Домой Россельхозбанк Понятие и категории безработных. Кто является безработным

Понятие и категории безработных. Кто является безработным

Развитие рыночной экономики происходит неравномерно: периоды оживления деловой активности чередуются со спадами. Это не может не отразиться на изменении численности занятого в экономике населения. Однако и в периоды подъемов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных.

Даже в 1944 г. в США, когда шестая часть трудоспособного населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, а рабочая неделя составляла 6 или 7 дней вследствие острой нехватки рабочих рук, 1,2% желающих трудиться не могли найти работу.

В чем причины подобных явлений? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо более внимательно рассмотреть структуру населения страны. Прежде всего отметим, что следует различать трудоспособное и нетрудоспособное население . Не все население является трудоспособным, и, значит, не все люди могут участвовать в 85 производстве товаров и услуг. К нетрудоспособному населению статистика России относит людей моложе 16 лет и лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). Законодательство России и большинства других стран запрещает использовать на производстве труд детей.

Однако не все трудоспособные люди намерены участвовать в производстве. Например, домашние хозяйки не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Не участвуют в производстве и трудоспособные лица, отбывающие срок заключения или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к так называемому институциональному населению . Поэтому из состава трудоспособного населения следует выделить экономически активную часть населения, или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением.

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ , или совокупная рабочая сила , - это все те лица, которые могут и намерены работать. В 2011 г. экономически активное население России составляло 75 575 тыс. человек, или 52,9% общей численности населения страны. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, на предприятиях и в организациях или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.

ЗАНЯТЫЕ - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Это отражено и в российском законодательстве. Согласно действующим в России законам занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
  • отсутствующие на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т. д.;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
  • проходящие службу в Вооруженных силах и органах внутренних дел;
  • обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

БЕЗРАБОТНЫЕ - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине. Российское законодательство признает безработными граждан, которые:

  • не имеют работы и заработка;
  • зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
  • готовы приступить к работе. Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесен к категории безработных.

Безработными являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировавшись в службе занятости, периодически (в России - не реже двух раз в месяц) проходит перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.

Источник: Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень: в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Основные виды безработицы В зависимости от того, какая причина порождает безработицу, различают и ее формы, или типы. Меры миграционной политики Непроизводительный труд в России: рост доли занятых в сфере контроля и перераспределения Сколько рабочих в России: численность и структура Экономическая активность мужчин в пенсионном возрасте Экономическая активность женщин в пенсионном возрасте Безработица и профсоюзы: причины безработицы по неоклассикам Как рассчитывается уровень безработицы Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателем, который называется абсолютным числом безработных, а во-вторых, уровнем безработицы. Социально-экономические последствия безработицы Что плохого в безработице?

(Пока оценок нет)

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.

Безработными признаются граждане, которые:

а) являются трудоспособными;

б) не имеют работы и заработка;

в) зарегистрированы в службе занятости;

г) готовы приступить к работе.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов. Лишь со дня предъявления требуемых документов гражданин признается безработным.

Выделяются виды категорий безработных, исходя из существующих на сегодняшний день типов и форм безработицы, с учетом российских особенностей. Прежде всего, выделяют безработицу добровольную и вынужденную по характеру отношения индивида к процессу общественного производства. По данному критерию можно говорить о добровольном безработном и вынужденном. Обычно добровольную безработицу рассматривают в рамках фрикционной безработицы, возникающей в результате естественного желания части активного населения периодически менять место работы. Но в российских условиях фрикционная безработица приобретает черты вынужденной безработицы. Безработица может носить сезонный характер в таких отраслях, как сельское хозяйство, промысловые отрасли, строительство и т.п., значит есть сезонные безработные. Безработица выделяется краткосрочная и застойная. Соответственно есть безработные, длительно не работающие и безработные, не работающие менее года. Выделяют полную и частичную безработицу, т.е. есть полностью безработный и частично безработный. Частичная безработица-это сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени. По российским критериям к такой безработице можно отнести работников, переведенных на режим неполного рабочего времени в соответствии со ст. 74 ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации 21 декабря 2001 года. (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2001, №256.. Различают безработицу открытую и скрытую. Открытая безработица означает, что реальное число безработных известно. В зависимости от способа учета она может быть официальной - по числу зарегистрированных безработных, и фактической - с учетом тех, кто не пожелал обратиться в органы занятости. Значит, можно выделить официально зарегистрированных безработных и фактических безработных. Под скрытой безработицей понимается наличие формально занятых граждан, но не имеющих дохода. По российским критериям к ним можно отнести работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по желанию работодателя; работников, находящихся в длительном простое по вине администрации. Смирнов О.В., Снегирёва И.О. Трудовое право: учебник - М., Проспект, 2012. С. 148.

