Домой Альфа Банк Какие проводки составляет налоговый агент по ндс. Ндс налогового агента в декларации по ндс

Какие проводки составляет налоговый агент по ндс. Ндс налогового агента в декларации по ндс

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговыми агентами по НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели (а также физические лица — арендаторы федерального имущества) в случаях, перечисленных в статье 161 Кодекса. Причем не важно, являются эти лица плательщиками НДС или нет. Обязанности налоговых агентов могут возникнуть у организаций и предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения либо освобожденных от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ.

Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в статьи 170 и 171 НК РФ внесены дополнения, касающиеся порядка исчисления НДС налоговыми агентами. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2008 года. Установлены правила учета НДС в ситуации, когда налоговый агент возвращает иностранному партнеру товар или отказывается от выполненных работ (услуг).

Рассмотрим подробнее, как организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДС с учетом поправок.

В статье 161 НК РФ предусмотрено пять категорий налоговых агентов по НДС.

Во-первых, это зарегистрированные в российских налоговых органах организации или индивидуальные предприниматели, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранного лица (п. 2 ст. 161 НК РФ). Обязанности налогового агента возникают, если зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика на территории России. Допустим, товары (работы, услуги) приобретаются у представительства иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Тогда НДС исчисляется и уплачивается в бюджет представительством этой иностранной организации самостоятельно (либо ее уполномоченным представительством — если у иностранной организации на территории России несколько представительств, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации).

Если местом реализации товаров, работ, услуг не признается территория Российской Федерации, объект обложения НДС отсутствует. У покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Место реализации товаров (работ, услуг) необходимо определять в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.

Во-вторых, налоговым агентом является лицо, арендующее на территории России федеральное и муниципальное имущество, а также имущество субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 161 НК РФ). Но только при условии, что в качестве арендодателя непосредственно выступает орган государственной власти или местного самоуправления. Обычно подобные договоры заключают с комитетом по управлению имуществом. Иногда оформляется тройственный договор между арендатором, государственным (муниципальным) органом и балансодержателем имущества.

Если арендодатель — организация, владеющая передаваемым имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется иной порядок уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае исчисляет и перечисляет НДС в бюджет сам арендодатель. Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Определения Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О.

В-третьих, обязанности налоговых агентов по НДС возникают у организаций или предпринимателей, уполномоченных продавать конфискат, клады, бесхозные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ). Реализация указанных ценностей — одна из функций Российского фонда федерального имущества.

В-четвертых, налоговыми агентами считаются организации и индивидуальные предприниматели, которые продают на территории России на основании посреднических договоров с участием в расчетах товары иностранных лиц (п. 5 ст. 161 НК РФ). Разумеется, речь идет о зарубежных партнерах, не состоящих на учете в российских налоговых органах.

И наконец, в-пятых, налоговым агентом по НДС выступает собственник судна в ситуациях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ. Это случаи, когда судно исключается из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента его регистрации, не считая фактов признания плавсредства погибшим, пропавшим без вести или утратившим качества судна. Кроме того, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно оно не зарегистрировано в реестре, предыдущий судовладелец признается налоговым агентом по НДС. Обязанности налогового агента возникают у собственника в момент исключения судна из реестра или по истечении 45 календарных дней с даты перехода права собственности соответственно (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-07-07/09).

Напомним, что четвертая и пятая категории лиц признаны налоговыми агентами с 1 января 2006 года (в соответствии с федеральными законами от 22.07.2005 № 119-ФЗ и от 20.12.2005 № 168-ФЗ).

Таблица. Налоговая база и налоговая ставка у налоговых агентов

1
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в налоговых органах (п. 2 ст. 161 НК РФ)
Сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ)
10/110 или 18/118(п. 4 ст. 164 НК РФ)

2
Лица, арендующие федеральное и муниципальное имущество, имущество субъектов Российской Федерации у органов государственной власти, местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ)
Сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ)
18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ)

3
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ)
Цена реализуемого имущества, определяемая согласно статье 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ)

4
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ по договорам поручения, комиссии, агентирования с участием в расчетах товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах (п. 5 ст. 161 НК РФ)
Стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ)
10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ)

5
Собственник судна в случаях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ
Стоимость, по которой судно было реализовано заказчику, с учетом НДС
18% (п. 6 ст. 161 и п. 3 ст. 164 НК РФ)

Правила исчисления и уплаты налога

Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет НДС в полном объеме (п. 4 ст. 173 НК РФ). Различные категории налоговых агентов по НДС определяют налоговую базу по-разному (см. таблицу).

