Домой Полезные советы Внешняя инфраструктура. Развитие инженерной инфраструктуры

Внешняя инфраструктура. Развитие инженерной инфраструктуры

Производственная инфраструктура. Инфраструктура - от­носительно новое понятие в экономической литературе. Ее выделе­ние было обусловлено быстрым ростом и усложнением сфер мате­риального производства и социального развития стран. Производ­ственная инфраструктура - это такая подсистема хозяйства, которая создает и реализует общие условия для функционирования производства и жизни населения, в равной степени необходимые для деятельности всех сфер общественного производства.

В состав производственной инфраструктуры обычно включают­ся следующие основные подсистемы:

транспорт всех видов, функционирующий в сфере обращения, и внешний промышленный транспорт, включая ЛЭП и другие устрой­ства, связанные с передачей и распределением электроэнергии;

информационно-коммуникационная система, связь;

система обеспечения производства материальными ресурсами; складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, водоснабжение;

инженерная инфраструктура, включая все виды инженерного обес­печения и городской транспорт;

природоохранная инфраструктура;

рекреационная инфраструктура.

Географические аспекты исследования производственной инф­раструктуры особенно важны в силу ярко выраженной террито­риальности ее развития и функционирования. Территориальный аспект развития производственной инфраструктуры заключается в специфическом характере размещения и пространственной организации ее материально-технической базы. Он обусловлен как ролью, местом и функциями отраслей инфраструктуры в территориальной структуре хозяйства, так и их технико-экономическими особенно­стями.

Выделение производственной инфраструктуры в группу относи­тельно обособленных отраслей связано с резкой интенсификацией территориального разделения труда, что подняло на совершенно новую ступень проблему объединения пространственно разобщен­ных элементов воспроизводственного процесса.

Как одна из четырех подсистем территориальной структуры хозяйства,* производственная инфраструктура выполняет уни­кальную функцию в ее формировании. Она обеспечивает обмен, служит материальной базой осуществления пространственных экономических связей, связующим звеном между прочими ком­понентами территориальной структуры, «сосудистой» системой хозяйственного организма, обеспечивает сохранение созданного производственного потенциала и продукции, что в конечном счете равнозначно ее увеличению. Развитая производственная инфра­структура обусловливает вовлечение в сферу материального про­изводства производительных сил новых районов, повышение тер­риториальной и социальной мобильности населения. Поэтому она выступает как фактор, организующий экономическое простран­ство, обеспечивающий дальнейшую реализацию географическо­го разделения труда. Без определенного уровня развития инфра­структуры невозможно или затруднено освоение и заселение не­обжитых территорий. Но уже экономически развитая инфраст­руктура создает эффект обратной связи, привлекая на данную территорию новые предприятия, расширяя пределы эксплуата­ции природных ресурсов, развития обрабатывающей промышлен­ности, придавая важный импульс притоку населения.

В бывшем СССР роль инфраструктуры в формировании террито­риальной структуры хозяйства недооценивалась, ей отводилась пас­сивная роль, а уровень ее развития ставился в полную зависимость от масштабов производственного потенциала. Это привело к изве­стным территориальным диспропорциям и значительным народно-хозяйственным потерям. Важнейшим условием комплексного развития района (особенно нового освоения) является опережающее раз­витие производственной инфраструктуры.

Несмотря на пристальное внимание, уделяемое производствен­ной инфраструктуре со стороны науки и практики, еще есть опреде­ленные разночтения в вопросе о содержании понятия «производст­венная инфраструктура». Так, в ряде экономических работ до сих пор под производственной инфраструктурой понимается «совокуп­ность инженерных, агромелиоративных и других сооружений, обеспе­чивающих нормальное функционирование всего комплекса производ­ства в пределах определенной территории». В другой работе инфра­структура определяется «как сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем...». При этом понятие «производственная инфраструктура» неоправданно сужается и сводится, по существу, к базовому, фондовому компоненту этой группы отраслей - очень важному, но все же не единственному. В инфраструктурной системе, особенно транспортной, можно выделить стационарную составляю­щую (коммуникации, постоянные устройства и др.) и динамичную составляющую (подвижной состав и другая аппаратура, эксплуата­ционные и управленческие методы реализации связей, освоения по­токов). Именно динамичная составляющая производственной инф­раструктуры реализует потребности народного хозяйства и обще­ства в целом в разного рода связях.

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,% 1,8 раза 3% 2,1 раза 3,5% 2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году 2,4 раза 25% 14% 3,6 раза 30-31% 15% 4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году 13,2% 13,3% 12,7% 16,9% 11,1% 17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза 7,9% 2,4 раза 6,7% 2,6 раза 6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.

Сегодня и в обозримой перспективе транспортная, инженерная, информационная, а также социальная инфраструктуры становятся главным ресурсом развития города, условием повышения его конкурентоспособности, социальной и инвестиционной привлекательности.

