Домой Сбербанк Методы государственного стимулирования инноваций. Повышение эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в россии

Методы государственного стимулирования инноваций. Повышение эффективности государственного стимулирования инновационной деятельности в россии

При переходе на путь инновационного развития существенно повышается роль государства. Оно издает соответствующие законы, устанавливает или отменяет финансовые льготы. Кроме того, при поддержке государства развивается фундаментальная и отраслевая наука, создаются новые технологии и материалы. И это сегодня является мировой практикой.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке и инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.

Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологий, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Здесь ролью государства является законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.

Для любого предприятия решение о внедрении инноваций - это существенный риск, особенно если данная инновация никем и нигде еще не применялась. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.

Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической системы эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).

Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

Государство осуществляет стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и научно-технических объединений и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).

Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник, сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т. д.).

Значительная роль государства в стимулировании инновационной деятельности также заключается в создании специальных фондов финансирования. Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.

Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска

Также важна роль государства в стимулировании инновационной деятельности путем выдачи кредитов государственными банками предприятиям на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.

При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд.

Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании инноваций связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

Государство оказывает помощь малому инновационному предпринимательству, используя такие инструменты финансирования, как поручительства, займы на льготных условиях, гарантии. Важными государственными мероприятиями по поддержке инновационной деятельности являются выделение премий за инновацию, прибыльные госзаказы, финансирование государственных исследовательских центров и университетов, создание инновационных центров и технологических парков, представляющих собой форму партнёрства между промышленностью и государственными исследовательскими и образовательными учреждениями, которые финансируются государством.

Огромную роль в государственном стимулировании инноваций играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, то есть при помощи государственного регулирования.

Одним из основных показателей уровня развития экономики является уровень ее инновационности. Инновационные процессы, предусматривают сотрудничество ученых, разрабатывающих нововведения и предпринимателей, их внедряют в производственно-хозяйственную практику как на внутреннем так и на внешнем рынках. Несмотря на значительные достижения отечественной науки, коммерциализация положительных результатов научных исследований инновационной деятельности требует осуществления последовательной и эффективной государственной политики в инновационной сфере. Необходимость предоставления государственной поддержки обусловлена прежде всего размерами затрат на проведение НИОКР, осуществляемые обычно без надлежащей финансовой поддержки участников рынка. Отметим также, что не всем инновациям присуща экономическая эффективность. Часть из них может быть внедрена для удовлетворения некоммерческих потребностей (социальных, экологических, обороны и т.п.). Именно поэтому, координация усилий власти с целью реализации государственной политики в инновационной сфере, направленной, среди прочего, на стимулирование субъектов инновационной деятельности к повышению их инновационной активности, должна носить системный характер.

Предпосылки для осуществления инновационной деятельности должны формироваться в политической, экономической и социальной сферах, а задачей государства является их координация и взаимосвязь. По результатам исследования норм общего и специального законодательства об особенностях реализации государственной политики в инновационной сфере было установлено, что государственная поддержка инновационной деятельности достаточно часто носит номинальный, а не реальный характер, а инновационное развитие экономики государства требует глубокого экономического обоснования приоритетных направлений. В Украине обычно приоритетность связывается с необходимостью использования имеющегося производственного потенциала, то есть следует из прошлого, а не ориентируется на будущее. Практически отсутствуют стимулы реализации этих направлений, поскольку в украинской экономике обычно предпочтение отдается крупным предприятиям добывающей промышленности, а также части предприятий перерабатывающей промышленности. Их технологии относительно стабильны, а продукция достаточно однообразная, поэтому они являются менее требовательными к инновациям, однако, именно данная категория субъектов хозяйствования более платежеспособной по сравнению с другими участниками рынка. А вот малый и средний бизнес, который считается более благоприятным для внедрения инноваций часто остается вне внимания государственной политики в инновационной сфере. По данным Всемирного банка, Украина занимает 145 место среди 183 стран по показателю легкости ведения бизнеса, а в сфере интеллектуальной собственности наблюдается высокий уровень преступности, наносит существенный ущерб отечественным и зарубежным субъектам инновационной деятельности и затрудняет внешнеэкономические и внешнеполитические отношения Украины. Очевидно, что при таких условиях заниматься рисковыми инновационными проектами все еще нет смысла.

