Домой Микрозаймы Особенности развития экономики стран восточной европы. Государственный социализм в ссср и в странах восточной европы

Особенности развития экономики стран восточной европы. Государственный социализм в ссср и в странах восточной европы

Европа - часть света, расположенная в Северном полушарии и образующая с Азией материк Евразию. На её территории находится 46 официально признанных государств и 5 непризнанных. Общепринято делить Европу на четыре части: Восточную, Западную, Северную и Южную. Краткий обзор населения Восточной Европы и стран, образующих её, будет представлен вашему вниманию далее.

Характеристика Восточной Европы

На развитие Восточной Европы очень сильно повлияло географическое положение части света. Исторически так сложилось, что регион то и дело оказывается на стыке двух враждующих фракций. Только за последние 100 лет очертания менялись по несколько раз. Одни страны исчезали, другие появлялись. Все эти процессы неизбежно оставляли шрамы на экономике и политике.

Для стран Восточной Европы характерен уровень развития экономики ниже, чем у их западных “соседей”. Однако также страны характеризуются высоким уровнем этнической и культурной самобытности. Численность населения Восточной Европы составляет 135 миллионов человек.

Страны Восточной Европы

Раньше географы проводили линию, разделяющую Восточную и Западную Европу, по границе таким образом, причисляя к Восточной Европе только славян. Но после Второй мировой войны ООН провела новую границу региона, согласно которой в состав Восточной Европы входят 9 стран и часть России.

Страны Восточной Европы:

  1. Украина.
  2. Польша.
  3. Чехия.
  4. Румыния.
  5. Беларусь.
  6. Венгрия.
  7. Болгария.
  8. Словакия.
  9. Молдова.

Общая численность населения Восточной Европы вам уже известна. Большая часть жителей сосредоточена в Украине и Польше. Средняя плотность населения Восточной Европы - 30 человек на квадратный километр.

После Второй мировой войны все страны, перечисленные выше, так или иначе попали под влияние СССР, собственно, это и сыграло решающую роль при перенесении границ региона. Из всех государств Восточной Европы только три не являются славянскими - это Румыния, Венгрия и Молдова.

Почти все страны Восточной Европы испытывают нехватку полезных ископаемых, хотя сам регион в целом не беден ресурсами. Дело в том, что здесь остро стоит вопрос “некомплектности” ресурсов (в каждой стране большие запасы одного-двух полезных ископаемых и совершенно нет других). Не дают довести экономическую ситуацию до критической многочисленные транзитные пути, проходящие через регион, и активная торговля между странами.

Сами государства очень сильно различаются между собой по размерам, населению, уровню жизни, экологии и т. д. Получить чёткую картину региона, рассмотрев лишь некоторые из них, невозможно.

Чехия

Чехия - небольшое государство с населением в 11 миллионов человек (7 % от населения Восточной Европы). Численность практически не меняется последние почти двадцать лет. Послевоенного максимума по достигла в 1991 году, после наблюдалось стабильное снижение численности.

С 2006 года население государства постепенно увеличивается, во многом за счет мигрантов из стран бывшего СССР. В конце 2008 года, например, в Чехии легально проживало почти 500 тыс. иностранцев. Большую часть из них составляли выходцы с Украины (31 %), Словакии (17 %), а также Польши, России и Вьетнама. Вьетнамцев (13 %), русских (6 %), поляков (5 %) и немцев (4 %). Оставшиеся 24 % - представители других национальностей.

Большая часть жителей - 70 % - молодые и зрелые люди в возрасте от 25 до 50 лет, 13 % составляют дети до 15 лет, остальная часть населения - 16 % - пожилые. Коэффициент общей демографической нагрузки для Чехии составляет 42,4 %. Это значит, что численность трудоспособных граждан практически в два раза превышает число тех, кто еще или уже не в состоянии работать и самостоятельно обеспечивать себя. Коэффициент детской нагрузки (отношение численности детей до 15 лет ко взрослому населению) равняется 19 %, пенсионной (отношение числа пенсионеров в трудоспособным гражданам) - 23 %.

Национальный состав Чехии на 95 % представлен этническими чехами. Сюда относятся непосредственно чехи (81,3 %), а также выходцы из Силезии и Моравии (13,7 %).

Польша

Польша является самой религиозной страной не только в регионе, но и во всей Европе. Из 39 миллионов человек (а это 29 % от численности, которую составляет население Восточной Европы) 85 % исповедуют католицизм. Как и Чехия, Польша считается очень привлекательной для туристов. Привлекают путешественников невысокие цены, большое количество средневековых замков и вкусная национальная кухня.

В середине прошлого века Польша переживала сильнейший экономический упадок, что очень сказалось на качестве жизни населения. Однако после вступления в ООН и реформ, проведённых в 90-х, государство начало стремительный подъём. На данный момент Польша считается одной из наиболее динамично развивающихся стран Европы. Она привлекает большое количество мигрантов с Украины.

Демографические показатели Польши ухудшились после вступления страны в Причиной стала массовая миграция трудоспособного населения в более развитые (на тот момент) государства. Как следствие, снизился коэффициент рождаемости, наблюдается ежегодная убыль населения, хоть и небольшая (-0,06).

Что касается национального состава, Польша является одним из самых мононациональных государств в мире. 97 % населения причисляют себя к полякам, другие национальности представлены цыганами, немцами, украинцами и белорусами.

