Домой Сбербанк Положения регламентирующие банковскую деятельность. Банковское право

Положения регламентирующие банковскую деятельность. Банковское право

Развитие банковского сектора в России, его становление обусловило важность создания правого поля. Законодательные и правовые акты, нормативы, инструкции регулируют банковскую деятельность современных финансовых учреждений – от их организации до оказания услуг.

Современное банковское законодательство - специфическая отрасль, изучающая нормы права, которые регулируют товарно-денежные отношения между банками или финансовыми учреждениями и их клиентами.

Банковское законодательство РФ

Создание, расширение банковского отечественного сектора обусловило разработку регулятором соответствующего правого поля. Банковское законодательство РФ включает правовые акты, инструкции, нормативы для эффективного регулирования банковской деятельности финансовых учреждений. Банковское регулирование – это грамотно разработанная система мер, за счет которых государство с помощью ЦБ обеспечивает эффективность, безопасность деятельности банков, предотвращая дестабилизирующие тенденции. В регламент контроля входит надзор за кредитно-денежными, расчетными операциями банков с позиций поддержания, укрепления стабильности системы банков и защиты интересов заемщиков, кредиторов, вкладчиков.

Акты, общеправовые законодательные документы разного уровня можно распределить на четыре группы: специальные, смешанные, налоговые, отчетные. За продолжительное время в РФ разработан, накоплен крупный массив многообразных инструкций, биллей, законов, регулирующих вопросы выполнения банковской деятельности. Это создание, контроль деятельности, лицензирование, ведение операций, реорганизация, банкротство.

Понятие банковского законодательства

Понятие банковского законодательства охватывает комплексную отрасль законодательной банковской базы, постепенно перерастающей в правовую отрасль. Это совокупность правовых, гражданских норм, регулирующих денежно-товарные отношения, вытекающие из деятельности банков, кредитных учреждений. Масштабность законодательной базы банков также включает совокупность финансовых, административно-правовых законов, позволяющих контролировать, управлять государственными финансами субъектами банковской системы.

Законы в РФ прописаны в Конституции, федеральных законах, нормативных актах ЦБ. Документы полноценно охватывают сферу деятельности банков, описывают структуру функционирования, регулирования, реформирования, создания денежно-кредитных схем России. В рамках вверенных полномочий ЦБ может запрашивать, принимать у кредитных учреждений нужную информацию относительно их работы, разрабатывать перечень квалификационных требований к руководителям, главным бухгалтерам банков.

Принципы банковского законодательства

Принципы банковского законодательства специалисты разделяют на две группы. Общие положения регламентируют определение конституционного статуса субъектов банковских отношений, основ системы экономики РФ. К таким принципам относят: неприкосновенность собственности, свобода экономического пространства для банковской деятельности, свобода договора, необходимость конкуренции, запрещение монополии, единая денежно-кредитная система, паритет интересов субъектов в банковском праве.

Специфические принципы определяют организационно-правовые положения порядка построения, функционирования, расширения банковской схемы деятельности. Они включают двухуровневое построение банковской системы, где первый – Центральный Банк, второй – коммерческие банки, кредитные учреждения, экономическое районирование относительно создания территориальных зон управления Банка России, дифференциация полномочий, предполагающая разграничение для ЦБ хозяйственной, нормотворческой деятельности.

Направления эволюции банковского законодательства

Грамотно разработанные направления эволюции банковского законодательства – важнейшие инструменты эволюционного развития механизма государственного управления банковской системой, определяющие основные направления формирования, развития, расширения деятельности банков. Важное направление: регулярное внесение поправок, дополнений в банковское законодательство.

Подобная тенденция обусловлена изменчивыми конъюнктурными экономическими условиями страны в целом и конкретных рынков ценных бумаг, капиталов в кредитной системе. Постоянное развитие позволяет эффективно контролировать, регулировать схему деятельности банков, этапность кредитной экспансии, рестрикции, отслеживать объемы накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Налоговое банковское законодательство – важный аспект регулирования функционирования банков, положения которого частично отражены в банковских законах и налоговом кодексе. Налоговое регулирование предусматривает определение налоговых ставок на основную прибыль банков, контроль над доходными операциями (факторинг, лизинг, траст).

Размер налога с прибыли зависит от типа банковского института. На льготы в налоговом режиме могут рассчитывать банки, активно практикующие сберегательные услуги, потребительское кредитование. Льготные налоговые условия распространяются на небольшие банки либо восстановленные. Система налогообложения может способствовать ускорению либо замедлению увеличения капитала банков, их активности, кредитной деятельности.

Структура банковского законодательства

Структура банковского законодательства условно может быть разделена на три группы. Первая содержит две части: законы о деятельности ЦБ и функционирования коммерческих банков. Вторую группу составляют законы, регулирующие параллельно действующие институты, которые затрагивают банковскую деятельность. К последней группе относятся нормы всеобщего действия: конституция, хозяйственное право, Гражданский кодекс.