При продаже имущества, обращенного в федеральную собственность, а также комиссионных товаров, принадлежащих иностранным лицам, налоговые агенты дополнительно к цене реализации предъявляют покупателю сумму НДС. Основание — пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса.

Согласно новой редакции статьи 163 НК РФ с 2008 года налоговый период по НДС и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов равен кварталу. Налоговые агенты должны уплатить исчисленный НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Исключение — случаи приобретения работ или услуг у иностранных лиц, не зарегистрированных в российских налоговых органах. В таких ситуациях налоговый агент обязан уплатить удержанный налог в бюджет одновременно с перечислением выручки зарубежному продавцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если покупатель не представил также поручение на уплату НДС. При этом на банковском счете клиента должно быть достаточно средств для перечисления сумм налога в бюджет.

Обратите внимание: налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц по договору мены, уплачивают НДС по общим правилам. То есть налоговый агент перечисляет сумму налога в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором товар оплачен поставщику неденежными средствами. Причем в данном случае российская организация уплачивает налог на добавленную стоимость за свой счет (письмо Минфина России от 24.10.2006 № 03-04-15/190).

Нередко по условиям внешнеторгового договора расчеты с продавцом осуществляются в иностранной валюте. Вместе с тем в пункте 5 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет в рублях. По какому курсу пересчитывается рублевый эквивалент налоговой базы? Покупателю следует руководствоваться нормой пункта 3 статьи 153 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется исходя из курса Банка России на дату фактического осуществления расходов. То есть налоговый агент рассчитывает сумму НДС, подлежащую удержанию и уплате в бюджет, по курсу, действовавшему в момент перечисления денежных средств зарубежному партнеру. При этом налоговые агенты не применяют положения абзаца 4 пункта 1 статьи 172 Кодекса. Они не пересчитывают иностранную валюту в рубли на дату принятия на учет товаров, работ или услуг. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170.

Налоговые агенты уплачивают сумму исчисленного НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ). При оформлении платежного поручения на перечисление налога в качестве налогового агента в поле 101, определяющем статус плательщика, указывают код 02 (налоговый агент). Об этом говорится в приложении № 5 к Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

Вычет НДС у налоговых агентов

Покупатели — налоговые агенты, которые состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности плательщика НДС, имеют право на вычет суммы налога, уплаченного за продавца. Основанием служит пункт 3 статьи 171 НК РФ. Налоговые агенты, применяющие спецрежимы или освобожденные от исчисления и уплаты НДС согласно статье 145 Кодекса, не могут воспользоваться налоговым вычетом. Исключение составляют организации, совмещающие ЕНВД и общую систему налогообложения. Они применяют налоговый вычет в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использовались в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Так определено в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса.

Чтобы правомерно применить вычеты по НДС, необходимо соблюсти требования, прописанные в статьях 171 и 172 Кодекса. Товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет, приобретены для операций, признаваемых объектом обложения НДС и подлежащих обложению этим налогом, сумма налога удержана и уплачена. НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры.

Что касается отражения налоговыми агентами в составе налоговых вычетов рассматриваемых сумм НДС в декларации, нужно учитывать следующие положения законодательства.

В пункте 4 статьи 174 НК РФ установлено, что при выполнении работ (оказании услуг), местом выполнения (оказания) которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог уплачивают налоговые агенты одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. В иных случаях налог в бюджет налоговые агенты уплачивают до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные суммы налога отражаются в налоговой декларации по НДС.

Согласно статье 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Кроме того, именно по окончании налогового периода исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

В пункте 1 статьи 80 НК РФ сказано, что декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) содержит другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

КСТАТИ
Бухгалтерский учет у налогового агента

В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные организацией в качестве налогового агента, следует учитывать отдельно. Для этого вводят дополнительные субсчета к основным бухгалтерским счетам. Так, к счету 19 можно открыть субсчета «НДС, исчисленный налоговым агентом по ставке 18% (10%)», «НДС, исчисленный налоговым агентом по расчетной ставке 18/118 (10/110)». Используют также специальные субсчета «Расчеты налогового агента с бюджетом по НДС» к счету 68, «Расчеты по НДС, исчисленному налоговым агентом» к счету 76.

Следовательно, уплаченная в бюджет сумма НДС является фактической уплатой налога, а не переплатой, только если она определена исходя из налоговой базы, сложившейся за соответствующий истекший налоговый период, и отражена в декларации, представленной также за указанный налоговый период.

