Домой Микрозаймы Что такое региональная политика? Основные направления региональной политики россии.

Что такое региональная политика? Основные направления региональной политики россии.

Регионализация – процесс таксонирования региона. Виды региональной политики:

Экономическая политика – направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение рег. эконом. равновесия (хар-но для всех стран).

Социальная политика – процессы и форма организации жизни людей и общественного про-ва с точки зрения развития личности вообще, труда, отдыха и т.д. Социальные различия свойственны для всех стран мира. От ур-ня среднего слоя населения зависит ур-нь социально-экономического развития страны. Наилучшее соотношение: 10% - бедные, 80%- средний класс, 10%- богатые, - стабильная экономика. Важно определять различные хар-ки территориальных общностей людей.

Методы кластерного анализа позволяют соединять эл-ты, имеющие разные единицы измерения.

Демографическая политика (неотъемлемая часть) – активное вмешательство гос-ва в естественное и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

Экистическая политика (поселенческая) – теоретический раздел геопланировки.

Экологическая политика

Индикаторы Чистобаева.

Мыслить глобально, действовать локально.

В экологии у полпреда больше полномочий, чем в экономике.

Научно-техническая политика

Условия и факторы размещения центров научных исследований, технополисы, технопарки.

Долина – федеральный уровень (Сколково)

Формирование платформ – центр сосредоточения инновация в регионе, совмещение с ф-ями производства (термин – зоны территориального развития). Первоначально – зона экономической активности. Был принят новый термин – зона опережающего развития, это значит, что эту зону идут большие инвестиции, больший инфраструктурный потенциал. Инвестиционные площадки должны быть.

Структурирование региональной политики:

1. По целям

Поднятие социальной части – выравнивание ур-ня социально-экономического развития региона.

2. По механизму

Целевая политика (федеральная власть и иногда региональная власть)

Программная политика

3. По адресату

Региональные власти

Фирмы, организации

Сообщества граждан

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политич., экономич., соц. и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения м/у гос-ом и регионами, так и регионов м/у собой.

В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как ≪региональная экономика≫, ≪региональное развитие≫, ≪региональное планирование≫, ≪региональное моделирование≫, ≪регионализация≫ и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение ≪деградация≫). Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Речь идет о разработке и реализации специальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики - часто в контексте специальных национальных планов: пятилеток, семилеток и т. д.). Под региональным моделированием понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регионометрика). Наконец, регионализация (или районирование) обозначает ничто иное, как процесс таксонирования регионов (районов).

Виды:

1.Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев 一 и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической

политики не исключает применения каких- либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

2.Социальная политика . В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества

социальной среды составляют суть региональной социальной политики. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и ОС и т. д. Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношение к региональной социальной политике, требуют интегрального подхода, включающего экономические, экологические и иные оценки. В этой связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам исследования, а по подходу и по конечному результату.

3.Демографическая политика является неотъемлемой составляющей соц. политики, однако настолько специфической, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) как в естественное, так и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для регионов целей. В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит (или должна носить) дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других - на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической

политики с ≪разновекторной≫ направленностью в рамках многонациональных стран (в т. ч. в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллизий и связана с большими трудностями.

4.Экистическая (поселенческая) политика. Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланировки - науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно- строительных и инженерно-технических факторов

и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждает их правительства и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как в городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и

т. д.) и административно-правовые санкции. Обширность территории Российской Федерации

подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической

политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5.Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными

потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа ≪латания и штопанья дыр≫ уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном

союзе науки и практики. Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями

в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями

государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной

региональной экологической политики становится императивом.

6.Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают

условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР (научно-исследовательских и конструкторских разработок) и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в т. ч. технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров

(в т. ч. ≪утечка мозгов≫) и т. п.

Строго говоря, структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит

от критерия, положенного в его основу. Так, иногда различают следующие:

1) по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование

местных ресурсов и т. д.);

2) по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть - по

спец программам, целевая, то есть 一 по конкретным регионам);

3) по средствам (финансовая: помощь, льготы, штрафы и т. п.; административная: разрешения

и запреты; инфраструктурная: сооружение дорог и так далее);

4) по адресату (региональные власти, фирмы и организации, отдельные граждане) и т. д

Основные направления региональной политики государства. Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие ос- новныенаправления: 1)

определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства); 2)

определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; 3)

подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; 4)

решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства); 5)

решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:

освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;

децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации; 1

Депрессивные районы - это районы, имевшие в прошлом относительно высокие темпы роста, но затем в силу ряда причин пришедшие к упадку. возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;

рациональное размещение новых промышленных проектов.

