Домой Россельхозбанк Что такое финансирование государственных расходов. Б) ценовой дискриминацией

Что такое финансирование государственных расходов. Б) ценовой дискриминацией

Понятие и принципы организации государственных расходов

Государственные расходы

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

· целевое направление средств;

· безвозвратность расходования ресурсов;

· бесплатность;

· соблюдение режима экономии;

· контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

· расходы, обусловленные внутренними проблемами;

· расходы, связанные с внешними функциями государства.


Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

· вооружение;

· материально-техническое оснащение;

· строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

· пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

· подготовку кадров;

· создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект.Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

· расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

· расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

· лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы.Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

· бюджетные средства используются малоэффективно;

· не решены многие насущные проблемы социальной политики;

· широко распространена практика нецелевого расходования средств;

· продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

· сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

· снизить расходы на содержание государственного аппарата;

· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип целевого использования средств;
  • 2. Безвозвратность государственных расходов;
  • 3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:

  • Ш классификацию расходов по функциональному признаку;
  • Ш классификацию расходов по экономическому содержанию;
  • Ш классификацию расходов по ведомственному признаку;

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Этот уровень содержит 11 разделов и 84 подраздела.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

По функциональной классификации в расходах федерального бюджета выделены расходы:

1. Общегосударственные вопросы. Раздел предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на:

  • -функционирование главы государства - Президента Российской Федерации. Отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
  • -функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • -функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
  • -функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
  • -судебная система. Отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов. В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.
  • -обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
  • -проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.
  • -международные отношения и международное сотрудничество. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

  • -международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
  • -содержание и пополнение государственного материального резерва. Отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.
  • -фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.
  • -обслуживание государственного и муниципального долга. отражаются операции, связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением, выплатой процентов по долгу Российской Федерации, долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • -резервные фонды.
  • -прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
  • -другие общегосударственные расходы;
  • 2. Национальная оборона. Состоит из восьми подразделов. По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Состоит из тринадцати подразделов. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другим мероприятиям в данной области;

  • 4. Национальная экономика. Этот раздел состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Предусматривает 4 подраздела. По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 6. Охрана окружающей среды. Раздел состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды; государственный расход бюджет смета
  • 7. Образование. Состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
  • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
  • 9. Здравоохранение и спорт. Раздел состоит из четырёх подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
  • 10. Социальная политика. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
  • 11. Межбюджетные трансферты. Раздел состоит из четырёх подразделов. Отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Правовые основы государственных расходов

1.1 . Понятие и система государственных расходов, их особенности

1.2 . Принципы финансирования расходов

1.3 . Государственное финансирование

2. Правовые основы государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Понятие и принципы бюджетного финансирования

2.2 Сметно-бюджетное финансирование

2.3 Объекты бюджетного финансирования

Заключение

Список литературы

Введение

Перечень государственных расходов определяется Бюджетной классификацией РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. В ней применен принципиально новый подход в классификации расходов, который устанавливает не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывают эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными . Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета . Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Цель работы - исследование правовых основ государственных расходов.

Задачи курсовой работы:

Проанализировать основные понятия о государственных расходах;

Рассмотреть основные виды государственных расходов;

Рассмотреть уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Структура курсовой работы - состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Правовые основы государственных расходов

1.1 Понятие и система государственных расходов, их особенности

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные..

Соответственно уровням организации власти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

Централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

Децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

Источниками финансирования государственных или муниципальных расходов выступают средства:

· государственных или муниципальных бюджетов;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные ресурсы предприятий - организаций.

Государственные и муниципальные расходы

Централизованные расходы

Децентрализованные расходы

Расходы федерального бюджета

Расходы федеральных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий

Расходы бюджетов субъектов РФ

Расходы унитарных предприятий субъектов РФ

Расходы местных бюджетов

Расходы унитарных муниципальных предприятий.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходы бюджетных учреждений

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации»..

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. .

1.2 Принципы финансирования расходов

Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных расходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

· платность - согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ;

· соответствие планируемых расходов объему государственных. доходов;

· целевое направление средств, то есть определение конкретных мероприятий и целей;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленных законом и в соответствии с ним, норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за исполнением государственных средстви ответственность за правонарушения в этой области. .

1.3 Государственное финансирование

Расходы государственного бюджета -- это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии -- системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом -- с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

В условиях структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе. .