Румыния

Румыния - индустриальная страна с развивающейся экономикой. Основной упор в экономике государство делает на нефть (которой здесь в достатке) и высококачественное нефтеперерабатывающее оборудование. Почти 60 % населения - трудоспособные граждане. Из них 40 % заняты в сфере услуг, 30 % - в сельском хозяйстве и столько же в промышленном секторе.

В Румынии сегодня наблюдается убыль населения. Основной причиной негативных демографических явлений считается миграционный отток. К примеру, в 1991 году убыль населения (миграционная) составила 18 %, в 2001-м - 25 %, а в 2007-м, после вступления страны в Европейский Союз, - 22 %. В последние годы миграционная убыль кое-как покрывалась мигрантами из Молдовы, которые массово прибыли в Румынию, предоставляющую гражданство. Однако уже с 2013-го страна не получает естественного

Украина

Украина - индустриально-аграрная страна, в которой чуть более 40 миллионов жителей. Двадцатый век страна встретила с наибольшими показателями прироста населения в Европе. На его численность в дальнейшем повлияли Первая и Вторая мировые войны, Гражданская война, распад Советского Союза и политический кризис, который, начавшись в 2014-м, не завершился до сих пор. Ситуация с численностью населения далеко не самая лучшая.

Венгрия

Венгрия - это небольшая страна с быстро развивающейся экономикой. Основной упор государство делает на машиностроение и промышленность. Численность населения на 2013 год составляла 9 млн человек. Число граждан стабильно растет, хоть и наблюдается отрицательный естественный прирост.

Население державы отличается моноэтничностью, ведь большинство жителей составляют венгры. Значительные по численности венгерские общины проживают и соседних странах.

Болгария

Болгария - небольшая страна со слабой экономикой, население чуть больше 7 миллионов (5 % от населения Восточной Европы). Экономика Болгарии пережила много драматических моментов и на данный момент находится в упадке. В стране есть запасы угля и газа, в целом же ресурсов очень мало. Большой упор Болгария делает на сельское хозяйство (особенно на табак и виноделие).

Большая часть населения проживает в городах, хотя число городских жителей ранее росло очень медленно. Преобладающее количество граждан занято в сфере услуг, чуть меньше - в индустриальной отрасли. Только 10 % населения заняты в сельском хозяйстве.

Словакия

Словакия - маленькая страна с населением всего 5 миллионов человек (около 4 % от численности населения Юго-Восточной Европы). Страна считается сравнительно наиболее развитой. Стабильные темпы развития государства отразились и на численности населения - естественный прирост в 2016 году, например, составил 5,2 тыс. человек.

Кроме того, страна отличается и национальным составом: на территории Словакии более 15 районов с высокой концентрацией а русскоязычные граждане проживают в основном в Прешовском крае. Словаки составляют 85 % населения, другие этнические группы представлены такими национальностями:

  • венгры (10 %);
  • цыгане (2 %);
  • чехи (0,8 %);
  • русские и украинцы (0,6 %);
  • другие народности (1,4 %).

Молдова

Молдова - страна с самым низким показателем численности в Восточной Европе. По последним подсчётам, здесь проживает чуть больше 3 миллионов человек. Это всего 2 % населения Восточной Европы. Однако именно в этой стране очень высокая плотность населения. Она составляет 131 человек на квадратный километр. Это самая большая плотность населения в Восточной Европе.

Численность граждан сокращается еще с девяностых годов. Хотя, согласно статистическим данным, на 15 родившихся приходится 12 умерших. Количество жителей Молдовы уменьшается за счет миграционных процессов - многие граждане решают попытать счастья за границей.

Экономика в стране очень слабая, основной упор сделан на сельское хозяйство, где и занята большая часть жителей (65 %). Полезных ископаемых на территории государства почти нет, так что ресурсы приходится закупать в основном у соседей. Несмотря на большое количество достопримечательностей, туризм развит слабо.

Беларусь

Беларусь - страна средних размеров с населением в 10 миллионов человек. Экономика державы строится на основе социального ориентирования. Основной упор делается на лёгкую промышленность, сельское хозяйство и машиностроение.

Население республики на данный момент составляет 9,5 млн человек. Число умерших превышает количество родившихся достаточно давно. Население Беларуси стабильно сокращается еще с 1993 года. Большая часть жителей тогда проживала в городах (67 %), сегодня этот показатель и того выше - 76 %.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет 72 года. Это несколько выше, чем в соседних России и Украине, но куда ниже, чем в европейских странах.


К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.

Первый этап (1945-1980 гг.) - это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики. Экономические формы и методы регулирования экономических отношений были для этих стран второстепенными, вспомогательными, непосредственные производители имели ограниченную самостоятельность в решении экономических вопросов.

Практика их развития показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений могут быть достаточно эффективными при наличии экстенсивных факторов роста и при условии создания основных отраслей промышленности в сжатые сроки. Однако такая система не способна обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрения ее достижений в производство, что стало особенно проявляться в 70-80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран с развитой рыночной экономикой.

Второй этап социально-экономического развития начался с конца 80-х - начале 90-годов. Для второго этапа характерно формирование рыночной экономики, определение ее структуры и совершенствование инфраструктурных элементов рынка. Этот этап в основном характеризуется изменениями, которые произошли благодаря разгосударствлению и приватизации, формированию частного сектора экономики, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д.