Значение и содержание региональной политики. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:

необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учета различных стартовых условий регионов;

усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;

политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.

В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:

с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;

наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;

с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам и другим условиям реализации продукции) ;

с критической экологической обстановкой, требующей закрытия многих производств и принятия особых мер по социальной защите.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза существованию самого государства, ведущая к его распа- 1у. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить шутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:

соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;

решение вопросов подъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;

освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны. Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах;

решение проблем урбанизации". В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами - путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей си-

Урбанизация - это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений.

лой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений - «неперспективных деревень».

Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов.

Гиперурбанизация1 характерна для развитых, ложная урбани-

зация - для развивающихся тран.

Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация - в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой). Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами: 1.

Россия стала самостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами. 2.

Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления. 3.

Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики. 4.

Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования.

Гиперурбанизация - это зоны неконтролируемого развития городских поселений и перегрузки естественного ландшафта (нарушено экологическое равновесие).

Ложная урбанизация - довольно часто применяется для характеристики ситуации в развивающихся странах. В этом случае урбанизация связана не столько с развитием городских функций, сколько с «выталкиванием» населения из сельских районов в результате относительного аграрного перенаселения.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;

стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);

продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

переспециализация новых приграничных регионов;

развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов - на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:

нормализация экологической ситуации;

адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;

нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;

решение проблемы гиперурбанизации - устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

Региональный аспект национальной безопасности. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из- за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:

с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;

удаленные от основных экономических центров - из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов - это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Можно выделить примерно следующие модели политики региональных властей: 1)

формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.); 2)

ориентация на усиление экспорта с использованием различий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности; 3)

завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.); 4)

сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей.

Предельная дезинтеграция - это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтегра- ционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений - регионализации и интеграции.

Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России включает ряд спецмероприятий:

стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);

совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;

проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ активизирует такие принципы, как долгосрочность (так как реализация основных задач региональной политики требует длительного времени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.

Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики включает три группы подцелей:

социальные - формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

экономические - территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

экологические - содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

Стратегические задачи региональной политики зависят от решения следующих проблем:

рациональное сочетание принципов формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;

разработка вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальным использованием имеющихся благоприятных предпосылок и постепенной переспециализацией в условиях рынка;

выбор региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;

реализация крупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;

внедрение системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики.

Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть быстро реализованы.

Реформирование российского общества служит тому наглядным подтверждением: происходят постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности - от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулированию структурной перестройкой, а также постоянное изменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.

В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимания экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности.

Национальная безопасность - это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.

Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом.

Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики.

Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая - региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.

Региональный аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которых приводит к региональным кризисным ситуациям.

Региональная кризисная ситуация - это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.

Основные виды кризисных ситуаций в регионах:

изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;

превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;

падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%;

рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;

изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;

появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;

высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;

низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);

низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.

Исследования, проведенные д-ром экон. наук, проф. Б.М. Штульбергом, позволяют сделать вывод, что по этим критериям субъекты Федерации можно разделить на кризисные и предкризисные.

По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектов Федерации (Чеченская Республика, Ингушетия, республики Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Адыгея; Читинская и Ивановская области), а предкризисными является 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Алтай, Карачаево- Черкесская, Удмуртская и ряд национальных округов).

По финансовому состоянию к кризисным можно отнести 19 субъектов Федерации: республики Дагестан, Северная Осетия, Горный Алтай, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия; Пензенская, Астраханская, Тамбовская, Ивановская, Псковская, Курская, Брянская, Орловская области и Алтайский край), к предкризисным - 16 субъектов (Курганская, Кировская, Тульская, Владимирская, Воронежская, Ростовская, Смоленская, Читинская, Саратовская, Калужская, Новгородская, Оренбургская и Тверская области, Ставропольский край, республики Чувашская и Бурятия).

По показателям,характеризующим демографическую ситуацию, к кризисным территориям относятся 5, а к предкризисным - 12 субъектов Федерации; по уровню жизни - соответственно 5 и 19; по уровню безработицы - соответственно 12 и 17 субъектов Федерации.

Характерно, что значительное число субъектов Федерации попадает в группу кризисных и предкризисных при использовании любой классификации.