Выделяют половозрастную безработицу, так называемую женскую и молодежную безработицу. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011 г. составила 48,3%, средний возраст безработных -34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2%. Есть еще фиктивная безработица -- это безработица лиц, состоящих на учете в органе службы занятости, но не с целью получения работы, а с целью получения пособия по безработице. См. там же. С. 133.

По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости выделяются две категории безработных: безработные, обратившиеся в органы службы занятости; безработные, ищущие работу самостоятельно. Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия службы занятости. Среди лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве в орган службы занятости, выделяется еще две категории: лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, и зарегистрированные в качестве безработных.

Безработными не могут быть признаны граждане:

Не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Никифорова A.A. Рынок труда: занятость и безработица М.: Международные отношения, 1991, С.133.

Однако такой отказ не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости, но не ранее чем через две недели. В этом случае он может быть признан безработным со всеми вытекающими отсюда последствиями. С отказами от подходящей работы связано и сохранение статуса безработного. Если безработный отказался от двух предложений подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая возможность конфликтов по этому поводу, законодательство раскрывает понятие как подходящей, так и неподходящей работы.

Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих специальности, а также для лиц, отказавшихся восстановить квалификацию или получить смежную профессию после трехгодичного перерыва в работе или после окончания 12-месячного периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за 2 последних месяца по последнему месту работы, за исключением некоторых случаев.

Право граждан на трудоустройство, т. е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Однако учитывая двусторонний характер договора и провозглашенную свободу предпринимательской деятельности, следует признать, что реализация этого права зависит от усмотрения работодателя.

Во втором случае обращение гражданина к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при подыскании подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

Наряду с этим правом граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку и переподготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования. Политэконом, // М.: - 2011 С. 92..

Было бы целесообразно с позиции обеспечения эффективной занятости ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы, облегчило поиски новой работы и содействовало в конечном счете трудоустройству потенциальных безработных.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно предвидеть, какое значение будет иметь зарубежная миграция в нашей стране.

Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С.183.

Потеря работы для трудоспособного человека по существу означает лишение средств существования его самого и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому государство вынуждено брать на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей.

Системы материального обеспечения безработных в других странах различаются по уровню обеспечения, условиям выплаты пособий, но все они имеют один общий знаменатель -- они опираются на участие самих наемных работников в образовании фондов страхования. Эта идея воспринята и в российском законодательстве -- трудящиеся производят страховые отчисления в Государственный фонд занятости. По нашему законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за два последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, «о максимальный размер его не может превышать среднего заработка по последнему месту работы.

Социальные гарантии и компенсации устанавливаются как для граждан, потерявших работу, высвобожденных с предприятий, из учреждений, организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимыми условиями предоставления таких гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста (16 лет) и получение статуса безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста право на получение пособия по безработице или компенсации утрачивается и возникает право на пенсионное обеспечение.

К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся:

Предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице;

Возможность участия в общественных работах;

Компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Сафонов В.А. Профсоюзное право: теоретические и практические проблемы. 2009, С.77.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.

По условиям выплаты пособий безработные могут быть разделены на три категории. Первую категорию составляют граждане, потерявшие работу и заработок, -- пособие им выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели доход не менее 12 календарных недель. По нашему мнению, началом безработицы в этом смысле следует считать календарный день, последовавший после дня увольнения, а под «доходом» -- любую оплачиваемую работу, независимо от юридических оснований ее выполнения, в том числе работу по договорам подряда и поручения. Для этой категории безработных размер пособия зависит не только от размера среднего месячного заработка по последнему месту работы, но и от продолжительности пребывания в качестве безработного. Чтобы заинтересовать безработного в самостоятельном поиске работы, размер его пособия по мере удлинения сроков его выплаты уменьшается Иванов С.А. Трудовое право переходного периода// Государство и право. 1995. С. 93..

К «иным категориям» относятся граждане, ищущие работу впервые или возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва, а также уволенные граждане, не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение года перед безработицей. Им выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы.

