Домой ОТП банк Финансовая политика государства включает следующие виды. Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций

Финансовая политика государства включает следующие виды. Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций

В большинстве современных экономик ключевым субъектом управления хозяйством выступает государство. Выстраивая различные стратегии политического управления, власти уделяют особый приоритет обеспечению функционирования национальной экономической системы. На практике это может означать, прежде всего, выбор наиболее эффективной методологии выстраивания финансовой политики - на уровне хозяйственной системы в целом либо в контексте управления денежно-кредитными процессами в конкретной отрасли. Существует несколько базовых подходов к решению подобных задач. Какова их специфика? Исходя из каких критериев государство может определять оптимальный подход к формированию финансовой политики?

Структура финансовой политики государства

Для начала определимся с возможной структурой рассматриваемых активностей. Что включает в себя финансовая политика государства? Современные исследователи выделяют следующие ее основные компоненты:

  • выработку ключевых концептуальных положений;
  • формирование целей, задач, средств их решения;
  • формирование необходимых институциональных механизмов;
  • поддержание функциональности национальной финансовой системы.

Существует ряд ключевых задач, характеризующих финансовую политику государства. Рассмотрим их.

Задачи государственной финансовой политики

Эксперты выделяют следующие основные задачи финансовой политики государства:

  • обеспечение условий, необходимых для формирования финансовых ресурсов;
  • определение механизмов наиболее рационального распределения активов;
  • выстраивание системы регулирования финансовых правоотношений;
  • периодическая корректировка текущей денежно-кредитной политики, реализуемой на государственном уровне.

Данный перечень может дополняться активностями, адаптирующими решение экономических вопросов в конкретных отраслях.

Направления финансовой политики государства

Изучим, в каких направлениях может быть представлена финансовая политика государства.

Исследователи выделяют следующие варианты активностей властей:

Рассмотрим их специфику подробнее.

Бюджетное направление финансовой политики

Данное направление финансовой политики государства предполагает решение следующих задач:

  • сбор и последующее распределение бюджетных поступлений,
  • обеспечение взаимодействия бюджетов на разных уровнях (в российской модели - федерального, региональных, местных),
  • ликвидация платежного дефицита,
  • финансирование различных отраслей национального хозяйства.

Налоговое направление финансовой политики

Данное направление активностей государства тесно связано с предыдущим, поскольку налоги - в числе ключевых источников формирования бюджета. Обеспечение поступления в казну сборов важно для формирования резервов страны. Финансовая политика государства в рассматриваемом направлении осуществляется посредством учреждения отдельных институтов и необходимого законодательного регулирования.

Инвестиционная политика

Инвестиционные активности государства могут быть самыми разными. Это может быть участие в структуре уставного либо акционерного капитала хозяйственных обществ. Это может быть субсидирование и кредитование различных бизнес-проектов. Это может быть предоставление государственных гарантий для предприятий.

Инвестиционные активности - важнейший элемент, который включает в себя современная финансовая политика государства. Он предопределяет увеличение капитализации национальной экономики, стимулирование роста ВВП и благосостояния граждан.

Социальный аспект финансовой политики

Социальный аспект, характеризующий финансовую политику государства, тесно связан со всеми, что отмечены выше. Он предполагает наличие у правительства страны ресурсов - формирующихся, главным образом, посредством налогов и иных сборов, а также эффективной институциональной и правовой базы. Главные задачи, которые сопровождают социальное направление финансовой политики государства: повышение реального дохода граждан, выплата пенсий, миграционная политика.

Таможенная политика

Данный вид активностей в достаточной мере близок деятельности государственных институтов в области сбора налогов. Таможенные сборы - другой важнейший источник наполнения бюджета страны. Государство, как правило, взимает ввозные пошлины, иногда - вывозные, выстроив механизм, который сочетает учреждение необходимых госструктур, а также издание регулирующих правовых актов.

Международные активности

Данное направление активностей весьма близко таможенной политике, поскольку соответствующие сборы взимаются на границе при экспорте и импорте товаров, и их величина во многом базируется на международных договоренностей властей. Но, не считая таможенных активностей, инструменты финансовой политики государства на мировой арене могут заключаться в инвестировании в различные ценные бумаги, облигации, фонды, взаимодействии с МВФ, Всемирным банком и иными крупнейшими структурами.

Субъекты финансовой политики государства

Рассмотрим сущность субъектов государственной финансовой политики. Таковыми выступают прежде всего законодательная и исполнительная власти страны. Если говорить о российской политической системе, то ключевым институтом, ответственным за соответствующие активности, выступает Министерство финансов РФ. Ключевые цели и задачи, связанные с деятельностью данного ведомства, могут формироваться как при участии работающих в нем сотрудников, так и при взаимодействии с другими структурами власти, включая Президента. Так, глава государства может раскрывать свое видение финансовой политики государства в посланиях Совету Федерации. Соответствующие положения может реализовывать, в свою очередь, Минфин.