Для финансовой поддержки экономической деятельности обычно используют методы прямого и косвенного стимулирования. В зависимости от форм реализации государственной политики в инновационной сфере соотношение этих методов различен. Существует две противоположные модели - англо-американская и франко-японский. Первая характеризуется самой полной автономностью предпринимательства в инновационной сфере, а государство только способствует развитию инновационной инфраструктуры, вторая отличается значительным влиянием государства на развитие инновационных процессов, в частности, нерыночными методами (путем предоставления прямых дотаций и субсидий предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность). Канада и большинство европейских стран занимают промежуточное место среди указанных полюсов государственной политики в сфере инноваций, развивая национальное бизнес- среду и используя прямую государственную поддержку инновационной деятельности. К тому же эта поддержка проявляется путем государственного финансирования инновационных проектов и системы высшего образования. Без надежной финансовой поддержки инновационные проекты могут остаться нереализованными. Поэтому в Украине необходимо сформировать действенную систему методов государственного регулирования инновационной деятельности, стимулировать инновационное развитие предпринимательских структур .

Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно - технического развития, финансирования и стимулирования разработки важных национальных инновационных программ.

Задачей косвенных методов является создание экономических и социально -политических условий, благоприятных для активизации инновационных процессов. К ним относят: льготное налогообложение, систему ускоренной амортизации основного капитала, создание системы венчурного финансирования, формирования эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность, стимулирования развития инновационной инфраструктуры .

Отметим также, что инновационное развитие государства практически невозможно без должной поддержки общества. Большое значение для эффективного воплощения в жизнь конструктивной научно - технологической политики является ее восприятие не только учеными и предпринимателями, но и рядовыми гражданами. Очень важен опыт Японии, которой удалось к активной творческой участия в научно - технологическом обновлении производства привлечь всю нацию .

Развитие рыночной экономики Украины и ее постепенный переход к постиндустриальной экономике, в значительной степени сдерживается следственными ценностями, нормами и убеждениями, оставшиеся у общества со времен существования административно - командной экономики, а переход к новому экономическому устройства практически невозможно без изменений существующих систем ценностей и культуры.

С учетом поданного выше, поддерживая позицию авторов, считаем, что необходимо воспитание развитого в научно - техническом плане прослойки населения, который должен осознавать необходимость и важность получения новых знаний для продвижения вперед, формирования инновационного мышления и культуры. Таким образом, одним из направлений совершенствования государственной политики в инновационной сфере является формирование среды взаимопонимания между государством, наукой, предпринимательскими кругами и общественностью с целью повышения уровня доверия каждого из участников среды друг к другу и к государству.

Литература

1. Быконя С.Ф. Инновационная культура - условие реализации инновационной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: www.personal.in.ua
2. Кобушко И.М. Пути улучшения финансирования инновационного развития в Украине с использованием международного опыта [Электронный ресурс] – режим доступа www.nbuv.gov.ua
3. Макаренко Е.В. Особенности инновационного развития европейских стран [Электронный ресурс]/– режим доступу: www.iqdiplom.com
4. Фащевская А.Н. Современные методы государственной политики стимулирования инновационной деятельности в промышленности Украины [Электронный ресурс]/ – режим доступа:

1

В статье рассмотрены понятие инноваций в агропромышленном комплексе, их специфика и условия развития. Выявлены основные условия и факторы, объекты и направления инновационного развития отрасли, разработан механизм государственного стимулирования инновационной деятельности в аграрном секторе. Наиболее важным косвенным методом стимулирования инновационной деятельности является льготное кредитование предприятий, реализующих инновационные проекты, организаций, осуществляющих инновационные разработки, формирование фонда кредитного поручительства инновационных направлений в АПК. Доказано, что система государственного кредитного стимулирования инновационной деятельности будет способствовать решению комплекса задач государства в сельском хозяйстве: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

агропромышленный комплекс

инновация

направления инновационного развития

механизм государственного стимулирования.

1. Агарков С. А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова; Федер. агентство по рыболовству, Мурм. гос. техн. ун-т. – М.: Акад. естествознания, 2011. – 143 с.