Последствия региональных кризисных ситуаций, которые должны находиться в сфере постоянного мониторинга государственной региональной политики, представляются следующими: резкое превышение смертности над рождаемостью, вызывающее быстрое старение населения в регионе; сокращение численности коренного населения, приводящее к утрате национальных традиций; увеличение техногенной нагрузки на территорию со всеми вытекающими из этого последствиями; падение производства, приводящее к росту безработицы, банкротству предприятий, снижению потенциальных источников финансирования региональных бюджетов, ограничивающее возможности формирования потребительского рынка, создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией в ущерб отечественным производителям; рост безработицы, создающий условия для возникновения кризисной ситуации на рынке труда в регионах, где создание новых рабочих мест отстает от темпов роста безработицы; неустойчивое функционирование экономики региона, чрезмерная зависимость от ввоза и экспорта продукции и сырья как следствие невыполнения договорных обязательств; увеличивающиеся объемы неплатежей и недоборы отчислений от налогов, приводящие к росту дефицита федерального бюджета и превышению предельно допустимой величины.

В сложившейся ситуации, когда, большая часть субъектов Федерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политической независимости государства.

Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах. Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). Во втором случае государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными - это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах. 2.3.

В послании Президента РФ Федеральному собранию РФ говорится, что совершенствование региональной политики – это важнейшее направление федеральной политики, осуществляющейся на основе целостной системы правовых актов, а также документов, которые отражают, с одной стороны, стратегические интересы национальной безопасности России как единого федеративного государства, а с другой – всех субъектов Федерации в согласованном сотрудничестве друг с другом на благо каждой территории и страны в целом. Однако практика показывает, что интересы отдельных территорий далеко не всегда совпадают с интересами государства в целом и нередко противоречат интересам соседних территорий.

Региональная политика России охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными государственными органами власти.

Региональная политика в немалой степени определяется уровнем развития федеративных отношений. Речь идет, во-первых, о защите и обеспечении интересов РФ в целом, сохранении единства и территориальной целостности Российского государства; во-вторых, о децентрализации власти, расширении полномочий органов государственной власти субъектов РФ и повышении степени их ответственности перед населением; в-третьих, о выравнивании реальных прав и компетенции субъектов РФ; в-четвертых, об осуществлении мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки тех или иных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России; в-пятых, о реальном обеспечении действия прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства; в-шестых, о четком определении круга полномочий федеральных органов государственной власти, которые обеспечивают защиту интересов РФ в целом и одновременно не ограничивают самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению.

Остановимся на основных направлениях, целях и задачах региональной политики в экономике, социальной сфере, в обеспечении экологической безопасности, в области регулирования занятости и повышения уровня жизни населения, в национально-этнических отношениях (рис. 7).


Основными целями региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, усиление его значения в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанных целей, органы государственной власти РФ и субъектов Федерации должны решить следующие задачи :

– укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

– содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфраструктуры;

– сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы для повышения благосостояния, рационализация систем расселения;

– достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

– развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

– стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать «локомотивами» и «точками роста» хозяйства субъектов Федерации;

– оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, так называемым «депрессивным» регионам, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

– разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов – субъектов Федерации со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования; к ним можно отнести регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики и др.

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России.

Реализация эффективной региональной экономической политики, региональное и общероссийское прогнозирование невозможны без глубокого и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов. Так как структура регионов России сложна и динамична, внутрирегиональные и межрегиональные связи разнообразны и многоканальны. Анализ экономического и социального развития регионов предусматривает рассмотрение как бы с двух позиций. С одной стороны – теоретическая характеристика анализа, основной задачей которой является определение места, роли и функций региона в системе единого общероссийского комплекса с учетом формирования и реализации региональных интересов. С другой, – характеристика самого региона, с выделением критериев и показателей, отражающих экономические, социальные, исторические, этнонациональные, демографические, природно-ресурсные и экологические характеристики.

Характеризуя основные цели и задачи региональной социальной политики , подчеркнем, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т. е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления. Но когда речь идет о крупномасштабных и острых социальных проблемах, необходимо участие федеральных органов государственной власти. Федеральные органы власти должны активно участвовать в реализации государственной социальной политики, основными задачами которой являются:

– противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, депопуляции населения;

– предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

– сдерживание процесса имущественного расслоения, особенно в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

– регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

– оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

– экологическое обоснование размещения производительных сил;

– экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

– рациональное использование природных ресурсов;

– предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

– предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение естественного развития экологических систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

– совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни населения являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимы поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить реализацию этих программ, потребуется:

– во-первых, создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан Российской Федерации;

– во-вторых, стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах РФ.