Законодательная база делится на федеральную систему законов и местную. Законы, принятые центральной законодательной, исполнительной властью играют главную роль в совершенствовании, регулировании банковской инфраструктуры. Дополнительную роль исполняет местное законодательство, контролирующее локальную работу банков.

Значение банковского законодательства

Банковские законы дают возможность четко определить правила, структуру, схему работы банков. От их совершенства, полноты, актуальности зависит экономический результат функционирования каждого юридического, физического лица, поскольку кредитно-финансовая связь банков с клиентами несет прямой характер, исключая посредников.

Существенно значение банковского законодательства в развитии разных сфер народного хозяйства, что обусловлено активным участием банков в концентрации огромных денежных капиталов хозяйственников, перераспределении ресурсов народного хозяйства. Неэффективное, неактуальное законодательное регулирование влечет к ухудшению кредитной, расчетно-финансовой системы банков, благосостояния населения, предпринимателей, формированию кризисной ситуации.

Совет от Сравни.ру: Мы регулярно публикуем последние новости в области банковского законодательства, поэтому вы будете в курсе всех изменений, происходящих на финансовом рынке.

Страница 5 из 22

Источники банковского права. Банковское законодательство

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое в отечественной и зарубежной литературе именуется формой или источником права. Несмотря на то, что эти понятия часто используются как синонимы, смысловое различие между ними, на наш взгляд, все же существует. Следует уяснить различия в теоретическом и практическом смыслах понятий “источник права” и “форма права” и использовать их совместно, но всегда по назначению. Существование банковского права как отрасли права, реализация его принципов, а также принципов правового государства вообще, предполагают наличие научно обоснованной концепции его источников.

По мнению исследователей, понятие “источник права” принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Ведь “источник права” - это не более как яркий образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В связи с этим ценным представляется замечание Г. Ф. Шершеневича, что под термином “источник права” логично понимать силы, творящие право, как-то: правосознание, идеи справедливости, государственную власть, а также материальные, социальные и иные условия жизни общества. 1 Традиционно к таким условиям и идеям относят правовой обычай, юридический или судебный прецедент, нормативный договор, нормативно-правовые акты, принимаемые общественными организациями с санкции государства, нормы деловой этики, религиозную доктрину. Анализ ситуации в правовой системе нашей страны позволяет сделать вывод, что сегодня в определенном процентном соотношении для нее характерны все известные источники права, за исключением, пожалуй, религиозных текстов. Это утверждение распространяется и на банковское право.

Колоссальную роль в совершенствовании правового регулиро-вания играют международные акты. Их особое значение проявляется в контексте ст. 15 Конституции РФ, где закреплен приоритет норм международного права по отношению к внутреннему законодательству. К международным актам как источникам банковского права относятся: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору; международные банковские стандарты, представляющие собой совокупность разрабатываемых Международной организацией по стандартизации требований по оформлению банковских документов; унифицированные правила совершения отдельных форм безналичных расчетов, например, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; двух и многосторонние конвенции, например, Женевская конвенция о переводном и простом векселях и др.

Локальные акты банков регулируют на основе действующего законодательства отношения между банками и их филиалами, банком и клиентами и др. Данные акты разрабатываются самим банком и становятся обязательными для клиента с момента подписания соответствующего договора. Локальные акты могут устанавливать операционное время в банке, возможности и условия кредитования счета и т. д.

В качестве одного из источников можно назвать арбитражную практику . По формам выражения ее делят на решения по отдельным делам, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, информационные письма и обзоры.

Среди источников банковского права, как уже отмечалось, важное место занимают, банковские правила и обычаи делового оборота. Банковский обычай как источник банковского права характеризуется наличием сложившегося широко применяемого правила поведения в банковской сфере, не предусмотренного законодательством.

Нельзя также игнорировать факт восполнения пробелов в нормативно-правовом регулировании банковской деятельности за счет нормативного договора, норм деловой этики, к которым относятся правила корпоративного управления или поведения и т. д. Данную ситуацию нельзя расценить, иначе, как позитивную. Невозможно требовать от законодателя, чтобы он охватил в нормах законов все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни. Таким образом, круг источников банковского права не может быть ограничен, как это предлагают некоторые исследователи, исчерпывающим перечнем нормативно-правовых актов, закрепленным в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где названа Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты Банка России. Чрезвычайно важен механизм воздействия источников права на систему соответствующих общественных отношений. Чаще всего такое воздействие осуществляется опосредованно, через изменения, вносимые в законы и другие нормативно-правовые акты. В этом и есть суть источников права, питающих систему законодательства, как формы его выражения. Следовательно, чем шире круг источников отрасли права, тем эффективнее правовое воздействие, оказываемое ею на соответствующие общественные отношения, тем полнее учитываются интересы не только государственных органов, но и всех субъектов правоотношения, а также других заинтересованных лиц, общества в целом.

К источникам банковского права можно отнести все известные на сегодняшний день способы установления и выражения правовых норм, а именно: законы и подзаконные нормативные акты, нормы международного права, судебную практику, локальные акты банков, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций, нормативные договоры, банковские правила и обычаи.

