Домой Кредитные карты Механизм реализации стратегии развития региона. Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты

Механизм реализации стратегии развития региона. Государственные методы регулирования социально-экономического развития региона: механизмы, инструменты

Необходимым условием реализации комплексной программы социально-экономического развития является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, которая производит функциональное зонирование территории Российской Федерации.

Схема 1 - Структура комплексного прогноза развития региона

На ее основе должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям.

Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Необходима разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

Для реализации программы социально-экономического развития необходимо совершенствование системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Задачами, которого является оценка уровня развития регионов, введение системы статистики для городских округов и городских поселений, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования, оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ и т.д.

Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Это:

Межведомственная комиссия

Федеральные целевые программы (могут быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в стратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Финансирование реализации программы социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, средств муниципальных образований, внебюджетных источников. Для реализации отдельных мероприятий возможно использование займа Мирового банка.

Заключение

Решение прикладных вопросов, связанных с диагностикой регионального экономического пространства (но в разрезе всей страны), позволило сделать следующие выводы:

Говоря о плотности экономического пространства, мы сталкиваемся со следующей проблемой в тех регионах где сохраняются и используются накопленный экономический потенциал, экономика страны с определенной мерой условности сможет сносно функционировать. Но как только усилятся необратимые процессы по снижению накопленного экономического потенциала, мы окажемся перед проблемой воспроизводства не только людских ресурсов, но и других элементов производительных сил.

О размещении экономического пространства - в совокупности межрегиональные различия в экономическом развитии, к сожалению, не уменьшились, а лишь усилились, особенно в реальном секторе экономики, что стало следствием инерционного развития государства в целом.

О связанности экономического пространства - на фоне роста инфляции и сохранения высокого коэффициента износа основных средств можно говорить о "проедании" национального богатства и катастрофической угрозе фрагментации общего экономического пространства на отдельные его составляющие.

Таким образом, все это сводится к следующему:

Во-первых, эксплуатация ресурса развития территории возможна на основе ослабления противоречий в пространственном измерении межрегиональных различий, иначе они лишь будут усиливаться.

Во-вторых, ослабление таких противоречий возможно только на основе проведения всесторонне взвешенной государственной региональной политики, которая допускает замену парадигмы выравнивания экономического развития парадигмой его стимулирования.

В-третьих, переход на нее должен сопровождаться изменением институциональных условий, определяющих возможные границы отношений (властные полномочия) в системах "центр -- регионы" и "регионы -- центр".

В-четвертых, одним из действенных научных инструментов исследования пространственных особенностей межрегиональных измерений структурных изменений в экономическом развитии становится экономическая диагностика, в рамках которой все параметры и основные свойства регионов поддаются всестороннему анализу и синтезу, в результате чего можно получить более объективную их оценку.

Таким образом, подход к применению экономической диагностики развития региона как к своеобразной триаде позволяет не только установить достаточно достоверный диагноз и получить комплексную оценку его развития, но и выявить возможные отклонения в динамике показателей, характеризующих основные параметры.

При этом именно диагноз должен служить своеобразной картограммой самых болевых точек, на которые нужно направить усилия по предотвращению возможных угроз, рисков и вызовов, а комплексная оценка развития -- должна быть положена в основу выработанных стратегических планов, программ разного уровня, соглашений между органами центральной власти и местного самоуправления, намерений органов управления относительно решения вопросов долгосрочного экономического развития и т.д.

В работе рассмотрена триада региона: территория, экономическая система, экономическое пространство; приведены некоторые результаты выполненных прикладных исследований, на основе которых даны соответствующие определения развития региона; сделаны выводы о необходимости использования результатов экономической диагностики, с одной стороны, в виде своеобразной картограммы самых болевых точек, а с другой -- в виде комплексной оценки развития региона.

Список литературы

1.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. -М., 2004.

2.Зайцева Т.К. Социально-экономическое развитие региона в условиях глоболизации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Кисловодск, 2004.

3.Кинельман С., Андрюшин С. Сырьевая составляющая региональной экономики России //Вопросы экономики. 2007. №6.

4.Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р

5.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.,1997.

6.Майн Е.Р. Комплексное социально-экономическое развитие региона: концептуальные подходы и современное методическое обеспечение по материалам Ярославской области). Дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. -М., 2001.

7.Мельник Е.А. Сущность и специфика экономических интересов региона // Актуальные социально-экономические, духовные и правовые проблемы общественного развития. Межвузовский сборник трудов. Вып.3. Пятигорск, 1997.

Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона А. А. Ефремов, министр, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области в 2010 г. утверждена стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Это документ комплексного развития территории, который охватывает такие сферы, как социум, экономика, среда обитания и жизнедеятельности, и определяет стратегические цели, приоритетные направления, а также мероприятия по их реализации и достижению. Всестороннее сбалансированное развитие региона невозможно без чёткого представления приоритетов развития на длительную перспективу, понимания своих конкурентных преимуществ и слабых сторон.

Достижение поставленных целей в существенной мере зависит от создания эффективных механизмов принятия и исполнения стратегических решений, их ориентации на конечный результат. Стратегический подход к управлению территорией базируется, в первую очередь, на применении целевых программ региона, на развитии механизмов повышения инвестиционной активности, финансовых инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышении эффективности муниципального управления.

Успешная реализация стратегии предполагает, прежде всего, рациональное использование имеющихся ресурсов, при этом основную роль играют денежные средства, выделяемые из бюджетов и различных фондов. Это означает, что стратегическое управление не может осуществляться в отрыве от бюджетного процесса. В основу деятельности региональных властей должны быть положены целевые программы, которые представляют собой комплекс взаимоувязанных организационных, финансовых, экономических, социальных и хозяйственных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития территории. Это позволит согласовать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в стратегических документах региона, и наиболее эффективно использовать государственные средства.

Механизмом сбалансированого развития региона, ориентированным на достижение конкретных результатов, является разработка программ развития муниципальных районов и городов. В настоящее время сформированы комплексные планы развития семи моногородов Оренбургской области. Проведённая работа показала серьёзные сложности — нет понимания целей развития городов, крайне низка активность населения, отсутствуют проектные предложения у представителей многих муниципальных образований. На муниципальном уровне в целом не сформирована система управления инвестициями, которая соответствовала бы Стратегии развития Оренбургской области. Местные органы власти имеют незадействованные резервы стимулирования инвестиционной деятельности на своей территории, но не только не используют их, но даже и не пытаются продвигать их в инвестиционной среде.

