приходится на выходцев из бывших французских колоний в Азии и Африке. Поэтому этнический состав населения довольно пестрый.

Согласно конституции, Франция является унитарным государством. Она – один из лидеров Европейского Союза. Франция имеет статус ядерной державы. После Второй мировой войны она была одним из основателей ООН и является постоянным членом Совета Безопасности этой организации.

В экономическом плане Франция – высокоразвитая индустриальная страна с многоотраслевой экономикой и высокотехнологичным производством. В последнее время опережающими темпами развивается непроизводственная сфера экономики. В промышленности лидируют современные отрасли машиностроения (электроника, авиастроение, автомобилестроение), электроэнергетика, легкая, химическая, пищевая отрасли промышленности. В структуре сельского хозяйства преобладает высокопродуктивное животноводство. Экономика Франции развивается по пути интенсификации.

Особенности налоговой системы Франции

Немаловажную роль в успешном развитии экономики играет налоговая система государства. Как уже упоминалось, Франция является унитарным государством. Это означает высокую степень централизации органов власти. Поэтому для налоговой системы Франции характерна черта налоговой системы унитарного государства – одноканальная структура. Налогообложение во Франции представлено следующими крупными блоками:

  • косвенные налоги;
  • налоги на прибыль;
  • налоги на собственность.

Определение 4

Косвенные налоги – это те налоги, ставка которых уже включена в цену товара.

Их еще называют налогами на потребление. В настоящее время именно эта группа налогов обеспечивает основной доход в бюджет Франции. Наиболее важным из этой группы налогов является налог на добавленную стоимость. Государственное законодательство предусматривает ряд льгот по данному налогу для малых предприятий, для операций с экспортом, для банковской сферы, сельского и рыбного хозяйства, услуг врачей и преподавателей.

Налоги на прибыль являются прямыми налогами. Они взимаются с частных и государственных предприятий (компаний, фирм, ассоциаций). Основой для налогообложения служит декларация, которую каждое предприятие должно предоставить в налоговые органы до 1 апреля года, который следует за отчетным.

Подоходный налог взимается со всех видов денежных поступлений физического лица за год. Сюда входят не только заработная плата, но и пенсия, рента, всевозможные вознаграждения. Также облагаются налогом и операции по передаче прав собственности по имуществу и ценным бумагам.

Налоги на собственность являются третьей группой государственных налогов. Налогообложению подлежат здания, предприятия, движимое имущество и фондовые активы. Следует отметить, что налог на собственность имеет во Франции прогрессивный характер.

Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Российской Федерации.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:

подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% - для предметов искусства и 7,5% - для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.

Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.

Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на

начало 90-х годов указаны в табл. 1.

Таблица 1. Ставка налога на собственность

При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины.

В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в* сумме 35 900 франков, 8,5% - в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% - для выплат выше указанной суммы.

Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей суммы заработной платы.

Для предприятий, использующих временную рабочую силу, ставка составляет 2%.

Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться на профессиональную подготовку молодежи.

Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.

Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т. д.) - важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале 90-х годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны[. Их динамика характеризуется быстрым ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

земельный налог на застроенные участки;

земельный налог на незастроенные участки;

налог на жилье;

профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - зданий, сооружений, резервуаров, силосных башен и т. д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по месту их основного проживания.


Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налоги, существующие в этой стране, можно условно разделить на три крупных блока; косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление, налоги на прибыль (доход) и налоги на собственность.

Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система стабильна в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества заключаются в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. Французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, можно в первую очередь назвать социальную направленность и территориальный аспект.

Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Основные федеральные налоги:

  • подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий;
  • пошлины на нефтепродукты;
  • акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
  • налог на собственность;
  • таможенные пошлины;
  • налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

  • туристский сбор;
  • налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
  • налог на профессию;
  • налог на уборку территории;
  • налог на использование коммуникаций;
  • налог на продажу зданий.

В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляют 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны: в Германии - 37,4%, Великобритании - 18,5, США - 29,7.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется в целях развития экономики.

Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

В настоящее время применяются стандартная и пониженная ставки НДС, равные соответственно 20,6 и 5,5%. Пониженная ставка применяется по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, книгам, грузовым и пассажирским перевозкам, обедам для работников предприятий, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристический и гостиничным услугам. Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС: в их рамках от налогообложения освобождаются:

  • малые предприятия - в том случае, если их оборот за финансовый год не превысил указанной в законе суммы. В этом случае подобные предприятия имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным (ст. 25 финансового законодательства Франции):
  • все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг):
  • банковская и финансовая деятельность:
  • услуги частных врачей и преподавателей:
  • сельское хозяйство и рыболовство:
  • государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

Важным источником доходов бюджета служат акцизы . Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают, помимо источника доходов бюджета, важным инструментом экономической политики государства, направленным на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Среди прямых налогов важнейшую роль играет налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц.

Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налогооблагаемой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию о которой каждое предприятие представляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательного расчета с бюджетом корпорация ежеквартально вносит авансовые платежи. Стандартная ставка налога равна 33,33%, однако существуют и пониженные ставки, которые применяются к доходам от земельных участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих 5 лет.

Подоходный налог с физических лиц взимается со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов коммерческой и некоммерческой деятельности, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от зарубежных. Кроме того, подлежат обложению доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Ставки подоходного налога носят прогрессивный характер. Наивысшая ставка установлена для доходов, превышающих указанную в законе сумму. Законодательство Франции предусматривает необлагаемый минимум, а также определенные вычеты из налогооблагаемой базы (например, целевые пособия на питание) и специальные скидки дня слабозащищенных в социальном плане категорий населения, таких как пенсионеры, инвалиды. С начала 1990-х годов дополнительно к подоходному налогу введены специальные социальные отчисления. Их ставка, установленная для физических лиц-резидентов, составляет 2,4%.

Во Франции приняты специальные правила, регламентирующие налогообложение доходов, намученных от операций с собственностью (недвижимостью, движимым имуществом, ценными бумагами):

  • прибыль от продажи недвижимого имущества включается в налогооблагаемый доход в год фактической продажи. Ставка налога зависит от срока, в течение которого недвижимость находилась в собственности продавца. Нулевая ставка применяется для недвижимости, срок владения которой превышает 32 года;
  • с прибыли от операций с движимым имуществом налог взимается только в том случае, если она получена по сделке, превышающей определенную сумму. При соблюдении этого условия в зависимости от категории имущества применяются ставки 4 и 5%. Ставка 7% установлена для различных категорий предметов искусства, а специальная ставка 7,5% - для сделок с драгоценными металлами;
  • прибыль от операций с ценными бумагами, размер которой превышает определенный предел, облагается по ставке 16%.

Помимо подоходного налога на размер фактической оплаты труда работников оказывает влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения по которым служит фонд оплаты труда работников. Рассмотрим основные из вышеупомянутых сборов.

  1. Социальный налог на заработную плату. Объект налогообложения - годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога носят прогрессивный характер: от 4,5 до 13,5%.
  2. Налог на развитие профессионального образования. Объект налогообложения - годовой ФОТ сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога - 0,5%, с надбавкой - 0,1%.
  3. Сбор на профессиональную подготовку. Если на предприятии более 10 сотрудников, то собственник обязан финансировать долгосрочную профессиональную подготовку работников. На эти цели взимается специальный налог в размере 1,2% годового ФОТ сотрудника. Если предприятие использует временную рабочую силу, то размер ставки возрастает до 2% годового ФОТ сотрудника. Кроме того, существует дополнительный сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника на профессиональную подготовку молодежи.
  4. Сбор на строительство жилья. Объект налогообложения - годовой ФО сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставка налога - 0,65%. Кроме того, если на предприятии более 10 сотрудников, оно обязано участвовать в финансировании жилищного строительства в виде ссуд для работников или прямых инвестиций в строительство жилья.

Третий крупный источник государственных доходов Франции - налоги на собственность и имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы). Налог на собственность Франции носит прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

Хотелось бы отметить, что во французской налоговой системе принят налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, который носит дискриминационный, с нашей точки зрения, характер. Этим налогом (ставка 3%) облагается недвижимость всех иностранных компаний, головной офис которых находится за пределами Франции, в то время как максимальная ставка налога на собственность для французских компаний составляет 1,5%.

Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:

  • при сдаче в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%;
  • налог на транспортные средства взимается с автомобилей, принадлежащих или используемых корпорациями (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя;
  • налог на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, общий вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля и могут быть ежеквартальные и ежедневные - в размере 1/25 ежеквартальной ставки. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне (за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами);
  • регистрационный налог взимается при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество они составляют от 13,4 до 15,4%; при создании компании - 1%; при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.

Достаточно развита во Франции и система местного налогообложения. Общая величина местных бюджетов достигает 60% бюджета страны.

Местные органы власти могут дополнительно вводить на своей территории, следующие местные налоги и сборы:

  • налог на уборку территорий;
  • земельный налог на застроенные участки;
  • земельный налог на незастроенные участки;
  • налог на жилье;
  • профессиональный налог;
  • пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты;
  • пошлину на содержание торгово-промышленной палаты;
  • пошлину на содержание палаты ремесел;
  • местные сборы на освоение рудников;
  • сборы на установку электроосвещения;
  • пошлины на используемое оборудование;
  • налог на продажу зданий;
  • пошлины на автотранспортные средства;
  • налог на превышение допустимого лимита плотности застройки;
  • налог на превышение предела удельной занятости площади;
  • налог на озеленение.