Чтобы сократить до минимума отрицательные последствия расслоения общества, региональная политика должна быть ориентирована на совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц.

Необходимо также расширить права регионов в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Важную роль в деле повышения уровня жизни граждан России играет региональная политика в сфере занятости. Основными задачами этой политики являются:

– перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

– защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.

Отметим, что основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Федерации, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем социальной напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

Рассмотрев основные цели и задачи региональной политики Российской Федерации, остановимся на методах и формах ее реализации.

В числе методов и форм государственного воздействия выделяются в первую очередь прогнозирование и программирование.

Прогнозирование - метод вероятностного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программирование - применение программно-целевого метода при составлении государственного бюджета и смет расходов и доходов других звеньев финансовой системы. Включает прогнозирование общего уровня расходов и их основных групп, установление приоритетов и пропорций финансирования в процессе разработки бюджетной политики, формирование программ расходов по намеченным мероприятиям.

Выделение регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ дает субъектам Федерации необходимые ориентиры, которые позволят им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, произвести корректировку в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков. Причем в проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов должны быть отражены вопросы не только совершенствования региональной экономической политики, но и региональной социальной политики, региональной политики в сфере занятости, обеспечения экологической безопасности, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, повышения уровня жизни населения.

Исходными пунктами разработки являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансов, природноресурсного потенциала, выявление путей и средств активизации собственного потенциала каждого региона для решения всех важнейших социально-экономических проблем их развития.

К числу методов государственного регулирования регионального развития и регионального воздействия «регионалисты» относят: фискальную политику (налоговое регулирование); монетаристскую политику (субсидируемые кредиты, инвестиционные субвенции, дотации), тарифную политику, прямую селективную поддержку жизнеспособности предприятий, фирм, предпринимателей: регулирование свертывания экономически бесперспективных производств, стимулирование развития сектора услуг и др.

Виды региональной политики представлены в таблице 8.

Таблица 8

Классификация видов региональной политики

Критерии
классификации

Виды региональной политики

выравнивание уровней развития регионов,

расширение спектра социальных ролей в регионах,

рационализация использования местных ресурсов,

рационализация межрайонного сотрудничества

по механизму

автоматическая (распределение по формуле),

проблемная (по специальным программам),

целевая (по конкретным регионам)

по средствам

финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.),

административная (разделения и запреты),

инфраструктурная (строительство дорог и т. д.)

по объекту

борьба с чрезмерной специализацией хозяйства,

суживание конкуренции регионов,

снижение остроты противоречия «регион – страна»,

сглаживание контрастов «бедные» – «богатые» регионы

по адресату

региональные власти,

предприятия,

организации,

граждане

Задачи региональной политики имеют долговременный характер. Как подчеркивает академик РАН А. Гранберг, многие из этих задач «перешли из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению». К числу новых задач региональной политики А. Гранберг относит:

– переспециализацию новых приграничных регионов, создание здесь рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей (западные области, граничащие с Украиной, Белоруссией, странами Балтии, регионы Северного Кавказа, юга Урала и Западной Сибири);

– стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионах, формирование свободных экономических зон, технополисов;

– осуществление региональных программ создания новых экономических форм – приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура.

Особую региональную политику разрабатывает государство (и сами регионы) в отношении приграничных территорий. Из 89 регионов РФ 38 являются приграничными. При этом 25 регионов (республики Алтай, Дагестан, Чечня, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия; Алтайский и Краснодарский края; Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская, Смоленская и Псковская области) граничат со странами СНГ – Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Грузией и Азербайджаном. Со странами Балтии и дальнего зарубежья граничат 15 регионов (ряд из них имеют границы и со странами СНГ). С Финляндией граничат Мурманская (она же соседствует с Норвегией), Ленинградская (граничит также с Эстонией) области и Республика Карелия. С Литвой и Польшей граничит Калининградская область; с Эстонией и Латвией – Псковская область. С Китаем – Амурская, Читинская и Еврейская автономная области, Республика Бурятия, Хабаровский и Приморский (имеет также границу с КНДР) края. Республики Тыва и Алтай граничат с Монголией. Морскую границу имеют Чукотский автономный округ (с США) и Сахалинская область (с Японией).

