Домой Полезные советы Исследование социально экономического развития. Анализ социально- экономического развития

Исследование социально экономического развития. Анализ социально- экономического развития

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является

анализ социально-экономического развития регионов. Он основывается на использовании

системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и

пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится

к группе статистических методов.

Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности

экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-

экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной

структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения

основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его

промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях

составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в

условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к

различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности

региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического

положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути

дальнейшего развития региона.

В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка

природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или

несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его

наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные

структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или

несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику

производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень



развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.

Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические

диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально

анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе

оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития

(анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами

народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных

вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства

товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров

народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами

народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей

жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость

регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки

региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение

потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого

назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных

территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение

продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы,

транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.

В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо

выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого

анализа выделяют:

1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в

стоимостной оценке.

2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом

источников финансирования этих затрат.

5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли

промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность

природоохранных мероприятий.

Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые

характеризуют:

􀂃 Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с

потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.

􀂃 Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными,

лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические

показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.

􀂃 Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.

􀂃 Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и

переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые

образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на

предприятиях этих отраслей).

􀂃 Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим

основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая

оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и

достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и

внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки

регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-

сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона;

определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и

сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни,

сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и

умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения,

уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и

объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни

соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также

входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного,

медицинского, образовательного назначения.

Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся

показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.

возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом

анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории

валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории

региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие

на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории

региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие

регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Вопросы :

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.

Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль

в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?

При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы

социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание:

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного

характера:

а) Ограниченная емкость рынка.

б) Административные ограничения.

в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.

г) Неравенство стартовых условий.

2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:

а) Межрегиональная инфраструктура.

б) Финансово-кредитная инфраструктура.

в) Внешнеэкономическая инфраструктура.

г) Кооперативная инфраструктура.

3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:

а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически

опасных территорий, отраслей.

б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста

для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития

в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не

включает:

а) Складские помещения.

б) Здания и оборудование бирж.

в) Персонал торговых организаций.

г) Телекоммуникационные сети.

5.При определении степени социальной ориентации экономики региона:

а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа.

б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем

объеме производства.

в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура

безработицы.

г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования

экологически опасных территорий, отраслей.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Курсовая работа

по дисциплине

«Региональная экономика»

«Анализ социально-экономического развития региона»

Тула 2012г.

Введение

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

В решении данных задач нельзя обойтись без статистических данных. В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, ее регионов, отраслей экономики.

Статистическая информация используется для разработки экономической и социальной политики в субъекте, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации законов. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

Цель работы - анализ социально-экономического развития Ульяновской области.

Раздел 1. Общая характеристика региона

Ульяновская область - субъект Российской Федерации <#"justify">География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России <#"justify">Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть <#"justify">Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1 282 014 человек (в том числе горожан - 946 229, а сельчан - 335 785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./км²) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) - 73,8 % - 37 место по России .

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение <#"justify">Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот <#"justify">Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса «А»: «Ульяновск-Центральный <#"justify">Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона

1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона

Проведем анализ воспроизводственной структуры региона.

Рассмотрим динамику валового регионального продукта (табл.1; рис.1) и динамику ВРП на душу населения (табл.1; рис.2).

Данные показатели наиболее всеобъемлюще показывает экономическую деятельность региона.

Таблица 1 - Динамика ВРП

Ульяновская обл.200820092010ВРП, млн. руб.150 680,3154 247,4174 747,9ВРП на душу населения, руб.115 146,3118 489,1134 902,9ВРП по субъектам РФ на душу населения, руб.238 867,4225 547,2261 705,3

Рисунок 1 - Динамика ВРП

Рисунок 2 - Динамика ВРП на душу населения, руб.

Вывод: Динамика по абсолютному показателю ВРП и по показателю ВРП на душу населения в Ульяновской области за период с 2008 по 2010 год имела тенденцию к росту.

Ульяновская область является «средним» регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году и 9-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Объем ВРП на одного жителя Ульяновской области по итогам 2010 года составил 134 902,9 руб. на человека. По этому показателю область занимает 57-е место в России и 9-е место в ПФО. ВРП в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом (261 705,3 руб.). Данное отставание отчасти обусловлено достаточно высокой плотностью населения (29-е место в РФ), кроме того, в Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, а доля добычи полезных ископаемых значительно ниже средней доли по России. Рассмотрим структуру (табл.2; рис.5) ВРП Ульяновской области, динамику ее изменения (табл.2; рис.3), сравним со средним значением по РФ (табл. 2; рис.4).

Таблица 2 - Структура ВРП

Отрасли200820092010Руб.%% по РФРуб.%% по РФРуб.%% по РФ1.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство12205,108,14,611414,317,44,911009,126,34,22.Рыболовство, рыбоводство00,00,200,00,300,00,23.Добыча полезных ископаемых3616,332,49,93084,952,09,73669,712,110,54.Обрабатывающие производства32245,5821,419,326993,3017,517,136871,8121,117,75.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды7081,974,73,58946,355,84,311882,866,84,56.Строительство10999,667,36,912031,307,86,711708,116,76,97.Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-, мототранспорта, бытовых изделий 26519,7317,620,925913,5616,818,629182,916,719,48.Гостиницы и рестораны1054,760,71,1925,480,61,01048,490,61,09.Транспорт и связь20492,5213,610,022828,6214,810,424814,214,210,510.Финансовая деятельность452,040,30,7925,480,60,5524,240,30,611.Операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг11150,347,410,412494,048,111,714504,088,311,212.Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование9944,906,64,611722,807,65,512756,67,35,013.Образование5424,493,62,86786,894,43,56989,924,03,114.Здравоохранение и предоставление соцуслуг7081,974,73,58175,115,34,28038,44,63,815.Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг2410,881,61,62005,221,31,61747,481,01,4

Рисунок 4 - Сравнение структуры ВРП Ульяновской области с средним показателем по РФ в 2010 год

Рисунок 5 - Структура ВРП в 2010 году

Вывод: В течение анализируемого периода структура ВРП существенных изменений не претерпела.