При формировании бюджета местные органы власти самостоятельно определяют ставки относящихся к их компетенции налогов, однако их величина не может превышать законодательно установленного центральными властями максимального уровня. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее.

Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу:

  • стоимость государственной собственности;
  • здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования;
  • жилье, принадлежащее физическим лицам в возрасте старше 75 лет, а также лицам, получающим пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налогооблагаемой базой по налогу на незастроенные участки является 80% кадастровой арендной стоимости незастроенного участка (полей, лесов, болот, участка под застройку). От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Кроме того, временно могут быть освобождены от него территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье платится собственником жилья или его арендатором. Малообеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога по месту основного проживания.

Профессиональный налог вносится лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих показателей:

  • арендной стоимости недвижимости, используемой налогоплательщиком для осуществления профессиональной деятельности;
  • процента заработной платы (обычно 18%), уплачиваемого налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%). Сумма умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти. При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение размера данного налога - его рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% произведенной добавленной стоимости.


Когда человек планирует совершить , его в большей степени интересуют налоги. Тема налогов воистину является проблемой насущной для каждого гипотетического эмигранта. Налоги во Франции считаются одними из самых высоких в Европе. Но этот факт едва ли может остановить человека, желающего жить и работать в самом сердце Европейского Союза. Конечно, всегда можно стараться найти лазейку и не платить налоги. Но это противозаконно и власти страны непременно будут принимать суровые меры в отношении нарушителя.

Структура налоговой системы во Франции

Расчет подоходного налога для французских семей

Также членами семьи считаются молодые люди, не достигшие двадцати одного года и студенты, возраст которых моложе 25 лет. Для всей семьи налогоплательщика может быть вычислена налоговая база. Это определяется как совокупный двенадцатимесячный доход каждого из членов семьи налогоплательщика. При этом учитывается и вычет некоторых расходов. Эти расходы не предназначаются для налогообложения.

Следующим этапом является деление суммарной семейной налоговой базы на коэффициент размера «ячейки общества». В итоге можно говорить об облагаемой налогом доле 1 члена семьи налогоплательщика.

Иными словами, имеется в виду средний доход всех членов французской семьи. Этот коэффициент способствует определению величины ставки актуального налога, который предстоит выплачивать конкретному семейству.

Не так давно говорилось о том, что ставки актуального дохода во французском государстве являются несоразмерно высокими.

Сравнение ставки подоходного налога во Франции с другими странами

Для владельцев миллионов ставки предполагают семьдесят пять процентов.

Вычеты французской налоговой системы

Во французском государстве активно применяется система налоговых вычетов. Это способствует снижению налоговой базы, а в некоторых случаях и ставки.

Так, налоговая база подоходного налога в 2019 году предполагает вычитание:

  • всех расходов, которые были понесены членами семьи налогоплательщика, имеющими постоянное место работы;
  • всех расходов, связанных с приобретением недвижимости для своего семейства;
  • всех расходов, необходимых для обеспечения безопасности семье, проживающей в квартире или доме;
  • медицинских расходов;
  • социальных расходов;
  • расходов, предназначающихся для содержания детей в детских садиках или яслях;
  • расходов, предназначающихся для обучения детей налогоплательщика в высших школах или колледжах;
  • расходов на приобретение медикаментов;
  • расходов, необходимых для содержания членов семьи, которые не могут содержать себя сами (инвалиды, тяжелобольные).

График процентного соотношения различных налогов

Во французском государстве существует ряд лиц, которые могут претендовать на определенные бонусы от налоговой системы. Порядок выплаты НДС для них упрощен. Для таких налогоплательщиков налог рассчитывается по годовым итогам. Квартальные декларации не учитываются. Однако учитываются ежеквартальные внесения выплачиваемых авансов. Такой бонус актуален для предприятий, которые имеют оборот не ниже 230 000 евро.

От выплаты НДС освобождаются:

  1. Врачи.
  2. Преподаватели и учителя.
  3. Меценаты и благотворители.
  4. Различные виды страхования.

Примечательно, но французское законодательство освобождает от уплаты НДС владельцев казино и различных лотерей.

Особенности уплаты налога на недвижимость

Особое место в налогообложении французского государства имеет один важный налог. Это налог на недвижимость во Франции. Совершать выплаты необходимо владельцам:

  • арендованных помещений, в которых имеется мебель;
  • арендуемого имущества, в котором нет мебели;
  • имущества на территории французского государства (квартира или дом могут быть предоставлены в аренду любому лицу).

Если владелец квартиры или дома планирует продать свое имущество, то ему также предстоит выплатить налог государству. В этом случае выплата будет определяться как налог на прирост капитала.

Особенности уплаты налога на прибыль

В налогообложении французского государства существует особый налог. Это налог на прибыль. Сегодня налог на прибыль полностью зависит от организационной и правовой системы любой организации.


