Домой Кредитные учереждения Региональный ввп субъектов рф таблица. Ввп россии

Региональный ввп субъектов рф таблица. Ввп россии

Заинтересовался сложным и противоречивым вопросом, как ВВП на душу населения в России .

Одни эксперты утверждают, что показатель катастрофически низкий, другие объявляют устойчивую тенденцию роста.

Решил провести сравнительный анализ объективной информации изучив доступные официальные источники. Хочу составить собственное мнение о заявлениях «водолаза» Кудрина, постоянно ищущего дно и бравурных сводках «с полей» про бурный рост экономики.

Общая информация

Внутренний валовой продукт — показатель, рыночной стоимости товаров и услуг за год по отраслям экономики. Считается в национальной государственной валюте. Влияние изменения цен, курса валют, демографических и других факторов диктует производные показатели, рассчитываемые по уровню ВВП.

Сравнивать показатели разных стран наиболее корректно, основываясь на паритете покупательной способности населения. Как сравнивать показатели падения/роста/соотношения:

  1. Сравниваем развитие экономики одной страны по годам, ориентируясь на реальный валовой внутренний продукт.
  2. Уровень жизни в государстве – реальный показатель.
  3. Экономическое развитие государства – ориентируемся по ППС.
  4. Сравнивать уровень жизни в разных странах – душевой валовой продукт по ППС.
  5. Сравнивать страны – валовой продукт в долларах США.

Сейчас страна имеет смешанный тип экономики. В государственной собственности, после глобальной приватизации 90-х остались только стратегические отрасли – энергетика и ВПК. Финансовый сектор, тяжелая и легкая промышленность, горнодобывающий сектор перешел в руки частного капитала.

Посмотрим, ВВП России по 1990 — 2017 годам в таблице, которая наглядно показывает, «оздоровилась» ли наша экономика в результате реформ.

В России находится тридцать процентов природных ресурсов мира, но падение наблюдается с 1990 по 1997, потом средние темпы роста до кризиса 2009 и очень медленный подъем.

Эти показатели в группе «выше среднего», но большой минус, основные доходы бюджета – продажа энергоресурсов (газа, нефти). Поэтому рост ВВП России по годам на душу населения напрямую зависит от мировых цен энергоресурсов. Так утверждают аналитики, есть сомнения, об этом ниже. Проанализируем графики.

Структура ВВП России по отраслямпоказывает, верить экспертам дело неблагодарное. Если сравнивать данные 2009, 2015 и 2017, можно заметить — доходы страны напрямую не зависят от котировок нефти, газа, стали и алюминия на мировых рынках, как убеждают некоторые аналитики.

Данные 2002

Показатели 2015

ВВП России 2017

Можем сделать вывод из данных таблиц? Влияние сырьевого сектора имеет тенденцию к устойчивому снижению.

Доходы и распределение

Безработица и бедность сократились в два раза, а реальные доходы выросли почти в полтора раза. Такие темпы 2000 – 2012 годов обусловлены резким ростом цены экспортных энергоресурсов.

В 2015 Российская Федерация по покупательной способности занимала шестое место, по рыночному обменному курсу – двенадцатое. К 2018 показатели существенно ниже. Причина — рост незаконных денежных потоков и теневой сектор экономики, вывоз капитала за рубеж. Итог – треть всех финансов государства в руках 120 человек. Сейчас страна на втором месте по финансовому оттоку денежной массы.

Динамика

Динамика ВВП Россиив среднем 3 % в год, показывает резкие подъемы и падения, обусловленные политической ситуацией и мировыми финансовыми кризисами. Утверждения зарубежных аналитиков, рейтинги агентств прогнозируют рост валового внутреннего продукта будет увеличиваться.

Кризисные ситуации, падение цены нефти ниже 40 долларов даст максимально пять процентов снижения внутреннего валового продукта. 2018 — стоимость нефти приближается к 70, поэтому перспективы роста обнадеживающие, учитывая наши позиции в Сирии и Иране.