По сравнению со средним показателем ВРП по России следует отметить превышение данного показателя в Ульяновской области по следующим отраслям:

·сельское хозяйство (превышение на 2,1%);

·обрабатывающее производство (на 3,4%);

·производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,3%);

·транспорт и связь (на 3,7%);

·государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (на 2,3%);

·образование (на 0,9%);

·здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 0,8%);

Отстают от среднего показателя по РФ:

·добыча полезных ископаемых (отставание на 8,4%);

·оптовая и розничная торговля (на 2,7%);

·операции с недвижимостью (на 2,9%);

В 2010 году более половины доли ВРП составляли обрабатывающие производства (21,1%), оптовая и розничная торговля (16,7%), транспорт и связь (14,2%).

Ульяновская область характеризуется высокой степенью промышленной ориентированности с преобладанием перерабатывающего сектора. Среди промышленных отраслей в Ульяновской области наиболее развитыми являются машиностроение и пищевая промышленность. В регионе традиционно хорошо развито автомобилестроение и производство автокомпонентов. Базовым предприятием отрасли является Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В Ульяновской области уже фактически функционирует авиационный кластер с базовым предприятием кластера - АВИАСТАР.

Важнейшим направлением развития экономики Ульяновской области является функционирование ядерно-инновационного кластера в Дмитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР) .

Следует отметить, что доля отраслей социальной сферы, прежде всего здравоохранения и образования превышают таковую долю в среднем по стране, что говорит об их достаточно высоком развитии.

2 Изучение отраслевой структуры экономики региона

Проведем анализ структуры производства основных видов промышленной (табл.3) и сельскохозяйственной продукции (табл.4).

население ульяновский регион экономика

Таблица 3 - Производство основных видов промышленной продукции в 2010 году

НаименованиеОбъем% от РФУльяновская обл.РФНефть добытая, тыс. т593,01505 0000,12Мясо и субрпродукты пищевые, тыс. т15,2523 9320,39Цельномолочная продукция, тыс. т89,94110 8870,83Масло сливочное и пасты масляные, тыс.т10,3252084,96Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, тыс. т105,9019 8000,012Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т65,5377 1440,92Пиво, кроме отходов пивоварения, тыс. дкл12 391,33983 0001,26Ткани - всего, тыс. м229 332,6773 355 0000,87Изделия трикотажные чулочно-носочные, тыс.пар12 112,557305 0003,97Трикотажные изделия, тыс.шт.7 562,357135 0005,6Лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, непропитанные, тыс. м3204,23719 2001,06Кирпич строительный, млн. условных кирпичей99,315 3031,87Станки металлорежущие, тыс. шт.0,01920,95Электроэнергия, млн. кВт∙ч3 204,9721 038 0000,31

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году

Вывод: наибольшую долю в общем объеме производства России из всех основных видов промышленной продукции в Ульяновской области занимают:

·трикотажные изделия (5,6%);

·масло сливочное и пасты масляные (4,96%);

·изделия трикотажные чулочно-носочные (3,97%);

Наибольшую долю в общем объеме производства основных сельскохозяйственной продукции составляют: зерно, сахарная свекла, подсолнечник.

3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона

Проведем анализ: динамики доходов на душу населения; соотношения душевых доходов и прожиточного минимума; динамики среднемесячной заработной платы; уровня и динамики общей безработицы (табл.5).

Таблица 5 - Уровень жизни населения

2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.9756,410790,812905,218881,3Реальные денежные доходы, % к предыдущему году107,299,6110,7104,7Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.10895,011731,413339,020952,2Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году111,597,5105,9105,2Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.4191,55672,17004,17593,9Реальный размер начисленной пенсии, в % к предыдущему году108,2125,8111,1112,2Прожиточный минимум, руб.4074441451645709Уровень официально зарегистрированной безработицы, %7,398,77,5Индекс потребительских цен, %114,1107,6110,6108,8

Вывод: уровень доходов населения Ульяновской области относительно невысок. За анализируемый период среднедушевые денежные доходы в месяц, среднемесячная номинальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий имели тенденцию роста. Однако их реальный размер, который наиболее точно по сравнению с номинальным свидетельствует насколько лучше или хуже стал жить человек показывает, что в 2009 году был спад (но реальный размер начисленной пенсии увеличился). Такая динамика объясняется, последствиями кризиса, это же и вызвало рост безработицы. Высокий показатель реального размера пенсии в данном году - результат поддержки государства, индексаций.

По итогам 2010 года денежные доходы населения области составили 12905,2 тыс. руб. на человека в месяц, что ниже, чем по России в целом (18881,3 тыс. руб.). В рейтинге регионов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» по уровню благосостояния российской семьи по итогам 2010 года Ульяновская область занимает 19 место (1 место «самый бедный» регион, 83- «самый богатый»). После затрат на прожиточный минимум у стандартной семьи Ульяновской области (двое взрослых и двое детей) остается на руках менее 6684 рубля .