2. Баранова О. А., Тусков А. А. Кредитование инновационной деятельности в АПК // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 25–26 мая 2011 г. / СИЭИТ; Отв. ред. В. И. Терентьева, Д. В. Гирийчук. – Сочи: «Стерх», 2011. – C. 20–23.

3. Дохолян С. В., Умавов Ю. Д. Инновационные подходы к повышению эффективности использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса // Ежеквартальный научно-практический журнал Проблемы развития АПК региона. – 2011. – № 4 (8). – C. 73–76.

4. Иванов В. А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2008. – № 2 (2). – C. 50–59.

5. Иванов В. А. Сущность, классификация инноваций и их специфика в аграрном секторе // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2007. – Вып. 1. – C. 37–50.

6. Кулагин А. С., Леонтьев Л. И. О стимулировании инновационной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2002. – № 1 (10).

7. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб. пособие / Под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – М.: «Экономика», 2004.

8. Ушачев И. Г. Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью в АПК // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13–14 января 2005 г.). – М., 2005.

9. Шайтан Б. И. Инновации в АПК и роль службы сельскохозяйственного консультирования // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13–14 января 2005 г.). – М., 2005.

10. Юняева Р. Р. Государственное регулирование системы кредитования в сельском хозяйстве: теория, методология и практика: Автореф. дис. … док. экон. наук. – М., 2010. – 46 с.

Современный агропромышленный комплекс (АПК) находится в сложном финансово-экономическом состоянии: в отрасли еще не преодолена полностью убыточность, себестоимость продукции по-прежнему остается высокой, велика доля просроченной кредиторской задолженности. Сильно изношены основные производственные фонды, остро не хватает оборотных средств, отсутствуют необходимые методы технологического обновления производственных мощностей, недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий АПК с применением современных технологий производства, управления и организации. В отрасли большей частью применяются устаревшие технологии, сорта растений и пород скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления.

Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе .

Следует отметить, что основными экономическими и внутренними факторами, сдерживающими инновации, по-прежнему, остаются недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск.

Инновации в АПК - это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т. д. .

Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК, подразделяются на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) .

Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

В качестве негативных условий, факторов следует выделить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характерны: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом .

Развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса является одним из основных направлений государственной аграрной политики, что находит свое отражение в концепциях современной экономической политики .

Из опыта стран с рыночной экономикой следует отметить: высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систем у экономического стимулирования .

Приоритетом экономической государственной политики должна быть поддержка инновационной деятельности, что, в свою очередь, требует от государства разработки соответствующих механизмов и инструментов для стимулирования инновационной активности.

Основными методами системы государственного стимулирования инновационной деятельности являются:

Прямое государственное стимулирование путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов в соответствии с системой государственных приоритетов, формирования инновационной инфраструктуры, прогнозирования и планирования;

Косвенное государственное стимулирование освоения научных достижений посредством налоговой, амортизационной, патентной политики, льготного кредитования, страхования, финансового лизинга и т.д. .

Прямые методы фактически стимулируют предложение научных разработок, услуг со стороны субъектов инновационной инфраструктуры, а косвенные - спрос на эти разработки, услуги.

Наиболее важным косвенным методом стимулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, является льготное кредитование предприятий, реализующих инновационные проекты, организаций, осуществляющих инновационные разработки, формирование фонда кредитного поручительства инновационных направлений в АПК.

Объектом стимулирования должна являться научная и инновационная деятельность и инновационная заинтересованность реальных секторов экономики (в частности, аграрный сектор), признанная общественно-приоритетной, направления которой определяются государством, финансируются (полностью или частично) из бюджета и контролируются соответствующими органами исполнительной власти .

По мнению Л. Э. Миндели, значение косвенных методов государственной поддержки определяется, прежде всего, тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, и в то же время им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов .

Создание комплексного механизма стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве - сфере, характеризующейся высокой степенью риска и неопределенности, позволит активизировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, с учетом ограниченности ресурсов предприятий и государственных (общественных) приоритетов развития отрасли, и обеспечить устойчивое развитие отрасли в перспективе .

Основной задачей на этапе разработки системы государственного стимулирования АПК является выделение направлений инновационно-ориентированной аграрной экономики. С учетом специфики сельского хозяйства ученые выделяют следующие типы инноваций в АПК: селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие, экономические, социальные, экологические, информационные (таблица 1) .