Инфраструктура, являясь базой для обеспечения нормальной жизнедеятельности города Улан-Удэ, напрямую оказывает влияние на социальное благополучие населения и пространственное развитие территории города.

Основные элементы инфраструктуры жизнедеятельности:

инженерная инфраструктура (системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.)

энергообеспечение, с учетом политики эколого- и ресурсосбережения;

деятельность транспортной системы города.

Инженерная инфраструктура города включает системы: водоснабжения, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, теплоснабжения, электроснабжения.

Цели в области развития инженерной инфраструктуры города:

обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и теплоснабжения потребителей;

повышение качества работы систем инженерного обеспечения с учетом возрастающих требований к охране окружающей среды и здоровья человека;

эффективное использование инженерных и территориальных ресурсов с учетом широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;

Задачами перспективного развития инфраструктуры комплекса являются:

реконструкция и модернизация водопроводных сооружений и системы водопроводных сетей;

обеспечение стабильной и безаварийной работы системы транспортировки питьевой воды и стоков с созданием оптимального резерва пропускной способности коммуникаций и сооружений;

увеличение энерго- и теплогенерирующих мощностей в соответствии с приростом нагрузок по потреблению электрической и тепловой энергии;

обеспечение полного охвата застроенной части города системами централизованной хозяйственно-бытовой и дождевой канализации;

развитие и расширение схем отвода сточных вод на реорганизуемых производственных территориях с включением их в единую городскую систему;

достижение нормативного уровня очистки хозяйственно-бытовых и поверхностных стоков.

Развитие источников тепловой энергии и тепловых сетей города с учетом перспективы строительства жилого фонда и социальных объектов города, повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей города, улучшение экологической ситуации в городе.

Обеспечение развития строительства на территории результаты г. Улан-Удэ, в том числе объектов социального назначения и жилья. Повышение качества и надежности работы систем теплоснабжения. Улучшение экологической ситуации в микрорайонах, где расположены котельные.

Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры предусматривают:

развитие теплосетевого хозяйства города Улан-Удэ путем реконструкции, модернизации источников тепла - ТЭЦ-2 и котельных, техперевооружения существующих насосных станций и строительства новых ПНС, увеличение пропускной способности теплотрасс;

увеличение тепловой мощности источника ТЭЦ-2 до 285 Гкал/ч;

увеличение присоединяемой нагрузки от котельных п. Заречный, «Юго-Западная»;

увеличение пропускной способности теплотрасс города;

перекладка водопроводных сетей в Железнодорожном, Советском и Октябрьском районах города общей протяженностью 6,3 км со сроком эксплуатации от 28 до 50 лет;

развитие и новое строительство системы коммунальной инфраструктуры левобережной части г. Улан-Удэ - обеспечение качественной питьевой водой жителей пос. Солдатский;

замена существующих канализационных сетей с износом от 23 до 40 лет на современные, износостойкие полиэтиленовые, с увеличением пропускной способности и технической надежности.

Целью в энергосбережении и повышении энергетической эффективности является повышение качества жизни населения и обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ.

Основные задачи

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях, в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, в энергетике, в промышленности, на транспорте, в строительстве, в системе наружного освещения,

снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энергосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов;

создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований на территории г. Улан-Удэ;

создание условий для привлечения инвестиций в целях внедрения энергосберегающих технологий;

развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;

внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях, осуществляющих деятельность на территории г. Улан-Удэ;

обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов и организация ведения топливно-энергетических балансов;

уменьшение удельного потребления энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;

снижение потерь в электро- и теплосетях, а также в сетях водоснабжения;

развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

популяризация энергосбережения в г. Улан-Удэ.

Основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:

проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;

создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;

разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.

Критериями достижения поставленных целей и задач станет:

снижение расходов бюджета г. Улан-Удэ за пользование энергетическими ресурсами не менее 40% по отношению к 2009 году;

увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% по отношению к 2009 году;

снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов не менее 20 - 30% по отношению к 2009 году;

снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем не менее 15 - 25% по отношению к 2009 году.

Долгосрочной целью в сфере развития транспортной инфраструктуры является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, за счет развития дорожного строительства, транспортного обслуживания населения являются развитие дорожно-транспортной системы, создание благоприятных условий для предоставления транспортных услуг населению, повышение объема и качества транспортных услуг, оказываемых населению города Улан-Удэ.

Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих задач:

сохранение и постепенное повышение уровня внутренней транспортной доступности региона с учетом реально сложившегося распределения местных сообщений между видами транспорта;

повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

развитие узловых объектов транспортной инфраструктуры города повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

модернизация подвижного состава городского пассажирского транспорта;

совершенствование организации управления городским пассажирским транспортом;

повышение эффективности функционирования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

строительство и реконструкция инженерных сооружений городского транспорта;

оптимизация маршрутной сети и диспетчерский учет городского пассажирского транспорта;

снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Комплекс мероприятий для решения поставленных задач включает развитие воздушного транспорта, транспортно-логистического комплекса, дорожного хозяйства.

Воздушный транспорт. В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» будет осуществляться модернизация всего комплекса международного аэропорта г. Улан-Удэ «Байкал» для повышения его конкурентоспособности, создания на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа.

Основным объектом реконструкции являются удлинение и реконструкция взлетно-посадочной полосы со строительством магистральной рулежной дорожки и расширением существующих перронов для приема всех типов воздушных судов, в том числе судов, относящихся к малой авиации. Развитие инфраструктуры аэропорта планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства.

Транспортно-логистический комплекс. Развитие транспортно-логистического комплекса предполагает создание в аэропорте г. Улан-Удэ пограничной и таможенной инфраструктуры и создание мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в г. Улан-Удэ, выполняющего функции логистического, распределительного, сервисного и делового центра.

Создание в г. Улан-Удэ транспортно-логистического комплекса усилит геополитическую позицию Российской Федерации и Республики Бурятия в Монголии, Китае и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Байкальского региона это станет дополнительным импульсом социально-экономического развития.

Реализация данных мероприятий позволит значительно повысить пропускную способность транспортной системы города Улан-Удэ на наиболее перспективных направлениях развития международных экономических отношений, оптимизировать товарные потоки, обеспечить удобство для пассажиров а также усилить роль Улан Удэ не только как транспортного узла Забайкалья, но и как важного узлового элемента в международном транспортном коридоре в Монголию и Китай.

Дорожное хозяйство. Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, модернизацию технических средств дорожного регулирования, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Что это такое?

Инфраструктура - это комплекс основных сооружений, которые поддерживают повседневную жизнь и экономическое активность в общине. Включает в себя дороги, системы электро- и водоснабжение, телекоммуникационные системы, а также общественный транспорт.

Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

Однако инфраструктура важна не только для обеспечения повседневного комфорта. Она играет ключевую роль в снижении уровня нищеты. Инфраструктура повышает производительность и улучшает качество жизни в общине. По дорогам люди могут добраться до рынка, школы или медицинского учреждения. Чистая вода необходима для жизни и здоровья. Надежные системы электроснабжения позволяют предприятиям и потребителям экономить на инвестировании в резервные или более дорогостоящие альтернативные системы, а также освобождают женщин и детей из сельских районов от трудоемкого сбора дров. Широкое распространение доступного телекоммуникационного и транспортного обслуживания позволяет создавать новые рабочие места и ускорять экономический рост.

Вот только несколько примеров того влияния, которое оказывает развитие инфраструктуры на общину:

  • В Индии строительство дорог позволило повысить общий объем продукции, выпускаемой в сельских регионах, на 7%.
  • В Коста-Рике осуществление проекта по электрификации сельских районов имело своим результатом увеличение количества основных предприятий с 15 до 86.
  • В Марокко благодаря недавно осуществленному проекту по строительству дорог в сельской местности удалось не только обеспечить рост объема сельскохозяйственного производства, но и в три раза увеличить число девочек в начальных школах. Кроме того, вдвое больше людей получили доступ к медицинским учреждениям.

Почему это касается меня?

Преимуществами пользуются не все

В последние годы можно было наблюдать огромные позитивные сдвиги в инфраструктуре во всех частях мира. Можно сказать, что сегодня мы связаны лучше, чем когда-либо: увеличилось количество дорог, улучшились транспортные системы, появились возможности высокоскоростного выхода в Интернет, а также поразительная технологии мобильной связи. Для многих людей электричество и безопасная питьевая вода являются не роскошью, а обычными элементами жизни.

Однако эти изменения затронули не всех. Огромное количество людей во всем мире продолжают жить без надежной инфраструктуры, что является основным препятствием на пути сокращения масштабов нищеты и нередко представляет собой источник серьезной угрозы для здоровья.

  • Около двух миллиардов человек совершенно не имеют доступа к электричеству.
  • 1.1 миллиарда человек, что примерно составляет одну шестую населения планеты, не имеют доступа к безопасной воде. 2,4 миллиарда человек или 40% населения Земли не имеют доступа к адекватному санитарно-гигиеническому обслуживанию.
  • От грязной воды и болезней, связанных с плохими санитарно-гигиеническими условиями, включая различные виды расстройства кишечника, ежегодно погибает 1.6 миллиона детей.
  • В странах с высоким уровнем дохода на душу населения в среднем затрачивается в десять раз больше электроэнергии, чем в странах с низким уровнем дохода.
  • В странах Европы и Центральной Азии показатели использования мобильных телефонов удваивались каждый год в период с 1995 по 2001 год. Однако в некоторых странах миллионы людей все еще ждут подключения к телефонной сети.