График ВВП России за 20 летпоказывает, к 2017 году, несмотря на санкции РФ смогла успешно преодолеть падение 2015.

Поэтому не будем нервничать, читая прогнозы аналитиков «все пропало», без инвестиций Запада добиться хороших показателей возможно.

Структура по секторам экономики

Статистика ВВП России показывает, распределение по секторам существенно не меняется:

  • сельское хозяйство – в среднем 5 %;
  • промышленность 30 – 32 %;
  • сфера услуг – 60 %.

А доля нефти? Оказывается, меньше 10 %. Возникает вопрос, почему так пугают «нефтяной иглой»? Выяснилось, существует две принципиально разные позиции.

Изучив много сайтов, ориентируясь на политическую направленность сделал вывод, либеральное направление экономики привязывает экономическое развитие к тому, какая цена нефти прогнозируется, что не дает возможности самостоятельно планировать развитие

Государство делает ставку на развитие промышленного сектора и ВПК, что зависит от технологий, внутренних ресурсов, правильного планирования, разумных реформ.

Есть шанс переломить негативную тенденцию, рассчитывая на внутренние резервы страны без постороннего негативного вмешательства.

Международные отношения

Доля России в мировом ВВПсравним по годам.

Как видим, после распада СССР картина неприятная, но к 2011 году, после падения 2000, на один процент доля России выросла. А какие показатели 2017? Неплохо, особенно учитывая ситуацию санкций.

Если продвигаемся к геополитическим позициям СССР, то расстраиваться пока рано.

Сегодня место России по ВВП, информация 2017, тринадцатое, это абсолютный экономический показатель, на душу населения наши цифры огорчают – 72 место, что на одну позицию ниже, чем у Китая.

Внешние долги

Страна с 2016 начала наращивать внешний долг, цифра по расчетам 2018 года составит 15,7 процентов от внутреннего валового продукта, до критических 20 процентов далеко. В 2017 внешний долг составлял 537 млрд долларов, уровень 2015 года – 538 миллиардов.

Заявления Центробанка о рисках возрастающих внешних долгов на фоне сложившейся мировой экономической ситуации — чрезмерная предосторожность.

В качестве предисловия: хотел составить такую таблицу более 4 лет, и наконец это удалось сделать!

Благодаря этому появилась возможность - отмечу, ни много ни мало впервые в истории русскоязычного Интернета - сделать адекватную оценку валового продукта городов России . До сей поры в открытом доступе имелись лишь данные , в том числе по городам федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), плюс две крупицы - данные о валовом продукте Казани (официальная публикация) и Усинска (чья-то статья об экономике Коми). И всё! В то время, как сводные данные по городам - вещь не только интересная, но для кого-то и полезная.

UPD. harding1989 в комментариях дал ссылки на недавние исследования фонда "Институт экономики города", так что еще один изобретенный велосипед на моем счету:-)

Методика : за основу взял рассчитанные в недавнем посте значения . И сделал ключевое предположение, или допущение - валовой продукт городов и районов одного субъекта пропорционален суммарной выручке . То есть доля города в ВВП субъекта совпадает с долей выручки компаний этого города в суммарной выручке по субъекту. Безусловно, это не совсем так, но ввиду отсутствия в открытом доступе иных данных такую оценку рискну назвать наилучшей. Во всяком случае, лучше оценки, распределяющей ВВП региона пропорционально населению , то есть принимающей значение ВВП на душу населения постоянным внутри каждого субъекта - очевидно, что это далеко не так.

Пройдясь по массиву данных за 2016 год, составил таблицу 74 крупнейших городов России по объемам валового продукта. Вернее, здесь представлены не собственно города / населенные пункты, а городские округа - муниципальные образования, включающие либо один только город, либо город с подчиненными поселками и селами. Ну а Москва и Санкт-Петербург здесь в границах субъектов, городов федерального значения.