Таблица 1. Основные направления инновационного развития АПК, входящие в систему государственного стимулирования

Тип инноваций

Селекционно-генетические

Технико-технологические и производственные

Организационно-управленческие и экономические

Социальные

Экологические

Информационные

1. Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений.

2. Новые породы, типы животных и кроссы птицы.

3. Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.

1. Использование новой техники.

2. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

3. Новые индустриальные технологии в животноводстве.

4. Новые виды удобрений и их системы.

5. Новые средства защиты растений.

6. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания.

7. Внедрение нанотехнологий в аграрном производстве.

1. Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК.

2. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК.

3. Новые формы организации и управления в АПК.

4. Маркетинг инноваций.

5. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности

6. Концепции, методы.

1.Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК.

2. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села.

3. Развитие сельского туризма.

4. Инновационные образовательные проекты в деревне.

1. Биологизация и экологизация земледелия

2. Ведение экологического хозяйства.

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

4. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

1.Компьютеризация процессов производства в сельском хозяйстве и управления.

2. Внедрение ППП управления предприятием на основе систем MRP и ERP.

3. Использование GPS-систем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами.

4. Программы охвата сельской местности сетью Интернет.

В условиях объективной ограниченности инновационно-инвестиционной активности аграрного сектора методы государственного стимулирования должны касаться смежных сфер деятельности, обеспечивающих развитие инноваций в АПК (рисунок 1).

Рисунок 1. Объекты и направления государственной поддержки инновационного развития АПК

Механизм государственного стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве представляет собой совокупность экономических, организационных (а в ряде случаев - также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, научно-технического развития) и воздействия на активизацию их деятельности в области инновационного развития.

Необходимость разработки системы государственного стимулирования развития инноваций в сельском хозяйстве вызвана тем, что в настоящее время адаптация агропромышленных предприятий к инновациям и нововведениям носит пассивный характер, который предполагает принятие к реализации научной продукции, создаваемой за пределами сельскохозяйственных предприятий.

Основным источником финансирования аграрной науки должен стать государственный бюджет, а также деятельность научно-исследовательских организаций по хозрасчетной тематике.

Возможности заключения договоров на научные исследования с предприятиями и организациями ограничены, так как большинство заказчиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей) не имеет возможности их оплатить. Таким образом, единственным эффективным способом развития инновации в АПК становится перевод его на рыночную основу при условии ограниченного государственного контроля и существенной бюджетной поддержки в форме косвенного финансового стимулирования.

В общем виде механизм государственного стимулирования развития инноваций в сельском хозяйстве должен включать следующие функциональные элементы (рисунок 2):

Объекты стимулирования;

Приоритетные направления приложения бюджетных ресурсов;

Формы и методы косвенного стимулирования;

Инструменты государственного косвенного воздействия;

Учет условий инновационного развития конкретного периода времени и конкретных региональных условий;

Механизмы оценки результатов инновационной политики в аграрном секторе, основанной на государственном стимулировании.

В нынешних нестабильных экономических условиях, когда значительная часть сельскохозяйственных предприятий хронически неплатежеспособна, именно государство посредством косвенных методов стимулирования и поддержки должно содействовать: повышению инновационной активности, освоению научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы отрасли, чтобы способствовать эффективности сельскохозяйственного производства, росту конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке .

Рисунок 2. Механизм косвенного государственного стимулирования развития инноваций в АПК

Таким образом, система государственного кредитного стимулирования инновационной деятельности будет способствовать решению комплекса задач государства в сельском хозяйстве: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Рецензенты:

Бахтеев Юсеф Джафярович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Сергеева Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Баранова О.А., Тусков А.А. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7722 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Стимулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Стимулирование инноваций тесно связано с расширением возможностей привлечения капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты, и зависит от сложившейся структуры финансирования инновационной деятельности. В этой связи следует определить перспективы стимулирования инновационной деятельности и направления его дальнейшего развития.

Развитие стимулирования инновационной деятельности

События последнего десятилетия четко показывают необходимость радикальных преобразований в отечественной экономике на инновационной основе. Для этого необходимо использовать четко организованный системный подход к стимулированию и поддержке инновационной деятельности на государственном и местном уровнях.