Экологический ущерб

Хотя развитые инфраструктуры значительно повышают качество жизни, важно обеспечить, чтобы развитие было устойчивым с точки зрения экологии, ибо в противном случае его цена будет слишком высокой. К сожалению, строительство дорог, городов и транспортных систем наносит ущерб окружающей среде. Возросли излучение энергии, увеличилась перенаселенность городов, повысились уровень загрязнения воздуха и количество транспортных заторов.

Что делает международное сообщество?

За последнее десятилетие было отмечено значительное сокращение объемов инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Правительства этих стран вкладывают слишком мало средств в развитие инфраструктуры, а частный сектор не может восполнить нехватку средств, хотя по-прежнему вносит большой вклад в развитие инфраструктуры во всем мире. В действительности в развивающихся странах на частный сектор приходится около 20% от годового объема инвестиций в развитие инфраструктуры.

Осознавая значимость инфраструктуры для достижения экономического прогресса, Всемирный банк в 2003 году инициировал осуществление , чтобы вновь привлечь внимание к инвестированию в инфраструктуру для достижения своих целей в области развития. В 2005 году Банк в общей сложности выделил на развитие инфраструктуры 7.4 миллиарда долларов (33% от всей суммы кредитов Банка).

Международные организации по вопросам развития могут оказать более эффективное влияние в тех случаях, когда они взаимодействуют, и примеры такого сотрудничества демонстрируют Всемирный банк, региональные банки развития, доноры и другими образования, в частности ЕС. Это особенно актуально в случае реализации региональных проектов развития инфраструктуры, которые требуют тесного сотрудничества ввиду их сложности и масштабности. На данный момент Всемирный банк сотрудничает с Азиатским банком развития в энергетическом секторе Бангладеш и с Африканским банком развития в рамках экспериментального сотрудничества в секторе водоснабжения. Банк сотрудничает также с Межамериканским банком развития в области проектирования и финансирования строительства сельских дрог, управления эксплуатацией дорог, а также осуществления программ развития городского общественного транспорта в Перу.

Дополнительная информация о деятельности международных организаций по развитию инфраструктуры во всем мире имеется на следующих сайтах:

Что могу сделать я?

Изучите фактологическую информацию. Посетите вышеперечисленные сайты и ознакомьтесь с мировыми проблемами, связанными с инфраструктурой. Напишите об этом в свою местную молодежную газету и обратитесь к другим молодым людям с призывом проявить интерес к этим проблемам.

Берегите воду и электроэнергию. Во многих частях мира они являются ценными ресурсами, и вы можете помочь сохранить эти ресурсы, не допуская их чрезмерного использования.

Дополнительные ресурсы

Дополнительная информация на веб-сайте Всемирного банка

Городская инфраструктура - комплекс инженерных коммуникаций (систем водо-тепло-газо-энергоснабжения, наружного освещения), асфальтированных дорог общего пользования, общественного транспорта, имеющегося либо проектируемого на конкретной городской территории. К градообслуживающей сфере относится городсткое хозяйство (ремонтные службы, строительство и др.). К социальной сфере - сфера обслуживания жителей (здравоохранение, образование и т.д.).

Городская среда - это комплекс условий и факторов урбанизированной среды. Ее основными факторами являются естесственные - природный комплекс, и искусственные - планировка и застройка.

Подходы к организации планировки и застройки территории города включают противопожарные подходы, особые требования к жилым застройкам и предприятиям обслуживания.

Зонирования территории города происходит по трем основным критериям: функциональному (жилая, промышленная, транспортная зоны, санитарно-защитная), правовому (фиксированному в документе назначению) и экономическому, или ценовому (с высокой, средней или низкой инвестиционной првлекательностью).

Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.

На территории города сформированы следующие зоны:

  • 1. Селитебная территория - место проживания населения.:
  • 2. Промышленная - концентрация основных промышленных предприятий.:
  • 3. Рекреационная - это зоны сосредоточения ценных природных объектов (реки, естественные водоемы, лесопарки):
  • 4. Центральный район - место размещения органов власти, управления и культурные учреждения.
  • 72. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность

Социальная инфраструктура -- совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте- коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

эффективное использование трудовых ресурсов;

обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

улучшение и сохранение физического здоровья населения;

рациональное использование свободного времени людей.

К основным функциям инфраструктуры муниципального уровня относят обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в том, что в силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.

Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике. В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через госзаказы, госпрограммы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры является важным вопросом, поскольку позволяет прогнозировать возможные расходы на развитие и поддержание социальной сферы, необходимое количество рабочей силы и т.д.

Новое на сайте

>

Самое популярное