Как объясняет теория, в отличие от источника, форма права - это способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц или способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила, способ признания социальных норм в качестве обязательных. Можно сделать вывод, что именно признак обязательности, присущий форме права по определению, и не столь значимый для источника права, позволяет различать эти понятия. Основной формой реализации права является нормативно-правовой акт , т. е. выраженное в письменной форме решение компетентных государственных органов, в котором содержатся нормы права. 1 Взаимодействуя друг с другом, группируясь по правовым отраслям, нормативно-правовые акты образуют систему законодательства. Законодательство является формой права и одним из источников его развития. Каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства.

Банковское законодательство это совокупность нормативных правовых актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской системы по поводу осуществления банковской деятельности.

Поскольку банковское право, как любая другая отрасль, реально проявляется через систему нормативно-правовых актов, т. е. через банковское законодательство, необходимо рассмотреть его структуру и основные закономерности функционирования.

Прежде всего, следует еще раз отметить, что банковская деятельность во все времена и во всех государствах пользовалась и пользуется особым вниманием законодателя. Это понятно, поскольку государство всегда использует один из своих самых могущественных инструментов - возможность разработки, принятия и требования исполнения общеобязательных актов (законов) - для проведения определенной политики в области создания и распределения денег во всяких их формах и при выполнении ими любых своих функций. Действительно, банковское законодательство представляет собой один важнейших инструментов государственного регулирования банковской системы. Через систему законов и подзаконных нормативных актов, опираясь на накопленный за последнее десятилетие вбольшинстве своем негативный опыт, государство может выстраивать контуры новой банковской системы, ориентированной не только на получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста реального сектора отечественной экономики. В связи с этим, при рассмотрении банковского законодательства в литературе вводится термин “правовой режим” , выражающий качественные характеристики правого регулирования в сфере банковской системы. В самом общем виде правовой режим определяется как порядок регулирования, выраженый в комплексе правовых средств, образующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. В задачи правового режима банковской деятельности, устанавливаемого банковским законодательством, входит: препятствовать мошенничеству, спекуляции, неправомерным банкротствам, недобросовестной конкуренции, а, следовательно, повышать доверие к банковской системе. Банковское законодательство экономически развитых стран предусматривает типы и виды банков, действующих в стране, формы их организации и собственности, статус и функции центрального банка, определяет условия лицензирования банковских услуг, правила работы на рынке капиталов и ценных бумаг, устанавливает формы взаимоотношений кредитных организаций с центральным банком и другими государственными учреждениями надзора, определяет нормативы и правила ликвидности, рентабельности, предусматривает налоговые и иные льготы для некоторых типов банков, а также условия и виды ответственности и др. Как мы видим, масштаб социальных задач, стоящих перед банковским законодательством, невозможно переоценить. Государство не может и не должно отказываться от своих суверенных прав в присущих ему формах влиять на денежно-кредитную систему, обеспечивая тем самым ее функционирование и развитие в интересах всего общества. Как было отмечено выше, круг общественных отношений, регулируемых банковским законодательством чрезвычайно широк и разнообразен. Это определяет его комплексный межотраслевой характер. Банковское законодательство объединяет в себе нормы конституционного, гражданского, административного, финансового, налогового, уголовного, процессуального и некоторых других отраслей законодательства. Добиться эффективности правового регулирования при этих условиях можно, лишь выстроив четкую и непротиворечивую систему нормативных правовых актов. На сегодняшний день эта задача выполнена лишь отчасти.

С развитием финансового рынка и усложнением экономических и социально-политических отношений, массив нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, постоянно разрастается. По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта, объем которых превышает 11600 страниц.1 Естественно, разобраться в хитросплетениях банковского законодательства может далеко не всякий банковский специалист.

В связи с этим чрезвычайно важно выявить структуру банковского законодательства, т. е. определить, какие законы и подзаконные нормативные акты входят в его состав и какова их иерархия.

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. В Российской Федерации система нормативно-правовых актов или система законодательства представлена следующими элементами: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, организаций и предприятий. Учитывая, что, в соответствии с пунктом “ж” статьи 71 Конституции РФ, финансовое, валютное, кредитное регулирование, выражающие суть банковской деятельности, отнесены к ведению Российской Федерации, мы ограничим круг своего внимания только общефедеральными нормативно-правовыми актами. К ним из вышеперечисленных относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Таким образом, банковская деятельность может регулироваться только на общефедеральном уровне. Это же требование Конституции РФ конкретизировано в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где говориться только о федеральных законах, регулирующих банковскую систему и банковскую деятельность. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в данной статье не названы. Регулирование локальной деятельности кредитных организаций, т. е. установление правил проведения банковских операций и сделок, а также осуществление других функций надзора и контроля в соответствии с нормами Конституции РФ, Федерального закона “О Центральном Банке РФ (Банке России)”, Федерального закона “О банках и банковской деятельности” – это исключительная прерогатива Центрального Банка Российской Федерации. Банк России обладает нормотворческими полномочиями и осуществляет их в форме положений, указаний, инструкций, приказов и писем и др. Однако, в соответствии с последней редакцией закона о Центральном Банке от 10 июля 2002 года, к числу элементов банковского законодательства можно отнести лишь положения, указания и инструкции.