За счет создания мощных национальных инновационных систем возможно серьезно повысить научно-технический потенциал страны, эффективности экономики в целом и обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке.

В настоящее время государства активно способствуют развитию инновационной деятельности. Это позволяет кардинально менять экономическую систему страны, направляя ее в русло разработки и внедрения инноваций. В современных российских условиях, значительно увеличивается внимание к инновационным системам с точки зрения их эффективного развития, путем формирования адекватной современным реалиям системы государственного стимулирования создания и внедрения инноваций.

Государственная инновационная политика – увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, стимулирование инноваций, а также преобразования сфере управления, материального производства, организации науки.

Государственная инновационная политика создает условия для формирования инновационного рынка критически важных технологий.

В современных условиях инновации, основанные только на технических решениях, не поддаются коммерциализации, поэтому стимулирование инновационной деятельности должно учитывать проблему прибыльности инноваций, которая органически связана со сроками реализации инноваций и стимулов их распространения.

В качестве прибыли от инновационной деятельности не обязательно должен выступать денежный эквивалент – это вообще любая форма выгоды, которая будет приносить пользу обществу в результате внедрения инновации.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности ориентированы на приоритетные направления и критически важные технологии.

Базовые формы стимулирования инновационной деятельности

Принципы стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне включают в себя несколько аспектов

Наиболее распространенные в России формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности

Одним из распространенных инструментов стимулирования инновационной деятельности является система налогообложения. Налоговая система государства должна быть ориентирована на создание благоприятной среды предприятиям для осуществления инновационной деятельности. С помощью снижения налогового бремени с целью увеличить скорость обновления основных средств, затраты на научно-исследовательские разработки, объем внедрений в производство инновационных технологий можно добиться существенного повышения уровня инновационной активности отечественных предприятий. Также данный инструмент позволит наиболее полно использовать возможности и ресурсы государства и частных инвесторов для содействия инновационным разработкам на предприятиях и специализированных научных центрах.

Методы налогового стимулирования инновационной деятельности

С помощью налоговых механизмов государство эффективно воздействует на экономическую среду, также стимулируя инновационную деятельность и проведение научно-исследовательских работ. Это возможно благодаря тому, что прибыль, которая остается у фирмы после выполнения налоговых обязательств, в первую очередь влияет на объемы вложений в инновационную деятельность. Таким образом, увеличивается финансирование инновационной деятельности. Т.е. вследствие налоговой экономии происходит увеличение темпов обновления производственных мощностей на качественно новых технологиях, а также темпов разработок и внедрения на рынок новых видов продукции.

Стимулирование инновационных разработок при помощи системы налогообложения осуществляется путем простого сокращения налогового бремени и при использовании косвенных способов отсрочки или рассрочки платежей по определенным налогам. Причем последнее можно рассматривать как форму государственного беспроцентного кредита, так как штрафы в этом случае не начисляются.

На современном этапе развития перспективным является освобождение от налогов или облегчение налогового бремени по всем видам деятельности, относящихся к инновационным разработкам. В долгосрочной перспективе возможно законодательное закрепление того, что инновационная деятельность не является хозяйственной, т.е. преследующей получение прибыли. При этом специализированные научные образования, такие как научные лаборатории и опытно-конструкторские объединения, вообще могут быть освобождены от уплаты налогов на всех уровнях налоговой системы. Отдельным вопросом являются научные отделы частных предприятий, особенно крупных промышленных компаний: в целях недопущения использования налоговых льгот в корыстных целях, например, организация мнимой инновационной деятельности, право на использование льгот следует предоставлять только отделам или филиалам, которые помимо работы на головную компанию осуществляют разработку сторонних инновационных проектов.

Развитие государственного стимулирования инновационной деятельности и финансово-кредитные формы государственной поддержки инновационных процессов связаны с налоговыми льготами, снижением налогооблагаемой прибыли, льготным кредитованием и облегченной регистрацией результатов инновационных изобретений.

Государственное стимулирование инновационной деятельности

Сегодня мы сохраняем передовые позиции в ряде конкретных научных направлений, в системном подходе к образованию и организации фундаментальных исследований.

Однако развитие науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, как и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Для развития национальной экономики требуется система создания и коммерциализации технологий.