Необходимым условием развития экономики и достижения стратегических целей выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Реализация целей стратегии предполагает создание инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других заинтересованных участников необходимой информацией. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности осуществления капитальных вложений. При этом ключевым фактором становится сложившийся на территории региона инвестиционный климат. Он, с одной стороны, является основным индикатором привлекательности экономики территории для инвестирования, с другой — показывает, насколько органы исполнительной и законодательной власти заинтересованы в притоке инвестиций.

На современном этапе инвестиционная политика Оренбургской области напрямую связана с реализацией долгосрочных планов развития региона. В настоящее время завершена разработка Концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области, которая учитывает лучшие практики субъектов по привлечению инвестиций и рекомендована Министерством регионального развития Российской Федерации. Рассмотрим основные положения этой концепции.

1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Предполагается, что субъект Федерации должен взять на себя решение всех административных проблем инвестора по принципу «одного окна».

2. Подготовка инфраструктуры для инвестиций, т. е. создание инвестиционных площадок и индустриальных парков. Требуется также разработка механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инфраструктурных и социальных проектов.

Практика федерального центра показывает эффективность применения таких инструментов . С этой целью созданы государственные институты развития — Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ. Формируются особые экономические зоны, технопарки, промышленные площадки.

3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Для реализации этого направления в регионе создаётся государственный оператор — ОАО «Корпорация развития Оренбургской области». Цель её создания — привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственночастного партнёрства согласно стратегии развития Оренбургской области.

К основным функциям Корпорации развития относятся:

Предпроектная проработка инвестиционных предложений-

Подготовка инвестиционных площадок и привлечение инвесторов, а также средств институтов развития для реализации инвестиционных проектов-

Реновация (комплексная застройка) определённой территории муниципального образования с передачей Корпорации планировочных функций-

Инвестиционно-консалтинговая деятельность.

4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. Инструментов, необходимых для осуществления данного положения, достаточно много, и некоторые из них уже успешно применяются — выставки, ярмарки и многие другие механизмы.

Значительная роль в развитии муниципалитетов принадлежит малому предпринимательству, которое является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках. В экономике локальные альянсы предпринимателей становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке .

Создание экономического пространства для ведения бизнеса субъектами малого предприни-

Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 1 — Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, млн. руб.

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Объем привлеченых средств федерального бюджета

Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 2 — Динамика оборота розничной торговли и индекса его физического объёма в 2005—2010 гг.

мательства в основном лежит на региональных и муниципальных органах власти , хотя существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления этой деятельности определяется, прежде всего, федеральными органами власти.

Высокая социальная значимость предпринимательства обусловлена ещё и сложившейся налоговой системой страны — именно налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, формируют основу местных бюджетов. Поэтому содействие развитию данной сферы экономики является одной из приоритетных задач, стоящей перед регионом, и её спектр постоянно расширяется. Так, с каждым годом увеличиваются расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства. На рисунке 1 представлена динамика объёмов государственной поддержки предпринимательства за период 2007—2010 гг., которая показывает значительный рост финансирования за счёт средств областного бюджета — с 27,4 млн руб. в 2007 г. до 157,7 млн руб. в 2010 г. Это позволяет развивать систему финансовой, информационной и консультационной поддержки малого бизнеса, ускорить процесс создания организаций инфраструктуры и общественных объединений предпринимателей, усилить их ориентацию на решение конкретных региональных и межрегиональных проблем |сайт, 12|.

В настоящее время в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009—2011 годы» реализуются следующие направления государственной поддержки предпринимательства.

1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита в российских кредитных учреждениях, на срок не более трех лет.

2. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

По постановлению Правительства области максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей, а вложение собственных средств в проект — не менее 10%. Гранты получили ООО «ПВТ» (производство изделий методом промышленного металловязания с использованием инновационных технологий), ООО «Аналог» (производит сельскохозяйственное оборудование), и ООО «Гелиодор» (производство искусственного декоративного камня). Средства грантов позволили этим предприятиям приобрести необходимое для развития бизнеса оборудование и материалы.

В 2010 г. конкурсной комиссией рассмотрено около 380 заявок начинающих предпринимателей на создание и развитие собственного бизнеса, из них одобрено более 220 на общую сумму около 39 млн. рублей.

3. Развитие микрофинансирования. Микрозаймы выдаются на базе Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства на местах. Всего за время реализации программы микрофинансирования поступило более 1200 заявок от субъектов предпринимательства, профинансировано более 600 проектов на общую сумму более 188 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано более 900 новых рабочих мест, сохранено более 3,2 тысячи рабочих мест.

4. Софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предполагает выделение из областного бюджета средств для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах.

Потребительский рынок чрезвычайно важная сфера деятельности региона. В данной сфере занято свыше 180 тыс. работников, которые составляют 17% всех занятых в экономике. На рисунке 2 представлен график динамики оборота розничной торговли и индекса его физического объёма за 2005—2010 гг. Из графика видно, что оборот розничной торговли в абсолютном выражении характеризуется положительной динамикой и за 11 месяцев 2010 г. составил 141,41 млрд. рублей. Индекс физического объёма за 2009—2010 гг. сократился по сравнению со всем предыдущим периодом.

С принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в правовое регулирование сферы торговли были внесены существенные изменения. Основной идеей закона стало создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности.

Задача местных и региональных органов власти — формирование «правил игры» на потребительском рынке области в рамках действующего правового поля. В Оренбургской области существует проект «Оренбургское качество», направленный на формирование у потребителей позитивного имиджа местных товаропроизводителей. Результатом должна стать поддержка местных товаропроизводителей, сохранение рабочих мест, дальнейшее развитие экономики региона.

Важным направлением является также повышение эффективности государственного и муниципального управления. Система оценки качества работы органов власти регионов и муниципалитетов утверждена федеральными нормативными актами. В области проведена значительная работа по данному направлению, разработаны и внедрены административные регламенты и стандарты услуг. Одним из значимых мероприятий по повышению эффективности управления является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой центр уже действует. В будущем планируется открытие подобных учреждений в Бузулуке, Бугуруслане, Новосергиевке.

Стратегия социально-экономического развития территории определяет её стратегический потенциал, приоритеты экономики и социально значимые цели. Это позволит не только упорядочить организацию распределения бюджетных средств между видами экономической деятельности региона, но и является одним из факторов привлекательности для внешних инвестиций. Также переход к стратегическому управлению повышает ответственность в принятии управленческих решений, консолидирует усилия всего общества.