В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны принадлежат к государств со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышало среднемировой показатель и в 9 раз - показатель развивающихся стран, и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран с развитой рыночной экономикой. Из-среди восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия; в менее развитых стран региона принадлежат Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания.

Общая структура экономики позволяет отнести отдельные страны Восточной Европы до индустриальных и индустриально-аграрных стран.

На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны национальные экономики этих стран фактически имели аграрный характер.

Структурные изменения в национальных экономиках государств региона хоть и уступали показателям стран с развитой рыночной экономикой, однако, в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства и предметов потребления. Постоянно росла удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности: на нее приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью она начала производить до 40% продукции всего промышленного производства.

Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго - и материалоемкости национального дохода, здеформованої ценовой политики в отдельных странах в начале 90-х годов начали наблюдаться неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленностях.

В течение почти 30 лет восточноевропейские страны уверенно занимали ведущие места по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951-1983 гг. национальный доход в этих странах вырос на 6,7% в год, промышленное производство - на 8,3%. Однако, в конце 70-х - начале 90-х годов в некоторых странах темпы роста стали замедляться, а в экономиках некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии) начали наблюдаться кризисные явления. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981-1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х - начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая за продолжительностью и глубиной превышает «большой кризис» 1929-1933рр.

Несмотря на административное регулирование экономики, восточноевропейские страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на них приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, более 13%, мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарообігуу. Однако за последние годы в результате резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно пошатнулись.

Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, его высокая энерго - и материалоемкость, низкая производительность труда, исчерпания экстенсивных факторов роста, ухудшения внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели экономики.

Важной особенностью хозяйственного развития региона является высокая инфляция. В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза - 1296%, в том числе в России - 2560%, в Украине - 10500%.

В постсоциалистических странах и странах бывшего Советского Союза были разработаны национальные программы рыночных преобразований. Однако, не все они соответствовали национальным интересам и по-разному воспринимались населением стран.

Резкое ухудшение социально-экономического положения, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, которые стремятся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику.

Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах был процесс разгосударствления и приватизации. В большинстве стран региона предпочтение стало отдаваться приватизации как такой, что приводит к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразии. Такая система начинает функционировать наряду с государственной на основе частной и смешанной форм собственности. Согласно программ приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995-1996 гг. в негосударственном секторе мало производиться 40-50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акционирования, бесплатное передачи собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др.

Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в государствах с развитой рыночной экономикой.

Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства создавалось минимальным количеством производителей - от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ, ЧССР.

Второй важной составной частью национальных программ преобразований была политика либерализации цен. Она осуществлялась в различных формах как «шоковая терапия».

Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим почти сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевое перелиття капитала, либерализованы условия экономической деятельности, созданы законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.

Такие преобразования осуществлялись в Польше, Болгарии, России, Украине и др., как постепенное отпуск цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия). Ее главными чертами стали: отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями монополистов в области ценообразования; сближения мировых внутренних цен.

В современных условиях в странах региона кардинально меняется денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухуровневая банковская система, которая охватывает национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрируют свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентных ставок, контроле за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.

В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой стороны, - через увеличение доходов государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.

Налоговые реформы в этих странах были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, так и на рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.

Существенно меняется и социальная политика. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и все чаще - на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения более минимальный осуществляется уже преимущественно за счет самого населения. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг реализуется за счет собственных средств граждан. Такие изменения в социальной политике создают дополнительные стимулы для высокопроизводительной качественного труда.

В связи с реформированием экономической и политической системы значительно изменились и внешнеэкономические отношения.

Изменение модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Главной ее особенностью является отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Национальное законодательство, которое создалось в странах Восточной Европы, предусматривало четкое определение принципов внешнеэкономической деятельности и основывалась на:

1) демонополизации и внешнеэкономических предприятий и организаций;

2) утверждении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;

3) разработке принципов стимулирования создания коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;

4) отказ от ответственности государства за операции любых участников внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация внешнеэкономической деятельности создала новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и расходов производителей и потребителей материальных благ и услуг.

Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.

Такой переход предполагает:

1) отмены или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;

2) сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования почти на все виды продукции и услуг;

3) последовательное снижение ставок экспортного тарифа и внедрение унифицированного импортного тарифа;

4) переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, установление единого курса национальной валюты;

5) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;

6) поощрение импорта капитала, создание совместных предприятий, участие иностранного капитала в процессе приватизации.

Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, поскольку она обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, которые действуют на мировом рынке. Это непосредственно стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с отказом от государственной монополии в этой сфере.

Другая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном росте внешнеторгового обмена, прежде всего с развитыми странами Запада. В начале нового века удельный вес взаимной торговли в внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60 до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена логикой преобразований, которые происходят там. В условиях становления конкурентной рыночной среды производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру, динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и расходов.

Экономические преобразования, произошедшие в большинстве стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что рыночные преобразования набрали силу, совершенствуются и направлены на коренное изменение места и роли стран региона в мировом экономическом пространстве.

Введение

В результате Второй мировой войны в целой плеяде стран Восточной Европы (таких как Югославия. Польша, Албания, Болгария, Румыния, Чехословакия, ГДР, Венгрия) были сформированы совершенно новые политические режимы, в которых был провозглашен единый социалистический курс. Выбор социалистической политической системы определил направленность и характер кардинальных экономических преобразований. Странам было навязано ис-пользование опыта строительства социалистической системы в СССР.