При этом можно отметить, что доходы населения в 2010 году увеличились. По итогам 2010 года реальные денежные доходы населения Ульяновской области оставили 110,7% к уровню 2009 года. Этот показатель выше, чем по России в целом. Но и индекс потребительских цен в Ульяновской области выше, чем по России на 1,8%.

Область занимает 10-е место по показателю реальных денежных доходов среди всех субъектов РФ. Анализ показывает, что уровень бедности в Ульяновской области устойчиво снижается .

Уровень прожиточного минимума имел тенденцию роста, однако он ниже среднего по РФ.

Уровень безработицы в 2010 году остался на достаточно высоком уровне (8,7%), что выше чем по РФ на 1,2%.

Заключение

В работе представлены основные показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния отраслевой структуры региона. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся ситуации в регионе.

Ульяновская область является средним регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году.

Основные экономические показатели в регионе в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом.

В Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, в то время как в целом по стране объем производства ВРП в значительной степени зависит от добычи сырьевых ресурсов.

В 2010 году большинство экономических показателей Ульяновской области улучшились, причем по ряду из них темпы роста были на довольно высоком уровне. В частности, темпы роста реальных доходов населения и ряда других показателей в 2010 году были выше, чем по стране в целом.

Список литературы

1.Россия 2012: Стат. справочник, Росстат. - М., 2012.

2.Российский статистический ежегодник 2011: Стат.сб., Росстат. - Р76 М., 2011.

.Социально-экономическое положение России, Стат.сб., Росстат. - М., 2011.

.РИА-Аналитика/Центр экономических исследований: Социально- экономическое положение Ульяновской области. - Москва, 2011.

5. - «Ульяновская область»

. - официальный сайт: Губернатор и Правительство Ульяновской области, «Об Ульяновской области»

. - «Ульяновская область»

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач: оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды; изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков; оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики; раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе; оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры; оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка; анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

Выявление экспортных резервов производства; оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона; оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона. а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам: анализ общего уровня развития региона; анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала; анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов; проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни; оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства); оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценку финансового положения; анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

В процессе оценки ресурсных и демографических предпосылок регионального развития рассматриваются: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные, лесные, рекреационные ресурсы, экологический потенциал региона; структура трудовых ресурсов; численность населения в разрезе городской и сельской местности;

Основные возрастные группы; средняя продолжительность жизни; демографическая нагрузка занятых в хозяйстве; сложившиеся миграционные потоки; незанятость (безработица) населения; регулирование процесса воспроизводства населения.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др.