Применение рассмотренных механизмов реализации стратегии как на областном уровне, так и в муниципалитетах направлено на достижение поставленных стратегических целей. Во-первых, распределение бюджетных средств на основе целевых программ повышает эффективность их расходования. Во-вторых, поддержка и развитие предпринимательства — это обеспечение бюджетных доходов, социальной стабильности и занятости граждан. В-третьих, улучшение инвестиционного климата способствует привлечению дополнительных средств для развития территории, повышает конкурентоспособность местных товаропроизводителей. В-четвёртых, введение системы оценки деятельности органов власти улучшит качество исполнения их полномочий, а соответственно, и реализации стратегии.

1. Масленников А. Государственно-частное партнёрство: региональный аспект // Экономист. 2008. № 9. С. 72—79.

2. Майданская А. Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. 2007. № 6. С. 76−77.

3. Куцеборская М. Н. Стратегическое управление в системе регионального предпринимательства // Экономика и управление. 2008. № 1. С, 217−219.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Таким образом, совместный анализ описанных классификаций показывает, что по существу оба подхода рассматривают один и тот же перечень инноваций и представляют собой различные формы инновационных подходов, не отражающих существа содержания и критериев для одной и той же цели: выбора оптимального «пути» для нахождения «ядра» инновации и наиболее целесообразной последовательности («цепочки») инноваций для обоснования размеров расходов ресурсов (времени, персонала, финансов и др.). В своей деятельности каждая организация будет стремиться упредить конкурентов, выиграть время от появления и чёткой формулировки идеи инновации до широкого использования в функциональной деятельности. Литература 1. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003. 2. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-методический комплекс. М.: Экономист, 2007. 3. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004. 4. Дмитриев В.А. Управление социально-экономической организацией. М.: ИМЭС, 2008. Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона А.А. Ефремов, министр, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области в 2010 г. утверждена стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Это документ комплексного развития территории, который охватывает такие сферы, как социум, экономика, среда обитания и жизнедеятельности, и определяет стратегические цели, приоритетные направления, а также мероприятия по их реализации и достижению. Всестороннее сбалансированное развитие региона невозможно без чёткого представления приоритетов развития на длительную перспективу, понимания своих конкурентных преимуществ и слабых сторон. Достижение поставленных целей в существенной мере зависит от создания эффективных механизмов принятия и исполнения стратегических решений, их ориентации на конечный результат. Стратегический подход к управлению территорией базируется, в первую очередь, на применении целевых программ региона, на развитии механизмов повышения инвестиционной активности, финансовых инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышении эффективности муниципального управления. Успешная реализация стратегии предполагает, прежде всего, рациональное использование имеющихся ресурсов, при этом основную роль играют денежные средства, выделяемые из бюджетов и различных фондов. Это означает, что стратегическое управление не может осуществляться в отрыве от бюджетного процесса. В основу деятельности региональных властей должны быть положены целевые программы, которые представляют собой комплекс взаимоувязанных организационных, финансовых, экономических, социальных и хозяйственных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития территории. Это позволит согласовать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в стратегических документах региона, и наиболее эффективно использовать государственные средства. Механизмом сбалансированого развития региона, ориентированным на достижение конкретных результатов, является разработка программ развития муниципальных районов и городов. В настоящее время сформированы комплексные планы развития семи моногородов Оренбургской области. Проведённая работа показала серьёзные сложности – нет понимания целей развития городов, крайне низка активность населения, отсутствуют проектные предложения у представителей многих муниципальных образований. На муниципальном уровне в целом не сформирована система управления инвестициями, которая соответствовала бы Стратегии развития Оренбургской области. Местные органы власти имеют незадействованные резервы стимулирования инвестиционной деятельности на своей территории, но не только не используют их, но даже и не пытаются продвигать их в инвестиционной среде. Необходимым условием развития экономики и достижения стратегических целей выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Реализация целей стратегии предполагает создание инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других заинтересованных участников необходимой информацией. Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности 149 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ осуществления капитальных вложений. При этом ключевым фактором становится сложившийся на территории региона инвестиционный климат. Он, с одной стороны, является основным индикатором привлекательности экономики территории для инвестирования, с другой – показывает, насколько органы исполнительной и законодательной власти заинтересованы в притоке инвестиций. На современном этапе инвестиционная политика Оренбургской области напрямую связана с реализацией долгосрочных планов развития региона. В настоящее время завершена разработка Концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области, которая учитывает лучшие практики субъектов по привлечению инвестиций и рекомендована Министерством регионального развития Российской Федерации. Рассмотрим основные положения этой концепции. 1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Предполагается, что субъект Федерации должен взять на себя решение всех административных проблем инвестора по принципу «одного окна». 2. Подготовка инфраструктуры для инвестиций, т.е. создание инвестиционных площадок и индустриальных парков. Требуется также разработка механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инфраструктурных и социальных проектов. Практика федерального центра показывает эффективность применения таких инструментов . С этой целью созданы государственные институты развития – Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ. Формируются особые экономические зоны, технопарки, промышленные площадки. 3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Для реализации этого направления в регионе создаётся государственный оператор – ОАО «Корпорация 65,9 годы 2010 развития Оренбургской области». Цель её создания – привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственночастного партнёрства согласно стратегии развития Оренбургской области. К основным функциям Корпорации развития относятся: предпроектная проработка инвестиционных предложений; подготовка инвестиционных площадок и привлечение инвесторов, а также средств институтов развития для реализации инвестиционных проектов; реновация (комплексная застройка) определённой территории муниципального образования с передачей Корпорации планировочных функций; инвестиционно-консалтинговая деятельность. 