Городской округ ВВП, млн $ Городской округ ВВП, млн $
1 Москва 588729 38 Тула 19347
2 Санкт-Петербург 204871 39 Махачкала 18992
3 Екатеринбург 90197 40 Химки 18635
4 Краснодар 73903 41 Астрахань 18431
5 Уфа 62740 42 Череповец 18413
6 Казань 57479 43 Магнитогорск 18080
7 Новосибирск 53803 44 Рязань 17718
8 Сургут 53511 45 Ульяновск 16931
9 Красноярск 52884 46 Пенза 16627
10 Пермь 51625 47 Белгород 16406
11 Ростов-на-Дону 50647 48 Набережные Челны 16184
12 Нижний Новгород 49916 49 Красногорск 15900
13 Челябинск 48912 50 Тверь 15370
14 Самара 44956 51 Нижнекамск 14834
15 Иркутск 44700 52 Мирный 14797
16 Воронеж 40827 53 Ставрополь 14497
17 Тюмень 37494 54 Калининград 14486
18 Новый Уренгой 37066 55 Курск 14048
19 Омск 36603 56 Симферополь 13740
20 Волгоград 35451 57 Подольск 13640
21 Саратов 32261 58 Якутск 13628
22 Ижевск 29485 59 Калуга 13615
23 Южно-Сахалинск 28362 60 Киров 13580
24 Владивосток 27787 61 Мурманск 13414
25 Липецк 24806 62 Чебоксары 13255
26 Хабаровск 24261 63 Брянск 12559
27 Когалым 23661 64 Бузулук 12540
28 Томск 23640 65 Усинск 11986
29 Нижневартовск 23499 66 Чита 11912
30 Барнаул 22824 67 Ноябрьск 11814
31 Новокузнецк 22241 68 Нефтеюганск 11381
32 Оренбург 22153 69 Тобольск 11238
33 Альметьевск 20722 70 Тамбов 11080
34 Мытищи 20054 71 Благовещенск 10888
35 Ярославль 20039 72 Великий Новгород 10666
36 Тольятти 19910 73 Архангельск 10549
37 Кемерово 19405 74 Смоленск 10295

Это все десятимиллиардники. По-хорошему вместо городов нужно считать агломерации - тогда Екатеринбург все-таки дотягивает до 100 миллиардов. Экономическая "третья столица России" - именно он.

Сравним с данными по агломерациям США : Москва с агломерацией - между Лос-Анджелесом и Чикаго, экономический гигант мирового масштаба; Питер - в районе американской второй десятки; агломерация ЕКБ - около 40-го места. В каждом случае население российского города раза в полтора выше американского близнеца по ВВП, так что на душу населения выходит несколько ниже.

Все российские города-миллионники попали в топ-20 по ВВП, кроме них там еще Иркутск и три нефтегазовых бочки - Сургут, Тюмень и Новый Уренгой. Из городов с менее чем 100-тысячным населением в списке представлены отдельные нефтеграды разных регионов России, а также якутский Мирный, алмазная столица России. Все абсолютно логично.

Ну и традиционно - обсуждаем в комментариях.

Экономическая ситуация в России в 2016 году характеризовалась тенденцией к стабилизации. Падение нефтяных цен прекратилось, и почти все двенадцать месяцев наблюдалось их поступательное повышение. Промышленное производство также постепенно вышло на положительную динамику, был достигнут рекордный результат в сельском хозяйстве, потребительская инфляция также оказалась самой низкой за весь постсоветский период. Промышленное производство по итогам 2016 года выросло в 65 регионах РФ, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 15, что, безусловно, можно расценивать как позитивную тенденцию. Позитивная динамика наметилась и в бюджетной сфере. Суммарные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2016 года выросли на 6,6% при росте налоговых и неналоговых доходов на 8,7%. Суммарный дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 12,6 миллиардов рублей, что в 13,6 раз меньше чем в 2015 году. На этом фоне наблюдалось снижение долговой нагрузки субъектов РФ.