С точки зрения экономического содержания средства государственного бюджета Российской Федерации расходуются на материальное производство и создание государственных резервов и на непроизводственную сферу. В соответствии с экономическим содержанием расходов государственного бюджета существуют два режима бюджетного финансирования: режим финансирования коммерческих организаций и сметно-бюджетный режим.

Режим финансирования расходов на народное хозяйство . Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей, отраслей промышленности, производящих продукты питания и непродовольственные товары для удовлетворения потребностей населения. Центральное место в расходах государства на народное хозяйство занимают расходы на финансирование агропромышленного комплекса страны, на мелиорацию земель.

В зависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режима финансирования:

1) финансирование государственных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование государственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом.

Промежуточным, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Источниками финансирования инвестиций законодательство называет:

· собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

· заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченные финансовые средства инвесторов (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

· ассигнования из бюджетной системы и внебюджетных фондов;

· иностранные инвестиции

Расходы предприятий и иных коммерческих организации финансируются главным образом за счет собственных средств, что ставит в прямую зависимость их производственное и социальное развитие от результатов деятельности. Бюджетное финансирование таких предприятий сохраняется при реализации ими крупных проектов и программ. .

В период реализации программ структурной перестройки производства и обеспечения эффективности использования средств федерального бюджета предприятиям всех форм собственности и федеральным казенным заводам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации может предоставляться финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета на принципах возвратности, срочности (в пределах текущего финансового года) и возмездности (плата в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу).

Ссуды для краткосрочной финансовой поддержки отпускаются по решению Правительства Российской Федерации на определенный срок, но не более чем до конца текущего финансового года.

Предприятия, желающие получить краткосрочную финансовую поддержку из федерального бюджета, представляют в Правительство Российской Федерации:

· заявку на получение финансовой поддержки, подписанную руководителем и главным бухгалтером;

· копию документов о государственной регистрации;

· сведения о предполагаемом целевом использовании ссуды с утвержденным техническим обоснованием;

· копию баланса за предыдущий финансовый год, заверенную в налоговой инспекции или аудитором;

· заключение федерального органа исполнительной власти, ответственного за состояние соответствующей отрасли экономики;

· заключение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено предприятие.

Акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями и частные предприятия кроме перечисленных документов подают банковскую гарантию о возврате ссуды.

Руководители государственных предприятий, казенных заводов и акционерных обществ, все акции которых находятся в федеральной собственности, должны подать также документы о согласии на переоформление их трудовых контрактов на контракты с повышением ответственности за целевое использование получаемых из федерального бюджета средств. Проект такого контракта на основании Указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июня 1994 г. готовит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и согласовывает его с подателем заявления не позднее семи дней с даты подачи.

Министерство экономики и Министерство финансов Российской Федерации дают заключение на представленные документы. Правительство Российской Федерации принимает положительное или отрицательное решение в срок не более двадцати дней с момента получения документов.

Решение о предоставлении ссуды оформляется распоряжением Правительства, после чего Министерство финансов Российской Федерации заключает с этим предприятием договор о предоставлении ссуды и осуществляет контроль за целевым использованием предоставляемых за счет федерального бюджета средств.

Отказ в предоставлении ссуды принимается Правительством Российской Федерации в протокольном порядке, о чем предприятие уведомляется письмом.

В современный период структурной перестройки производства государство поддерживает инвестиционные строительные проекты путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные государственные нужды. Для этого ежегодно выделяются средства из соответствующих бюджетов.

Инвестиции в форме государственных централизованных капитальных вложений на создание и воспроизводство основных фондов финансируются из бюджетов на безвозвратной и возвратной основах. Они обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации с учетом других федеральных органов исполнительной власти Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников.

На безвозвратной основе государственные централизованные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета финансируются в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств. .

Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений на безвозвратной основе из федерального бюджета государственные заказчики подают в Министерство финансов Российской Федерации:

· выписки из перечня строек и объектов, утвержденного в установленном порядке, с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений;

· государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд.

Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов Российской Федерации в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объемов государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» подрядные строительные организации, выполняющие по договорам (контрактам) работы на объектах строительства для федеральных государственных нужд, получают от государственного заказчика работ аванс части стоимости подрядных работ в размере до 30% от устанавливаемого Министерством экономики Российской Федерации лимита капитальных вложений на такие стройки и объекты. Открытие финансирования на безвозвратной основе из федерального бюджета на государственные централизованные капитальные вложения может осуществляться входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным обществам, предприятиям.