Сам план строительства социалистических основ подразумевал реализацию следующих ключевых пунктов:

Осуществление пролетарской революции, а также установление дикта-туры пролетариата в тех или иных формах существования;

Сосредоточение в руках государственной власти основных позиций в экономической системе;

Всеохватывающая индустриализация;

Трансформация мелкой крестьянской собственности в кооперативную (другими словами - создание крупного обобществленного производства);

Культурная революция.

Система государственного социализма в качестве системы управления экономикой основана на:

1) мощном и всеобъемлющем централизованном регулировании, которые повсеместно пронизывает практически все сферы общественной жизни;

2) общественной собственности на производственные средства.

Опора на коммунистическую идеологию в СССР и странах Восточной Европы выступала особенностью социализма. Основная идея декларировалась, по сути, как «прогресс благосостояния человека».

Становление государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы

На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Сталином было дано такое определение статуса госплана: планы-директивы являются обязательными для руководящих органов. Именно государственный план становится, по сути, законом, который определял направления и планируемые показатели экономического развития в будущем, в масштабе всей огромной страны.

Революции в странах Юго-Восточной и Центральной Европы и возникли как продолжение и развитие исторического революционного поворота характеризуют основные черты, которые характерны процессу социалистического строительства и социалистической революции в СССР Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010.

Исторический опыт свидетельствует, что основным вопросом революции выступает вопрос о власти.

Именно благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при доминировании пролетариата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы была обеспечена победа над буржуазией, а также утверждение народной власти.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы аналогичным. Основные отличия заключались в том, что Восточную Европу заняла Советская Армия, как следствие - там намного значительнее была роль компартий.

Советские войска, которые опирались на все ещё оставшиеся в большинстве стран Юго-Восточной и Центральной Европы органы безопасности. Компартии, подчинив себе социал-демократические движения, смогли нанести удары по политическим позициям всех некоммунистических партий, которые вынуждены были перейти в оппозицию.

Таким образом в 1947-1948 гг., коммунисты, опираясь на уже завоеванные позиции, прямое давление и поддержку из Москвы, удалив своих политических оппонентов, укрепили собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью, а также установили свою монопольную власть.

Таким образом, придя к власти, компартии приступили к незамедлительному “строительству социализма”.

Особенности развития социалистической системы в различных странах Восточной Европы

В некоторых коммунистических партиях робко выдвигались идеи привнесения в строительство социализма некоторых, так сказать, «национальных особенностей». Эти все идеи были в подавляющем большинстве отвергнуты в пользу копирования опыта СССР. Во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы была преобразована политическая система, а многопартийность либо ликвидировалась (как, к примеру, в Венгрии, Румынии, Югославии, Албании), либо же партии теряли свою политическую самостоятельность, становясь элементом руководимых коммунистами «фронтов», коалиций (как это было в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии).

Сконцентрировалась же вся полнота власти в руках исполнительного аппарата, практически полностью слившегося с аппаратом безраздельной правящей коммунистической партии. Представительная и судебная ветви власти фактически теряли самостоятельность, а вообще, по сути дела, с принципом разделения властей и вовсе было покончено.

Все гражданские права и свободы фактически были отменены, хотя формально остались декларативного характера: конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились, так называемые “выборы”.

Страны с «молодым и неокрепшим» государственным социализмом в свое время красиво назывались странами “народной демократии”, однако, по сути дела там с демократией было окончательно покончено.

Благосклонно воспринятая руководством стран Восточной Европы сталинская “теория” обострения классовой борьбы по мере движения к социализму, привела не только лишь к сильному обострению отношений с цивилизованными западными странами, но также и к всестороннему развитию внутренней репрессивной системы.

В экономической сфере “строительство социализма” подразумевало, по сути, завершение национализации финансов и производственных фондов, проведение индустриализации, а также кооперирования агропромышленного комплекса Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006.

Таким образом, «благодаря» строителям социализма, рыночная экономика полностью сдала позиции место плановой или, как ещё её называют, административно-командной. Произошла широкомасштабная ломка социально-экономических структур, исчезло свободное предпринимательство. Более того, практически все взрослое население оказалась занято в государственном секторе экономики.

Начало “строительства социализма” в странах Юго-Восточной и Центральной Европы привело к бурному экономическому росту, продолжавшемуся, однако, до середины 60 гг. Основной движущей силой экономического развития и роста выступила тотальная индустриализация, которая, по образу и подобию СССР, приняла форму преимущественного развития тяжелой промышленности. Средства на её осуществление были получены именно благодаря национализации.

СССР в вопросе способствования экономическому развитию своих «стран сателлитов» взял на себя поставки станков и оборудования, подготовку кадров для производства, оставаясь при этом, также основным поставщиком энергоресурсов и минерального сырья.

Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования

Стремление создания в странах Юго-Восточной и Центральной Европы многоотраслевой тяжелой промышленности, по образу и подобию СССР, очень часто в значительной мере превышало учет реальных возможностей, что неизбежно приводило к диспропорциям в развитии всей экономической системы.

Ускоренная индустриализация, при незначительных вложениях в сельское хозяйство, а также производство потребительских товаров первой необходимости послужили причиной ограничения потребления, а также падения жизненного уровня. Эти факторы и послужили причиной всеобщего недовольства сопровождающегося кризисами в 50е годы XX в.

