Домой Хоум Кредит Банк Из чего состоит смешанная экономическая система. Смешанная экономика - преимущества и недостатки

Из чего состоит смешанная экономическая система. Смешанная экономика - преимущества и недостатки

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.

Основными чертами смешанной экономики являются:

· многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

· развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

· более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

5. Социально-экономические отношения собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация.

Собственность - сложившиеся фактически на деле отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Собственность же в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые устанавливает государство в обязательном порядке для всех граждан. Понятно, начинать изучать настоящую тему надо с определения экономического содержания собственности.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

При этом разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными.

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.


Итак, под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

1) сокращение задолженности государственного сектора;

2) развитие рынка;

3) стимулирование предпринимательства;

4) формирование слоя мелких и средних собственников;

5) расширение индивидуальных свобод;

6) развитие народного капитализма;

7) ослабление профсоюзов.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

1) бесплатной передачи собственности;

2) выкупа предприятий на льготных условиях;

3) продажи акций;

4) сдачи предприятий в аренду;

5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

Методы приватизации в развитых странах:

1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

3) продажа акций работникам предприятий;

4) распространения акций предприятия среди населения;

5) сдача государственных предприятий в аренду;

6) заключение контракта на управление предприятием.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Национализация - переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Понятие «национализация» прежде всего, означает установление государственной собственности на определенную категорию объектов с одновременным недопущением частной собственности на подобного рода объекты. Но иногда понятие «национализация» употребляется для обозначения самого факта перехода права собственности на определенные объекты от частных лиц к государству.

6. Характеристика экономических систем: традиционная экономика, классический капитализм, административно-командная экономика, смешанная экономика, трансформационная экономика.

Экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о томЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1. Традиционная - это экономическая система, которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.
Особенности:
1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;
2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об­работкой природных ресурсов;
3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

2. Капиталистический тип экономической системы характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения.

3. Административно-командная экономика - это экономическая система,
в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хо­зяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государ­ства
Особенности:
1) Основа - государственная собственность;
2) Абсолютизация государственной собственности на эконо­мические и природные ресурсы;
3) Жесткая централизация в распределении экономических ре­сурсов и результатов хозяйственной деятельности;
4) Существенные ограничения или запрещения частного пред­принимательства.

4. Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Особенности:
1. Основа- частная собственность, взаимодействующая с государственной.
2. Гос-во участвует в кругообороте материальных и денежных средств.

5. Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.
Особенности:
1. Представляет собой межсистемное образование.
2. Характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.
3. Характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов.
4. В переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений

7. Рынок: понятие, условия возникновения, виды, функции, институциональные основы функционирования. Фиаско рынка.

Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

1) общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. 2)экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). 3) разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

ВИДЫ РЫНКОВ

Рынок продовольственных товаров, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров массового спроса длительного или краткосрочного пользования, включая (одежду, обувь,бытовые товары, мебель, лекарства, транспортные средства личного пользования и другие).

Рынок средств производства, есть рынок средств и предметов труда. Это исключительно обширный рынок, в сферу действия попадают все материально-технические объекты, прямо или косвенно используемые в производстве.

Он подразделяется на три вида:

Рынок недвижимости (купля-продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях).

Рынок машин (технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения).

Рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготавливается продукция.

Фондовый рынок, или рынок ценных бумаг представляет собой денежный рынок, на котором одни финансовые средства продаются в обмен на другие. С одной стороны, на таком рынке «сегодняшние» деньги продаются и покупаются в обмен на «завтрашние», т.е. в кредит. С другой стороны, валюта одного государства продается в обмен на валюту другого – это валютный рынок. И наконец ценные бумаги в виде акций, облигаций, лотерейных биллетов продаются и покупаются за деньги. Местоположение финансового рынка – фондовые биржи, банки, пункты продажи и покупки ценных бумаг, валюты.С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

ФУНКЦИИ РЫНКА

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Функция регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению.

Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В экономической системе рынок является инструментом, который выполняет ряд функций (рис.1), позволяющих рыночной системе стабильно развиваться на протяжении многих столетий.

Информационно-коммуникативная функция реализуется через сигналы продавцам и покупателям - цены, определяющие колебания спроса и предложения. Цены и есть основной элемент коммуникации между продавцами и покупателями.