Для оформления безвозвратного финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета заказчики предоставляют в банки, осуществляющие финансирование, следующие документы:

· титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

· государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

· сводные сметные расчеты стоимости строительства;

· заключение государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;

· уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Государственные заказчики ежемесячно обязаны информировать Министерство финансов Российской Федерации об использовании средств федерального бюджета на государственные централизованные капитальные вложения.

Государственные централизованные капитальные вложения могут финансироваться из федерального бюджета на возвратной основе. Средства на это выделяются из федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов направляет средства заемщикам через коммерческие банки, перечень которых определяется Правительственной комиссией по кредитной политике по представлению Министерства финансов, Центрального банка Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.

Коммерческие банки выдают подлежащие возврату средства федерального бюджета заемщикам на основе договоров. Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе на финансирование государственных централизованных капитальных вложений, и дата начала возврата их заемщиками устанавливаются в договорах.

Средства федерального бюджета должны использоваться строго по назначению, предоставляются заемщикам под залог и возвращаются в сроки, определенные договором. Плата за эти средства не может превышать размера ставки, установленной и договоре между Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Порядок авансирования подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, такой же, как и на безвозвратной.

Финансирование и кредитование строительства из разных источников (бюджетных, собственных средств предприятий, других юридических и физических лиц) осуществляется в порядке, определяемом «Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации»5, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г., с соблюдением пропорций расходования средств из всех источников в течение всего периода строительства объектов.

Банки, осуществляющие операции по финансированию капитальных вложений, выполняют следующие функции:

· проводят проверку представленных заказчиком документов;

· сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, после чего открывают (либо продолжают) финансирование строительства;

· в случае предоставления на централизованные капитальные вложения бюджетных средств на возвратной основе анализируют расчет сроков возврата средств и процентов по ним и заключают договор установленной формы;

· в случае, когда реальность возврата заемщиком средств и процентов по ним не подтверждена, банк информирует об этом Министерство финансов Российской Федерации.

Коммерческие банки финансируют стройки только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации.

В целях повышения эффективности использования централизованных капитальных вложений, направляемых на строительство объектов и создание производственных мощностей, включенных в состав федеральных государственных нужд, а также обеспечения своевременного ввода их в действие введен конкурсный порядок их размещения. Основным условием конкурса является обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при минимальном участии федерального бюджета в финансировании проекта .

Глава 2. Правовые основы государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Понятие и при нципы бюджетного финансирования

Государственный бюджет -- это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом -- парламентом страны (в России -- Государственной Думой), региональными и местными законодательными органами (в зависимости от структуры бюджетной системы страны).

В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, важнейшими из которых являются распределительная и контрольная .

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, центральный банк и другие органы. .

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов.

Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

· безвозвратности;

· целенаправленности;

· финансирования по мере выполнения работ и услуг;

· соблюдения финансовой дисциплины.

Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).

Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:

Финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;

Финансирование государственных бюджетных учреждений.

Особое место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.

Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу таких организаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.

Формы расходов бюджетов . Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

¦ ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

¦ средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

¦ трансфертов населению, включающих в себя:

Ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

¦ в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

¦ субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

¦ инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

¦ бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

¦ кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований (абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 № 116-ФЗ);

¦ кредитов иностранным государствам;

¦ средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

¦ оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

¦ перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

¦ трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

¦ командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¦ оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

¦ оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. .

Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Закупка - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:

¦ федеральных государственных нужд (федеральный фонд);

¦ региональных государственных нужд (региональные фонды).

Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Реестры закупок . Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 1000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:

¦ краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

¦ наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

¦ цена и дата закупки.

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете. .

2.2 Сметно-бюджетное финансирование

Существует и такая форма финансирования, как сметно-бюджетная. К числу получателей бюджетных средств относятся, в первую очередь, учреждения, состоящие на сметно-бюджетном финансировании. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет доходов и расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности, отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм, либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии. .

Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.

Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона.

Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.

По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:

1) обязательные - в процессе применения они не подлежат изменениям; круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;

2) необязательные - в процессе применения можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на индивидуальные (содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений) и комбинированные (выступают как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю).

Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. .

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.

После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

2.3 Объекты бюджетного финансирования

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. Основой государственных гарантий получения гражданами России образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов, в том числе и валютных, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов, и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Значительны государственные расходы на здравоохранение. При этом платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, предусмотренным прейскурантами, а новые виды услуг - по ценам (тарифам), устанавливаемым с разрешения местных властей. Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.

Из бюджета финансируются расходы на физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Из федерального бюджета покрываются затраты на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств. .

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации/ территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

Заключение

Основной задачей этой курсовой работы было рассмотрение правовых основ государственных расходов. Мы раскрыли принципы и сущность государственных расходов. Также в полном объеме указали понятия и принципы бюджетного финансирования.

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и финансовым. В финансовых отношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные и немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут социальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные. Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование - безвозвратное использование денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их текущей деятельности.

Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование - есть часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

Список литературы

Законы, законодательные акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998.// Собрание законодательства РФ от 28.07.2008г.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Учебники, учебные пособия

1. Блинов, М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ [Текст] / М.В. Блинов // Налоговый вестник, 1998, № 11

2. Бюджетная система РФ [Текст] / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

3. Бюджетное право [Текст]: Учебное пособие для студентов юридических и экономических вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.М. Никитина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. - 224с.

4. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ [Текст]: Учеб. пособие. / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М., 2004

5. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России. [Текст] / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

6. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов [Текст]: Учебник / Е.Г. Ефимова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 472с.

7. Игнатьева, М.Д., Шарома, В.В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики [Текст] / М.Д. Игнатьева, В.В. Шарома. - М.: Изд-во МГУК, 1995

8. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевского. - М.: Юрайт, 2007.

9. Кучеров, И.И. Бюджетное право России: Курс лекций [Текст] / И.И. Кучеров. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001.

10. Мандрица, В.М. Финансовое право [Текст] / В.М. Мандрица. - 2-е изд., перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 352с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

11. Общая теория финансов [Текст]: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

12. Панскова, Р.Г. Проблемы формирования расходов бюджета. [Текст] / Р.Г. Панскова // Вестник ФА, 1997 г.- № 3.

13. Правовое регулирование государственных расходов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www vuzlib.net/beta 3

14. Правовые основы государственного регулирования расходов в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// o-pravah.com/str.php?zag

15. Правовые основы государственных расходов, порядок сметно-бюджетного финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// opt.ru/useful/itemid/102811

16. Тедеев, А.А., Парыгига, В.А. Финансовое право [Текст]: Учебник / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. - М.: Эксмо, 2004. - 480с. (Российское юридическое образование).

17. Финансовое право [Текст]: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - 525с.

18. Финансовое право [Текст]: Учебник / Под ред. Е.И. Майоровой, Л.В. Хроленковой. - М., 2005

19. Финансовое право России [Текст]: Учебник / Г.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. - М.: Тетрис, 1995. - 480с. С. 153, 154;

20. Финансовое право[Текст]: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996.- 398с. С. 287,295-298;

21. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2004

22. Финансы [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2002.

23. Эриашвили, Н.Д. Бюджетное право [Текст]: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

24. Эриашвили, Н.Д. Финансовое право [Текст]: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Подобные документы

    Теоретические и организационно-правовые основы финансирования в Российской Федерации. Источники государственного финансирования. Порядок предоставления средств из бюджета. Содержание всех органов государственного управления РФ и лимитирование расходов.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Понятие и система государственных и муниципальных расходов. Анализ правовых основ, понятие и принципы государственного финансирования. Особенности финансирования в форме капитальных вложений. Общая характеристика сметно-бюджетного финансирования.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Сущность и юридическая характеристика государственных расходов, значение и механизм воздействия на них. Осуществление государственных расходов путем финансирования. Особенности бюджетной политики российского государства в период перехода к рынку.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Теоретические и организационно-правовые основы финансирования в РФ. Источники государственного финансирования. Нормативные акты, регулирующие порядок осуществления государственных расходов. Бюджетное и внебюджетное финансирование. Субсидии и трансферты.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие бюджетных расходов, принципы их осуществления и классификация. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации; особенности финансирования отраслей социальной сферы. Рассмотрение проблем и обозначение перспектив.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании. Суть и принципы действия механизмов государственных доходов и расходов. Правовое регулирование государственных и местных доходов, государственного и муниципального кредита.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2007