Налоговые агенты подают в налоговые органы по месту своего учета декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларация по НДС представляется по окончании налогового периода, установленного в соответствии со статьей 163 Кодекса. Исходя из этого, данная декларация подается в периоде начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором налоговые агенты уплачивали налог.

Значит, при соблюдении условий статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который подана декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг).

Организации и предприниматели, которые продают имущество, обращенное в федеральную собственность, или комиссионный товар, не могут воспользоваться вычетом по НДС, уплаченному ими в качестве налогового агента (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Ведь фактически сумма удержанного НДС предъявляется покупателям.

Посмотрим, как применяются налоговые вычеты при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных контрагентов.

Если в контракте не предусмотрен НДС

Как уже отмечалось, при продаже иностранными лицами товаров, работ или услуг на территории России налоговая база по НДС равна сумме дохода от реализации с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).

На практике в контрактах договорная цена устанавливается разными способами. Стороны могут указать в договоре, что в стоимость товаров (работ, услуг) включена сумма НДС. Тогда налоговый агент перечисляет продавцу сумму, указанную в контракте, за вычетом НДС.

Нередко в договоре с иностранным контрагентом сумму НДС не предусматривают. Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ налоговый агент принимает к вычету сумму НДС, удержанную и уплаченную из доходов продавца. Как в данном случае определить налоговую базу? Можно ли воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость? Покупатель должен самостоятельно рассчитать налоговую базу, увеличив стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Исчисленный и уплаченный в бюджет НДС по сути является суммой налога, удержанной из доходов налогоплательщика — иностранного лица. Поэтому в приведенной ситуации налоговый агент вправе принять к вычету сумму НДС в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 171 Налогового кодекса (письма Минфина России от 07.02.2007 № 03-07-08/13 и от 21.03.2007 № 03-07-08/50).

Если договор расторгается

Предположим, покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, после удержания и уплаты НДС в бюджет по объективным причинам возвращает товары зарубежному поставщику либо отказывается принять результаты выполненных работ (оказанных услуг). Как быть с перечисленным в бюджет налогом на добавленную стоимость?

С 2008 года вступили в силу нормы, устанавливающие порядок учета НДС в подобных ситуациях. Теперь такой покупатель — плательщик НДС (и одновременно налоговый агент) при возврате товара, отказе от работ или услуг имеет право суммы удержанного и уплаченного налога на добавленную стоимость принять к вычету. Основание — абзац 3 пункта 5 статьи 171 НК РФ. Кроме того, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей покупатель — плательщик НДС имеет право принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные им в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговый агент, который не является налогоплательщиком или освобожден от этих обязанностей согласно статье 145 НК РФ, в указанной ситуации включит удержанный НДС в расходы (п. 7 ст. 170 НК РФ). Разумеется, при условии, что покупатель имеет право в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ уменьшать налоговую базу на стоимость понесенных затрат. Организации, применяющие общую систему налогообложения и освобожденные от обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, при отказе от товаров, работ, услуг учтут сумму удержанного НДС в составе прочих расходов. Это предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Плательщики ЕСХН уменьшат на сумму уплаченного НДС налогооблагаемый доход исходя из подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Организации и предприниматели, перешедшие на УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также включат сумму НДС в расходы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Обратите внимание: применить налоговый вычет или признать сумму НДС в составе расходов по возвращенным товарам или непринятым работам (услугам) вправе только покупатели, исполняющие обязанности налогового агента на основании пункта 2 статьи 161 НК РФ.

Порядок выставления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж

В пункте 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, сказано следующее. Налоговые агенты самостоятельно составляют счета-фактуры и регистрируют их в книге продаж при возникновении обязанности по исчислению НДС. Помимо этого налоговый агент, который принимает к вычету удержанный и перечисленный в бюджет НДС, отражает выписанный счет-фактуру в книге покупок.

Налоговые агенты — продавцы обращенного в федеральную собственность имущества, а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары иностранных партнеров, выписывают счета-фактуры в двух экземплярах. Один экземпляр передается покупателю товаров, второй хранится у налогового агента в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Остальные категории налоговых агентов (лица, перечисленные в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 НК РФ) вправе принимать к вычету удержанный НДС. Они оформляют также два экземпляра счета-фактуры на одну операцию. Первый подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж. Второй экземпляр хранится в журнале учета полученных счетов-фактур и служит основанием для внесения записи в книгу покупок по мере возникновения права на налоговый вычет (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-07-08/106).