4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. Инструментов, необходимых для осуществления данного положения, достаточно много, и некоторые из них уже успешно применяются – выставки, ярмарки и многие другие механизмы. Значительная роль в развитии муниципалитетов принадлежит малому предпринимательству, которое является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках. В экономике локальные альянсы предпринимателей становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке . Создание экономического пространства для ведения бизнеса субъектами малого предприни- 157,7 306 2009 147,2 183 2008 204,9 7,8 27,4 2007 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Объем привлеченых средств федерального бюджета Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 1 – Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, млн. руб. 150 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 65,9 годы 2010 157,7 306 2009 183 2008 2007 147,2 204,9 7,8 27,4 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Объем привлеченых средств федерального бюджета Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом Рис. 2 – Динамика оборота розничной торговли и индекса его физического объёма в 2005–2010 гг. мательства в основном лежит на региональных и муниципальных органах власти , хотя существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления этой деятельности определяется, прежде всего, федеральными органами власти. Высокая социальная значимость предпринимательства обусловлена ещё и сложившейся налоговой системой страны – именно налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, формируют основу местных бюджетов. Поэтому содействие развитию данной сферы экономики является одной из приоритетных задач, стоящей перед регионом, и её спектр постоянно расширяется. Так, с каждым годом увеличиваются расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства. На рисунке 1 представлена динамика объёмов государственной поддержки предпринимательства за период 2007–2010 гг., которая показывает значительный рост финансирования за счёт средств областного бюджета – с 27,4 млн. руб. в 2007 г. до 157,7 млн. руб. в 2010 г. Это позволяет развивать систему финансовой, информационной и консультационной поддержки малого бизнеса, ускорить процесс создания организаций инфраструктуры и общественных объединений предпринимателей, усилить их ориентацию на решение конкретных региональных и межрегиональных проблем. В настоящее время в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011 годы» реализуются следующие направления государственной поддержки предпринимательства. 1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита в российских кредитных учреждениях, на срок не более трех лет. 2. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела. По постановлению Правительства области максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей, а вложение собственных средств в проект – не менее 10%. Гранты получили ООО «ПВТ» (производство изделий методом промышленного металловязания с использованием инновационных технологий), ООО «Аналог» (производит сельскохозяйственное оборудование), и ООО «Гелиодор» (производство искусственного декоративного камня). Средства грантов позволили этим предприятиям приобрести необходимое для развития бизнеса оборудование и материалы. В 2010 г. конкурсной комиссией рассмотрено около 380 заявок начинающих предпринимателей на создание и развитие собственного бизнеса, из них одобрено более 220 на общую сумму около 39 млн. рублей. 3. Развитие микрофинансирования. Микрозаймы выдаются на базе Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства на местах. Всего за время реализации программы микрофинансирования поступило более 1200 заявок от субъектов предпринимательства, профинансировано более 600 проектов на общую сумму более 188 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано более 900 новых рабочих мест, сохранено более 3,2 тысячи рабочих мест. 4. Софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предполагает выделение из областного бюджета средств для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах. Потребительский рынок чрезвычайно важная сфера деятельности региона. В данной сфере занято свыше 180 тыс. работников, которые составляют 17% всех занятых в экономике. На рисунке 2 представлен график динамики оборота розничной торговли и индекса его физического 151 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ объёма за 2005–2010 гг. Из графика видно, что оборот розничной торговли в абсолютном выражении характеризуется положительной динамикой и за 11 месяцев 2010 г. составил 141,41 млрд. рублей. Индекс физического объёма за 2009–2010 гг. сократился по сравнению со всем предыдущим периодом. С принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в правовое регулирование сферы торговли были внесены существенные изменения. Основной идеей закона стало создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности. Задача местных и региональных органов власти – формирование «правил игры» на потребительском рынке области в рамках действующего правового поля. В Оренбургской области существует проект «Оренбургское качество», направленный на формирование у потребителей позитивного имиджа местных товаропроизводителей. Результатом должна стать поддержка местных товаропроизводителей, сохранение рабочих мест, дальнейшее развитие экономики региона. Важным направлением является также повышение эффективности государственного и муниципального управления. Система оценки качества работы органов власти регионов и муниципалитетов утверждена федеральными нормативными актами. В области проведена значительная работа по данному направлению, разработаны и внедрены административные регламенты и стандарты услуг. Одним из значимых мероприятий по повышению эффективности управления является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой центр уже действует. В будущем планируется открытие подобных учреждений в Бузулуке, Бугуруслане, Новосергиевке. Стратегия социально-экономического развития территории определяет её стратегический потенциал, приоритеты экономики и социально значимые цели. Это позволит не только упорядочить организацию распределения бюджетных средств между видами экономической деятельности региона, но и является одним из факторов привлекательности для внешних инвестиций. Также переход к стратегическому управлению повышает ответственность в принятии управленческих решений, консолидирует усилия всего общества. Применение рассмотренных механизмов реализации стратегии как на областном уровне, так и в муниципалитетах направлено на достижение поставленных стратегических целей. Во-первых, распределение бюджетных средств на основе целевых программ повышает эффективность их расходования. Во-вторых, поддержка и развитие предпринимательства – это обеспечение бюджетных доходов, социальной стабильности и занятости граждан. В-третьих, улучшение инвестиционного климата способствует привлечению дополнительных средств для развития территории, повышает конкурентоспособность местных товаропроизводителей. В-четвёртых, введение системы оценки деятельности органов власти улучшит качество исполнения их полномочий, а соответственно, и реализации стратегии. Литература 1. Масленников А. Государственно-частное партнёрство: региональный аспект // Экономист. 2008. №9. С. 72–79. 2. Майданская А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. 2007. №6. С. 76–77. 3. Куцеборская М.Н. Стратегическое управление в системе регионального предпринимательства // Экономика и управление. 2008. №1. С. 217–219. Социальная составляющая инноваций О.И. Маркварт, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО Оренбургский ГУ Инновационный менеджмент, как процесс управления инновациями во имя удовлетворения потребностей рынка, характеризует основную нацеленность воздействий персонала организации (главным образом менеджеров) на клиентов, что делает очевидным рост влияния социального фактора организации на социальную составляющую рынка (клиентов) (рис. 1) . Таким образом, можно утверждать, что определяющим фактором воздействия на инновации и инновационные процессы является социальная составляющая в организации. Не случайно в современных и передовых бизнессистемах главным объектом внимания и заботы стал человеческий фактор – неисчерпаемый источник экономической эффективности. Естественно, что его психофизиологическая активность не может мгновенно возникать по мере желания руководителей (менеджеров), а подчиняется законам социальной организации и изменяется постепенно. Инновационная направленность должна быть в работе менеджеров постоянной и целенаправленной составляющей организационной и корпоративной культуры. Не случайно социальная психология играет большую роль в управления персоналом (как направления подготовки менеджеров) и органи- 152

2. Механизмы реализации концепции социально-экономического развития регионов

Обеспечение эффективного социально-экономического развития Республики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития отстающих регионов, созданию условий для равного обеспечения населения всех регионов республики общественными благами.

На этом этапе должны сформироваться и на практике подтвердить свою эффективность все элементы современной рыночной экономики:

Регулирование отношений собственности;

Структурная перестройка хозяйства регионов;

Рыночные формы организации производства;

Свободные экономические зоны;

Региональная политика государства, направленная на обеспечение стабилизации и роста экономики, выравнивание стартового уровня социально - экономического развития депрессивных регионов.

Наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики.