Методы реализации финансовой политики государства

История мировой экономики включает факты, отражающие применение государствами самого широкого спектра подходов к выстраиванию финансовой политики. Современные эксперты классифицируют их на 3 основных типа: классическая финансовая политика государства, регулирующие подходы, неоконсервативные методы, планово-директивные методы. Изучим их специфику подробнее.

Классические методы финансовой политики

Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII - начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. Ключевые признаки классического подхода: минимальное вмешательство государства в экономические процессы, формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе, наличие механизмов рыночного саморегулирования.

Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще всего это было отдельно взятое ведомство, относительно поверхностно взаимодействующее с другими госструктурами.

Регулирующая политика управления финансами

Инструменты финансовой политики государства могут быть задействованы также в рамках регулирующих подходов. Разработаны они были как альтернатива классическим в начале XX века. Базируются они на трудах другого известного экономиста, Джона Кейнса. Это предопределило их распространенное наименование - «кейнсианство».

Необходимость модернизации классических подходов возникла в связи с кризисными трендами в экономиках развитых стран, что стали наблюдаться в начале XX века. Классическая финансовая политика государства, содержание которой предполагало минимальное вмешательство властей в экономику, привела к возникновению перепроизводства, чрезмерно высокой конкуренции в бизнес-среде, снижению уровня социальной ответственности предприятий.

Ключевой тезис рассматриваемого подхода - государство должно при необходимости вмешиваться в ключевые экономические процессы. Властям страны следует учреждать необходимые финансовые институты и издавать законы, посредством которых может осуществляться регулирование национального хозяйства. Другой важнейший элемент рассматриваемого подхода - формирование посредством бюджетных ресурсов необходимого спроса в экономике. С точки зрения налогового аспекта финансовой политики государства - ключевым видом сборов должны быть те, что взимаются с доходов граждан в рамках прогрессивной ставки. Подобный подход позволяет обеспечивать сбалансированный бюджет даже при высоком уровне его расходов.

Реализуемая по принципам кейнсианства финансовая политика (экономическая политика) государства предполагает учреждение довольно сложной системы политических институтов, ответственных за решение соответствующих задач. Так, в структуре политического управления вместо единого ведомства могут формироваться службы, которые осуществляют планирование бюджета, контроль над его расходованием, сбором налогов, менеджмент долговых обязательств. Кейнсианство доказало высокую эффективность в 30-60-х годах XX века.

В странах, где практиковались соответствующие подходы к выстраиванию экономической политики, были обеспечены высокие темпы роста национального хозяйства, установился низкий уровень безработицы, появились эффективные механизмы социальной поддержки граждан. В 70-х годах роль финансовой политики государства была пересмотрена ведущими экономистами, после чего в хозяйственных системах капиталистических государств начали внедряться неоконсервативные подходы.

Неоконсервативные подходы

Они предполагали некоторое сближение регулирующей и классической моделей. Так, государство должно было ограничить свое вмешательство в экономику социальными программами, участием в ключевых направлениях монетарной политики. Цели финансовой политики государства предполагали многовекторность, их стало больше, а структура становилась сложнее. В числе наиболее явных отличий неоконсервативного подхода от регулирующего - либерализация политики государства в части сбора налогов. Рассматриваемый метод управления экономикой предполагает, что власти будут стараться уменьшать платежное бремя граждан и бизнесов.

Плановый подход

Рассмотренные нами типы финансовой политики государства предполагают функционирование экономики по рыночным принципам. В свою очередь, плановый подход характеризуется директивным управлением хозяйственных процессов - в противоположность тем, что характерны для коммерческих правоотношений.

Как правило, необходимость планового экономического развития обосновывается идеологически. По крайней мере, существовавшие когда-либо экономики соответствующего типа (СССР, стран Варшавского договора), а также до сих пор функционирующие (Кубы, Северной Кореи) базировались на концепциях социализма, во многом несхожих с основами капиталистических подходов к управлению хозяйственной системой.

Главная цель финансовой политики государства в данном случае - сосредоточение ключевых экономических ресурсов и последующее их распределение в соответствии с плановыми критериями. Внедрение планового подхода может сопровождаться необходимостью ликвидации прежних финансовых институтов, функционирующих по рыночным принципам. Это также предопределяет потребность государства в формировании соответствующих учреждений, реализующих национализацию активов, а также в издании правовых актов, легитимизирующих подобные активности.