Пограничная политика включает в себя:

– создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;

– создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;

– сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;

– обеспечение регулирования потоков внешней миграции;

– противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

– поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

– сохранение и преумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;

– создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;

– создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по защите населения при их возникновении.

В конце июня 2005 года министр регионального развития России В.Яковлев представил Правительству России программу государственной региональной политики. Ее основная идея состоит в том, что государство должно оказывать финансовую помощь преимущественно тем регионам, которые имеют успешно развивающуюся и перспективную экономику. В. Яковлев предложил отказаться от идеи выравнивания регионов. Сейчас львиную долю свободных денег в стране привлекают регионы, добывающие сырье, и разрыв между ними и остальными территориями растет. По данным Минрегионразвития, больше 50% российского ВВП обеспечивают всего 10-12 территорий из 89 (среди них Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Татарстан и Самарская область). Поляризация растет, несмотря на все федеральные целевые программы. В связи с этим снижается и мотивация к развитию со стороны регионов-доноров. Министр предложил сосредоточить федеральную помощь на развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста».

Такие территории должны вносить «весомый вклад» в ВВП, в них должно быть налажено «стратегическое партнерство власти и бизнеса». Такого уровня развития, кроме Москвы и Петербурга, могут достичь «группы мощных регионов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке». Финансирование «опорных» территорий, предположительно в период с 2011 по 2020 г., вырастет почти втрое - до 80 млрд руб. в год, а негосударственные инвестиции - до 1 трлн руб. Сейчас федеральная казна тратит на «выравнивающие» ФЦП 30 млрд руб. Появление такой концепции стало итогом обсуждения инициатив глав регионов-доноров. Концепция была принята за основу и направлена на доработку.

У концепции есть серьезные противники. Это министры экономического блока правительства, а также губернаторы. Среди региональных лидеров также нет однозначного мнения: против реформы выступают не только регионы-реципиенты, но и регионы-доноры.

Однако главным «слабым местом» реформы является проблема Северного Кавказа. Возможное сокращение финансирования наталкивается на усугубление кризиса в южных регионах, сопровождаемого не только социально и экономически бедственным положением, но и неустойчивостью режимов, а также активизацией радикальных сил и терактами. В середине июля 2005 г. состоялась поездка президента России в Дагестан, в ходе которой речь шла не только об укреплении силовых методов разрешения кризиса в регионе, но и о привлечении федеральных ведомств, в частности, МЭРТа для развития экономики республики. Для стабилизации ситуации на Северном Кавказе федеральному центру придется также увеличивать финансирование экономических и социальных программ.

На этом фоне, ответственный за ситуацию на Северном Кавказе, предложил свой вариант решения проблемы регионов в целом и «своего» федерального округа в частности. По его мнению, регионы, на 80-90% зависящие от дотаций федерального центра, должны лишиться политической самостоятельности. Иными словами, речь идет о введении внешнего управления в финансово неблагополучных регионах. По итогам заседания правительственной комиссии по Северному Кавказу, куда также входят и министры экономического блока, было принято решение, что политическая самостоятельность региона должна быть прямо пропорциональна его финансовому благополучию. В дотационных регионах «нужно вводить прямое федеральное правление».

В 2002 году была выдвинута идея расширения полномочий региональных администраций. Однако там, где региональная власть не справляется с ними, должно вводиться внешнее управление. Тогда против этого выступили региональные элиты. Хотя законодательство о введении финансового управления в регионах и было принято (оно вступит в силу с 2007 года), есть опасность того, что федеральные менеджеры окажутся в изоляции, особенно в регионах, где господствует клановая система. То же самое, только в еще большей степени, относится к «встраиванию» в органы власти республик ставленников федеральной власти.

Между двумя указанными концепциями существуют заметные противоречия: если в соответствии с первой предлагается мотивировать региональных лидеров к развитию посредством регулирования объемов политической самостоятельности, то вторая сводит мотивацию к финансовым вливаниям и переориентации регионов на «локомотивы роста». В любом случае, очевидно, что в ближайшее время государственная региональная политика будет существенно пересмотрена.