Наконец, третью категорию составляют трудоспособные безработные, имеющие общий трудовой стаж, который дает им право на пенсию по старости, в том числе на пенсию на льготных условиях. Для этой категории продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. К этой категории примыкают также граждане предпенсионного возраста. Они имеют право по предложению службы занятости на досрочный выход на пенсию или удлинение срока выплаты пособия до 24 месяцев.

Органам государственной службы занятости населения предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней.

В условиях массовой безработицы и нестабильности экономики возможны ситуации, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не найдено. Для этих случаев законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной помощи безработным и членам их семей, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания помощи определяются законодательством, решениями местного самоуправления, коллективными договорами и иными соглашениями. Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. С.П. Маврина, A.C. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2001. С. 176.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

a) потерявшие работу в результате увольнения;

б) добровольно оставившие работу;

в) пришедшие на рынок труда после перерыва;

г) впервые пришедшие на рынок труда.

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.

Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели:

Уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда;

Продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии;

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мультузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается “отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен”, от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной “относительного перенаселения” является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. -- М.: ИРИСЭН, 2006. -- 644 с..

Является бесспорным факт, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывая фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким.

Не совсем значительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют мобильности рабочей силы, интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов, наличии добротной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национально экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает естественным условиям рынка труда. Естественная форма безработицы находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 186.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Фрикционная безработица - безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать.

Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 29.

Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы. Однако в рыночной экономике возникают ситуации, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума.

Иногда институциональную безработицу провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Другой тип безработицы представляет собой, так называемая вынужденная безработица, к которой относятся следующие виды.

Структурная безработица - безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест Андреева Л.А., Медведев О.М. К вопросу о понятиях трудовой занятости и ее обеспечения / Сборник научных трудов (межвузовский). Т. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Под ред. Г.К. Овчинникова. -М.: МГИУ, 2010. С. 218..

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. С.123.

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

Как следствие данных фактов могут возникнуть такие проблемы проблемам, как:

Низкая эффективность труда

Стагнация в экономике:

Оттеснение России к странам третьего мира

Потеря научного потенциала страны

Рост девиантного поведения

Рост социальной напряженности

Рост правового нигилизма

Возможность манипуляции населением

Последствия социальной напряженности могут вылиться в следующее:

Рост числа забастовок

Рост преступности

Отрицательный естественный прирост населения

Уменьшение количества браков

Увеличение разводов

Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

Увеличение количества самоубийств Доброхотова E.H., Филиппова М.В. Курс российского трудового права. 1999. Т. 2. 448 с..

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы») См. там же. Т. 2. 460 с..

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. С. Теркел. “Тяжёлые времена: Ненаписанная история Великой депрессии” (Hard Times, 1970). С 55.

В отличие от заграницы, поиски работы и статус безработного у нас вызывает более мягкие последствия, у нас нет такого общепринятого понятия как ""неудачник"", то время когда профессора становились дворниками еще свежо в памяти и заставляет нас относиться к безработице по философски. К тому же тот незначительный разрыв в уровне жизни у многих категорий работающих и безработных сглаживает эту черту.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики. Например, в развитых странах ожидается безработица среди специалистов вычислительных центров, где эксплуатируются устаревшие компьютеры, которые вытесняются персональными компьютерами, объединенными в интегрированные системы связи. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие «рабочее место». Например, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к увеличению надомной занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза.

Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет неполный объем работ Подшибякина Н.Д. Проблемы трудовых отношений: атипичные формы занятости. Труд и социальные отношения. 2009. С. 23-28..

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Таким образом, безработица 1 – это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости.

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработный 2 – это человек, который хочет и может, но не имеет рабочего места, при этом занимается активным поиском работы и готов приступить к ее выполнению. По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

Рабочая сила = Занятые + Безработные (1.1)

Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением.

Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней утрачены рекомендации МОТ).

Сначала все лица подразделяются на две группы.

1. Экономически неактивное население 3 – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включают:

а) учащиеся дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т. ч. осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население 4 – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства благ (товаров и услуг).

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

У а = Э а /Н*100, (1.2)

где У а – уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

Э а – численность экономически активного населения.

В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:

1) занятые 5 – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

2) безработные 6 – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы 7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле:

У б = (Э а -З)/Э а *100, (1.3)

где У б – уровень безработицы

Э а – численность экономически активного населения;

З – занятость.

В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг.


1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как: а) текучая (временная потеря работы, например в период кризисов); б) скрытая (незанятая часть сельских работников); в) застойная (случайная занятость).