Можно выделить наиболее значимые рыночно ориентированные механизмы, которые способствовали бы экономическому росту в регионах Республики Башкортостан. Основными из них являются:

Обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на эффективную специализацию предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства;

Ускорение внедрения новейших достижении научно - технического прогресса, в том числе импорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях;

Сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения;

Переход к распределении! средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов (а в регионах - их субъектов) с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода;

Разработка системы региональных приоритетов и целевых про грамм для эффективного использования ограниченных финансов и материальных ресурсов;

Усиление государственного регулирования финансово - кредитного воздействия на стабильное развитие предприятий регионов;

Стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счет ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых регионах. Оно может осуществляться через установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок (прежде всего по федеральным налогам) при реинвестировании прибыли и т.д.;

Поддержка процесса частного инвестирования за счет финансиро вания части затрат (как правило, не более 20%) по проектам из бюджета. Она должна осуществляться за счет средств бюджета развития, создаваемого с 1998 г. Бюджетная часть финансирования должна осуществляться на конкурсной основе;

Создание благоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы, предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе на землю), возможность заключения соглашения о разделе продукций, обеспечение процедуры отвода-земель и размещения предприятий;

Развитие объектов инфраструктуры в регионах как важнейшей предпосылки для эффективного размещения производства. Оно предлагает сосредоточение основной части бюджетных вложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортная сеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.): поскольку частные инвестиции в такие сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесь должна быть государственной;

Обеспечение экологической безопасности территории за счет инвестиций местного, республиканского и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и их объединений;

Осуществление мероприятий по приватизации существующих, а также санация экономически неблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новым инвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрение новых каналов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимо стоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятии решения о приватизации.

Санация предприятий должна происходить не за счет средств бюджета, а за счет средств инвестора:

· необходимо внедрять новые процедуры приватизации, позволяющие, прежде всего, снижать стоимость приватизируемых объектов с тем, чтобы облегчить доступ частных инвесторов;

· использовать при приватизации процедуры отнесения задолженности предприятий на их имущество и т.д.;

Использование мероприятий по стабилизации рынка труда с целью преодоления негативных тенденций при переходе к новой структуре хозяйства.

Необходимо учитывать, что нынешние тенденции в социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан ведут к тому, что в большинстве регионов республики, отдаленных от промышленных центров, происходят деиндустриализация, упрощение технологий, используемых в производстве, дальнейшая утеря конкурентоспособности продукции. В связи с этим при разработке механизмов необходимо учитывать, что для обеспечения социально-экономического развития отстающих регионов понадобится период форсированного роста инвестиций.

Для решения этой проблемы необходимо последовательно осуществлять приоритеты:

Активное стимулирование инвестиций на высоком уровне;

Повышение конкурентоспособности предприятий;

Создание предпосылок для возобновления производства, прежде всего через приватизацию и санирование;

Стимулирование внедрения новых технологий и процессов в производство.

В целях обеспечения в регионах Республики Башкортостан гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов необходимо создать «Фонд выравнивания социального развития регионов».

Этот фонд может состоять из двух частей: средств (дотаций), предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов городов и районов; средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие регионов.

Финансирование текущих расходов местных бюджетов целесообразно осуществлять равномерно в течение года (ежемесячно в размере 1/12 части годового плана). Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы развития региона. Основным принципом выравнивания бюджетных диспропорций городов и районов республики может стать соотношение расходных статей местных бюджетов не только со сложившимися их доходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета), но и с учетом возможностей дополнительного вовлечения в бюджетный процесс доходного потенциала каждого города и района.

Недостаток собственных средств предприятий регионов для реализации инвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банков и займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Хозяйствам отстающих в социально-экономическом развитии Уральского, Северо-восточного и Северного регионов кредиты банков и займы различных компаний должны предоставляться на льготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономического положения до среднереспубликанского уровня.

Инвестиционные программы межхозяйственного, межрайонного, межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средств ряда предприятий, лизинговых компаний и других коммерческих структур, населения, иностранных фирм (внебюджетные фонды). Эти средства должны формироваться для целевого использования преимущественно за счет коммерческих банков.

Необходимо также привлечение банковского капитала в развитие и реконструкцию предприятий регионов под гарантию акций и имущества, а в долгосрочной перспективе - и в развитие производственной базы сельских производителей. В долгосрочной перспективе необходимо образовать сеть локальных и региональных кооперативных банков, уставной капитал которых должен создаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Они станут источником первоначального капитала для малого бизнеса в регионе, призванного решить проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в регионах.

Одним из основных направлений специализированного кредита станет лизинг (долгосрочная аренда машин и оборудования). В этих целях необходимо создать сеть региональных лизинговых компаний с участием коммерческих банков, предприятий и организаций. Им должна быть оказана государственная финансовая поддержка (частично). Необходимо завершить создание национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей всех форм собственности. Она должна объединить сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, кооперативных банков.

В числе организационных факторов реализации концепции является создание в регионах республики дополнительных зон экономического благоприятствования, которые призваны обеспечить устойчивый экономический рост на базе отдельных конверсионных предприятий путем максимального задействования научно-технического потенциала.

Их задача - с помощью системы льгот привлечь отечественные и зарубежные инвестиции для вывода экономики из состояния депрессии.

В целях законодательного и нормативного обеспечения социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан необходимо:

Совершенствовать правовой (конституционный) механизм осуществления активного воздействия республиканских управленческих структур на выравнивание социально-экономического развития регионов;

Внести коррективы в Закон о местном самоуправлении для расширения прав и повышении ответственности районных органов власти в решении задач социально-экономического развития городов и районов;

Для развития агропромышленного комплекса в регионах республики необходимо внести коррективы в закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных чужд в Республике Башкортостан» в целях обеспечения стабильного функционирования агропромышленного комплекса, паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары производственно-технического на значения и услуги, повышения ответственности поставщиков и заготовителей за выполнение договорных обязательств в полном объеме.

Необходимо принять закон «О свободных экономических зонах в Республике Башкортостан».


Заключение

Из всего вышесказанного можно сказать, что основными целями региональной политики в Республике Башкортостан являются:

Обеспечение социально-экономического, политического, государтвенно-правового развития республики на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;

Достижение более комплексного и динамичного развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан путем преодоления имеющихся межотраслевых диспропорций, совершенствования структуры экономики ее регионов, городов и районов посредством улучшения размещения производительных сил;

Реализация конституционных прав граждан

Республики, установленных Конституцией Республики Башкортостан, на основе выравнивания уровня социально-экономического развития регионов республики, рационального размещения производительных сил, комплексного раз вития их экономики, обеспечения в регионах гарантированных государством единых социальных стандартов и социальной защиты;

Ускоренное социально-экономическое развитие регионов, имеющих важное стратегическое значение для Республики Башкортостан;

Обеспечение экологической безопасности регионов республики;

Расширение полномочий органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем развития городов и районов республики;

Можно сказать, что наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики.