Какие приоритетные направления может включать подобная финансовая политика государства? Содержание активностей органов власти предполагает решение задач, связанных, прежде всего, с безопасностью: формирование и поддержка вооруженных сил, внутренних правоохранительных структур. Другое значимое направление деятельности государства при плановой финансовой политике - поддержание в достаточной мере высокого уровня жизни населения. Решению подобных задач может отдаваться самый большой приоритет. Дело в том, что организация финансовой политики государства в рамках плановой модели должна иметь не только идеологическое обоснование, но и реальную эффективность. На примере экономики СССР ее можно проследить в достижении высокого уровня социальной защищенности граждан, обеспечении достаточной покупательной способности зарплат, снижении безработицы.

Можно отметить, что экономику Китая современные эксперты характеризуют как среду, в которой сформировалось совершенно уникальное сочетание рыночных и плановых подходов к развитию хозяйственных коммуникаций.

Необходимость участия государства в экономических процессах подкрепляется коммунистической идеологией. Вместе с тем практические результаты развития национального хозяйства КНР тоже впечатляют.

Факторы финансовой политики

Итак, мы рассмотрели основные исторические типы финансовой политики государства. В современных экономиках подходы властей к управлению хозяйственными процессами могут предполагать задействование методов, близких к каждому из них. Но каковы ключевые факторы, предопределяющие выбор государством тех или иных инструментов?

Многое зависит от того, о каком уровне финансовой политики идет речь. Специфика рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. Так, что касается нефтегазовой сферы, энергетики - соответствующие отрасли хозяйства, если рассматривать российскую экономическую систему, являются ключевыми и характеризуются стратегической значимостью. Поэтому степень вовлечения в коммерческие процессы государства в них, вероятно, будет относительно выше, чем в случае, например, с розничной торговлей.

На практике положение дел складывается именно так: ведущие нефтегазовые и энергетические компании РФ находятся в собственности государства, крупнейшие ритейлеры - частные фирмы. В первом случае методы управления финансами, реализуемые государством, будут в большей степени приближены к кейнсианской модели, в ряде случаев - будут предполагать задействованием подходов, относимых к категории неоконсервативных. Вмешательство властей в работу розничной торговли, в свою очередь, будет оправдано только на уровне налогового регулирования - и в этом смысле мы можем говорить о выстраивании преимущественно неоконсервативной модели.

Бюджетно-финансовая политика государства, вероятно, будет базироваться преимущественно на плановых методах. Рыночных отношений в соответствующей сфере управления капиталами немного. Совсем небольшая часть бюджетных учреждений создается государством в целях последующего осуществления на их базе неких предпринимательских активностей. Функционирование соответствующих структур связано с решением социальных задач, обеспечением работы институтов политического управления. Работа бюджетных организаций в общем случае не предполагает извлечения какой-либо прибыли, хотя может приветствоваться - например, если говорить о деятельности автономных учреждений, которые составляют значительный процент госорганизаций и муниципальных структур в России.

Таким образом, определяющее значение при определении оптимального подхода к выбору методологии имеют отрасли, в которых ведется финансовая политика государства, направления активностей властных институтов. Если говорить в макроэкономических масштабах и попытаться охарактеризовать подход субъектов политического управления к обеспечению функционирования хозяйственной системы в целом, то необходимо будет проанализировать структуру законодательства государства - в частности, налогового и бюджетного, исследовать соотношение отраслей ВВП, чтобы определить ведущие и изучить компании, осуществляющие деятельность в них, на предмет подотчетности институтам власти. Проведение данной работы позволит оценить, является ли государственная финансовая политика преимущественно классической, регулирующей, неоконсервативной либо в значительной мере соответствующей планово-директивным принципам.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Денежно-кредитная политика;

Налоговая политика;

Бюджетная политика;

Политика в области международных финансов.

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических



задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

13. Мировая валютная система - это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Основной задачей мировой валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

Основой валютной системы является валюта.

Под валютой понимается денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуги. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта - это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.

Международная валютная система (мировая валютная система) - мироваяденежная система всех стран, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляется международный платежный оборот.

Мировая валютная система представляет собой:определенный набор международных платежных средств;режим обмена валют, включая валютные курсы;условия конвертируемости, механизм обеспечения валютно-платежными средствами международного оборота;регламентацию форм международных расчетов;режим международных рынков валюты и золота;статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения;сеть международных и банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Цель этой системы заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами.