Современный этап развития производства породил причины безработицы, которые имеют макроэкономические масштабы и непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К формам сокращения занятости рабочей силы относится одна из главных форм безработицы – циклическая 8 , вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше. Она же – самый «неприятный» вид безработицы, часто массовый и болезненный.

Масштабы и продолжительность циклической формы безработицы достигают пика при спаде экономики, и минимума – при подъеме. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 10% и более.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Далее, в современных социально защищенных обществах неизбежна институциональная безработица 9 , возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. Она названа так потому, что порождается действиями тех или иных общественных институтов. К примеру, государством, когда оно выплачивает щедрые социальные пособия, побуждая часть людей жить не работая. Или взять профсоюзы: настойчиво добиваясь повышения оплаты труда, они делают рабочую силу все дороже, вынуждая нанимателей сокращать свой спрос на рынке труда.

Сезонная безработица 10 вызывается сезонным характером некоторых работ. Например, к ним относятся сельхоз. работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и т.д. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость.

Одна из новейших форм сокращения занятости рабочей силы –технологическая безработица 11 , связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике, то есть машина заменяет человека полностью, тем самым, выталкивая его с производства.

С 1970-х гг. западные экономисты говорят о неизбежности двух видов безработицы – структурной и фрикционной.

Широко развивается структурная безработица 12 , которая возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу, она обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае теряют не только занятость, но и профессию. Другими словами структурная безработица 13 – результат несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по разным профессиям. Подобное несовпадение может возникнуть из-за того, что спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот, сокращается, а предложение немедленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Фрикционная (лат. frictio – трение) безработица 14 отражает текучесть кадров, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы, профессию, квалификацию или место жительства, а так же связанная с выходом из декретного отпуска, переходом с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую или интересную. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое; кто временно теряет сезонную работу; молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Поскольку часть работников увольняется по собственному желанию, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер. Ее результатом является повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение трудовых ресурсов.

Как правило, фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономически активного населения 15 .

Совокупность фрикционной и структурной безработицы, по мнению некоторых экономистов, образует уровень естественной безработицы 16 , соответствующий потенциальному объему ВНП или ситуации макро-экономического равновесия. Так определяется доля естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменений состава трудящихся. При этом число свободных рабочих мест в целом примерно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость 17 не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработицы совершенно неизбежны. Поэтому “Полная занятость” определяется при отсутствии циклической безработицы.

В 60-е годы XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию “полной занятости” и “естественного уровня безработицы”.

“Полная занятость” – это поддержание доли незанятых в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели, конечно, могут колебаться по разным странам.

Норма (уровень) безработицы = Число безработных *100% (1.4)

Численность рабочей силы

С позиции «экономикс» возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполную занятость многие авторы оправдывают необходимостью обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов незанятых работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для подержания строгой трудовой дисциплины.

Неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с определением: производственный потенциал – это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

По характеру проявления различают открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую 18 .

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистрированная безработица – это часть открытой, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, которые работают по найму, но:

а) неудовлетворенны работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная безработица продолжительностью один – два месяца характерна для фрикционной ее разновидности. Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев. Длительная – от 12 до 18 месяцев. Застойная – свыше 18 месяцев 19 .

Нельзя не отметить и такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная, безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку 20 .

Отличительной чертой женской безработицы является ее более продолжительный период, чем у безработных мужчин. Для молодежной характерно отсутствие у молодых людей, впервые желающих приступить к работе, производственного опыта при достаточно высоких требованиях к уровню оплаты своего труда.

Известный исследователь макроэкономики, американский экономист, математик Артур Оукен (США) выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта (ВНП) составляет 2,5%. 21

Так, например, при естественной безработице в 6% и фактической – 9% потеря ВНП составит 7,5% [(9-6)*2,5]. Можно встретить и другой вариант закона Оукена, показывающий обратное воздействие: каждый процент снижения безработицы обеспечивает 3-процентный прирост ВНП. 22

Экономическая наука, изучая проблему безработицы, питается выяснить ее причины 23:

1. Французский экономист Ж.Б. Сэй рассматривая рынок труда, с учетом взаимодействия спроса и предложения на труд делает вывод, что причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы. Одновременно следует отметить, что это утверждение весьма спорно, которое уже полтора века подвергается полемике.