Составляем налоговую декларацию

Налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так определено в пункте 5 статьи 174 НК РФ. Напомним, что с 2008 года налоговым периодом по НДС является квартал. Форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н. В конце прошлого года финансовое ведомство скорректировало приложение к Порядку заполнения декларации. В перечень кодов добавлены коды операций, которые с текущего года не признаются объектом обложения НДС, освобождаются от НДС и подлежат восстановлению (согласно приказу Минфина России от 21.11.2007 № 113н). Указанные изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2008 года.

Все налоговые агенты по НДС обязаны заполнять раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Организации или индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ. Если указанные лица признаются налоговыми агентами, они представляют в налоговые органы титульный лист и раздел 2 декларации по НДС.

Возможна ситуация, когда налоговый агент в течение налогового периода осуществляет только операции, перечисленные в статье 161 НК РФ, либо у организации или предпринимателя, перешедшего на специальный режим налогообложения, возникают обязанности налогового агента. Тогда декларация по НДС будет состоять из титульного листа, раздела 1 с прочерками и раздела 2.

Если налоговый агент — иностранная организация, зарегистрированная в налоговых органах и имеющая несколько подразделений на территории Российской Федерации, раздел 2 заполняет и включает в состав декларации то подразделение, которое уполномочено уплачивать НДС в целом. Раздел 2 составляют только по тем подразделениям, у которых в данном налоговом периоде возникла обязанность налогового агента. В строке 020 указанного раздела отражается КПП филиала, за который уполномоченное подразделение представляет декларацию и уплачивает налог.

Налоговый агент составляет раздел 2 отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, и арендодателю (органу государственной власти и управления, органу местного самоуправления). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем раздел 2 заполняется на одной странице. Налоговые агенты, уполномоченные продавать имущество, обращенное в федеральную собственность, оформляют раздел 2 на одной странице. Лица, признаваемые налоговыми агентами на основании пункта 6 статьи 161 НК РФ, представляют раздел 2 по каждому судну отдельно.

Наименование иностранного лица или арендодателя приводится в строке 030 раздела 2. Налоговые агенты, поименованные в пунктах 4 и 6 статьи 161 НК РФ, ставят в данной строке прочерк. Строки 040 и 050 заполняют только признаваемые налоговыми агентами арендаторы. В этих строках отражается ИНН и КПП арендодателя. В строке 100 указывается один из кодов операции, осуществляемой налоговым агентом. Коды приведены в разделе IV приложения к Порядку заполнения декларации по НДС. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом, отражается по строке 090 декларации.

Особые правила заполнения раздела 2 предусмотрены для налоговых агентов, реализующих имущество, обращенное в собственность государства, а также комиссионный товар, принадлежащий иностранным лицам. Сумма налога, которая записывается по строке 090, рассчитывается исходя из показателей строк 110, 120 и 130. По строке 110 отражается сумма НДС, предъявленная покупателю при реализации товаров, а по строке 120 — НДС, исчисленный налоговым агентом с оплаты, частичной оплаты, полученной в налоговом периоде. В строке 130 фиксируется сумма НДС, принимаемая к вычету в момент отгрузки товаров, в счет предстоящих поставок которых в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах был исчислен НДС с сумм полученной оплаты (частичной оплаты). Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (строка 090), равен сумме значений строк 110 и 120 за минусом показателя строки 130.

Как уже отмечалось, некоторые категории налоговых агентов при соблюдении определенных условий могут принять к вычету удержанный и уплаченный НДС.

Сумма налога, подлежащая вычету в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 171 НК РФ, отражается по строке 310 графы 4 раздела 3 декларации по НДС, а в случаях, предусмотренных в подпункте 5 статьи 171 НК РФ, — по строке 320 графы 4 раздела 3 декларации по НДС.

ООО «Лара» реализует товары, облагаемые НДС. Помимо торговли на внутреннем рынке в I квартале 2008 года организация осуществляла следующие операции.

1. У иностранной компании Trademark организация приобрела право пользования торговой маркой за 30 000 долл. США. Зарубежный поставщик не состоит на учете в российских налоговых органах. В контракте не упоминается о включении в договорную стоимость суммы налога на добавленную стоимость. Покупатель 21 января 2008 года перечислил поставщику 30 000 долл. США. Курс доллара США на указанную дату, установленный Банком России, составлял 24,5074 руб.

2. На основании отдельных договоров, заключенных с комитетом по управлению имуществом, организацией были арендованы два торговых помещения, находящихся в муниципальной собственности. Ежеквартальная плата за аренду по первому договору составляет 500 000 руб., по второму — 400 000 руб. (в договорную стоимость включен НДС). Сумма арендной платы за I квартал 2008 года без учета налога на добавленную стоимость перечислена арендодателю в январе 2008 года.