Сначала в этих странах практически исчез слой крупных землевладельцев, а после и предпринимателей вообще. После проведения кооперирования практически везде, кроме Польши, исчезло самостоятельное крестьянство. В результате социальная структура упростилась.

В экономической системе преобладали две социальные группы: наемные работники государственного сектора и кооперированные крестьяне.

В течение 1947-1948 гг. в восточноевропейских странах утвердился тоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, что не сопровождался гражданской войной История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Смерть Сталина в 1953 году повлекла за собой глубокие перемены в СССР и, соответственно, в странах Восточной Европы. Освобождение от всеобщего страха перед вождем обнажило весьма глубокие противоречия тоталитарного социализма, породив как массовое недовольство, так и сопротивление. В ГДР, а после и в Польше, а также Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых было бы, наверное, невозможным без применения силы. Возникла объективная необходимость модернизации политического курса коммунистических партий с тем, дабы снять социальное напряжение и основные причины недовольства. В странах Восточной Европы были наконец прекращены массовые репрессии и даже проведена частичная реабилитация их жертв.

В 60е годы в подавляющем большинстве стран Восточной Европы источники быстрого роста за счет строительства все новых производственных мощностей, а также увеличения числа рабочих (экстенсивные источники роста) иссякли, что послужило причинной застоя. Экономическое развитие с тех пор можно было обеспечить только за счет роста производительности труда и интенсификации производства.

Таким образом, старые, привычные для тогдашней номенклатурной управленческой элиты методы управления экономической системой уже не подходили. В 60е годы почти во всех странах проводились существенные экономические реформы. Одной из первых осуществила их в 1963 году ГДР. Цель реформ заключалась в создании экономического механизма, который стимулировал бы рост производительности труда. Для осуществления этой достаточно сложной задачи была реализована децентрализация управления, введен хозрасчёт на предприятиях, расширялась сфера товарно-денежных отношений.

Таким образом, возникший в середине 40х годов социалистический строй так и не сумел покорить умы и сердца «пролетариев всех стран». Иллюзии и надежды на то, что социализм с его доминированием общественной, а вернее государственной собственности на средства производства станет островком социальной справедливости, приведет к всеобщему благосостоянию и уничтожению эксплуатации человека человеком, так и не оправдались.

На практике ликвидация частной собственности при абсолютном господстве государства в экономике привело к тому, что у людей исчезла заинтересованность в результатах своего труда. Государственная собственность принадлежала по сути бюрократическим структурам, которые присваивали результаты общественного труда. В результате возникла экономика, которая оказалась неспособной обеспечить в полной мере даже основные потребности населения. Монопольный характер власти компартий породил недемократические политической системы, которые лишили народные массы права свободно высказывать свое мнение, избирая по своей собственной воле руководство страной.

При таком положении вещей система именуемая “социалистическим лагерем” не могла никак существовать вечно или весьма длительное время. Падение ее было лишь вопросом времени, необходимого для созревания внутренних сил, которые могли бы положить начало кардинальным изменениям.

Заключение

В начале ХХ века во многих странах мира распространение социалистических идей сопровождалось большим энтузиазмом. Попытки практического воплощения социализма породили огромные ожидания среди миллионов людей. К концу ХХ века глобальный провал социалистического экономического эксперимента стал неоспоримым.

В течение долгого времени коммунистическая пропаганда старательно поддерживала миф об экономических преимуществах социализма, а официальная статистика социалистических стран сознательно фальсифицировала результаты их социально-экономического развития.

Сегодня появилась возможность объективно оценить результаты экономического развития бывших и нынешних социалистических стран по сравнению со странами с рыночной экономикой.

К примеру, экономическая катастрофа, принесенная социализмом, отбросила Кубу, входившую в 50-х годах в четверку наиболее богатых латиноамериканских государств, в число самых бедных стран Западного полушария.

Справедливости ради надо признать, что сам по себе переход от социализма к рыночной экономике еще не гарантирует автоматического процветания. Успех или неудача в рыночных условиях в решающей степени зависит от проводимой экономической политики.

Список использованных источников

1. Миллер А. Об истории концепции "Центральная Европа" // Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

2. Орлик И. Центрально-Восточная Европа между Россией и Западом // Вестник научной информации (ИМЭПИ РАН). 1997. N 5.

3. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010

4. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006

5. История экономики: Учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2009

6. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

После Второй мировой войны в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.
Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы.
Задача осуществления модернизации была, бесспорно, актуальна для восточноевропейских стран. Правящие в них коммунистические партии стремились решать эти проблем социалистическими методами, копируя опыт модернизации в СССР в годы первых пятилеток.
Тоталитарные режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Послевоенная история Восточной Европы насыщена попытками освобождения от опиравшихся на поддержку СССР режимов, пересмотра идеологических основ социализма. Для населения восточно-европейских стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом Европы, очень быстро стало очевидно, что экономическая политика правящих коммунистических режимов терпит полный провал.
Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления.
Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран.

Политика СССР в отношении восточноевропейских стран
Попытки демонтажа тоталитарных структур власти в Венгрии в 1956 г., перехода к мно-гопартийности, предпринятые руководством правящей партии, переросли в антитоталитарную, демократическую революцию. Эти стремления были подавлены советскими войсками. Попыт-ка реформ, перехода к «социализму с человеческим лицом», предпринятая в Чехословакии в 1968 г., также была пресечена вооруженной силой.