2. Английский экономист, священник Том Мальтус (1766-1834 гг.) утверждал, что и капитал и население в течение значительного периода могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а их уменьшение в свою очередь вызывается демографическим фактором: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения.

3. Принципиально иное объяснение причины этого социального явления дал К. Макс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, выделяемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, инвестируемым на покупку средств производства. В этих условиях спрос на труд отстает от темпов роста спроса на средства производства. Другая причина безработицы – банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

4. Через 100 лет после закона рынка труда Ж.Б. Сэя концепция автоматического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда была подвергнута критике Дж.М. Кейнсом. Он утверждал, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость, которая скорее случайна, чем закономерна. Причины безработицы кроются в отсутствии синхронности потребления, сбережений и инвестиций. Субъекты сбережений и инвесторы – это различные социальные группы. Чтобы превратить сбережения в инвестиции, необходимо иметь эффективный спрос – как потребительский, так и инвестиционный. Падение стимулов к инвестированию приводит к безработице.

5. Английский экономист Артур Пигу (1877-1959 гг.) причину безработицы видел в несовершенной конкуренции, которая действует на рынке труда и ведет к повышению заработной платы. Он пытался утверждать мысль, что всеобщее сокращение денежной заработной платы стимулирует занятость.

6. Принципиально новый подход к данной проблеме был представлен английским экономистом Албаном Филипсом (1914-1975 гг.). Он построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей.


W – темпы прироста номинальной зарплаты.

Р – уровень цен (инфляции).

U – уровень безработицы, %.

Кривая Филипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая, обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы и наоборот. В экономике существует уровень занятости при котором цены практически не растут.

В целях практического сокращения могут быть использованы различные методы.

1. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Это сбор информации у работодателей о существовании вакансий;

Устранения факторов снижающих мобильность рабочей силы. Это развитие рынка жилья; увеличения масштабов жилищного строительства; устранение административных преград и т.д.

2. Создания условия для роста спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Более разумными способами увеличения спроса являются:

Стимулирование роста экспорта;

Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции;

Поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих.

3. Создание условий для сокращения предложения труда. Это снижение импорта товара, досрочный уход на пенсию.

4. Создание условий для роста самозанятости. Это возможности открывать собственное дело, поощрение и содействие малому бизнесу.

5. Реализация программ поддержки молодых работников. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

Экономическое стимулирование молодежной занятости – это налоговые льготы фирмам, привлекающие для работы молодых людей;

Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

Создание центров обучения молодых людей тем профессиям, которые более востребованы.

Безработица несет ряд негативных последствий:

1. Потеря и недоиспользование экономического потенциала общества и в первую очередь недовыпуск продукции.

2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.

3. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже зарплаты.

4. Безработица приводит к политической нестабильности общества, недовольство правительством, росту преступности и т.д.

5. Росту психологической напряженности населения, неуверенность в завтрашнем дне, болезням, преждевременной смерти, самоубийства и т.д.

В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. К тому же потеря работы – это психологическое напряжение, уступающее только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности, увеличение количества самоубийств 24 .

Населения, позволяя избежать социально-политических катаклизмов. Таким образом, рассмотрев основные теоретические положения безработицы, перейдем к анализу текущей ситуации с безработицей в РФ и субъектах. 2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам 2.1 Анализ занятости в Российской Федерации Для начала проанализируем динамику занятости в РФ за период с начала...

Есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России 2.1 Проблемы занятости в российской экономике В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько...

Квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации. Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к...

Часть трудоспособных людей не работают и не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким образом, экономически активное население, или совокупная рабочая сила – это все те лица, которые могут работать, и намерены работать. Но не все люди, которые могут и намерены работать, трудятся на государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая – то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых

и безработных

Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим в России законом, занятыми считаются граждане:

Работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

Отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;

Проходящие службу в Вооружённых Силах и органах внутренних дел;

Обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Российское законодательство признаёт безработными граждан, которые:

Не имеют работы и заработка;

Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

Готовы преступить к работе.

Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесён к категории безработных. Существуют так называемые добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможности работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту категорию входят и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск. Безработными же являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировались в службе занятости, периодически проходят перерегистрацию и осведомляются об имеющихся там вакансиях.

В состав экономически активного населения не включаются и лица, отбывающие сток заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к институциальному населению

Занятость населения сегодня относится к важнейшим социально-экономическим категориям. Она связана в первую очередь с осуществлением права человека на свободное распоряжение собственными способностями к труду и выбор рода деятельности, а следовательно, профессии. Однако не все люди имеют возможность реализовать данное право. Кто считается безработным по закону Российской Федерации? Столь интересному вопросу и посвящена данная статья. Первоначально, конечно же, следует выяснить, кого можно включить в число безработных.