3. В феврале 2008 года был заключен договор комиссии с иностранной компанией ERIO, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. По условиям данного соглашения ООО «Лара» — комиссионер с участием в расчетах реализует на территории Российской Федерации товары, принадлежащие зарубежному комитенту. В I квартале 2008 года в рамках договора комиссии на счет ООО «Лара» поступила предварительная оплата от покупателей за комиссионные товары в размере 300 000 руб. (включая НДС 45 763 руб.), отгружено товаров на сумму 400 000 руб. (в том числе НДС 61 017 руб.), полученная предоплата зачтена в полном объеме.

Во всех трех случаях у ООО «Лара» возникают обязанности налогового агента. Рассмотрим порядок исчисления налога на добавленную стоимость по указанным операциям.

1. Поскольку в договоре с компанией Trademark НДС не указан, ООО «Лара» должно не позднее 21 января 2008 года уплатить в бюджет НДС в размере 132 340 руб. (30 000 долл. США х 24,5074 руб. х 18%). На дату принятия услуг к учету величина налоговой базы по данной операции не пересчитывается.

Налоговый агент выписал счет-фактуру в двух экземплярах и оформил запись в книге продаж за I квартал 2008 года. Уплаченный в бюджет НДС — 132 340 руб. ООО «Лара» сможет принять к вычету в II квартале 2008 года, выставленный счет-фактуру отразит в книге покупок за данный налоговый период.

По названной операции раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2008 года составлен отдельно. В строке 030 указано наименование иностранного контрагента — Trademark, по строке 090 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 132 430 руб. Сумма НДС в размере 132 430 руб., подлежащая вычету по данной операции, сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

2. Сумму налога на добавленную стоимость по договорам аренды ООО «Лара» обязано исчислить и уплатить в бюджет не позднее 21 апреля 2008 года. По первому договору общество перечислит НДС в размере 76 271 руб. (500 000 руб. : 118 х 18), по второму — в сумме 61 017 руб. (400 000 руб. : 118 х 18).

ООО «Лара» выписало счета-фактуры в двух экземплярах и оформило записи в книге продаж за I квартал 2008 года.

Так как оба договора заключены с одним арендодателем, раздел 2 заполнен на одной странице. В частности, в строке 030 ООО «Лара» указало наименование арендодателя, по строке 090 — общую сумму НДС, подлежащую уплате по двум договорам, в размере 137 288 руб. (76 271 руб. + 61 017 руб.).

Право на вычет НДС по аренде за I квартал возникнет у ООО «Лара» после перечисления суммы налога в бюджет, то есть в II квартале 2008 года. В книге покупок за указанный налоговый период на основании выписанного счета-фактуры будет оформлена соответствующая запись. Сумма принятого к вычету НДС в размере 137 288 руб. сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

НДС представляет собой налог федерального значения системы налогового контроля России. Напрямую плательщиками данного бюджетного платежа он не уплачивается, так как считается налогом косвенным.

При выборе системы налогообложения необходимость перечислять государству НДС зачастую играет ключевую роль, вследствие чего многие компании выбирают для своей деятельности специальные налоговые системы.

Однако в том случае, если деятельность по своим характеристикам все же подстроить под УСН или ЕНВД нельзя, налогоплательщики вынуждены работать на ОСНО.

НДС по праву считается самым сложным для понимания налогом. Учет операций по НДС ведется с использованием активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и активно-пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Объекты налогообложения и размер ставок

Какие же виды операций подлежат обложению этим налогом? В первую очередь, это реализации товаров. Под реализацией понимается передача товара покупателю с целью получения денежного дохода. Посредством внедрения такого налогового сбора, как НДС, в российскую практику, государство регулирует цены на жизненно важные продукты. Ведь чем больше будет заявленная продавцом цена, тем больший налог, подлежит уплате в федеральный бюджет.

Таким образом, объектом обложения этим налогом является добавленная стоимость при передаче товаров конечному потребителю.

Налоговые ставки в зависимости от объекта дифференцируются и представлены в трех вариантах: 0%, 10% и 18%.

  1. Ставка 0% является экспортной ставкой и распространяется на операции, связанные с передачей товаров за пределы территории России. Правомерное применение этой ставки необходимо подтвердить в органах фискального контроля в течение 180 дней со дня оформления таможенных деклараций, представив полный пакет документов.
  2. Ставка 10% применяется при продаже продуктов питания, товаров для детей и медицинских учреждений, за исключением предметов роскоши.
  3. Ставка 18% является основной расчетной ставкой и применяется во всех случаях не указанных выше.