    Теоретические основы бюджета государства, социально-экономическая сущность и роль бюджета, экономическое содержание расходов. Основные принципы и методы бюджетного финансирования, анализ основных направлений расходования средств государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Понятие и классификация государственных и муниципальных расходов, правовые принципы их финансирования. Перечень расходов бюджетных учреждений. Права получателя бюджетных средств. Финансирование в виде капитальных вложений, привлеченных средств инвесторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Классификация расходов федерального бюджета. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за последние годы. Проблемы финансирования социальных расходов, пути решения. Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

В связи с тем, что на сегодняшний день в Российской Федерации сложилась непростая финансовая ситуация, которая усугубляется и недостаточностью финансовых ресурсов, не последнее значение имеет четкость в правовом регулировании порядка их использования.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, которые регулируются финансовым правом, а также другими отраслями права - гражданским, административным и т.д. В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения и их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные, немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальное решение о выделении им государственных или муниципальных средств.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих вышеназванные финансовые отношения, представляет собой раздел особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают всю специфику различных правовых режимов государственных и муниципальных расходов.

В целом, государственные и муниципальные расходы представляют собой деятельность государства и муниципальных образований по использованию денежных средств бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных (муниципальных) предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, установленные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

государственные расходы

Государственные и муниципальные расходы представляют собой в совокупности определенную систему и классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их можно подразделить на муниципальные и государственные.

В зависимости от уровня организации власти в России они могут быть: федеральные, расходы субъектов РФ (которые вместе с федеральными составляют государственные расходы), расходы местного значения (муниципальные).

В зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на: а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов; б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов.

По функциональному признаку расходы тоже могут быть классифицированы определенным способом. Такай классификация предусмотрена и регламентирована Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996г. с последующими изменениями. В соответствии с ним к государственным и муниципальным расходам можно отнести расходы на:

отрасли хозяйства - промышленность, строительство, сельское хозяйство;

социально-культурную сферу и науку;

охрану окружающей природной среды;

международную деятельность;

государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти; создание запасов и резервов и тд.

расходы бюджета

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Часто термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, включая в себя банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем, независимо от источников (см., например, ст.24 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998г.). Но в данном случае необходимо учитывать условность такого выражения, т.к. речь идет о средствах, выдаваемых банком в этом случае на основе кредитного договора. Причем эти средства находятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресурсов. Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на банковские счета организаций в таком порядке.

В порядке финансирования государственных расходов в связи с преобразованием экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов, появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

государственных и муниципальных бюджетов, причем только на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (см., например, ст.

108 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и ст. 130 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» об использовании средств Бюджета развития);

государственных внебюджетных фондов;

отраслей народного хозяйства - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Так, например, помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете, Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций) на сумму до 15 млрд. руб.

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений довольно существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Кроме того, переход на новые методы хозяйствования повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли народного хозяйства и многие предприятия перешли на самофинансирование. Среди новых организационно-правовых форм финансирования предприятий государственных и муниципальных расходов необходимо обратить внимание на такие, как финансирование объектов на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см., например, утвержденную постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998г. № 650 Федеральную целевую программу «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 г. и на период до 2005 г.»).

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов в качестве меры их государственной поддержки довольно широко распространено получение гарантий и поручительств коммерческими банками за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразовываться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Законодательством предусмотрены общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов, на которые нам также необходимо обратить внимание. Это такие принципы как:

1. плановость, в соответствии с которым расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источниках их удовлетворения;

финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм;

соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных расходов;

целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой сфере.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств. Кроме того, можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

А) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

Б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного имуществом, в соответствии с этим такие предприятия имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В качестве вывода, хотелось бы сказать, что тема финансирования государственных и муниципальных предприятий сегодня довольно актуальна, в связи с чем остро возникает необходимость в совершенствовании законодательства в этой сфере, поскольку до настоящего времени по этим вопросам существуют лишь разрозненные правовые акты или отдельные нормы, которые не охватывают своим регулированием всех проблем финансирования государственных и муниципальных предприятий.

Еще по теме 5.1. Государственные и муниципальные расходы и их правовые основы:

  1. Глава 20. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов § 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
  2. Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг

Новое на сайте

>

Самое популярное