После завершения анализа производится определение масштабов и структуры территориального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования проводится в целях выявления тенденций, факторов, которые необходимо учитывать при определении перспектив развития, разработке политики по различным направлениям деятельности органов управления.
Ежегодно составляется прогноз социально-экономического развит™, включающий варианты сценариев развит и конкретные показатели поискового и целевого прогноза, а также плановые задан™, связанные с использованием бюджетных средств.
Для сбора информации используются «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образован™» (утверждена Госкомстатом РФ 1 сентября 1999 г.), а также паспорта городов и других поселений, хозяйствующих субъектов, учреждений.
Результаты анализа служат основой для выводов о способности муниципального образован™:
к устойчивому экономическому развитию;
созданию благопр™тных условий для жизнедеятельности населения, инвестиций, предпринимательства;
гарантировать социальные стандарты на уровне нормативов финансовых затрат на предоставление услуг.
В определенной части муниципальных образований предметом углубленного анализа могут быть вопросы устойчивости экономической базы, загрузки основных фондов, создания новых рабочих мест, состоян™ местного бюджета и муниципального долга, имея в виду, что предпосылки для решен™ наиболее острых проблем создаются на основе увеличен™ доходной части бюджета.
По отраслям материального производства анализируется состояние и динамика важнейших экономических параметров по предприятиям (объемы производства и реализации, темпы роста, кадры, финансовое положение и т.д.). В случаях выявлен™ депрессивно- сти производственная и инвестиционная политика муниципального образован™ направляется на поиск путей восстановлен™ предприятий, перепрофилирован™, освоения новых изделий с учетом по-требностей рынка.
Выпуск промышленной продукции определяется в натуральных единицах и в ценах производителей (оптовых ценах предприятий). Учитываются предусмотренные в программах развития промыш-
ленности субъекта РФ показатели по предприятиям на территории муниципального образования. Индекс физического объема промышленной продукции рассчитывается по методике, утвержденной Госкомстатом РФ. Выпуск в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акциза) определяется умножением отчетных данных об объеме производства на индексы физического объема.
При анализе состояния агропромышленного сектора выявляются тенденции и изменения в структуре сельскохозяйственного производства как в целом, так и применительно к развитию сельскохо-зяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств по их доле в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, уровню товарности и специализации. Кроме того, оценивается взаимодействие различных звеньев агропромышленного комплекса в области обеспечения сельскохозяйственной техникой и горюче-смазочными материалами, а также имеющиеся возможности сбыта, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, уровень продовольственной самообеспеченности муниципального образования и его возможностей по наращиванию производства и осуществлению внутренних (в пределах субъекта РФ) и внешних (других регионов России, стран СНГ, дальнего зарубежья) поставок сельскохозяйственной продукции. Составляется баланс спроса и предложения по видам продукции.
Оценка производства сельскохозяйственной продукции и сырья содержит показатели общего объема сырых продуктов растениеводства и животноводства, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений до плодоносящего возраста, изменение объема незавершенного производства в земледелии. Переработанные продукты растениеводства и животноводства в валовую продукцию сельского хозяйства не включаются.
Продукция сельского хозяйства исчисляется в сопоставимой оценке и в действующих ценах в целом по отрасли «Сельское хо-зяйство», включая продукцию растениеводства и животноводства по производителям сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств.
Объем производства сельскохозяйственной продукции по каждой категории хозяйств может определяться на основе имеющейся информации как в органах государственной статистики, так непосредственно у производителей. По общественным и фермерским (крестьянским) хозяйствам используются базисные, ежегодные отчеты, а по личным подсобным хозяйствам - по имеющимся в каждом районе выборочным обследованиям на основе нормативного метода.
Продукция сельского хозяйства в сопоставимой оценке исчисляется в ценах предыдущего года. Этот показатель используется
для характеристики динамики (увеличения, снижения) сельскохозяйственного производства.
Культуры и продукты, которые в расчетах стоимости валовой продукции в сопоставимых ценах не обсчитываются отдельной строкой, включаются в стоимость валовой продукции в суммарном выражении как прочая продукция. Стоимость прочей продукции сельского хозяйства определяется на основе данных за последний отчетный год с учетом предполагаемого изменения в производстве этих продуктов по отношению к продукции, исчисляемой прямым счетом.
Стоимость продукции в действующих ценах рассчитывается с применением индексов-дефляторов цен реализации на растениеводческую и животноводческую продукцию
Поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимы для государственных федеральных и региональных нужд, создания страховых фондов семян сельскохозяйственных культур, обеспечения собственных потребностей сельских товаропроизводителей в семенах, кормах, для продажи членам трудовых коллективов.
При этом учитываются объемы производства, предусмотренные в федеральных, отраслевых и региональных программах раз-вития агропромышленного производства, других экономических и социальных программах, направленных на снабжение населения продовольствием, а также для экспортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, согласно заключенным договорам и обязательствам.
Анализ развития транспорта осуществляется по показателям перевозок и полученных доходов, по грузовым, пассажирским перевозкам, подсобной транспортной деятельности (погрузочно- разгрузочным работам, эксплуатации складских помещений и др.).
Развитие малых и средних предприятий на территории муниципального образования оценивается с точки зрения объемов производства, числа созданных на них рабочих мест, эффективности производства, налоговых поступлений в местный бюджет.
Источником информации для анализа развития малого бизнеса и предпринимательства служат региональные и местные программы поддержки малого бизнеса, создания новых рабочих мест и содействия занятости населения и другие материалы. Одновременно принимаются во внимание те меры, которые предполагается предпринять для поддержки и развития малого бизнеса (совер-шенствование местной нормативной базы, предоставление помещений, ссуд и др.)
433
15 Экономика муниципального сектора
Предприятия малого бизнеса оказываются особенно перспективными на рынках товаров с высокой степенью локализации или
с ограниченной транспортабельностью. Исключительно локальный характер имеет рынок бытовых услуг, который тесно связан с увеличением доходов населения и ростом обеспеченности населения товарами длительного пользования: автомобилями, сложной бытовой техникой и т.п. Их техническое обслуживание и ремонт, как и изготовление по заказу отдельных товаров широкого потребления (одежды, обуви и др.) относится к безусловной прерогативе малого бизнеса.
Предпринимательство и малый бизнес обеспечивают эффективное функционирование и развитие предприятий и производств на рынке товаров, перевозка которых на большие расстояния нецелесообразна или даже невозможна, например цельномолочных продуктов, хлеба На рынке продукции, которая является более транспортабельной (му- комольно-крупяной, мясной и пивобезалкогольной отраслей), предприятия малой мощности - мини-пивоварни, коптильные и колбасные цехи - во многих случаях могут быть достаточно успешными.