Углубление кризиса «реального социализма»
В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались ограниченные возможности развития свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с государствами Западной Европы, ограничивались репрессии против инакомыслящих. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР, относящегося к ним неодобрительно.
Своего рода переломом стали события в Польше в 1980- 1981 гг., где сформировался независимый профсоюз «Солидарность», сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса Польши, отвергшие право коммунистической бюрократии править от его имени. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. В Польше было введено военное положение и установлено авторитарное правление генерала В. Ярузельского. Это ознаменовало собой полный крах идеи «реального социализма», который вынужденно был заменен, с одобрения СССР, на военную диктатуру.
ХX век был свидетелем не только подъема, но и заката тота¬литаризма, крушения тоталитарных политических режимов во многих странах. Это не причуда истории, а скорее законо¬мерный продукт общественного развития.

Крах административно-командной системы.
При системе принятия решений без широкого обсуждения, одним лидером или группой лидеров приоритеты в распределении ресурсов нередко определялись ошибочно. Ресурсы расходовались на проекты, не дающие отдачи, а то и оборачивающиеся ущербом.
Централизованное, административно-командное управление экономикой по мере роста ее масштабов требовало роста управленческого аппарата, работающего с уменьшающейся отдачей. Один «центр власти» в принципе не способен отслеживать, контролировать и плани-ровать, тем более на несколько лет вперед, все связи между десятками тысяч больших, малых и средних предприятий, изменения конъюнктуры мировых рынков. Это породило анархию в экономике, которая только на словах осталась централизованно планируемой.

Кризис идеологии
Обеспечивая себе массовую поддержку с помощью идеологии, тоталитарный режим дол-жен был постоянно демонстрировать успехи, подтверждать реалистичность сформулированных сверхзадач, в противном случае энтузиазм уступает место разочарованию и раздражению.
Лидеры СССР и других стран, провозгласивших себя достигшими низшей фазы коммунизма, были связаны обязательством построить самое прогрессивное и справедливое в мире общество, где потребности людей (разумеется, разумные) были бы полностью удовлетворены.
Идеологи КПСС и других правящих родственных ей партий предлагали различные объяснения причин, по которым поставленные цели оказывались недостижимыми. Однако эти объяснения, даже принимаясь всерьез, объективно ослабляли основы тоталитарной государственности. Ссылки на происки внешних и внутренних врагов усиливали в обществе атмосферу всеобщей подозрительности, которая использовалась в карьерных целях своекорыстными фракциями бюрократической элиты, расправлявшейся с наиболее талантливой и творческой частью интеллигенции. Разоблачения просчетов, ошибок и преступлений предыдущих лидеров, нередко, будучи справедливы, дискредитировали тоталитарный режим вообще.
Критика лидеров является обычным и привычным делом в условиях демократии. По-скольку тоталитарный режим строится на обожествлении вождей, их развенчание или очевидная физическая немощь (Ю.В. Андропов, К.У. Черненко) выступали источником падения доверия к нему. Ложь относительно мнимых успехов играла большую роль в обеспечении стабильности режима, однако с развитием средств массовой информации и их глобализацией, благодаря международному радиовещанию, спутниковому телевидению скрывать правду становилось все сложнее.
Разочарование в идеологии постигло не только управляемых, но и многие звенья управленческого аппарата. Для многих представителей иерархического, бюрократического механизма управления идеология стала не столько символом веры, сколько данью ритуалу, средством прикрытия обеспечения личных интересов, в том числе и в сфере обогащения.

Изоляция на международной арене
Советский тоталитарный режим, в силу присущего ему недоверия к политике стран, где господствовала иная идеология, стремлений к полному контролю над всеми сферами жизни общества, с большими опасениями относился к международному сотрудничеству. Возможности использования преимуществ международного разделения труда, научно-технического и гуманитарного сотрудничества сознательно ограничивались. Стремления к самоизоляции подпитывались проводимой странами Запада в годы «холодной войны» политикой ограничений на торговлю, что также было фактором утраты темпов развития.
С созданием в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи между СССР и восточноев-ропейскими странами формировалась система международного разделения труда, однако темпы ее развития уступали западноевропейским.
Низкая эффективность интеграции в рамках СЭВ усиливала потаенное недовольство его участников сложившейся моделью взаимоотношений. Росли стремления, в том числе и у самой крупной страны СЭВ - СССР, к развитию торгово-экономических связей с высокоразвитыми странами Запада.
Сложности взаимоотношений со странами, которые были ранее причислены к надежным союзникам СССР, к миру социализма, подрывали доверие к идеологии, исповедовавшейся КПСС.
Симптомы кризиса советской модели тоталитарного социализма проявлялись, прежде всего, в экономике (нулевой рост, устаревание и износ основных производственных фондов, отставание от стран Запада в освоении новых технологий, низкий уровень жизни большинства населения и т.д.).
В большинстве стран Восточной Европы нарастающая волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвала политические кризисы.