Согласно результатам рейтинга в 2016 году 33 региона улучшили свои позиции, 12 регионов остались на прежних местах, а 40 - сдали позиции. Позитивную динамику показали преимущественно субъекты РФ, в которых хорошо развит ОПК, АПК, а также регионы Северного Кавказа. Пять из семи регионов СКФО показали положительную динамику в рейтинге, что, вероятно, связано с позитивным эффектом от реализации госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

В 2016 году лидеры и аутсайдеры рейтинга социально-экономического положения регионов РФ в основном сохранили свои позиции. Первые места по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. Состав первой пятерки остается неизменным несколько лет подряд.

В первой двадцатке рейтинга, на которую приходится две трети суммарного валового регионального продукта всех регионов РФ, также не произошло существенных изменений. Ее состав покинула Липецкая область, которая опустилась на 2 позиции, и в рейтинге по итогам 2016 года занимает 22-е место. Вошла в первую двадцатку рейтинга Ростовская область, поднявшись с 24-го на 18-е место.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также:

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова

Введение

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

1.2 ВРП в системе национальных счетов

1.3 Источники данных для исчисления ВРП

1.4 Методы исчисления ВРП

1.5 Планы развития национальных счетов в СНГ

1.6 Данные ВРП по Омской области

2 Практическая часть

2.1 Задача №1

2.2 Задача №2

2.3 Задача №3

2.4 Задача №4

2.5 Задача №5

2.6 Задача №6

2.7 Задача №7

2.8 Задача №8

Заключение

Список литературы

Введение

Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. С другой стороны, такие инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической целостности страны.

Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СНС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.

Без ВВП (ВРП) невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов.

В России СНС начала внедрятся с федерального уровня. Однако регионы также испытывают необходимость в современной статистической обобщающей модели. В нашей стране, объединяющей 89 территориально-административных образований с различными временными поясами и географическим положением, существуют значительные различия в уровнях экономического и социального развития регионов. Поэтому проблема расчёта валового продукта для каждого региона стоит особенно остро.

Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересованы в информации, комплексно характеризующей экономику всех регионов, позволяющей осуществлять выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.

Наиболее общий количественный показатель экономического развития регионов - динамика валового продукта территории. Межрегиональные сопоставления на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей позволяют определить направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил.

Задача расчетов региональных макроэкономических показателей приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В последние годы возросла потребность органов государственного управления стран СНГ (как на федеральном, так и на региональном уровне) в данных региональной статистики и, в частности, региональных национальных счетов. Эту тенденцию можно объяснить стремлением органов управления уделять больше внимания вопросам социально- экономического развития на региональном уровне. Региональная политика стала составной частью общих программ социально-экономического развития стран; она формулируется в официальных документах органов управления, относящихся к развитию регионов.

В данной курсовой работе освещены понятие и сущность ВРП, его экономическое значение, методы исчисления и тенденции развития. Также представлены показатели ВРП города Омска и Омской области, динамика изменения показателей за период с 1998года по 2007год в основных текущих ценах и ВРП на душу населения. Прилагается решение задач.

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

В рамках выполнения «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в практику Российской экономики», утвержденного 26 декабря 2001г. Минэкономразвития России, Госкомстатом России и Госстандартом России, а также приведения расчетов макроэкономических показателей к международным стандартам, результаты оценки ВРП производственным методом и методом формирования по источникам доходов, начиная с данных за 2004г., публикуются в структуре общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция – по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

Расходы на конечное потребление ВРП складываются из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведённые активы.

Существует несколько вариантов расчёта ВРП.

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Валовой региональный продукт рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).

1.2 ВРП в системе национальных счетов

Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементы системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, ОЭРС и Комиссией Европейских сообществ.

СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). СНС в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики. Тем не менее, Госкомстат России проводит систематическую работу по внедрению на региональном уровне расчетов ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Главным среди них является показатель ВРП.

Новое на сайте

>

Самое популярное