Анализ оборота розничной торговли и общественного питания основан на данных организаций, для которых эта деятельность является основной, а также организаций других отраслей экономики, осуществляющих продажу населению потребительских товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В качестве источника информации используются данные сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также данные выборочных обследований малых организаций и вещевых, продовольственных и смешанных рынков с распространением полученных показателей на генеральную совокупность. Кроме того, эти показатели корректируются на объемы скрытой деятельности.
В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков.
Платные услуги населению измеряются суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплачивать может как сам потребитель, так и организация, в которой он работает, полностью или частично компенсируя или оплачивая расходы по потреблению им услуги. Расчет этого показателя осуществляется на основе данных, полученных от официально зарегистрированных предприятий и подсчета объема услуг, предоставленных физическими лицами.
Динамику оборота розничной торговли, продажу отдельных товаров и объема платных услуг характеризуют индексы физиче-
ского объема, исчисленные путем их сопоставления за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индексов потребительских цен.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления, измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в некоторый период к его стоимости в другом периоде.
В набор наблюдаемых товаров и услуг включены более 400 товаров (услуг)-представителей. Наблюдение за ценами и тарифами проводится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.
Приобретение товаров и услуг определяется покупательной способностью денежных доходов населения.
Анализ развития жилищно-коммунального хозяйства основывается на оценках показателей, характеризующих наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, жилишные условия населения, производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, видами благоустройства.
Информационной базой для анализа служат данные статистической отчетности и выборочных обследований, получаемые в це-лом по стране и ее регионам, по городской и сельской местности, по формам собственности. При этом основная сложность заключается в учете и регулировании в соответствии с федеральным и региональным законодательством и нормативными актами.
Участие органов местного самоуправления в рамках отведенной им компетенции позволяет в какой-то мере снизить нагрузку, связанную с повышением уровня оплаты населением жилищно- коммунальных услуг, что предполагает поиск источников для субсидирования отдельных категорий населения.
15*
435
Показатель численности населения, имеющего право на субсидии по платежам за жилищно-коммунальные услуги с учетом их среднедушевого дохода определяется на основе учета федеральных и региональных стандартов, устанавливающих максимально допустимую долю расходов на жилье и коммунальные услуги в доходах семьи, и определения различных категорий граждан, на которые будут распространяться субсидии. Необходимо учитывать также возможности введения дополнительных льгот при оплате этих услуг на муниципальном уровне.
Для анализа отрасли здравоохранения используются количественные и качественные данные о развитии систем здравоохранения: сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их разме-щение, состояние и оснащенность; врачебный, средний и младший медицинский персонал; заболеваемость по основным классам болезней, смертность по основным классам причин.
На муниципальном уровне рассчитываются показатели: обеспеченность населения больничными учреждениями, амбулаторно- поликлиническими учреждениями, медицинскими кадрами, уком-плектованность учреждений медицинскими кадрами, уровень заболеваемости населения.
В контингент больных включается совокупность всех больных данной болезнью, обратившихся в амбулаторно-поликлинические учреждения, как в текущем, так и в предыдущие годы и состоящих на учете на конец отчетного года. Степень распространения заболевания представляет собой отношение численности всех больных данной болезнью, состоящих на учете медицинских уч-реждений на конец года, к численности постоянного населения на конец года (в расчете на 100 тыс. населения).
Разработка данных о заболеваемости населения осуществляется на основе Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Анализ развития образования включает определение показателей, отражающих деятельность дошкольных, общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования.
Отчетность содержит информацию о количественных и качественных изменениях по каждому из уровней образования: число учебных заведений, характеристики контингента обучающихся, приема и выпуска специалистов, оценки эффективности процесса обучения, численность и состав преподавательского персонала, характеристики материально-технической базы учебных заведений и т.д.
В численность учащихся, посещающих дневные общеобразовательные учреждения, входят лица, обучающиеся в начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждениях, а также обучающиеся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, необходимо иметь данные о числе мест в общеобразовательных школах.
Показателем качества работы дневных общеобразовательных школ, в частности, служит сменность. Сменность работы школ выражается удельным весом школ, работающих в одну, две, три смены, а также удельным весом численности учащихся, занимающихся в первой, второй и третьей сменах. Наполняемость классов также относится к показателям качества работ общеобразовательных школ.
Выпуск специалистов из высших и средних специальных (профессиональных) учебных заведений в расчете на 10 тыс. населения определяется отношением числа выпускников к среднегодовой численности наличного населения данного года.
Анализ развития культуры базируется на показателях, отра-жающих работу учреждений культуры и искусства: библиотек, учреждений культуры клубного типа, театров, кинотеатров (киноустановок), музеев, концертных организаций, памятников истории и культуры и т.п. Система показателей характеризует основные направления деятельности этих учреждений, состояние их материально-технической базы, численность и состав работников культуры. Рассчитывается обеспеченность массовыми, общедоступными (публичными) библиотеками, клубными учреждениями и т.д.
Аналогичные показатели обеспеченности могут быть рассчитаны отдельно по театрам, кинотеатрам, музеям и др., а также в целом по культурно-досуговым учреждениям муниципального образования.
Социальная защита населения включает: минимальные социальные гарантии, социальное страхование, социальные трансферты, предоставление гражданам льгот, субсидий, дотаций, пенсионное обеспечение, социальная помощь гражданам пожилого возраста, инвалидам (взрослым и детям) и детям, оставшимся без по-печения родителей, малообеспеченным семьям.
Основные действующие нормы в области социальной защиты закреплены федеральным и региональным законодательством. На муниципальном уровне отслеживается выполнение законодательства и действующих на их территориях федеральных целевых программ, а также по мере возможностей местного бюджета предусматриваются дополнительные эффективные меры с учетом особенностей условий жизни на местах.
Минимальные социальные гарантии - это денежные выплаты, получение которых гарантировано населению государством в случаях, предусмотренных действующим законодательством К ним относятся минимальные размеры оплаты труда, пенсии, стипендии, пособия. Расчет этих показателей базируется на законодательстве с учетом возможных изменений. Основная функция местных органов самоуправления - не допускать нарушений в выплатах.
Поступление и расходование средств государсі венных внебюджетных социальных фондов, источниками которых являются Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, минеш от действующего законодательства и вносимых в него и менений.
К социальным трансфертам относится передача ресурсов, главным образом, в денежной форме, государственными и нском-
мерческими организациями (благотворительными, профсоюзными, религиозными и т.п.) населению без возмещения или компенсации.