Список использованной литературы

1. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов / Под общ.ред. Х.А. Барлыбаева, 2 – ое изд., перераб. И доп. Уфа, 2003. 563 с.

2. Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО.- Уфа, УИ РГТЭУ, 2005. – 250 с.

Их реализации; - между необходимостью согласованного проведения экономических, политических и социальных реформ на всей территории Российской Федерации и наличием значительных различий в уровнях социально-экономического развития регионов, различий в подходах, методах, темпах преобразований, что обусловливается их спецификой (исторической, демографической, этнической и т. д.). Эти различия...

Инфляции до 5-6% к 2010 году. На фоне продолжающегося роста экономики будет обеспечиваться стабильный рост денежных доходов населения. В рамках прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2008 год и на период до 2010 года определены приоритетные направления деятельности Правительства республики – это комплексное развитие инвестиционно-инновационного потенциала, повышение...

Не ждёт указаний сверху и принимает правильные решения. -63- Глава Ш. Проектная часть. 1.Прогноз социально-экономического развития города и района Недра Учалинского района богаты залежами полиметаллических руд, месторождениями разнообразных поделочных и облицовочных камней. ...

Транскрипт

1 Францева-Костенко Е.Е. к.э.н., доцент МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В последние годы в экономическом развитии субъектов Российской Федерации продолжается этап комплексных преобразований, целью которых является выход страны на инновационную траекторию социальноэкономического развития. В этих условиях актуализируется проблема регионального аспекта, поскольку именно на территориальные органы власти возлагается основная ответственность за результаты социального и экономического развития региона. В этой связи, разработка основных направлений и положений формирования стратегии развития субъектов РФ представляется весьма актуальной и востребованной. Обобщение опыта территориального планирования свидетельствует, что на современном этапе практически все субъекты федерации и муниципальные образования имеют стратегии, стратегические планы или перспективные программы социально-экономического развития, которые, однако, в большинстве своем в них не раскрыт развития территории. Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, что обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики. Анализ причин недостаточной востребованности стратегических планов показал, что хотя методология стратегического планирования в отечественной и зарубежной литературе имеет достаточно полное обоснование, организация процессов разработки планов на практике слабо скоординированы как на уровне субъектов федерации, так и по вертикали управления: федеральный центр регион. Данное обстоятельство обусловливает необходимость проведения комплексного исследования а развития территории для

2 дальнейшего его использования в качестве основополагающего элемента разработки стратегии развития региона. Потенциал развития региона представляет собой совокупность различных объективных и субъективных факторов, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Он охватывает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения поставленных перед руководителями региона задач, достижения определенной цели. Предприниматели стремятся инвестировать свой капитал в те регионы, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходные базы. Таким образом, стабильное развитие экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социальноэкономического а, и это определяет привлекательность территории для размещения новых и реконструкции существующих производств. Целью каждого региона и муниципалитета является максимальное использование социально-экономического а. В связи с этим, каждый регион призван оценить свои социально-экономические возможности для того, чтобы представить его более привлекательным для осуществления различных проектов, способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвесторов. Социально-экономический территории может быть представлен совокупностью отдельных частных ов, а именно природно-ресурсным, территориально-географическим, демографическим, трудовым, производственным, социально-инфраструктурным, финансовым, каждый из которых имеет свою качественную и количественную характеристику. В современных условиях становления регионального управления территориальные органы власти и управления призваны, в частности, обеспечивать финансовую поддержку принимаемых ими решений, в том числе и стратегического характера. В связи с этим большое значение

3 приобретает проблема нового стратегического выбора региона, предполагающего ориентацию, в первую очередь, на эффективное использование собственного социально-экономического а. Решение отмеченной и других ключевых для развития региона проблем (повышение инвестиционной привлекательности территории и проведение на этой основе активной региональной структурно-инвестиционной политики, упорядочение межбюджетных отношений и т.п.) обусловливает необходимость разработки научных основ комплексной оценки величины и эффективности использования социально-экономических возможностей региона. Среди первоочередных задач, связанных с научным обеспечением аналитических работ в сфере оценки регионального социальноэкономического а, следует указать на необходимость его рациональной структуризации. Ведь только установив основные структурные составляющие социально-экономического а административнотерриториального образования, можно обоснованно сформулировать систему соответствующих индикаторов. В настоящее время в российской теории и практике имеются исследования, посвященные лишь отдельным составляющим регионального социально-экономического а , поэтому не существует строго определенной классификации, ибо, во-первых, разные авторы опираются на различную теоретико-методологическую базу при исследовании «своих» составляющих комплексного а; во-вторых, отдельные компоненты регионального а имеют сложные причинно-следственные связи. Игнорирование последнего обстоятельства может привести к некорректным оценкам комплексного регионального социально-экономического а, а, следовательно, и к ошибочным рекомендациям по его использованию. Исследование тенденций изменения экономики любого региона и выявление факторов, оказывающих определяющее воздействие на его

4 экономический рост и социальное развитие, являются необходимым условием стратегического управления социально экономического развития региона. Все тенденции (закономерности) можно классифицировать по ряду оснований и выделить среди них: типичные (характерные для подавляющего большинства регионов страны) и особенные (свойственные именно данному исследуемому региону); глобальные (совпадающие с общими тенденциями по стране в целом или даже мировыми направлениями изменений) и локальные; кратковременные (сложившиеся в период до 3-х лет) и долговременные (свыше 3-х лет); устойчивые и неустойчивые (изменчивые); существенные (с точки зрения достижения целей) и несущественные. Рассмотрим более подробно сложившиеся тенденции изменения социально-экономического состояния и дальнейшего развития в Нижегородской области. Подчеркнем, что данный регион занимает значительное место в экономическом развитии России. По условиям административно экономического районирования область входит в состав Приволжского федерального округа. При анализе регионального социально-экономического а, наряду с определением величины, важное место занимает оценка эффективности его использования. Такие оценки необходимы при генерации вариантов и обосновании стратегического выбора, формировании экономически обоснованной государственной политики поддержки регионов. Однако, в настоящее время задача оценки эффективности использования регионального социально-экономического а еще ждет своего решения. Тем не менее, можно обозначить принципиальный подход к определению критерия такой оценки. Критерий может быть представлен в виде дроби, числитель которой представляет эффект от