Регионализация является управляемым процессом. Как уже говорилось, центр, как правило, выступает в качестве активного субъекта в отношениях "центр - регионы", создавая и меняя состояние баланса в системе (тогда как регионы далеко не всегда являются столь активными субъектами). Управленческие аспекты в политической регионалистике связаны с понятием "региональная политика". Проводя региональную политику, центр стремится управлять региональной структурой, преследуя свои цели, такие, как сохранение общего контура региональной структуры (т.е. границ государства) и определение допустимых параметров региональной фрагментации. Если следовать теории функционализма, центр стремится управлять центростремительными силами, обеспечивая их превосходство над центробежными на всей территории государства.
Региональную политику необходимо отличать от региональной политической ситуации и регионального политического процесса. Последние характеризуют состояние дел на горизонтальных уровнях, в собственно региональных сообществах.
Региональная политика является частью отношений вертикальной иерархии в отношениях "центр - регионы", ее субъектом является центр, который ее вырабатывает и проводит. Таким образом, региональная политика представляет собой субъект-объектные отношения между центром и регионами (в других терминах - инновационным центром и перифериями), центральный уровень является ее субъектом, региональный уровень - объектом. Важно отметить, что региональную политику проводит именно центр, представляющий собой ее активный субъект. Действия самих регионов и политические процессы на собственно региональном уровне не являются региональной политикой в строгом смысле этого слова.
Субъектами региональной политики являются или могут быть практически любые властные структуры в центре, которые хоть как-то занимаются региональной проблематикой. При этом возможны специализированные структуры или подразделения крупных структур, для которых региональная политика является главным направлением.
Региональная политика - одно из важнейших направлений внутренней политики государства, наряду с экономической политикой, социальной политикой, национальной политикой и т.д. Региональная политика представляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами). Главное содержание региональной политики - это разработка и реализация мер по регулированию регионального развития, как политического, так и экономического, в соответствии с определенными на общенациональном уровне политическими целями.
В англоязычной литературе понятию "региональная политика" в его более распространенном варианте лучше соответствует понятие "regional policy", поскольку речь идет о политике, как о мерах, действиях определенных политических акторов. В то же время необходимо и использование понятия "regional politics", с помощью которого можно обозначать всю сложную систему политических действий, имеющих региональный эффект, характерную для данного государства. Если "regional policy" обычно связана с определенными акторами, то "regional politics" - с общей ситуацией в государстве (в срезе "центр - регионы") и ее основными трендами.
В соответствии с концепцией баланса отношений "центр - регионы" региональная политика представляет собой участие общегосударственных структур в создании и изменении этого баланса. Предмет региональной политики, область регулирования, - это "наполнение" территории, т.е. ее политический статус, полномочия, экономический потенциал и его реализация.
Под региональной политикой обычно понимается государственная региональная политика, т.е. деятельность общенациональных властных структур. При таком подходе собственно политика понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.
Возможно более широкое понимание региональной политики, определяемое вектором ее направленности. Вектор региональной политики всегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемым по вертикали. В широком понимании региональная политика представляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих. Тогда государственная региональная политика - это деятельность центра в отношении региональных и местных властей. Возможны частные и ведомственные примеры региональной политики - отдельных властных органов общенационального уровня, центральных структур политических партий и т.п. При таком подходе государственная региональная политика - это частный случай региональной политики.
Также следует различать имплицитную и эксплицитную региональную политику.
Нередко под региональной политикой понимается только ее эксплицитная форма. Речь идет о случаях, когда действия властей официально идентифицируются в качестве региональной политики в документах, нормативных актах.
В то же время региональное содержание есть практически в любой общегосударственной политике. Даже внешняя политика может прямо влиять на регионы, например, способствуя развитию отдельных регионов за счет экспортных связей, решая пограничные споры, организуя приграничное сотрудничество, снимая международную напряженность вокруг зон геополитического риска. Имплицитная региональная политика включает все случаи, когда общенациональная политика любого типа производит значимый региональный (территориальный) эффект. Региональный эффект может распространяться или на все регионы сразу, или на отдельные территории. В этой связи также говорят о региональных последствиях "нерегиональных" решений.
Исследование баланса отношений "центр - регионы" просто невозможно без подробного изучения имплицитных форм региональной политики. В противном случае установленный нами баланс будет неполным и неправильным. Очевидно, что управленческие решения, направленные на изменение баланса "центр - регионы", могут приниматься самыми разными властными институтами. Нередко они не учитывают территориальный эффект. Кроме того, в небольших государствах региональной политики в ее эксплицитной форме может не быть вообще: вся региональная политика как бы растворена в других направлениях внутренней политики, которые входят в классический "обязательный" набор. Региональная политика как отдельное, самостоятельное направление появляется в эксплицитных формах только в крупных и разнородных государствах. Но все это не означает, что в принимаемых решениях нет элементов региональной политики, даже если речь идет о самом маленьком государстве. Другое дело, что самостоятельная региональная политика представляет собой специально разработанную систему мер, а не простую сумму решений, имеющих территориальный эффект.
При этом политическая регионалистика все же уделяет главное внимание государственной региональной политике, рассматривая при этом как эксплицитные, так и имплицитные ее формы. Региональная политика при таком подходе понимается как одно из направлений внутренней политики, которую проводит центральная власть в отношении регионов. Частные (партийные, отраслевые, ведомственные) проявления региональной политики рассматриваются в специальных исследованиях.
Квинтэссенцией региональной политики является региональная стратегия государства.
Региональная стратегия - это система наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений "центр - регионы" на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально-политической иерархии и снизить конфликтность как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между территориальными сегментами). Другими словами, региональная стратегия - это основы теории и практики региональной политики, проводимой центральными властями. Региональная стратегия нередко является элементом национальной идеологии.
В отличие от внешнеполитических и военных стратегий региональная стратегия почти никогда не представляет собой официальный документ. Скорее она выявляется экспертным путем на основе исследований текущей региональной политики (когда становятся ясными долгосрочные цели центральной власти) или же формулируется самими экспертами, стремящимися повлиять на ее развитие. Различные политические силы могут предлагать свои варианты региональной стратегии, и борьба за эти варианты может стать элементом общей политической борьбы.
В отсутствие региональной стратегии в любом ее виде баланс "центр - регионы" становится имманентно неустойчивым, а региональная политика сводится к набору частных, имплицитных тенденций отраслевого и ведомственного характера. В условиях территориально неоднородного государства такая ситуация представляет угрозу его национальной безопасности

Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

1. Понятие и виды региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.


Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);
2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);
3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);

4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

2. Объекты, субъекты и формы региональной политики.

К основным объектам региональной политики относятся.

o Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

o Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

o Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.
2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

3. Цели и задачи региональной политики.

Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

4. Функции региональной политики.

Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

* Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

* Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

* Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

5. Структура региональной политики.

Структурная «блок-схема» (рис.1) региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем – налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

Рис. 1 Структура региональной политики.

II. Основные направления региональной политики.

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) Определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия;
2) Соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
3) Подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
4) Национально-экономические вопросы;
5) Проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

В таблице 1 представлены направления региональной политики в развитых и развивающихся стран.

Таблица 1.

Направления региональной политики в развитых и развивающихся стран.

1. Экономическая региональная политика.

Основной целью региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанной дели, органы государственной власти и субъектов Федерации должны решить следующие задачи:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности России;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния, рационализации систем расселения;

Достижение экономического и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать точками роста хозяйства субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования (регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики).

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России. Реализация эффективной региональной экономической политики, региональное и общероссийское прогнозирование невозможны без глубокого и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов.

2. Региональная политика в социальной сфере.

Характеризуя основные цели и задачи региональной социальной политики, уточню, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т.е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления.

Основные задачи социальной политики:

Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлением депопуляции населения;

Предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

Сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

Оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

3. Региональная политика в сфере экологической безопасности.

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

Экологическое обоснование размещения производительных сил;

Экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов;

Предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение естественного развития экологического систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

4. Региональная политика в области повышения уровня жизни.

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимо поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить эти программы, необходимо:

Создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан РФ;

Стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах России.

5. Региональная политика в сфере занятости населения.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов РФ, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных предприятий, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

К основным задачам политики в сфере занятости относят:

Перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

Защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная ориентация.

6. Национально-этническая региональная политика.

В условиях России, одного из крупнейших в мире многонациональных государств, региональная национально-этническая политика должна быть направлена на создание равноправных отношений между народами страны и формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Наиболее принципиальные аспекты такой политики приведены ниже:

Совершенствование существующей модели федеративного устройства страны, направленной на сохранение территориальной целостности государства;

Выработка правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений (в частности – для борьбы с проявлениями агрессивного национализма);

Государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении их языка, традиций и среды обитания;

Учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

Сохранение исторического наследия русской культуры.

Заключение

Региональная политика государства – составная часть национальной стратегии социально-экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях – угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.

Разделение целей и задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.

Новое на сайте

>

Самое популярное