Восточная Европа после социализма
Итогом мирных демократических революций стал отказ восточноевропейских стран от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование. Были ликвидированы структуры Совета Экономической Взаимопомощи. Экономические и политические связи были переориентированы на Евроатлантические государства. В 1991 г. большинство восточноевропейских стран подписало соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Курс на ускоренный переход к рыночной экономике, связанный с приватизацией промышленности, свертыванием нерентабельного, по западноевропейским стандартам, производства, экономией на социальных программах вызвал серьезные проблемы. Наметился рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни. В значительной мере это было связано с тем, что пришедшие к власти новые лидеры, приобретшие популярность как убежденные сторонники свободы и демократии, имели весьма схематичные преставления о рыночной экономике. Это создало условия для определенного сдвига влево в странах Восточной Европы. Речь не шла о возврате к советской модели социализма. Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили лидеров, пересмотрели свои программные установки. Не отказываясь от идеалов социальной справедливости, они предложили такие модели их реализации, которые совместимы с рыночной экономикой, политическим плюрализмом, иначе говоря, близки к социал-демократическим представлениям о социализме.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какими факторами был обусловлен выбор модели развития государств Восточной Европы после второй мировой войны? Что было общее и что отличало послевоенное развитие этих стран?
2. Что представляла собой «доктрина Брежнева», каков был ее основной идеологический, политический смысл?
3. Раскройте роль идеологии в условиях тоталитарных режимов. Была ли она источником их силы или их слабости? Ответ поясните.
4. Какую роль при тоталитарном режиме играет личность лидера? Сделайте выводы о значении просчетов, ошибок лидеров для развития их стран.

После окончания Второй мировой войны 7 государств Центральной и Восточной Европы (с образованием в 1949 г. ГДР их стало 8), население которых составляло около 100 млн. человек, попали в советскую зону влияния. Это и определило общие тенденции их политического развития в течение всего периода «холодной войны». Послевоенная история стран данного региона — это история становления, развития и распада режимов советского, тоталитарного типа.

Советские войска оказались на территории освобожденных ими стран Центральной и Восточной Европы. Здесь сразу же началось формирование новых органов власти. Правительства восточноевропейских государств, заметную роль в которых играли местные коммунисты, стали ориентироваться на Москву. Руководящую роль в компартиях, за небольшим исключением, занимали политики, прошедшие школу Коминтерна. Сильное влияние левых политических сил объяснялся их активным участием в движении Сопротивления, ослаблением правых сил после разгрома фашизма, а также откровенной поддержкой со стороны Советского Союза.

Сначала коммунистические партии входили, как правило, в состав широких общественно-политических объединений — Народного (национальных) фронтов. Такие объединения не сложились только в двух странах — Югославии и Албании, поскольку до конца войны коммунисты уже располагали монополию на власть.

Представители компартий получали министерские должности в коалиционных правительствах. Постепенно их влияние усиливалось. В частности, авторитет коммунистов вырос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождалась уничтожением крупного землевладения.

Поворотным пунктом в истории восточноевропейских стран стал 1947 г., когда было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Его участники взяли курс на создание коммунистических правительств путем исключения и преследования любой оппозиции и форсирование социально-экономических преобразований по советскому образцу (завершение национализации промышленности, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, «культурная революция» и т. д.). Следствием этого курса стал процесс ликвидации альтернатив общественного развития стран Восточной Европы, травли инакомыслящих, аресты и казни лидеров оппозиции, узурпация власти коммунистическими партиями. В основном этот процесс завершился в 1948 г.

Закрепившись во власти, коммунистическое руководство стран региона перешло к осуществлению преобразований, которые способствовали утверждению советской модели в сфере экономики. Была завершена национализация. На рубеже 40-50-х годов повсеместно внедрялась политика коллективизации сельского хозяйства. Развитие экономики регламентировался и направлялся с помощью пятилетних планов, стержнем которых была форсированная индустриализация. Как результат — на фоне роста общих объемов промышленного производства способность его удовлетворять жизненные потребности населения значительно сократилась.

Советская модель копировалась и в организации общественно-политической жизни. Была ограничена роль представительных органов власти, в первую очередь это коснулось парламентов — высших органов законодательной власти. Ключевым звеном политической системы стала Коммунистическая партия, из высшего и среднего эшелонов которой формировалась партийно-хозяйственная номенклатура, «новый класс», диктатура которого выдавалась за диктатуру пролетариата. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась идеология марксизма-ленинизма в ее упрощенной сталинской интерпретации. Было покончено с политическим плюрализмом.

В четырех странах Восточной Европы — Румынии, Венгрии, Албании и Югославии — не осталось других партий, кроме коммунистических (хотя после разрыва с СССР в 1949 г. югославская модель приобрела некоторые специфические черты). В других странах — Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии — формально рядом с коммунистическими хранились и другие партии, но фактически их роль в общественно-политической жизни сводилась к минимуму. Была поставлена под жесткий партийно-государственный контроль духовную жизнь общества.

Распространение и утверждение одинаковой тоталитарной системы вызвало во всех странах скрытую напряжение, с которой вели борьбу в основном с помощью репрессий. Однако избежать возникновения кризисных явлений внутри тоталитарного социализма не удалось.

В июне 1953 г. произошло народное восстание в Восточном Берлине, прошли также массовые антиправительственные демонстрации в 270 населенных пунктах ГДР, стали следствием усиления эксплуатации трудящихся.

В 1956 г. глубокая общественно-политический кризис охватил Польшу. В том же 1956 г. состоялась народная революция в Венгрии, направленная против сталинизма. Советское руководство подавило эту революцию вооруженным путем.