К дотациям на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам выплаты в соответствии с действующим законодательством в виде льгот и субсидий, а также оплата жилья (ремонта жилья) из средств предприятий и организаций. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг - адресная социальная помощь, которая предоставляется гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы плошади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода и действующих льгот.
Льгота по оплате жилья и коммунальных услуг - скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством).
Развитие инфраструктуры, связанной с мерами социальной защиты проживающего на территории муниципального образования населения охватывает центры социального обслуживания (в том числе муниципальных), дома-интернаты для престарелых и инвалидов (взрослых), дома-интернаты для детей-инвалидов, отделения социальной помощи на дому, дома ребенка, детские дома, детские дома-школы, дома-интернаты для детей, школы- интернаты общего типа.
Контингент граждан, нуждающихся в социальной защите, включает: численность граждан, обслуживаемых в центрах социального обслуживания, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (в том числе по категориям - инвалиды, одинокие престарелые граждане и др.), численность инвалидов, прошедших профессиональное обучение.
Анализ состояния окружающей среды проводится по видам экологических систем с акцентом на возможности сохранения, восстановления, улучшения: земли, ее недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, животного мира, природных заповедников и национальных парков. Учитываются участие в целевых программах федерального и регионального уровня, дополнительные мероприятия, проводимые на муниципальном уровне. Оценка проводится по следующим показателям:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ - поступление в атмосферный воздух загрязняющих (оказывающих неблагоприятное действие на здоровье или деятельность населения, на окружающую природную среду) веществ от стационарных
или передвижных источников выбросов. Учет выбросов загрязняющих атмосферу веществ ведется как по веществам в разном агрегатном состоянии, так и по отдельным веществам (ингредиентам);
объем водопотребления - использование водных ресурсов (включая морскую воду), забранных из различных источников для удовлетворения хозяйственных нужд. Сюда не включается оборотное водопотребление, а также повторное использование сточной и коллекторно-дренажной воды;
оборотное и последовательное использование воды - объем экономии забора свежей воды за счет применения систем оборотного и повторного водоснабжения, включая использование сточной и коллекторно-дренажной воды. К оборотному использованию не относится расход воды в системах коммунального и производственного теплоснабжения;
объем сброса загрязненных сточных вод - производственных и бытовых (коммунальных) стоков, сброшенных в поверхно-стные водные объекты без очистки (или после недостаточной очистки) и содержащих загрязняющие вещества в количествах, превышающих утвержденный предельно-допустимый сброс. Сюда не включаются коллекторно-дренажные воды, отводимые с орошаемых земель после полива;
очистка сточных вод - обработка сточных вод в целях извлечения, удаления, нейтрализации содержащихся в них загрязняющих примесей до установленных нормативов. Для очистки сточных вод применяют различные методы: механический, физико-химический, биологический.
Анализ инвестиционного потенциала муниципального образования ведется по направлениям и секторам экономики (динамика ввода основных фондов, источники инвестиций, характеристика инвестиционной активности промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности и т.д.), анализируются также и тенденции в инвестиционной сфере. При этом учитываются реальные возможности муниципального образования в инве-стиционной сфере, а также роль федеральных, региональных и местных инвестиционных программ.
Масштабы инвестиционной деятельности анализируются по направлениям, источникам инвестиционных средств (из собственных средств предприятий, находящихся на территории муниципального образования, средств местного бюджета, средств бюджетов других уровней, внебюджетных фондов, заемных и прочих источников), инвестиционным намерениям предпринимателей.
В строительной отрасли проводится анализ:
строительно-монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектно-изыскательских и прочих строительных работ,
осуществляемых подрядным и хозяйственным способами, включая строительный подряд по заказам населения;
индивидуального строительства населения, осуществляемого собственными силами.
Для оценки совокупного инвестиционного ресурса как предельной суммы собственных средств муниципального образования, направляемых на воспроизводство основного капитала, помимо амортизации необходимо учесть часть инвестируемой прибыли, затраты на текущий и капитальный ремонт основных средств.
Источником информации может служить форма федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)».
Оценки реальных ресурсов на муниципальном уровне (в части формируемых за счет амортизационных средств), которые могут быть использованы в качестве собственных инвестиционных ресурсов для воспроизводства основного капитала, базируются на информации статистического наблюдения с обязательным дополнением анализа незавершенного строительства, степени готовности строительного задела и инвестиционных программ потенциальных инвесторов (целевых программ различных уровней).
В развитии муниципального образования определяющую роль играют финансовые ограничения.
При анализе финансового положения муниципального образования рассматриваются показатели:
динамика валового муниципального продукта с учетом темпов инфляции;
структура доходов и расходов местного бюджета;
сбалансированность местного бюджета;
степень дотационности и зависимости бюджета муниципального образования от финансовой помощи из бюджетов вышестоящих органов власти.
На основании анализа можно выделить следующие группы муниципалитетов:
самодостаточные - покрывают свои расходные обязательства полностью за счет собственных доходных источников, высокие темпы роста валового муниципального продукта;
дотационные - получают финансовую помощь из бюджетов других уровней на покрытие своих расходных обязательств; нет просроченной задолженности; муниципальный продукт в реальном выражении растет;
депрессивные - большая часть бюджетных доходов формируется за счет финансовой помощи бюджетов других уровней; есть просроченная кредиторская задолженность; муниципальный продукт в реальном выражении уменьшается.
Результаты социологических исследований используются в целях учета мнения населения по наиболее актуальным проблемам уровня и качества жизни в конкретном муниципальном образовании.
Таблица 7.1. Показатели производственно-финансового состояния и перспектив развития муниципального предприятия\r\nПоказатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка) 2007 г. (прогноз)\r\nСреднегодовая численность работающих на предприятии Производство продукции в натуральном выражении (по основной номенклатуре), в том числе: на экспорт Объем производства в стоимостном выражении (без НДС и акциза) на оцениваемый год, тыс. руб. Темп роста к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % Балансовая стоимость основных фондов, тыс. руб. Износ основных фондов, % Объем инвестиций (в основной капитал), всего, тыс. руб. в том числе:
финансируемые за счет собственных средств предприятия из них: из прибыли из амортизации
финансируемые за счет бюджетных средств в том числе:
из средств местного бюджета из средств бюджета субъекта РФ (в том числе по региональной инвестиционной программе) из средств федерального бюджета (в том числе по федеральной инвестиционной программе) финансируемые за счет прочих при-влеченных средств
из них: кредитов банков средств внебюджетных фондов Ввод в действие производственных мощностей, годовой выпуск продукции в натур, единицах \r\n
\r\nПоказатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. (оценка) 2007 г. (прогноз)\r\nСоздание дополнительных рабочих мест, единиц Фонд заработной платы Прибыль (убыток)
Дебиторская задолженность, в том числе просроченная Кредиторская задолженность, в том числе просроченная \r\n