Отчитываться по НДС следует по истечении каждого квартала до 25 числа следующего месяца.

Налоговый агент по НДС

На практике очень часто возникают ситуации, когда компания, не являющаяся плательщиком НДС, обязана его уплатить, выступая в роли налогового агента.

Компания принимает на себя функции налогового агента по налогу в следующих случаях:

  • Приобретения объектов недвижимости в собственность или в аренду у органов муниципального самоуправления;
  • Продажа имущества, принадлежащего государству (например, конфискованный товар);
  • Приобретение товаров у организаций, не зарегистрированных в России;
  • Если компания выступает в роли посредника между зарубежными компаниями при реализации, которые не зарегистрированы в РФ.

В случае возникновения любого случая из указанного выше списка компания автоматически становится налоговым агентом по НДС.

Права и обязанности

По закону российской Федерации агенты имеют те же права, что и компании, которым вменено уплачивать налог в связи с применением основного налогового режима. Помимо обязанностей по перечислению налога и составлению налоговой декларации в обязанности агента входит:

  • В письменной форме уведомлять налоговые органы о невозможности уплаты перечисления налога в федеральный бюджет;
  • Хранить документы на протяжении четырех лет;
  • Вести учет доходов, как начисленных, так и уплаченных.

Приобретение товаров у иностранных компаний

Самым распространенным случаем возникновения обязанности уплатить НДС за своего контрагента является приобретение товаров у зарубежной организации, не имеющей регистрации в России. Вы станете налоговым агентом, если товар был приобретен на территории нашей страны и этот товар по российским законам облагается НДС.

Если отечественная организация сотрудничает с иностранной компанией, не являющейся резидентом, ей следует определить, кто будет перечислять в бюджет налог. В случае, когда у иностранной компании открыто на территории России постоянное представительство и все расчеты осуществляются с ним, платить НДС за контрагента не нужно. А если же средства перечисляются в головную организацию, расположенную за рубежом, обязанность уплатить налог ложится на российскую компанию.

Как же эта схема реализована на практике? Приобретая товары или услуги у компании-нерезидента, налоговый агент по налогу должен удержать сумму налога к уплате из доходов иностранного контрагента и перечислить его в бюджет. После уплаты налога агент получает право на налоговый вычет по НДС.

Перечислить налог в федеральный бюджет необходимо одновременно с уплатой денег иностранной компании, так как банк не примет к исполнению платежное поручение на перечисление средств компании-нерезиденту, если не предоставлено поручение на уплату налога государству.

В связи с тем, что расчеты с иностранными фирмами осуществляются в валюте другого государства, а НДС необходимо перечислить в рублях, налоговому агенту необходимо произвести пересчет суммы налога в рубли по курсу на дату осуществления платежа.

Посредник в расчетах с иностранной компанией

Имеет место быть и другая ситуация с участием иностранной компании, не имеющей регистрации в России. Когда российская компания является комиссионером и выполняет поручение по приобретению товаров или услуг у компании-нерезидента от имени другой компании, то она выступает налоговым агентом по данному налогу и должна уплатить налог за иностранного партнера. Налог в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118%. Расчетная ставка соответствует ставке налога 18%, однако определяется она как отношение ставки налога к расчетной базе, принятой за сто процентов. После перечисления налога компания, являющаяся комитентом, может принять налог к вычету. Только в этом случае отечественная фирма – комиссионер должна выставить ей счет-фактуру от своего имени, но, указав, что этот НДС уплачен за иностранную компанию. Этот документ комиссионер отражает в книге продаж.

Аренда и приобретение в собственность государственного имущества

Еще один распространенный случай уплаты налога агентом возникает, когда компания арендует или приобретает в собственность муниципальное имущество. В случае аренды имущества арендатор должен в течение пяти дней после перечисления арендной платы выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Сроки перечисления НДС налоговым агентом при получении в аренду муниципального имущества такие же, как и для остальных налогоплательщиков до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

В том случае, если налоговый агент сам осуществляет деятельность облагаемую налогом на добавленную стоимость, то он вправе принять уплаченный НДС к вычету. Для этого необходимо чтобы арендованное имущество использовать в облагаемой налогом деятельности, аренда имущества отражена в бухгалтерском учете, а также правильно оформлен счет-фактура и есть документ подтверждающий перечисление налога в бюджет. Принять к вычету НДС можно в том налоговом периоде, когда было произведено перечисление налога в бюджет.