Структура банковского законодательства выявляется при рассмотрении ч. 2 ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где закреплено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Федеральными законами “О банках и банковской деятельности”, “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Как мы видим, в указанной статье представлен закрытый перечень элементов банковского законодательства. Данная формулировка не оставляет сомнений, что все подзаконные нормативные акты, кроме нормативных актов Банка России, не входят в структуру банковского законодательства. Другие подзаконные нормативные акты, а именно - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ можно отнести к источникам банковского права. Указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ уполномочен принимать необходимые для осуществления своих функций меры не только на основании законов, но и в их отсутствии. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции РФ до принятия федеральных законов. Наличие указа Президента не ограничивает права Государственной Думы принять по этому же вопросу закон и установить иные нормы.

Согласно п. “б” ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не входят в структуру банковского законодательства, т. е. не могут напрямую регулировать банковскую систему и банковскую деятельность, но являются важнейшими источниками банковского права и в этом смысле служат ориентиром для законодателя.

Итак, в систему банковского законодательства РФ входят:

1) нормы Конституции РФ, в частности п. “ж” ст. 71, ст.75;

2) два специальных, системообразующих банковских закона - Федеральные законы “О банках и банковской деятельности” и “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”;

3) другие федеральные законы, содержащие нормы банковского права, среди которых в первую очередь необходимо назвать Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О залоге” и многие другие;

4) положения, указания, инструкции Банка России.

Переход нашей страны к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и основными принципами его построения в большинстве экономически развитых стран. Развитие отрасли права и соответствующей отрасли законодательства в едином направлении, в русле общих принципов и методов позволит скорее достичь поставленных перед банковской системой целей. Системное единство отрасли права требует развитости законодательства. Банковское законодательство Российской Федерации до настоящего времени не кодифицировано. Однако потребность в кодификации можно назвать назревшей. Обусловлено подобное утверждение серьезными структурно-функциональными недостатками данной отрасли законодательства, которые препятствуют эффективному регулированию банковских правоотношений и не могут быть устранены иначе. Принятие Банковского кодекса РФ – важнейшая, перспективная задача в развитии банковского законодательства России.

Банковское право – совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.

В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:

Создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;

Преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право;

Развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.


Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущественный оборот вообще – например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, Федеральным законом , другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции – защите и обеспечении устойчивости рубля.

Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.

На конституционных нормах основывается право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданский кодекс РФ. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

Помимо ГК РФ в системе банковского законодательства важнейшее место занимают федеральные законы (ФЗ): «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) , «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 6-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ , «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ , «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) и др.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ). Банковскому праву присуще многоуровневое нормативное регулирование.

В системе подзаконных актов прежде всего нужно назвать Указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов. Например, Указ Президента РФ «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ» от 17.11.93 г.

К банковскому законодательству относится ряд Постановлений Правительства (Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30.06.1997 N 772, Постановление Правительства РФ «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций центрального банка РФ» от 12 октября 1999 г. № 1142 и другие).

Большинство подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России:

– обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;

– не могут противоречить федеральным законам;

– вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров;

– не имеют обратной силы;

– должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

– курсы иностранных валют по отношению к рублю;

– изменение процентных ставок;

– размер резервных требований;

– размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

– прямые количественные ограничения;

– правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

– порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В необходимых случаях данные акты направляются во все зарегистрированные кредитные организации. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, биллей, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности до реорганизации и банкротства. Дальнейшая интеграция экономики стран ЕС привела к тому, что в Европейском союзе был создан Европейский центральный банк, происходит координация банковского законодательства стран — членов ЕС. В будущем национальные банковские законодательства будут сближены с помощью различных документов Европейского союза, а основные положения найдут отражение в соответствующих национальных законах, что уже подтверждается принятием в некоторых странах ЕС (Германии, Англии) в 1998 г. новых банковских законов.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и с основными принципами построения его в зарубежных странах.

Банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, постепенно перерастающая в отрасль права, иначе говоря, это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих товарно-денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности.

В то же время банковское законодательство представляет собой совокупность и административно-правовых норм (финансово-правовых), регулирующих управление государственными финансами со стороны субъектов банковской системы.

Принципы банковского законодательства

Банковское законодательство основывается на определенных принципах. Их можно разделить на две группы.

1. Общие принципы — определяют конституционный статус субъектов банковской деятельности и устанавливают основы экономической системы Российской Федерации. К ним относят те, которые либо прямо выражены в конкретных конституционных нормах, либо получили воплощение в положениях многих норм Конституции РФ. Среди них можно выделить: принцип неприкосновенности собственности (ст. 35 Конституции РФ); принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); принцип свободы договора (п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 421, 422 ГК РФ); принцип необходимости конкуренции и запрещения монополии (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ; закона о конкуренции пока нет); принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), который предполагает свободное перемещение по территории Российской Федерации услуг и финансовых средств при наличии единой денежно-кредитной системы; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права , т.е. сочетание частных интересов банков и их клиентов и экономико-публичных интересов, поскольку банковское законодательство является отраслью, в которой публично-правовые элементы все глубже проникают в грань частного права, образуя комплексные правоотношения, где сказывается паритет частных и публичных начал (ст. 35 Конституции РФ).