Понятие безработного

В соответствии с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», люди считаются безработными, если они трудоспособны, однако не занимаются некоторой трудовой деятельностью и, соответственно, не получают заработной платы. Тем не менее они целенаправленно подыскивают работу для себя и как можно скорее желают приступить к ней. Именно данный факт служит причиной их регистрации в органах службы занятости. Таким образом, , которые не являются занятыми. Поэтому признание того или иного лица занятым полностью лишает его возможности иметь статус безработного. Если опираться на приведенное выше понятие и его особенности, можно выделить некоторые обстоятельства, доказанное наличие которых ведет к возникновению права на признание человека безработным.

Трудоспособность как весомый аргумент

Представитель какой категории населения может считаться безработным ? Во-первых, так или иначе, он должен быть трудоспособным. В соответствии с пунктом третьим статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», наличие у индивида трудоспособности появляется по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, после шестнадцати лет гражданин относится к числу трудоспособного населения по причине законодательства в отношении вопроса занятости.

Кстати, именно поэтому на него, как правило, возлагается обязанность, в соответствии с которой ему следует доказать собственную трудоспособность. Большинству известно, что в статье 63 российского Трудового Кодекса установлена такая общая возрастная категория для осуществления трудовой деятельности, как шестнадцать лет. Стоит дополнить, что для отдельных групп лиц возраст непосредственно для поступления на работу в соответствии с приведенной статьей снижен до пятнадцати или четырнадцати лет. Кроме того, некоторые категории могут привлекаться к определенным видам занятости творческого характера и до четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, в отдельных ситуациях законодательством признаются трудоспособными лица, которые достигли пятнадцати или четырнадцати лет, а иногда и не достигли четырнадцатилетнего возраста. Именно в отношении этих лиц Закон «О занятости населения в РФ» в той части, где трудоспособными признаются исключительно индивиды, достигшие шестнадцатилетнего возраста, противоречит статье 63 российского Трудового Кодекса, допускающей определенные обстоятельства для признания трудоспособными пятнадцатилетних и четырнадцатилетних подростков, а иногда и тех, кто еще не достиг четырнадцати лет. Столь яркое противоречие разрешается посредством обращения к статье 63 Трудового Кодекса, который в соответствии с требованиями статьи пятой наделен абсолютным приоритетом перед иными федеральными законами в области труда (даже перед Законом «О занятости населения в РФ»).

Какие граждане считаются безработными ? По причине изложенной в данной главе информации трудоспособные лица, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, могут изъявить требование признать их безработными в случае доказанности иных обстоятельств, отличающих столь обширное правовое понятие.

Отсутствие трудовой деятельности

По российскому законодательству безработным может считаться человек, у которого отсутствует работа и, соответственно, заработок. Иными словами, безработный индивид не имеет возможности быть занятым. Признание же человека занятым говорит об осуществлении им трудовой деятельности и, конечно же, наличии заработной платы, что полностью исключает возможность отнесения его к числу безработных. Так, безработными считаются граждане , в трудовой книжке которых отсутствует запись непосредственно о приеме на работу. Кроме того, в роли доказательства, подтверждающего анализируемое обстоятельство, может выступать справка из Пенсионного фонда РФ о том, что взносы, которые выплачиваются непосредственно за занятых граждан, отсутствуют.

Регистрация в соответствующих органах

Какой человек считается безработным ? Помимо приведенных выше условий, немаловажным является еще одно. Так, к числу тех обстоятельств, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина, относится и регистрация в соответствующих органах. Безработным считается любой человек, зарегистрированный в службе занятости для того, чтобы найти подходящую для него трудовую деятельность и в последующем ей заниматься.

Здесь важно отметить, что порядок регистрации в отношении безработного населения утвержден посредством Постановления российского Правительства от 22.04.1997. Он предусматривает две разновидности регистрации. Первой является первичная регистрация индивидов, оставшихся без работы. Второй служит регистрация непосредственно в качестве безработных. Сложно не заметить, что из правового термина безработного лица вытекает весьма интересная информация: одна из разновидностей регистрации в государственной службе занятости населения - не что иное, как регистрация в целях поиска трудоустройства.