В январе — августе 1968 г. осуществлялся реформаторский курс Компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком («Пражская весна»), направленный на строительство «социализма с человеческим лицом». Этот курс был прерван 21 августа 1968 вторжением войск Варшавского договора. Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировала готовность руководства СССР подавить любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Руководство КПСС присвоило себе право вмешиваться во внутренние дела своих восточноевропейских союзников с целью защиты ценностей социализма. Подобные действия получили название «доктрины Брежнева».

На рубеже 70-80-х годов началось мощное оппозиционное движение в Польше во главе с независимым профсоюзом «Солидарность», что заставило руководство страны в 1981 г. ввести военное положение.

Все это свидетельствовало о том, что кризис тоталитарного социализма углублялась и постепенно охватывала все государства Восточной Европы.

Революции 1989-1991 гг

К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшая высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.

Важной предпосылкой революций конца 80-х — начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».

Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом страны был избран коммунист, генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности».

Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.

В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.

«Октябрьская» революция 1989 г. в ГДР привела не только отставку прежнего руководства страны, но и падения Берлинской стены и победу на парламентских выборах в марте 1990 г. правоцентристских сил, взявших курс на объединение Германии. «Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии.

В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест.

21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек. Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г., и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляно 25 декабря 1989 г. Основные политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом страны.

Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г.).

Следовательно, революции 1989-1991 гг в странах Центральной и Восточной Европы отличались методами осуществления: от мирной («бархатной») в Чехословакии к кровавой в Румынии, но везде они были направлены на ликвидацию социалистического строя.

Революционные изменения имели ряд общих черт, свидетельствующих о демонтаже тоталитарной системы: лишение коммунистов монополии на власть, утверждения плюралистической политической системы, деполитизация армии, органов правопорядка, госбезопасности, восстановление принципа разделения властей и свободных выборов, разработка программ рыночных реформ, отмены цензуры и т.д.

Распад Югославии, гражданская война. Новые государства на Балканах

Распад многонациональной Югославии вылился в длительную и жестокую войну. Крах социализма возродил и усилил взаимную вражду между народами, населявшими наибольшее государство на Балканах. Ситуацию обострили попытки лидера Сербии С. Милошевича сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве.

Распад Югославии начался летом 1991 г. и завершился к весне 1992 г. На Балканах возникли 5 новых государств: Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, а также Союзная Республика Югославия (ее в апреле 1992 г. образовали Сербия и Черногория).

Становление новых балканских государств сопровождалось 10-дневным войной Югославской народной армии против Словении летом 1991 г., затяжным сербо-хорватским вооруженным конфликтом, гражданской войной в Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.)

Чрезвычайно острой оставалась проблема Косово, населенного на 90% этническими албанцами (этот край находится в административных границах Сербии). Нежелание С. Милошевича идти на уступки этническим албанцам привело к созданию в 1998 г. Освободительной армии Косово (ОАК), которая начала партизанскую войну с правительственными войсками.

После провала попыток мирового сообщества урегулировать этнический конфликт политическими методами, руководство НАТО, нарушив Устав ООН, приняло решение о бомбардировке Югославии.

В марте 1999 г. началась операция «Союзная сила», целью которой было объявлено предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово. Оказавшись под жесточайшим политическим и военным прессингом, югославское руководство было вынуждено пойти на соглашение с НАТО.

Сербские войска были полностью выведены из Косово (вслед за ними последовала и большинство сербского, еврейского и цыганского населения края). Отряды ВАК должны были сдать оружие. Косово перешло под контроль международных миротворческих сил. Но как показал последующий ход событий, присутствие миротворческих сил не обеспечила безопасности сербского населения в Косово.

В конце 2000 г. С. Милошевич был отстранен от власти (его арестовали, а позже передали под юрисдикцию Международного Гаагского трибунала). Президентом стал лидер демократических сил В. Коштуница. Победа демократов на выборах сербского парламента укрепила их власть, направленную на либерализацию страны. Союзная Республика Югославия превратилась в Федерацию Сербии и Черногории. Смена власти, которая произошла, позволила Сербии выйти из международной изоляции.

Интеграция ряда стран в НАТО и общеевропейских структур

После самороспуска летом 1991 г. Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи и распада СССР, произошел вскоре, многие страны Центральной и Восточной Европы заявили о своем желании интегрироваться в европейские военно-политических структур. В марте 1999 г. стали полноправными членами НАТО Польша, Чехия и Венгрия. В 2002 г. в НАТО были приглашены Словакия, Румыния, прибалтийские государства, а вслед за ними — Болгария.

Во второй половине 90-х годов рыночные реформы в странах Центральной и Восточной Европы начали приносить свои плоды — в экономике наметились позитивные изменения. Наибольших успехов удалось достичь сначала Польши, а затем Словении, Чехии, Словакии и Венгрии. Именно эти страны больше других отвечали критериям для вступления в Европейский Союз.

В конце апреля на саммите ЕС в Афинах был подписан договор о вступлении этих пяти государств в Евросоюз (в мае 2004 г.). Достижение этой цели является одним из приоритетных внешнеполитических задач и других государств региона.

После провозглашения независимости Украины страны Центральной и Восточной Европы установили с ней дипломатические отношения, налаживается их экономическое и культурное сотрудничество.

Новое на сайте

>

Самое популярное