2. Специфические принципы — регламентируют порядок построения, функционирования и развития банковской системы. Они включают как принципы организационно-правового построения и развития банковской системы, так и принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности. К организационно-правовым можно отнести прежде всего принцип двухуровнего построения банковской системы (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), в соответствии с которым первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй — коммерческими банками и кредитными учреждениями. Вторым принципом выступает принцип экономического районирования при построении Банка России (ст. 85 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), проявляющийся в создании территориальных управлений Банка России. Третий принцип — это принцип дифференциации полномочии , предполагающий разграничение для Центрального банка нормотворческой и хозяйственной деятельности, что ограничивает возможность участия Банка России в коммерческих банках, за исключением Сбербанка РФ.

К принципам, определяющим порядок осуществления банковской деятельности, относят: принцип независимости Центрального банка ; принцип ответственности Центрального банка за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип монопольной эмиссии и организации денежного обращения; принцип сочетания государственного управления банковской системой и самоуправлением ; принцип недопустимости вмешательства органов власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций; принцип регулирования банковской деятельности кредитных организаций; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций, принцип срочности, платности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности; принцип банковской тайны.

Банковское законодательство в целом представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня. Оно характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Межотраслевой характер банковского законодательства, что означает отражение основ банковской деятельности в различных отраслях права: в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуать- ном, уголовно-процессуальном. Так, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ гласит, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами: принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств (ст. 74), а также основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы РФ — Банка России, в частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно п. 1 ст. 75 исключительной денежной единицей в России является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется только Центральным банком РФ, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 75 основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности, а Государственная Дума осуществляет назначение на должность и освобождение его от должности.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, ст. 185-186 УК РФ предполагают уголовное преследование, которое возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги (п. 1 ст. 186 предполагает наказание от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, а п. 2 ст. 186 — от 7 до 12 лет) и ценные бумаги (ст. 185 — штраф), а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, а п. 1 ст. 152 УК РФ — уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, что позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство. Глава 22 УК РФ учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу (ст. 199). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Нормы административного нрава содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок его отчетности, принципы организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятия кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ: определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации илицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации. Именно эти вопросы отражают основные задачи административного права.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, проведение государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ) и прекращение деятельности (ст. 54 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ даны общие правила о статусе юридических лиц (гл. 4) и праве собственности юридических лиц, правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются договоры, применяемые в банковской деятельности, такие как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Подробно рассматриваются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Главы 25 и 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных, формам расчетов (платежных поручений, аккредитивов, инкассо, чеков). В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

2. Множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Это связано прежде всего с неполнотой охвата законодательными актами складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений, несмотря на имеющиеся основные законы, такие как федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О финансовом лизинге», «Об ипотечных ценных бумагах». Эта неполнота порождает заполнение существующих пробелов подзаконными актами, в чем отражается нормотворческая функция Центрального банка РФ. Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля; проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы; развитие надзора за банковской деятельностью; развитие правовой основы регулирования системы расчетов, а также совершенствования операций с финансовыми инструментами и цепными бумагами. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на него возложено денежно-кредитное регулирование, которое он осуществляет путем определения норм обязательного резервирования, учетных ставок, экономических нормативов проведения операций с ценными бумагами, устанавливает для банков ряд экономических норм, что приводит к изданию соответствующих инструкций (инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», № 110-И «Об обязательных нормативах банков»). Примером является политика ЦБ РФ в отношении минимального уставного капитала, когда он увеличивает уставный капитал в течение очень короткого периода времени.

3. Некоторые акты банковского законодательства одновременно принадлежат и к другим отраслям законодательства. Так, в США при рассмотрении проблем правового регулирования отдельных банковских операций самостоятельному анализу подвергаются Закон о защите потребительского кредита и Закон о потребительском лизинге, в ФРГ — Закон об ипотечном кредите, который используется в области жилищного строительства, в России — законы «О финансовом лизинге», «О простом и переводном векселе».

Источниками банковского права в Российской Федерации служат Конституция, указы Президента, федеральные законы, Гражданский кодекс, законодательные и подзаконные акты. Кредитные учреждения при организации и в своей деятельности должны соблюдать законы, не только специально к ним относящиеся, но и регулирующие имущественный оборот вообще — залоговое право.

Таким образом, «банковское законодательство» — это весьма многогранный термин, охватывающий как общие принципы организации и деятельности банков, так и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.

Пределы компетенции банков устанавливаются федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования является деятельность либо самих банков, либо их клиентов. Серьезное внимание законодателя к функционированию кредитных организаций объясняется той ролью, которую играют финансы и банки в жизни общества.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы. Будучи подготовленным исполнительными и законодательными органами в различных странах, оно представляет собой один из важнейших инструментов всего механизма государственного регулирования банковской системы.