Содержание финансовой политики государства. Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Российской Федерации эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ. Содержание финансовой политики включает:
а) выработку научной концепции развития финансов;
б) определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Основными задачами финансовой политики на современном этапе раз вития государства являются:
1) учет действия объективных экономических законов;
2) необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
3) определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
4) обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);
5) концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
6) сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
7) либерализация внешнеэкономической деятельности;
8) выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.
В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса, рубля, изменение налоговых ставок.
Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся:
научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития на основе достижений финансовой науки;
учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта в сфере финансов;
соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики: финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;
повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики (отказ от учета факторов роста эффективности использования финансовых ресурсов при проведении финансовой политики ведет к распылению средств, сокращению источников финансирования потребностей государства);
учет различных факторов при многовариантности расчетов, прогнозирования результатов, при выработке концепции финансовой политики;
предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создание благоприятных условий для деятельности предприятий;
использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
Проведение финансовой политики и общее руководство организацией финансов в Российской Федерации осуществляет Минфин России. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. В процессе реализации указанных задач Минфин России выполняет ряд функций. В частности:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федера ции проекты федеральных конституционных законов, федеральных зако нов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
2) разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;
3) осуществляет составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации и др.
Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Осуществление деятельности государства в области финансов происходит с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразным финансовым отношениям: налоги, нормы и нормативы, лимиты, государственные доходы и расходы, планирование, прогнозирование, контроль и др. В зависимости от различных сфер и звеньев финансовой системы выделяют: а) механизм функционирования государственных финансов; б) финансовый механизм организаций (предприятий); в) страховой механизм и т.д. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Федерации, субъектов РФ, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они, с одной стороны, взаимосвязаны, а с другой - сферы и
шснья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений - образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики.
Типы финансовой политики. Финансовая политика тесно связана с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Анализ финансовой политики, применявшийся различными государствами, позволяет выделить три ее основных типа: классическую, регулирующую и планово-директивную политику. До конца 1920-х гг. основным типом финансовой политики большинства стран был классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основные ее направления - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Этим целям финансовой политики соответствовал и финансовый механизм:
сокращались расходы государственного бюджета, за исключением военных расходов и расходов по обслуживанию государственного долга;
система налогообложения основывалась на косвенных и имущественных налогах;
управление финансами сосредоточивалось в одном органе - министерстве финансов (казначействе).
Однако еще в XIX в. бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро этот вопрос встал в конце 1920-х гг., когда обострился весь комплекс экономических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Произошли изменения в финансовом механизме:
основным инструментом регулирования экономики становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос;
кардинально меняется система налогов, главным из которых становится подоходный налог, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов;
активно используется государственный кредит, развивается система долгосрочных и среднесрочных государственных займов;
меняется система управления финансами, возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 1930-1960-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. В 1970-х гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях характеризуется следующими чертами:
сокращается объем перераспределения национального дохода через финансовую систему;
снижается бюджетный дефицит;
происходит стимулирование роста сбережений как источника 11 роизводственного инвестирования.
Планово-директивная финансовая политика осуществляется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм:
государство полностью регулировало финансы государственных предприятий через систему двухканального изъятия чистого дохода (сначала чистый доход изымался в бюджет при помощи налогов, а затем предприятия вносили в бюджет свободный остаток прибыли);
средства населения изымались при помощи подоходного налога, а также путем размещения принудительных государственных займов;
расходы бюджетов осуществлялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно на финансирование оборонных отраслей, «долгостроя», военных расходов и т.п.;
управление финансами осуществлялось из единого центра - министерства финансов.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п. В то же время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации. Финансовая политика в Российской Федерации включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).
Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Основными задачами налоговой политики России являются:
1) комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
2) пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
3) повышение степени собираемости налогов;
4) ужесточение налогового администрирования;
5) реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Актуальными задачами бюджетной политики России являются:
1) совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
2) обеспечение сбалансированности бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств;
3) уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
4) совершенствование бюджетного законодательства;
5) разработка среднесрочных (2-3-летних) бюджетных планов;
6) сохранение и наращивание финансового резерва;
7) централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
8) проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
9) реструктуризация государственного долга;
10) инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Финансовая политика государства включает политику в области страхования, которая проводится по следующим основным направлениям:
1) разработка законопроектов по совершенствованию страховой деятельности, в том числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации;
2) упорядочение взаимоотношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности;
3) активное развитие различных видов страхования, в том числе страхование рисков, включая особо крупные (космические, атомные и т.д.), страхование ответственности;
4) широкое участие страхования в решении социальных проблем, в юм числе защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, страхование качества продукции, страхование от несчастных случаев работников отдельных профессий, страхование от безработицы и др.;
5) создание объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков для решения вопросов развития страхового дела, защиты интересов страховщиков, выработки совместной программы стратегии и тактики развития страхования.
Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
1) наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
2) повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью федерального бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
3) создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
4) развитие ипотечного кредитования;
5) привлечение прямых иностранных инвестиций.
В области политики доходов предусматривается:
1) выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по этим группам населения из федерального бюджета;
2) увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
3) разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
4) сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
5) реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
6) упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.
(?) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что представляют собой финансы как экономическая категория?
2. Выберите признаки, характеризующие финансы как экономическую кате горию:
а) денежный характер общественных отношений;
б) возвратное движение стоимости;
в) натурализация общественных отношений;
г) распределительный характер общественных отношений;
д) образование денежных доходов и накоплений.
3. Что из перечисленного изучают финансы:
а) бюджетный дефицит и методы его финансирования;
б) показатели национального производства;
в) муниципальные внебюджетные фонды;
г) инфляцию;
д) государственные пенсии и социальные пособия?
4. Каковы особенности финансовой системы Российской Федерации?
5. В чем заключаются социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета?
6. Какие функции выполняет государственный бюджет?
7. Почему в рыночной экономике необходимы федеральный, республиканские и местные бюджеты?
8. Какие элементы включает в себя бюджетный процесс?
9. Что такое бюджетный дефицит и каковы причины его возникновения?
10. Почему государственный долг является одновременно и государственным кредитом?
11. Какие виды государственного долга вы знаете?
12. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения?
13. Как измерить эффективность управления государственным долгом?
14. Объясните содержание финансовой политики государства.
15. Что такое финансовый механизм, какова его роль в реализации финансовой политики?
16. Каковы основные направления современной финансовой политики Российской Федерации?
Ш ЛИТЕРАТУРА
1 .КамаевВ.Д.у ИлъчиковМ.З., Борисовская Т. А. Экономическая теория: краткий курс: учеб. - 4-е изд., стер. М.: КноРус, 2010.
2. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и Статистика, ИНФРА-М, 2010.
Ф ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
> Финансовая система страны и принципы ее построения
> Понятие и состав финансового механизма
> Государственные финансы Российской Федерации и перспективы их раз- иития
> Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
> Место государственного бюджета в финансовой системе страны
> Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения
> Местный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач
> Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
> Бюджетный процесс и его организация в Российской Федерации
> Содержание и значение государственного долга
> Управление государственным долгом
> Финансовая политика России на современном этапе

Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.
Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций.
Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счете, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.
Финансовая политика государства включает следующие элементы:
. бюджетная политика;
. налоговая политика;
. ценовая политика;
. кредитно-денежная политика;
. таможенная политика;
. политика внешних и внутренних заимствований;
. политика в области международных финансов.
Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемых бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:
. совокупность организационных форм финансовых отношений;
. порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
. методы финансового планирования;
. формы управления финансами и финансовой системой;
. финансовое законодательство.
Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ.
Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?
2. Дайте определение финансов как экономической категории.
3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?
4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?
5. Что включает в себя понятие «финансовый механизм»?

Литература

1) Бюджетный кодекс РФ. - М., Проспект, 2009.
2) Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., ЮНИТИ, 2008.
3) Брайчева Т.В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2007.
4) Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. - СПб., 2007.
5) Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы.- М.: ИНФРА-М, 2007.
6) Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2007.

Контрольные тестовые задания

1. Тождественны ли понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?
1) да
2) нет
2. Какое понятие более широкое «денежные отношения» или «финансовые отношения»?
1) «финансовые отношения»
2) «денежные отношения»
3. Кто первый ввел термин « финансы»?
1) С.Ю.Витте
2) Ж. Боден
3) С.Е.Десницкий
4) В. А. Лебедев
4. Назовите основные функции финансов?
1) распределительная
2) регулирующая
3) контрольная
4) мотивирующая
5. Какие элементы включает в себя финансовая политика государства?
1) бюджетная политика
2) налоговая политика
3) ценовая политика
4) социальная политика
6. Что не включает в себя понятие «финансовый механизм»?
1) организационные формы отношений
2) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
3) методы финансового планирования
4) формы управления финансами и финансовой системой
5) финансовое законодательство
7. Кто осуществляет контроль за использованием федеральных денежных средств?
1) Федеральное Казначейство
2) Министерство Финансов РФ
3) Счетная Палата РФ

Финансовая политика государства.

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель доклада - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.

План доклада

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

Денежно-кредитная политика;

Налоговая политика;

Бюджетная политика;

Политика в области международных финансов.

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Новое на сайте

>

Самое популярное