Реализация государственного имущества

Обязанность по уплате НДС налоговым агентом возникает в случае продажи государственного имущества. К этой категории собственности относится конфискованный товар, имущество, подлежащее реализации в соответствие с решением суда, материальные ценности, перешедшие в собственность государству. Если Российской Федерации нужна помощь в реализации такого имущества, привлекаются компании и организации. Для этого Российским фондом федерального имущества проводится конкурс, принять участие в котором могут все желающие. Деятельность компаний, которые прошли конкурсный отбор, регулируется договором поручением на реализацию имущества.

ВАЖНО: Все организации, занимающиеся продажей госимущества, получают особый статус и выполнят функцию налоговых агентов по НДС.

На основе данных о стоимости реализуемого имущества определяется налоговая расчетная база по этому налогу. Если товар является подакцизным, то в стоимость также включается величина акциза.

При продаже имущества нашей страны ставка по налогу установлена в размере 18%. Величина налога к уплате определяется как произведение расчетной базы по налогу и утвержденной налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в полном объеме удерживается из доходов, полученных от реализации государственного имущества. Сроки перечисления налога и представления налоговой декларации такие же, как и для других категорий плательщиков НДС, то есть до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Налоговый агент, ни при каких обстоятельствах, не может принять к вычету уплаченный налог. В его обязанности входит только перечисление налога и составление декларации.

Налоговая декларация для агента

Утвержденная форма декларации по НДС разработана для всех категорий плательщиков этого налога. Пустой бланк налоговой декларации по НДС и образец её заполнения можно скачать по ссылке ниже.

При составлении декларации по НДС компания, являющаяся налоговым агентом по НДС, обязательно заполняет титульный лист документа и раздел №2, который называется «Сумма на­ло­га, под­ле­жа­щая упла­те в бюд­жет, по дан­ным на­логово­го аген­та».

ВАЖНО: В зависимости от того, по каким операциям компания становится налоговым агентом, налоговая декларация отдельно заполняется по каждой иностранной компании или каждому органу муниципального самоуправления.

Помимо раздела №2 налогоплательщик в случае необходимо заполняет и другие разделы декларации. Например, в том случае, если агент сам обязан уплачивать НДС, ему следует оформить раздел №1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика».

При заполнении налоговой декларации по НДС сумму налога следует указывать в полных рублях, то есть округлять по правилам округления.

Способы передачи налоговой декларации

Представлять отчет по налогу, если компания признается налоговым агентом по этому налогу, следует по месту регистрации своей организации.

В соответствие с законом России представлять налоговую декларацию по НДС необходимо только в электронном виде.

Однако в том случае, если выполняются следующие условия, плательщики налога могут самостоятельно определить, как им передать в инспекции декларацию: электронно или на бумаге:

  • Налоговый агент не входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • Среднесписочная численность персонала в год не превышает ста человек;
  • Налоговый агент не выступает в роли посредника и не действует в интересах других компаний;
  • Налоговый агент не является плательщиком данного налога или освобожден от его уплаты.

Организации, в отношении которых эти условия не удовлетворяются, обязаны передать декларацию по НДС в электронном виде.

Ответственность

По закону, если компания не исполнила обязанность налогового агента и не перечислила налог в бюджет Российской Федерации в указанные сроки, для нее предусмотрен штраф в сумме 20% от суммы не перечисленного НДС. Однако штраф может быть наложен только в том случае, если возможность исполнить предписание закона у агента существовала, но не была реализована.

Функции налогового агента имеют свои тонкости, поэтому перед совершением того или иного действия нужно досконально изучить налоговое законодательство, регламентирующее деятельность налоговых агентов.

При исполнении обязанности агентов по НДС при сотрудничестве с иностранными фирмами, компании должны обратить внимание на то, что расчетная база в этом случае определяется не за квартал, а отдельно по каждой сделке в момент получения дохода.

НДС является важным фискальным инструментом государства. Для тех компаний, которые не могут самостоятельно уплачивать данный налог, но осуществляют на территории нашей страны операции, облагаемые НДС, государство разработало систему, позволяющую эту проблему решить. В процессе выполнения роли налоговых агентов компании могут опираться на статью 161 Налогового кодекса России.

Благодаря внедрению НДС в жизнь российского предпринимательства, у государства появилась возможность регулировать поступление налоговых сумм в федеральный бюджет, как от отечественных компаний, так и от нерезидентов, которые осуществляют на территории России торговую и производственную деятельность.

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества ?