Банковское законодательство определяет основные направления и пути, в которых формируются, развиваются и действуют банки.

Как правило, данное законодательство предусматривает типы и виды банков, которые действуют в той или иной стране, определяет лицензирование операций и услуг банков, условия и нормы работы на рынке капиталов и ценных бумаг, формы взаимоотношений с центральными банками и министерством финансов, а также с другими государственными учреждениями надзора, устанавливает нормативы и правила ликвидности, рентабельности, формы организации и собственности банков.

Эволюция банковского законодательства

Как инструмент регулирования, банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, т.е. находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют прежде всего банковские законы, которые принимались и реализовались еще XVIII- XIX вв., на заре формирования и развития банковских систем и отдельных типов банков.

При этом по мере эволюции банковские законы становились все более жесткими для того, чтобы препятствовать банкротствам банков, мошенничеству и спекуляции. Эволюция этого законодательства в различных странах была направлена прежде всего на повышение эффективности банковской системы.

Одно из направлений эволюционного развития — постоянное внесение дополнений и поправок к банковскому законодательству. Эта тенденция характерна для европейского, американского, азиатского (Япония) законодательства и связана с меняющимися конъюнктурными условиями в целом как в экономике страны, так и на отдельных рынках — рынках капиталов, ценных бумаг, в самой кредитной системе.

В качестве примера можно проследить развитие американского банковского законодательства. До кризиса 1929-1933 гг. в США существовало относительно либеральное банковское законодательство, которое позволило коммерческим банкам широко применять различные спекулятивные операции, в том числе с акциями. В результате «Великой депрессии» большое количество банков обанкротилось, что усугубило кризис перепроизводства США. Банковская система оказалась слабым звеном в рамках кризисных процессов в США, поэтому после кризиса возникла необходимость ее регулирования и обеспечения устойчивости. В 1933 г. был принят Закон Глассала-Стигола, который разделил банки на коммерческие и инвестиционные. Первые должны были ограничить свою деятельность ссудно-кредитными операциями и вложениями в государственные ценные бумаги, вторые обязаны были заниматься только корпоративными ценными бумагами, в основном по линии посреднического размещения. Как показала последующая практика, этот закон оказал эффективное воздействие на всю банковскую систему США. На протяжении 1940-1990-х гг. каких-либо существенных потрясений в банковской сфере США не было.

На банковское законодательство западных стран большое влияние оказало усиление государственного регулирования экономики после кризиса 1930-х годов. Ужесточение банковского законодательства в рамках государственного регулирования произошло вследствии организации смешанных банков или национализации некоторых банков. Этот процесс наиболее характерен для ряда стран континентальной Европы, особенно в первые послевоенные годы, когда достаточно значительное место стала занимать государственная собственность. Речь идет о Франции, Италии, Испании, ФРГ, Скандинавских странах. Это в определенной степени касается также ряда крупных развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые стремятся иметь стабильные банковские системы, необходимые для мобилизации ссудного капитала в их национальные экономики.

Это доказывает, что банковское законодательство находится в постоянной эволюции в отношении своеобразной изменяющейся экономической сферы. При этом специфика банковского законодательства заключается в том, что в ряде случаев его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в самой банковской сфере. Поэтому во многих странах в законодательство вносятся поправки исходя уже из прошедших событий и изменений на рынке. Так, многие коммерческие банки в 1970-х годах существенно дифференцировали свои операции за счет финансовых услуг: трастовых, факторинговых, лизинговых, страховых. Однако долгое время эти услуги не всегда четко отражали данные изменения в финансовой сфере либо вообще не отражали, либо не регламентировали в тех или иных странах.

Так, Закон о дерегулировании кредитной системы США 1982 г. выравнял процессы накопления капитана между коммерческими и сберегательными банками, поскольку последние имели преимущество перед первыми по уровню процента по вкладам. Это позволило в начале 80-х годов XX в. установить реальную конкуренцию между двумя типами американских банков за привлечение сбережений населения по вкладам и создать равномерный перелив денежных средств.

Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые разрабатывают центральные банки на основе законов о деятельности Центрального банка. Благодаря этой взаимной системе законодательных положений центральные банки осуществляют регулирование банковской системы той или иной страны, а через нее проводят денежно-кредитное регулирование экономики. Механизм такого косвенного взаимодействия осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в центральных банках, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кроме того, существуют также селективные методы воздействия на банковскую систему путем регулирования отдельных кредитных операций. Все это позволяет достаточно активно воздействовать на политику банков, определяя этапы кредитной экспансии или кредитной рестрикции, а также размеры накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Важным аспектом банковского регулирования является также налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так и в самом банковском законодательстве, что в определенной степени зависит от специфики банковской системы или правовых традиций той или иной страны.

Напоговое законодательное регулирование включает изменение налоговых ставок как прибыль от основной деятельности банков, различные другие доходные операции (лизинг, факторинг, трастовые).