На государственном уровне стимулирования инновационной деятельности реализуются следующие меры в сфере налогообложения, направленные на повышение интенсивности инноваций:

  1. Налоговые льготы для ;
  2. Налоговые послабления для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и занятых научными исследованиями;
  3. Налоговые каникулы для вновь создаваемых организаций, занятых научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью в сферах, относимых к приоритетным отраслям экономики;
  4. Налоговые льготы для коммерческих организаций, осуществляющих безвозмездное перечисление части своих доходов научным учреждениям.
В рамках комплексной программы по стимулированию научных разработок необходимо дальнейшее развитие системы генерации знаний и определение приоритетных направлений в научной деятельности.

Развитие системы базовых научных институтов позволит нормализовать воспроизводство научных знаний. Для обеспечения юридической безопасности научных образований необходима разработка нормативной правовой базы, для защиты от каких-либо необоснованных или недобросовестных преобразований. В целях повышения эффективности разработок новых технологий необходимо своевременное обеспечение научных организаций современной приборной базой и оборудованием, а также поддержка молодых специалистов. Существенно должна быть повышена роль научных организаций, которые занимаются разработкой технологий, способных решить крупные отраслевые и межотраслевые проблемы, а также концентрация вокруг них различного рода ресурсов с целью создания крупных научных центров.

Выбор прорывных направлений в науке позволит концентрировать усилия на наиболее перспективных и приоритетных задачах, стоящих перед российской экономикой. Такими направлениями могут быть: нанотехнологии, информационные технологии, приборостроение, атомные технологии, биотехнологии. При этом отбор должен вестись на основании независимых исследований и результаты должны быть одобрены научным сообществом. В рамках данной программы необходимо стимулировать участие крупных предприятий в разработке прорывных направлений.

Следующим этапом является непосредственно создание и коммерциализация технологических разработок. Для этого необходим выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях и развитие инновационной инфраструктуры. Выбор приоритетов должен осуществляться с прицелом на поиск и создание новых и сохранение имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг.

Ключевые направления в настоящее время связаны с построением цифровой экономики.

В плане развития инновационной инфраструктуры необходимо дальнейшее развитие наукоградов, относящихся к приоритетным направлениям, технопарков, информационных центров и других инновационно-ориентированных научных организаций. Необходимо создание системы центров трансфера технологий при содействии крупных научных центров, вузов, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов.

Такие центры будут обеспечивать использование уже разработанных технологий в целях, для которых изначально данные технологии не предназначались. Конечным результатом деятельности таких центров трансфера технологий будет являться передача новой технологии или инновации в коммерческое использование, а также всестороннее распространение ранее сделанных открытий и технологий. Это обеспечит коммерческим предприятиям усовершенствование производимого продукта или производственного процесса без проведения собственных НИОКР.

Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, и обеспечат структурный переход российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка. Это отвечает актуальным тенденциям в контексте построения цифровой экономики в Российской Федерации.

Выявленные направления совершенствования инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности связаны с созданием системы коммерциализации инновационных разработок и результатов проектных исследований, имеющих общегосударственное значение. В связи с этим, требуется разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере и контрактного права. Вместе с тем актуальным остается вопрос о смене приоритетов государственной политики в области инноваций в сторону стимулирования финансирования инновационной деятельности частными капиталами. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие наукоградов, технопарков и других инновационно-ориентированных научных организаций системы генерации знаний, целью которых является передача инноваций в коммерческое использование и их распространение.

Привлечение иностранного капитала

Для ликвидации возможных разрывов между инновациями, технологическими разработками и внедрением их в производство, а также воплощению коммерческих перспектив требуется взвешенный подход к .

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития ориентирована на продвижение новых продуктов, технологий, а также определение технологических коридоров с целью модернизации национальной экономической системы с учетом перехода к цифровой экономике.

Построение цифровой экономики в Российской Федерации – это неминуемый факт.

В этой связи актуальным будет вопрос привлечения иностранного капитала для инвестирования в российские инновационные разработки.