Кто считается безработным ? Изложенные в данной главе сведения позволяют сформировать вывод о том, что наличие регистрации в отношении безработного населения, носящей первичный характер, так или иначе, вступает в некоторое противоречие с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», где четко определен термин безработного гражданина. Более того, из определения «регистрация безработных индивидов первичного характера» можно сделать вывод о том, что гражданин является безработным. Это именно тот случай, когда ранее и стремящиеся делать это в данным момент. Важно отметить, что анализируемое противоречие, так или иначе, разрешается в пользу использования пункта первого статьи третьей Закона «О занятости населения Российской Федерации». Почему? Дело в том, что он наделен весомой юридической силой по сравнению с Постановлением российского Правительства, которое является нормативным правовым актом подзаконной природы.

Дополнительные сведения

Кто считается безработным ? В силу требований указанного в предыдущей главе Закона «О занятости населения в РФ» службы занятости обязуются производить регистрацию безработных индивидов для того, чтобы у вторых появилась возможность найти подходящую работу. В пункте седьмом Порядка регистрации безработного населения перечисляется документация, необходимая для процедуры регистрации безработным граждан, у которых основная цель операции - поиск трудоустройства. Ниже приведены непосредственно документы:

  • Справка, отражающая средний заработок гражданина (справка о доходе или же о денежном довольствии) за трехмесячный период со дня подачи заявления.
  • Документ, который служит удостоверением личности (как правило, это паспорт).
  • Документация, подтверждающая трудовой стаж гражданина (обычно в роли ее выступает трудовая книжка).
  • Бумаги, служащие удостоверением в отношении профессиональной квалификации.

Если исключается тот факт, что безработные считаются работавшими ранее (то есть, они не имеют специальности (профессии)), то таким гражданам в органах службы занятости необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (как правило, в роли его выступает паспорт), а также документацию об образовании. Так, по предоставлению перечисленных бумаг у ранее не работавшего индивида появляется абсолютное право, связанное с регистрацией в государственных органах службы занятости для того, чтобы в последующем подыскать подходящую для себя работу. Важно отметить, что у данного государственного органа, так или иначе, возникает обязанность, которая корреспондирует представленному праву, по обязательной необходимости в проведении такой регистрации.

Готовность работать

Какое лицо считается безработным ? Четвертым обстоятельством, характеризующим правовой термин безработного, является готовность индивида приступить к работе, подходящей для него. В свою очередь, отказ человека от реализации возможности, связанной с трудоустройством, служит веским основанием для его лишения статуса безработного. Однако существует исключение. Люди считаются безработными, если они хотят работать, но варианты трудоустройства, которые предлагает им государственная служба занятости населения, не являются для них подходящими. Так, наделение гражданина обязанностями по подходящему трудоустройству в качестве условия для его признания безработным ни в коем случае не может рассматриваться как нарушение принципа, аргументирующего свободное распоряжение собственными способностями к трудовой деятельности. Данное положение закреплено непосредственно в статье 37 Конституции РФ.

Кто считается безработным и может встать в центр занятости ? Индивид наделяется статусом безработного тогда, когда соответствующие государственные органы не могут предложить ему подходящую работу. Именно по этой причине он лишается возможности получения денежных средств для существования. Важно дополнить, что отказ человека от трудоустройства непосредственно на подходящем месте говорит об исполнении со стороны органов службы занятости собственной обязанности, связанной с предоставлением индивиду подходящего трудоустройства. Тем не менее каждый человек наделен правом отказаться от абсолютно любого места работы, предлагаемого соответствующими государственными органами, другими словами, свободным образом распорядиться собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности.

Дополнительная информация

Кто считается безработным ? В процессе ответа на данный вопрос следует помнить, что отказ от осуществления права, связанного с трудоустройством, не может послужить причиной возникновению обязанности, корреспондирующей этому праву. К примеру, обязанности, которая закреплена в статье 37 Конституции РФ, непосредственно по выплате зарплаты. Кроме того, корреспондирующей праву, связанному с трудоустройством гражданина на подходящем месте работы, служит и обязанность регистрации индивида с целью подбора подходящего трудоустройства со стороны государственных органов службы занятости. Логично, что отказ от осуществления этого права влечет за собой абсолютное отсутствие обязанности непосредственно у службы занятости производить указанную регистрацию.