Банки облагаются налогом на прибыль, как и все действующие юридические лица в данных экономических условиях. Однако размер налогов существенно различается не только по странам, но и по отдельным типам банковских институтов. Что касается послед-них, то, как правило, наиболее льготные налоговые условия получают сберегательные и ипотечные банки, осуществляющие кредитование населения через потребительский и ипотечный кредит. Кроме того, льготное налогообложение могут получать все типы банков малых размеров, а также вновь начинающие действовать на рынке. Налогообложение оказывает существенное воздействие на деятельность банковской системы. Так, увеличение налогов может способствовать замедлению накопления капитала банков, уменьшению их кредитной деятельности и, кроме того, ведет к повышению процентных ставок, а также к замедлению активности банков на рынке капиталов, что отражается на общей экономической конъюнктуре. Наоборот, сокращение налогов на доходы банков будет в целом способствует расширению банковских операций путем снижения процентных ставок. Поэтому налоговое регулирование в рамках банковского законодательства может быть достаточно эффективным для банковской системы, что подтверждает практика развитых стран Запада в 60-90-х гг.

Налоговое банковское законодательство в западноевропейских странах подвергается постоянным изменениям, что обусловлено развитием как самой банковской системы, так и денежно-кредитной и финансовой политикой правительств этих государств. Особый интерес в этой связи представляют 15 стран, входящие в Европейский союз. В связи с тем, что был создан Европейский центральный банк, банковские операции всего Союза проходят определьнос регулирование и достаточно жесткий контроль.

Однако вопросы налогового регулирования банков до настоящего времени остаются еще не решенными. Так, градация налогов на прибыль коммерческих банков 15 стран — членов Европейского союза составляет в настоящее времятот 10 до 52%. Наиболее высокая налоговая ставка для коммерческих банков в ФРГ (52,4%), а самая низкая в Греции (10%) ! . Поэтому задача будущего налогового регулирования состоит в том, чтобы с помощью единого налога на прибыль упорядочить уровень налогов, что позволит поставить банки на один, общий уровень налогообложения и, таким образом, конкуренции. Однако это является довольно трудной задачей, так как уровень развития банковской системы различается по странам. Так, наиболее развитые и мощные банковские системы существуют в Англии, ФРГ, Франции и Италии, они аккумулируют и мобилизуют огромные денежные средства. При этом также надо принять во внимание, что во всех странах Союза существуют государственные или смешанные банки. Поэтому выравнивание налогообложения банков является пока еще серьезной проблемой для наднационального регулирования банковских систем.

Другая проблема, возникшая этой сфере, — это принятие в Европейский союз в 2004 г. 10 новых членов, включая страны Восточной Европы и государств Балтии. Основная сложность заключается в том, что банковские системы этих стран сформировались сравнительно недавно, они уступают 15 странам Союза по размерам, объему аккумуляции и мобилизации денежных капиталов. Поэтому выравнивание налогообложения банков новых стран — членов Союза может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Все это вызывает определенную озабоченность как наднациональных органов Европейского союза, так и правительств данных стран. Однако постепенно налогообложение на прибыль банков должно сближаться. Это также касается и других налогов на банки, в частности налога на добавленную стоимость.

Банковское законодательство, как правило, предусматривает также определенные льготы для некоторых типов банков, созданных в рамках государственной или смешанной собственности для специальных целей социально-экономического развития страны. Такие банки осуществляют кредитование специальных целевых проектов в области промышленности, науки и инфраструктуры (включая строительство дорог, портов, социальных объектов). Такой метод регулирования путем создания государственной собственности в банковской сфере широко распространен в странах континентальной Европы (Франции, Италии, Испании, Португалии, Скандинавских странах), а также в крупных развивающихся странах Азии, например Турции, и Латинской Америки.

Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблемы экономического развития путем реализации крупных инвестиционных проектов национальных масштабов. Кроме того, наличие государственной собственности в банках дает возможность осуществлять воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентной ставки.

Важной стороной банковского законодательства является регулирование операций с валютой и ценными бумагами. Практически любое банковское законодательство определяет разрешение (лицензирование) на проведение валютных операций, включая нормы поведения на валютных рынках, объемы операций, характер сделок.

В тех странах, где существуют свободная конвертируемая валюта, свободный спрос и предложение, законы в основном регулируют деятельность коммерческих банков, которые являются главными приоритетными носителями валютных операций. В странах с частичной конвертируемостью или неконвертируемой валютой уполномоченные коммерческие банки концентрируют валютные операции в своих руках. Таким образом, банковское законодательное регулирование определяет масштабы валютных операций, проводимых в банковской сфере.

Другой аспект банковского законодательства — это регулирование операций банков с ценными бумагами, которые являются важным элементом активных операций. Особенность данного законодательства заключается в том, что оно определяется видами ценных бумаг, в которые разрешается вкладывать денежные ресурсы банков. В одних случаях это разрешение касается всех бумаг, в других — существуют ограничения. Приоритетными для банков являются государственные ценные бумаги (облигации на различные сроки). Однако этот приоритет возник после значительных экономических потрясений, т.е. «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда банки, особенно коммерческие, злоупотребляли корпоративными бумагами, проводя крупные спекулятивные операции. Это привело к огромным биржевым потрясениям как в США, так и в Европе. Поэтому коммерческим и сберегательным банкам было разрешено вкладывать денежные ресурсы исключительно в государственные ценные бумаги различного уровня (центрального и местных правительств).