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС - в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором - организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет : подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы - налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы - арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации - уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты - арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом ?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет : есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация - ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай - когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение - арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды - 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды - 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) - 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) - 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

Налоговый агент по НДС – понятие, предусматривающее взятие на себя организацией обязанностей по начислению и уплате налога за контрагента. Для реализации такой задачи необходимо соблюдение сразу нескольких условий – соответствие поставщика услуг или товаров требованиям, указанным в НК РФ в ст.161, и наличие официально подтвержденных договорных отношений между предприятиями.

Кто является налоговым агентом по НДС?

В роли налогового агента может выступать любая российская компания. Исключение не делается даже для тех, кто освобожден от уплаты НДС. Главное – предприятие зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории РФ, получило услуги от определенных категорий контрагентов и оплатило их. Источником для уплаты НДС может быть как часть суммы за поставленный товар, так и собственные средства налогового агента.

При начислении НДС в качестве налогового агента выступает организация, сотрудничающая на платной основе с:

  • иностранными компаниями в части приобретения у них товаров или услуг при условии их реализации в пределах территории РФ;
  • органами власти при аренде или покупке у них государственного имущества.

Более редкие случаи возникновения функций налогового агента предполагают продажу конфискованного имущества и приобретение активов банкрота, исполнение роли посредника при реализации товаров и услуг иностранных контрагентов на территории России.

Кто является налоговым агентом по НДС, если у иностранного юридического лица в РФ есть зарегистрированные представительства? Предприятие-покупатель, если договор заключен непосредственно с головной организацией, на счет которой будут перечисляться средства. Если договорные отношения закреплены между отечественной компанией и представительством зарубежной фирмы, то это филиальное подразделение самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС. То есть при составлении контракта необходимо предварительно уточнить, имеет ли фирма-контрагент регистрацию в России и есть ли у нее представительства в нашей стране. В последнем случае при начислении и уплате в бюджет сумм НДС налоговый агент – иностранная организация.

Важно! Для приобретения статуса налогового агента необходимо иметь подтверждение того, что товары или услуги были получены на территории РФ, и они включены в перечень облагаемой налогом продукции.

Определяется место продажи товаров по стране его нахождения в момент отгрузки. В случае с услугами необходимо руководствоваться нормами ст. 148 НК РФ. Налоговый агент по НДС – отечественное предприятие, которое пользуется сервисом в виде:

  • предоставленных патентов с торговыми марками, лицензиями или авторскими правами;
  • разработки программных продуктов;
  • консультирования;
  • юридического, бухгалтерского, аудиторского сопровождения;
  • инжиниринговых услуг;
  • рекламы и маркетинговых мероприятий;
  • услуг по обработке информации;
  • аренды имущественных объектов за исключением автомобилей и недвижимости.

Начисляет НДС налоговый агент: проводки и тонкости бухучета

НДС начисляется налоговым агентом, исходя из суммы договора по ставке 10% или 18%. Если в контракте итоговая цена указана с учетом НДС, то размер налога к уплате определяется путем умножения суммы договора на 18/118 или 10/110. При осуществлении расчетов в иностранной валюте, доход рассчитывается в рублях по курсу на момент перечисления денег. При отсутствии в сумме соглашения НДС, его размер находится путем умножения общей стоимости товаров и услуг на 10% или 18%.

После проведения оплаты по договору с иностранной компанией или органами власти в течение 5 дней налоговому агенту необходимо самому себе выставить счет-фактуру . В полях реквизитов контрагента указываются все его данные, кроме ИНН. Параллельно делаются проводки по НДС налогового агента за иностранца:

  1. При оказании услуг иностранной организацией Дт 25, 26, 44 и Кт 60.
  2. При отражении начисленного, но не уплаченного НДС в варианте с иностранным контрагентом Дт 19 – Кт 68.
  3. При уплате налога сумма списывается с Дт 68 и Кт 51.
  4. При отражении налогового вычета НДС Дт 68 и Кт 19.

НДС, начисляемый и уплачиваемый в качестве налогового агента, всегда учитывается на отдельных субсчетах. При составлении платежного поручения КБК НДС налоговый агент указывает комбинацию цифр 182 1 03 01000 01 1000 110. Сделать перевод средств надо до 20 числа месяца, который следует после текущего квартала (при приобретении товаров) и одновременно с выплатой аванса иностранной фирме за услуги. До 20 числа по окончании квартального периода необходимо подать Декларацию по НДС с заполненным вторым разделом.

Новое на сайте

>

Самое популярное