Таким образом, обстоятельство, подтверждающее готовность индивида приступить к работе, подходящей для него, в качестве атрибута для признания этого гражданина безработным не может являться ограничением его права на свободное распоряжение непосредственно собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Так, безработными считаются лица , чей отказ от трудоустройства на подходящем месте не несет для них последствий неблагоприятного характера. Значит, трудоустройство, так или иначе, является правом, а не обязанностью. Тем не менее стоит помнить, что отказ от его осуществления не повлечет за собой возникновения обязанностей, которые корреспондируют этому праву.

Отсутствие препятствий

Кто считается безработным ? Пятым обстоятельством, которое характеризует правовое понятие безработного индивида, служит абсолютная пустота в плане препятствий непосредственно для того, чтобы признать его безработным. Так, в пункте третьем статье третьей Закона «О занятости в РФ» представлен исчерпывающий список условий, наличие доказанности которых может служить причиной для признания индивида безработным.

В соответствии с указанной нормой гражданин не может быть признан безработным, если он не достиг шестнадцатилетнего возраста. Как отмечалось выше, по статье 63 российского Трудового Кодекса существуют случаи признания трудоспособными некоторых категорий лиц, которые не достигли приведенного возраста. Важно дополнить, что это является веской причиной для наделения их статусом безработных в случае необходимости.

Безработными не могут считаться индивиды, которые получают пенсионные выплаты по старости в соответствии с российским пенсионным законодательством. Кстати, совершенно не имеет значения, пенсии предоставляются по возрасту или же за выслугу лет. Пусть даже данные лица не занимаются трудовой деятельностью, они получают денежные средства со стороны государства в виде пенсионных выплат. Так, представленное обстоятельство не относится к перечню условий, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина.

Важно знать!

Следует отметить, что веской причиной для отказа в наделении гражданина статусом безработного служит, конечно же, начисление ему пенсионных выплат по федеральному законодательству. Интересно то, что получение пенсий по региональному законодательству не является значимым обстоятельством для отказа в процедуре регистрации человека как безработного. Основанием же для подобного отказа в соответствии с пунктом третьим статьи третьей приведенного выше Закона служит непосредственно отказ индивида на протяжении десяти дней с момента регистрации в соответствующих государственных органах для поиска подходящего места работы от двух вариантов подходящего трудоустройства (в том числе и в отношении работ временного характера). Важно дополнить, что в случае людей, которые впервые ищут работу и ранее не осуществляли трудовой деятельности ранее, актуален отказ от получения подготовки профессиональной направленности или же от предложенной государством оплачиваемой работы (сюда же относится и работа временного характера). Необходимым условием является то, что индивиду запрещено предлагать одну и ту же работу либо профессиональную подготовку, соответствующую одной и той же профессии, дважды.

Перечисленные выше разновидности отказа человека говорят также об исключении его желания воспользоваться правом трудоустройства или обучения. Таким образом, не возникает и корреспондирующей по этому праву обязанности в плане признания индивида безработным. В ряд оснований для отказа в наделении гражданина статусом безработного необходимо отнести и неявку в государственные органы службы занятости без уважительной на то причины в течение десяти дней непосредственно с момента регистрации для того, чтобы государство могло предложить данному человеку подходящее место работы. Кроме того, сюда же следует отнести и неявку в установленный соответствующими государственными органами срок для произведения процедуры регистрации индивида как безработного.

Сложно не заметить, что отказ того или иного лица от явки в государственные органы по занятости населения без уважительной причины в случае наличия двух вариантов в отношении подходящего места работы приравнивается к абсолютному отсутствию желания с его стороны осуществлять право непосредственно на трудоустройство. Именно поэтому применение данной причины для отказа в наделении гражданина статусом безработного ни в коем случае не противоречит соответствующему правовому термину, хоть и неявка на процедуру регистрации гражданина как безработного в случае отсутствия вариантов в плане подходящего места работы не вытекает из правового термина безработного индивида как причина для отказа в наделении его соответствующим статусом. Важно дополнить, что права и свободы личности, в том числе касательно области занятости, не ограничиваются посредством процессуального законодательства исключительно по формальным соображениям.

Студент считается безработным?

Заключительным вопросом, который будет целесообразным рассмотреть в данной статье, является причисление студентов и учащихся к безработному населению. Так, в соответствии с Законом от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» индивиды, которые проходят дневной курс обучения в государственных либо частных учреждениях общего образования, а также в учреждениях профессионального начального, среднего или высшего образования, включая обучение непосредственно по направлению службы занятости населения государственной направленности, не являются безработными.

Новое на сайте

>

Самое популярное