Владимир Владимирович Путин регулярно констатирует положительные сдвиги в формировании комфортной среды для осуществления в нашей стране исследований и разработок мирового уровня. Учитывая ситуацию, сложившуюся в конце 2013 и начале 2014 года вокруг Украины, а также отношение к России со стороны стран-участниц НАТО после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, негативные тенденции в этой сфере было легко предсказать. Однако следует принимать во внимание общенациональное и правительственное понимание необходимости развития внутренних инновационных проектов, прежде всего, в финансовом секторе и обрабатывающей промышленности. Вместе с тем реальных финансово-экономических оснований для снижения привлекательности вложений в российские инновационные предприятия не выявлено до сих пор, а безосновательные ожидания не могут носить долгосрочный характер.

Наибольшие перспективы в сфере привлечения частного и иностранного капитала для финансирования инновационной деятельности связаны с венчурным финансированием проектов в области критических технологий, представляющих стратегическую важность для экономики России.

В связи с этим перспективным вариантом представляется формирование и развитие государственного сектора науки, который занимается фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатываются коммерческими инновационными организациями, в том числе и венчурными компаниями с привлечением иностранных источников финансирования. Результаты инноваций, в виде конкретных разработок, внедряются в производство, применяются в потребительских товарах и используются для создания новых технологий. Формирование и законодательное закрепление государственного сектора науки обеспечит более эффективную деятельность основных сегментов науки: академического, прикладного и вузовского, а также функционирование национальной инновационной системы в целом.

Наконец, последней проблемой, но, отнюдь не самой малозначимой, следует выделить трудности развития стартапов. Несмотря на то, что стартап-активность постоянно интенсифицируется, многие проекты просто не дотягивают до реализации. Причина заключается в сложности найти источник финансирования. Если исключить государственное финансирование, которое четко расписано и не допускает внесения изменений при каждом появлении нового проекта, то наиболее вероятным источником становятся . Можно ознакомиться с , финансирование которых осуществлялось венчурными фондами.

Вместе с этим перед российским инновационным предпринимательством огромный простор для реализации. В частности последние два года для инноваций стали очень позитивными – государство развивает экосистему поддержки и развития инноваций, что при правильном планировании и исполнении позволит вывести российские технологические инновации на новый уровень в десятилетней перспективе.

Причин для того, чтобы российские инновационные предприятия успешно развивались в среднесрочной перспективе несколько:

  • создание научно-технических центров и бизнес-инкубаторов;
  • направленность образовательных и научных учреждений на создание конкретной технологии, ее защиту и последующую коммерциализацию;
  • смещение вектора научных изысканий в фокус получения конечного продукта или технологии.

Государство стало активно стимулировать развитие инновационной деятельности и различных объединений, чтобы оптимально и с максимальной эффективностью позволить предпринимателям, инвесторам и новаторам реализовать свои проекты с выгодой для себя и экономики страны. Создание различных центров, которые будут заниматься коммерциализацией, выращиванием перспективных технологий, которые будут повышать конкурентоспособность страны, в целом, является положительным фактором для успеха инновационной модели на уровне национальной экономики.

В перспективе, повышение интенсивности инновационных проектов возможно за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитием инновационного предпринимательства. При таком подходе более эффективным будет и привлечение иностранного капитала:

  • изменяется структура номенклатуры товаров и услуг в сторону преобладания наукоемких технологий;
  • может быть использован научно-технический потенциал России;
  • наличие потенциального иностранного капитала, привлечению которого будет способствовать привлекательность инвестиций.

Основные пути повышения эффективности стимулирования инновационной деятельности :

  • рост капитализации через учет инноваций как нематериальных активов;
  • получение доходов через коммерциализацию инноваций;
  • повышение эффективности за счёт внедрения технических и организационно-управленческих разработок;
  • формирование современного конкурентного рынка инноваций – единого правового, информационного и торгового пространства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе с инновационным развитием связаны масштабные ожидания, определяемые, в том числе, и привлечением иностранного капитала с помощью венчурного финансирования инновационных предприятий.

Это основные предложения по привлечению капитала в предприятия общегосударственного значения, основанные на использовании венчурного финансирования. Представляется перспективным формирование государственного сектора науки фундаментальных исследований, результаты которых прорабатывались и внедрялись венчурными компаниями. Такой подход позволит преодолеть возможные проблемы перехода России к цифровой экономике и вовлечением результатов научно-технических разработок в промышленную и хозяйственную сферу.

Новое на сайте

>

Самое популярное