5 реализации социально-экономического а региона, а знаменатель - затраты, потребовавшиеся для достижения этого эффекта. Отмеченный эффект может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая - вклад региона (муниципального образования) в решение межрегиональных и общегосударственных проблем. Затраты, связанные с достижением эффекта от реализации территориального социально-экономического а, могут быть определены по известным в практике методикам расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов. Потенциал развития Нижегородской области может быть структурирован в соответствии с рядом укрупненных сфер социокультурной и хозяйственной деятельности, а интенсификация и комплексное использование всех видов а может вызвать синергетический эффект, способный обеспечить ускорение социально-экономического развития региона (рис. 1.). Наука и инновации Образовательный Культурный Организационноэкономический Потенциал транспортной доступности Потенциал развития ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ Административный Кадровый Сельскохозяйственный Промышленный Финансовый Торговый Рис. 1. Взаимодействие ов Нижегородской области Потенциал развития нижегородской области включает следующие направления развития: наука и инновации; образование; культура;

6 транспортная доступность; административные ресурсы; сельское хозяйство; промышленность; финансы; организационно-экономические ресурсы; кадры; торговое развитие. Наибольший развития области имеется в промышленнопроизводственной сфере, включающей промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство и торговлю. Число предприятий и организаций в сфере торговли и общепита является преобладающим в Нижегородской области в настоящее время, что соответствует общей тенденции изменения региональной структуры практически во всех регионах. Далее следует строительство, как одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, и наконец, сельское хозяйство, транспорт и связь, а также промышленность. Несмотря на то, что данные отрасли во многом определяют стратегию развития региона в долгосрочной перспективе, они занимают наименьший удельный вес в динамике общего числа предприятий и организаций области. Тенденция роста объемов производства в отраслевом резерве зависит от численности предприятий в основных секторах экономики региона. Сокращение объемов произведенной продукции, численности населения, а также оплату услуг населению характеризует сокращение объемов производства Нижегородской области в основных отраслях народного хозяйство, исключение составляет только сельское хозяйство в разделе птицеводство. Динамика снижения количества производимой продукции демонстрирует сокращение объемов производства и числа предприятий в основных сферах деятельности. Рост числа предприятий в промышленности региона происходит в значительной степени за счет развития малого бизнеса. Таким образом, из анализа следует, что малый бизнес в Нижегородской области получает поддержку административного аппарата путем проведения форумов, выдачи льготных кредитов, оказания налоговых льгот. Для использования в полном объеме промышленного а области

7 необходимо увеличить численности предприятий в основных секторах экономики региона, раскрыть развития территории для инвесторов, в том числе, и иностранных. Подводя итоги исследования, следует отметить, что количественный рост числа предприятий, безусловно, не характеризует качественного преобразования производственного а. И поэтому имеется потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности региона, необходима дополнительная проработка вопроса о наиболее эффективных путях развития производственного а области, соотношения и связи крупных предприятий и среднего и мелкого бизнеса. Вместе с тем, очевидно, что оптимальными будут такие соотношения и связи, которые смогут обеспечить инновационный характер производства. Литература: 1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. М.: Экономика, с. 2. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, с. 3. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: «Дело и Сервис», с. 4. Соколов М.М. Стратегическое планирование крупных городов: возможности использования зарубежного опыта // Вестник РАЕН С Францева-Костенко Е.Е. Разработка и реализация стратегического плана развития региона: монограф. Saarbrucken, Germany: Издат. LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG, с.


МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗВЕРОВОДЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Евдокимович Василий Владимирович г. Гомель, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации Формирование рыночных

Зайцева М.Н, к.э.н. Формирование инновационной промышленной политики муниципального образования Формирование современной промышленной политики муниципального образования, по нашему мнению, должно заключаться

ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УДК 336.77 Яблонская А.Е., аспирант Белгородского университета кооперации, экономики и права АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Бабкин П.Ю. Суркова Т.В. к.э.н., доцент Еремеева М.А. студентка К вопросу о способах инвестирования промышленных кластеров в РФ В начале XXI века Россия приступила к исходному этапу развития в соответствии

Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

С. Тегульдет АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕГУЛЬДЕТСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 16.07.2015 241 Об утверждении Положения о Стратегии социально-экономического развития Тегульдетского района В соответствии с Федеральным законом

Основные методологические подходы к оценке результативности развития сферы науки и инноваций на основе единой системы прогнозных расчетов Целью исследования, выполняемого в рамках данной НИР является повышение

Программа стратегического развития Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г.казань)» на 2013 2020 годы I. Общие положения Программа

Кривенко Л. В., д.э.н., проф. УАБД, г. Сумы Кривенко С. В., ассист. ПУПК, г. Полтава ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

О. В. Кожевина Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» А. А. Тонжеракова Зав. организационно-аналитическим отделом БУ РА «Республиканский центр оценки качества

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Формула специальности: В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис,

2. Головачева О.А. Инструменты сглаживания пространственной поляризации регионов // Современные наукоемкие технологии: региональное приложение. 2012. 2 (30). С. 34 38. 3. Хмелева Г.А. Современные научные

Приложение 1 к постановлению Главы Муромцевского муниципального района от 12.10.2012 478-п Долгосрочная целевая программа Муромцевского муниципального района Омской области "Развитие субъектов малого и

УДК 332.1 Определение направлений повышения экономической привлекательности региона ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» Рогова Татьяна, молодой специалист, Научный руководитель:

ПАСПОРТ ПРОФИЛЯ: Экономика и управление народным хозяйством Формула профиля: В рамках данного профиля исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2015 г. N 580 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" Список

120 Л.А. Толстолесова Л.А. Толстолесова [email protected] УДК 136.13 Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов и стратегия его реализации Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования финансово-инвестиционного

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Ситников Ю.В. г. Ростов-на-Дону ФГОУ ВПО Южный федеральный университет Ростовская область одна из наиболее экономически развитых в России, со значительным

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Экономика 2(10) УДК 331+571.513 Н.Л. Тараканова ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Рассматриваются вопросы формирования

В объединенный диссертационный совет Д 999.031.03 на базе Таджикского государственного университета коммерции, Таджикского национального университета, Российско-Таджикского (Славянского) университета ОТЗЫВ

Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 г. N 384-КЗ "О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края" (с изменениями от 3 ноября

Серьезной проблемой, тормозящей развитие малого сектора экономики, является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Назрела необходимость