Региональное социально-экономическое развитие России в последние годы в значительной степени сохранило черты, приобретенные с начала периода коренных политических и экономических преобразований в стране.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, снижение уровня жизни, нарастание безработицы происходит во всех без исключения регионах страны. Повсеместно наблюдается обострение социальных проблем, ухудшение криминогенной обстановки и экологической ситуации.

В 1996 г. признаки стабилизации экономики еще себя не проявили ни в одном регионе. Это особенно заметно в финансовой сфере и материальном производстве. Сегодня создаются условия, при которых можно предположить, что происходит накопление потенциала позитивных явлений в хозяйственном механизме, появление класса собственников, укрепление рыночных институтов, приспособление к потребностям мирового рынка. Однако положение на подавляющем большинстве территорий остается тяжелым и неустойчивым, а иногда просто бедственным. Вместе с тем, как показали выборы Президента России (июль 1996 г.), в стране удалось избежать политической дезинтеграции. Усиление центральной власти, формирование четких вертикальных структур ее исполнительной ветви стало важнейшим стабилизирующим фактором.

В основном устранены административные преграды на путях перемещения товаров и капиталов между регионами России. Тем самым созданы необходимые условия для развития хозяйственных связей, упрочения единого экономического пространства и нормализации экономической жизни регионов.

Расширившиеся возможности государственного воздействия на ход регионального развития используются, однако, далеко не в полной мере. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что на смену политическим амбициям местных элит, разрывавшим Россию, приходят устойчивые тенденции к экономической и политической интеграции, созданию единого государства. Пока указанные тенденции не превратятся в устойчивую реальность, эти противоречия будут тем острее, чем сильнее будет различаться экономическая и социальная ситуация по регионам России. Они будут тем опаснее, чем меньше для них будут значить связи с другими территориями страны.

Простые сопоставления и более точные методы математической статистики свидетельствуют о том, что по мере продвижения реформ межрегиональная дифференциация производства и потребления не только не снижается, но и несколько возрастает. Глубже становится различие между относительно благополучными и бедствующими территориями.

Спад промышленного производства по регионам России, не охваченным межрегиональными конфликтами, за 1992-1996 гг. колебался от 6 до 75%. Разброс снижения объемов сельскохозяйственного производства по территории России менее заметен, но также достаточно существенен. Уровень среднедушевых денежных доходов населения имеет шестикратную региональную амплитуду колебаний, уровень безработицы - почти пятидесятикратную.

Схема размещения регионов, в различной степени испытывающих трудности переходного периода, представляет собой достаточно пеструю картину. Территории одного таксономического ранга не составляют, как правило, замкнутых образований, а бедствующие регионы соседствуют с относительно благополучными. Примеры тому - Ивановская и Московская области, Алтайский край и Омская область, Удмуртская Республика и Республика Татарстан. Такое положение усиливает социальную напряженность и существенно усложняет выработку и проведение обоснованной региональной политики.

Территориальные диспропорции, возникшие за годы централизованного планирования и лишь приглушенные специфической системой цен и прямым перераспределением

национального богатства, со всей очевидностью проявили себя при переходе к рынку. Регионы России показали различную подготовленность к быстрому развертыванию рыночных отношений и их включению в мирохозяйственные связи. С позиций территориальных и отраслевых сдвигов тяжесть конкуренции мирового рынка стала более весомым фактором, нежели новые приоритеты внутреннего российского рынка. Если внутренний рынок требовал повышения доли перерабатывающих отраслей и прежде всего отраслей, ориентированных на выпуск товаров народного потребления, то мировой рынок, выставляя качественную продукцию обрабатывающей промышленности, предъявил спрос на сырье и полуфабрикаты. Переход к почти открытой конкуренции, произошедший вследствие распада Союза ССР и вынужденного установления «прозрачных» границ, выявил неспособность отечественных товаропроизводителей предоставить потребителю дешевые и качественные товары, соответствующие мировым стандартам.

Продукция обрабатывающих отраслей мировых товаропроизводителей, по мере становления соответствующей инфраструктуры, к середине 1993 г. захватила рынки ряда приграничных областей и Москвы, а затем стала продвигаться в глубь России. В 1994 г. процесс ее проникновения на российский рынок в целом был завершен. В результате уровень производство обрабатывающих отраслей продолжал быстро падать. В то же время продукция добывающих отраслей отечественной промышленности продолжает пользоваться спросом в основном иностранных потребителей.

Подобные структурные изменения непосредственно отразились на положении регионов, специализирующихся на добыче или переработке природного сырья. За 1992-1995 гг. Брянская, Московская, Владимирская, Челябинская и многие другие области и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью утратили до 55-70% своего производства. Крайне неблагоприятно на положении целого ряда регионов сказалось резкое снижение объемов оборонных заказов и уменьшение экспорта оборонной продукции. От этого серьезно пострадали Москва и Московская область, Удмуртская Республика, Тульская, Свердловская, Челябинская и другие области.

Особенно тяжелым оказалось положение в Ивановской области, где высок удельный вес текстильной промышленности, в значительной мере вытесненной с российского и внешнего рынков. Здесь отмечается один из наиболее низких показателей денежных доходов на душу населения, как нигде высока безработица.

В сторону ухудшения ситуации действовал ценовой фактор. Спад в обрабатывающих отраслях во многом определил сложную обстановку в Псковской, Костромской, Владимирской, Курганской областях.