Ограничения действуют и в других развитых странах, но эти правила более либеральные. Для государства вложения в государственные ценные бумаги выгодны по двум причинам: во-пер- вых, они уменьшают опасности спекулятивных операций с корпоративными ценными бумагами со стороны всех типов банков; во-вторых, постоянное приобретение госбумаг банками обеспечивает правительствам непрерывное финансирование госрасходов и покрытие бюджетного дефицита.

Банковское законодательство может быть разделено на две части: центральное (федеральное) и местное. Главную роль в регулировании банковской системы выполняют основные законы, принятые центральной исполнительной и законодательной властью. Дополнительную роль играет местное законодательство, регулирующее локальную деятельность банков, как основную, так и второстепенную. В США осуществляется банковское законодательство на уровне штатов по основным параметрам. В Западной Европе законодательство определяет деятельность банков в основном по линии муниципальных ценных бумаг и уровень налогообложения отдельных банковских операций.

Банковское законодательство обязательно предусматривает органы надзора, куда, как правило, включаются Центральный банк страны, Министерство финансов, специальные комитеты при правительствах, парламентах и местных органах власти.

В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой банковской системы в России в течение 1990-х гг. были разработаны и приняты законы о банках и банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов банков. Кроме того, новые законы и нормативные акты, принятые после банковского кризиса в августе 1998 г., отразили мероприятия по реструктуризации банковской системы России.


Банковское право - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие впроцессе построения, функционирования иразвития банковской системы РФ, втом числе впроцессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России идругих органов государственной власти, атакже союзов иассоциаций кредитных организаций.
Банковское законодательство- это совокупность законодательных актов иотдельных нормативных предписаний, взаимодействующих между собой ирегламентирующих общественные отношения всфере банковской деятельности.
Банковское законодательство соответствует банковскому праву, является совокупностью правовых норм, регулирующих полномочия, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях с участием банка.
Объектами, вотношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, атакже информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Нормы банковского права находят свое закрепление в законодательстве.
Банковское право представляет собой в первую очередь структуру отношений между банками и их клиентами.
Банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативных актов Банка России.
Банковское законодательство и банковское право - не тождественные понятия, однако банковское законодательство соответствует банковскому праву, это две стороны одного явления.
Банковское законодательство представляет, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности, речь идет о единстве гражданско - правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности.
Гражданско_- правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом.
Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.
Кредитная организация - это сторона, которая отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России. В процессе банковских операций одновременно возникают и горизонтальные (гражданско-правовое), и вертикальные (административное) правоотношения.
Различают общие и специальные источники банковского законодательства. К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и т.д.
Специальное банковское законодательство включает: федеральные законы, непосредственно относящиеся к банковской деятельности: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России); ФЗ «О банках и банковской деятельности»; ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ФЗ «О ценных бумагах»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и т.д.
Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в форме положений, инструкций, указаний, приказов, писем. Нормативные акты Банка России носят обязательный характер для всех, вступивших в правоотношения с банками.
В структуре нормативных актов Банка России особо следует выделить пруденциальные нормы (от англ. prudent - осмотрительный, благоразумный), которые направлены на осуществление банковского регулирования путем минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью.
К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести те нормативные акты, в которых устанавливаются требования в числовых выражениях.
Основные принципы эффективного банковского надзора выпущены Базельским комитетом по банковскому надзору и стали важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора банковской деятельности.
Пруденциальному регулированию деятельности кредитных организаций в РФ посвящены большинство нормативных актов Банка России. Общим для всех этих нормативных актов является четкое определение для кредитных организаций пределов их деятельности, а также установлена соответствующая ответственность в случае нарушения обозначенных предписаний вплоть до отзыва лицензии. Отзыв лицензии по существу представляет собой принудительную ликвидацию кредитной организации, так как после отзыва лицензии банк не может осуществлять банковские операции.
Признаки публичности в банковской деятельности проявляется в действиях коммерческого банка в качестве особого субъекта налогового права, агента валютного контроля, условиях по депозитам и т.д.
Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов.
Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года
В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее-Венская конвенция 1986 г.).
В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996г. Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года и Венской конвенции 1986 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия (например, конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо может быть без названия по результатам встречи принят документ.
Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.
Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров: принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.
Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона.
Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам.
Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров.
Международный договор является основным инструментом правового регулирования международных отношений.

Еще по теме Тема 1. Банковское право и банковское законодательство:

  1. Понятие «банковское право». Краткая история банковского законодательства
  2. ТЕМА 1. Этапы правового регулирования банковской деятельности в РФ и тенденции развития банковского законодательства РФ.

Новое на сайте

>

Самое популярное