УДК 339.138 О. В. Прохорова Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Россия, Калининград [email protected] Инвестиционный имидж региона как один из инструментов геобрендинга В статье рассматривается

Б1.Б.13 Региональная экономика Цели дисциплины: Цели дисциплины «Региональная экономика» - сформировать целостное представление о закономерностях, особенностях и проблемах регионального развития и региональной

ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ от 03 марта 2015 года N 440-ПК О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Статья 1. Общие положения Принят Законодательным Собранием Пермского края 19 февраля 2015 года 1. Настоящий Закон

Т. А. ШЕСТОЙ Валитова ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 13 14 ноября 2015 г. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ Т. А. Валитова УДК

Ю.Б. Ешкилев, заместитель директора Заочного финансовоэкономического института САФУ имени М.В.Ломоносова, кандидат исторических наук, доцент; Т.В. Сидоровская, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга

Вестник ННГУ. Выпуск 1(7). 2005 Серия. Экономика и финансы ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕГИОНЕ

О планировании социально-экономического развития территорий Ачкасова Надежда Геннадьевна начальник отдела экономики Администрации Варгашинского района. Согласно Конституции РФ, система местного самоуправления

УДК 338.26 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО И КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Егунова О.С. Научный руководитель профессор Мошкович Л.И. Сибирский федеральный университет

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИ УДК 338.242.2; 332.055.2 Л. Н. Чайникова Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион Предложена концептуальная модель системы управления

Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты Н.Е. Бондаренко, И.П. Комарова В статье рассмотрена роль государства в условиях формирования инновационной экономики, выделены общие

УТВЕРЖДАЮ Ректор Государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», доктор философских наук, профессор

Ресурсная эффективность реализации региональных инвестиционных проектов в императивах экономико-экологического развития региона А.С.Ченцов аспирант Балтийского федерального университета им.и.канта Перспективы

46 Экономическая теория Ретроспективный анализ тенденций развития экономического потенциала региональной социально-экономической системы (на примере Краснодарского края) 2011 А.С. Молчан кандидат экономических

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие

Государственно-частное партнерство в жкх роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) сложная территориальная

Приложение 1 к постановлению Главы Марьяновского от «17» декабря 2009 г. N 873 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МАРЬЯНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие малого и среднего предпринимательства

АССОЦИАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (АИРР) СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /ПРОЕКТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ/ 2 Миссия Обеспечить условия для инновационного развития регионов членов АИРР путем реализации эффективной

Л. А. Климова, асп.; рук. Н. С. Желток, к. э. н., доцент (Белорусско-Российский университет, г. Могилев) ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В условиях переходной экономики резко обостряются экономические

Батейкин Дмитрий Викторович канд. экон. наук, доцент АНОО ВО «Алтайский институт финансового управления» г. Барнаул, Алтайский край ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

86 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК остаточного принципа разработки программ социального развития территории к принципу социального наступления, т.е. опережающего подхода к решению социальных проблем.

Инвестиционное послание Главы Администрации муниципального образования «Кулинский район» С.Г.Сулейманова Уважаемые коллеги! Начиная с текущего года, мы вводим в практику новый документ Инвестиционное послание,

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Мировая экономика» по направлению подготовки (специальности) 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» Семестр: очное отделение 4; заочное отделение 4 Зачетные

Шифр специальности: 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит Формула специальности: Содержанием научной специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» являются фундаментальные и прикладные научные

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика. Ростов н/д: РГЭУ (РИНХ), 2013. Программу разработали: Тяглов

Гурбангулы Бердымужамедов ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА Том I Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Туркменская государственная издательская

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В.Ю. Буров, 2012 В.Ю. Буров к.э.н., доцент, директор ВШЭУиП заведующий кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета ПОНЯТИЕ

97 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 2012 Е.П. Кияткина кандидат экономических наук, доцент

ВЕСТНИК ФА 4 2003 Н.Ю. Иванова доцент кафедры «Экономическая теория» В МАЛАЯ ЭКОНОМИКА В СУПЕРСИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ о всех странах с рыночной экономикой можно выделить группу субъектов хозяйствования,

ЭКОНОМИКА Л.А. Андреева Пути регулирования занятости и безработицы в Нижегородской области Начиная с 1997 года в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения . В соответствии

4 июня 2000 года N 23-РЗ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (в ред. Законов КБР от 30.07.2007 N 62-РЗ, от 01.12.2009 N 57-РЗ,

Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Калининград» (далее Программа) Заказчик Программы Комитет экономики, финансов

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА AM036r-X 1 Заявление Управляющего ЕБРР от Кыргызской Республики Ежегодное Собрание Управляющих ЕБРР, Пленарное заседание Кипр, Никосия, 9-11 мая 2017 г. Уважаемый г-н Президент ЕБРР

Кудрявцев Андрей Михайлович аспирант [email protected] Руднева Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, организации и управления производством [email protected] Тюменский государственный

Государственная программа города «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города» Государственная программа Формирование благоприятной деловой среды Обеспечение эффективного управления

Е ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

В диссертационный совет Д 220.010.02 при ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Котаревой Алены Олеговны на тему:

УДК 332.12 Никулина Е.В., Чистникова И.В., Лыщикова Ю.В., Орлова А.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ИЗМЕРИТЕЛИ, ОЦЕНКА ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский

Основные проблемы оценки инвестиционной привлекательности С.Э.Приходько, канд. экон. наук, доцент, ВГУЭС Решение проблем инвестиционного развития территорий и эффективного привлечения инвестиционных ресурсов

Пространственное развитие и градостроительная политика на территориях интенсивного научно-технологического развития Копыченко Галина к.э.н., эксперт ИРИиГП НИУ ВШЭ Мировые тренды пространственного развития

ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28.12.2009. 323-р Об утверждении Концепции развития и размещения производительных сил Новосибирской области на период до 2015 года В соответствии с Законом

Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (направленность Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч. экономика,

Рентабельность лесного сектора с точки зрения государства Тату Торниайнен руководитель проектов, доктор сельскохозяйственных наук и лесного дела Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии Содержание

Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности предприятия Н.С. Давыдова ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт экономики и управления, заместитель директора по

Тимейчук Л.Н. старший преподаватель ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону Щербаков Д.А. соискатель ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие научно-исследовательской деятельности (НИД), ее признаки как основы оценки потребности в элементах ресурсного потенциала вуза Актуальность изучения вопросов инновационного развития обусловлена

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УДК 005:338 Н.А. Лытнева СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИЗМА

Новое на сайте

>

Самое популярное