В значительно лучшем положении оказались территории, богатые природными ресурсами и прежде всего запасами полезных ископаемых - нефти, газа, алмазов, золота. Поставки сырья на внешние рынки позволили снизить в них остроту кризисных явлений.

Не столь заметны негативные проявления и на территориях с благоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями - в Белгородской, Тульской, Липецкой, Орловской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Это обусловлено как сравнительно низкими темпами сокращения производства в сельском хозяйстве, так и более низкими ценами на продукты питания в этих регионах, что компенсирует относительно невысокие денежные доходы населения.

Структурная перестройка производительных сил, которая могла бы сгладить отрицательные последствия перехода к рыночным методам хозяйствования, сдерживалась из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на строительную продукцию, низкой инвестиционной активности.

Производственные капитальные вложения, направляемые на развитие действующего производства, лишь стимулировали процесс усиления сложившихся территориальных диспропорций.

В том же направлении действовали иностранные инвесторы, вкладывавшие средства в разработку природных ресурсов. Недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, зачаточное состояние, в котором находится рынок жилья, также способствовали межрегиональным диспропорциям.

Единственной привлекательной для инвестиций и бурно развивающейся сферой стала инфраструктура рынка, практически отсутствовавшая в стране в начале реформ. Размещение инфраструктурных отраслей до настоящего времени носит точечный характер и сосредоточивается в крупных городах -Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Безусловное лидерство здесь принадлежит московской агломерации, где созданы крупнейшие банки, страховые компании, биржи, торговые дома. Благодаря развитию инфраструктурных отраслей в крупных городах удалось подавить негативные последствия спада промышленного производства, создать новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Это послужило фактором,

стабилизирующим ситуацию в наиболее важных точках России. Процесс становления инфраструктуры рынка далеко не закончен и в дальнейшем следует ожидать ускорения темпов ее развития в средних и малых городах.

Сокращение бюджетных возможностей федерального правительства способствовало снижению прямой и косвенной поддержки традиционно отсталых регионов страны, что еще ухудшило их положение. Республики Мордовия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Чувашия и ряд других пополняют число бедствующих районов России. Наконец, наиболее тяжелое положение складывается в очагах национальных конфликтов и вооруженных противостояний. При этом затрагиваются интересы соседних территорий, где нарастает тяжесть криминогенной ситуации. Без разрешения таких конфликтов в предгорных республиках Северного Кавказа нельзя ожидать улучшения обстановки в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье.

Отнесение некоторых регионов России к отсталым только на основании сегодняшнего уровня социально-экономического развития не только достаточно условно, но и зачастую носит конъюнктурный, часто политический характер. К примеру, первые попытки определения отсталости регионов по ряду социальных и экономических показателей привел буквально к «всплеску» доказательств (писем, просьб региональных администраций в адрес Правительства Российской Федерации) о бедственном положении населения и необходимости государственной поддержки этих регионов.

Следует заметить, что состав групп существенно меняется во времени из-за крайне неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. Периодическая нехватка топлива и отдельных продуктов питания, ценовые всплески, остановки крупных предприятий, перебои с выплатой заработной платы, неритмичность работы транспорта стали обыденной реальностью во всех регионах страны. Чрезвычайные или близкие к чрезвычайным ситуации провоцируются несовершенством нового хозяйственного механизма, нехваткой опыта государственного регулирования рынка, а также высокой степенью изношенности основных фондов. Далеко не всегда регионы в состоянии собственными силами преодолеть возникшие трудности, а помощь федеральных властей зачастую оказывается недостаточно масштабной и запоздалой.

Характерной тенденцией территориального развития,

заслуживающей пристального внимания, стала нарастающая экономическая обособленность региональных рынков. Об этом

свидетельствует высокий территориальный разброс цен и различная товарная насыщенность этих рынков. Даже столь высоко транспортабельный товар как деньги имеет существенно различную цену в регионах России. Так, размеры ставок по кредитам колебались от 124% в Москве до 165% в Приморском крае. Свою роль в этом процессе в начале реформ играли административные барьеры, затем межрегиональные связи сдерживались из-за неразвитости соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.

Значение последнего фактора еще сказывается до настоящего времени, однако, на первый план стал выступать другой фактор -транспортный. Рост транспортных тарифов в 1994-1996 гг. привел к увеличению доли транспортных расходов в цене приобретаемых материально-технических ресурсов с 4,3% до 14,9%. Это резко снижает возможности региональной специализации, ведет к сложной перестройке региональных комплексов в направлении большей самообеспеченности. В дальнейшем следует ожидать формирования в приграничных районах Европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока специфических рынков, ориентированных на связи с сопредельными государствами. Эти процессы уже активно охватывают районы Дальнего Востока, развиваются в Калининградской, заметны в Ленинградской и Ростовской областях. Рост транспортных тарифов крайне негативно сказывается на удаленных от потребителя территориях Сибири, которые специализируются на выпуске грузоемкой продукции.

Таким образом, социально-экономическое положение регионов России в целом характеризуется:

Сохранением глубоких региональных различий в уровне социально-экономического развития и темпах проведения экономических реформ;

Нестабильностью хозяйственной сферы в отдаленных, высокоспециализированных и малых по масштабам регионах;

Нарастанием обособленности региональных хозяйственных комплексов;

Появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и в крупных городах на фоне общего ухудшения социально-экономической обстановки в большинстве регионов России.

В интересах улучшения экономической и социальной ситуации в России и ее регионах целесообразно.

Новое на сайте

>

Самое популярное