После того как была выбрана юридическая структура, владелец организации, обязующийся выплатить налог на прибыль, точно сказочный богатырь на распутье, должен сделать выбор в соответствующем режиме. Всего для налога на прибыль имеется 2 способа выявления прибыли: реальный режим дохода и режим микропредприятий.

Для уточнения факта, с какими еще тонкостями предстоит столкнуться человеку, обязанному выплачивать налог на прибыль, необходимо проконсультироваться с высококвалифицированным юристом.

Хорошая новость

Не так давно премьер-министр французского государства высказался относительно того, что процент, который приходится выплачивать многим гражданам страны, является неоправданно высоким. Премьер-министр отметил, что с течением времени желал бы снизить процент подоходного налога.


Премьер отметил, что законопроект, который готовится к подписанию, будет максимально ясным. Наличие некоего скрытого плана не предусматривается.

Важно учесть

В 2019 году необходимо строго учесть факт того, что в приобретение объекта никогда не могут быть включены нотариальные налоги. Также обращается внимание на расходы, состоящие из гонорара, который выплачивается специалисту нотариальных услуг. Кроме того, специалисты не учитывают разнообразные затраты и пошлины за госрегистрирование.

Налог на жилье обязателен для выплат. Это касается как владельцев жилых домов, так и тех, кто арендует помещение. Если лицо позиционируется как малообеспеченное, то оно нередко полностью или частично освобождается от необходимых выплат.

Актуальная информация

Так выглядит французский бланк налоговой декларации

В противном случае негативных последствий избежать, к сожалению, не удастся. Декларация должна быть тотчас отослана в налоговую службу французского государства. При этом налогоплательщик обязательно должен сделать соответствующую отметку, свидетельствующую о том, что он делает налоговые выплаты впервые.

Сложно будет только в первый год. Второй и все последующие годы предполагают оплату всех необходимых налогов в три этапа. В первый раз налогоплательщик оплачивает одну треть от налога за предшествующие двенадцать месяцев. Второй транш нужно будет выплатить примерно до второй декады мая. Остаток, если он имеется, должен быть оплачен в первых числах сентября. В этом случае предполагается перерасчет налогов за актуальные двенадцать месяцев.

Задержка выплат

Иногда налогоплательщики задерживают выплаты.

При любой задержке, даже в том случае если она предполагает уважительную причину, налогоплательщик штрафуется на десять процентов. Штраф налагается также и в том случае, если налогоплательщик указал некорректные данные.

Важно понимать, что задекларировать необходимо все имеющиеся доходы. Это касается всех доходов за прошлый год. Принимается во внимание заработная плата, а также доходы от аренды недвижимости. Кроме того, учитываются все проценты по банковским счетам налогоплательщика.

Декларация

Каждый налогоплательщик может самостоятельно скачать бланк декларации о собственных доходах. На официальном сайте налоговой службы имеется также и калькулятор, при помощи которого можно высчитать актуальную сумму. Если знать сумму, то можно без проблем сориентироваться в том, какую конкретно сумму придется оплачивать.

Уменьшение годового налога

Важно знать о том, что годовой налог вполне может быть уменьшен. Существует немалое количество легальных вариантов. При этом необходимо учитывать, насколько они могут быть применимы в отношении конкретного индивидуума.

Первый вариант

Неплохим вариантом является возможность выйти замуж за гражданина Франции. Это же касается лиц, желающих найти себе супругу среди привлекательных француженок. Семейная пара в 2019 году обязуется выплачивать налог средней суммы дохода.

То есть если главный налогоплательщик способен зарабатывать не менее 30 000 евро в двенадцать месяцев, в супруга является домохозяйкой, то доход на одного члена семьи может составить не менее 15 000 евро. Выплата налогов осуществляется, исходя из этой суммы. Данный вариант имеет право на жизнь только в том случае, если брак был оформлен официально.


Если же оба супруга проживают в так называемом «гражданском браке», то картина выплаты налогов будет несколько иной. Дело в том, что налоговая служба не интересуется деталями. Это Система. Если налогоплательщик, не сочетавшийся браком с избранницей законным браком, и считает этот союз настоящим, власти страны придерживаются иной точки зрения. В этом случае каждый член семьи будет платить налоги порознь.

Если супруги, состоящие в «гражданском браке», решат оформить свои отношения, то лето является оптимальным временем года. В этом случае налог будет рассчитан исходя из двух частей. Обе части (до и после) будут весьма небольшими.

Это актуально в том случае, если человек не желает «попасть» на выплату большой суммы. Таким образом, платить придется трижды за год. Сначала предстоит подать индивидуальные декларации, свидетельствующие о доходах. Затем семейная пара выплачивает общую декларацию.

Новое на сайте

>

Самое популярное