Функция координации экономических связей означает, что благодаря сигналам рынка - ценам - происходит координация производства в масштабах общества: выпуск одних товаров прекращается, а других интенсивно наращивается.

Функция стимулирования экономической активности позволяет на основе сигналов рынка влиять на активность его субъектов - продавцов и покупателей. На основе реализации вышеприведенных функций рынка происходит согласование личных и общественных интересов.

Неразумно производить и невозможно реализовать то, что не нужно потребителям. Таким образом происходит реализация функции санации экономики.

Рынок, однажды возникнув, начинает формировать рыночную систему. Данная разновидность систем представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и институтов для их функционирования. Хозяйствующий субъект не существует, а тем более не функционирует в вакууме. Для хозяйственных действий необходима специфическая среда, которую и образуют институты.

Мотивационную основу для принятия решений и их осуществления хозяйствующими субъектами составляют частная собственность и право. Это, пожалуй, самые важные институты. Человек должен быть свободен экономически, чтобы принимать решения и нести за них ответственность, и такую свободу дает частная собственность. Но чтобы предупредить столкновения между носителями частной собственности и не допустить "сцены кровопролития и беспорядка", необходимо право, т.е. правила (рамки) поведения.

Организационную основу экономической системы представляет товарное производство. Чтобы продать, необходимо иметь излишки, которые выносятся на продажу. Они получаются только при разделении труда, обеспечивающем рост производительности труда и формирование производства как товарного.Таким образом, условиями возникновения рынка являются:

Общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

Множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

Регулярность обмена.

ФИАСКО РЫНКА

Провалы рынка или фиаско рынка – англ. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка. Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов

8. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской социально-экономической модели.

При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя национальная модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует, и все-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной (смешанной) экономики.
Экономическая модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики.
Основными чертами современной американской модели экономики являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация. В социальной сфере либеральная модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов и обстоятельств. Государство регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами (например, укрепление национальной обороны). В результате в структуре государственного бюджета значительную долю занимают расходы на оборону и гораздо меньшую - социальные расходы.
Мировой финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, поставил под сомнение эффективность американской экономической модели и привёл к усилению государственного регулирования экономики в этой стране.
В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику. Значительный вклад в теоретическую разработку этой модели внесли представители фрайбургской экономической школы Альфред Мюллер-Армак, Вальтер Ойкен и др. Они сформулировали основные характеристики модели социального рыночного хозяйства.
Во-первых, полагалась бесспорной необходимость свободного ценообразования как механизма экономической координации деятельности потребителей и производителей. Фундаментальным считался не вопрос «Рыночное или плановое хозяйство, капитализм или социализм?», а вопрос «Какой капитализм?».
Во-вторых, экономическая свобода рассматривалась в данной модели как самоценность, а не как инструмент повышения эффективности рынка. Даже если бы социализм оказался более эффективным в производстве товаров, чем рыночная экономика, то последняя все равно была бы предпочтительней, потому что она предоставляет гражданам личную свободу. В этой связи эффективная политика конкуренции является одним из столпов социальной рыночной экономики.
В-третьих, теория социальной рыночной экономики отличается от более старых концепций свободного общества тем, что признает социальные вопросы делом государственного регулирования.
В-четвертых, сторонники данной теории считали, что только государственное регулирование экономики может противостоять негативным внешним эффектам рыночного процесса (фиаско рынка). Но концепция социального рыночного хозяйства признает и тот факт, что провалы государства (фиаско государства) при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.
Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:
поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, издания правительственных актов и проявления других барьеров, ограничивающих свободу входа на рынок и выхода с него;
либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);
проведение политики «открытой экономики». Отказ от такой политики ведет к развитию монопольных тенденций, не позволяет воспользоваться преимуществами международного разделения труда;
законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции.
В Европе (особенно в ее континентальной части - Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке. Экономика в Старом свете основана преимущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются, но государство уделяет большое внимание выравниванию не только возможностей предпринимательской деятельности, но и ее результатов - доходов. Степень перераспределения доходов в этих странах высокая, отсюда и значительность уровня налогообложения. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте достаточно велика, как и размеры государственного бюджета. С одной стороны, это сдерживает имущественное расслоение людей, консолидирует общество, делая его менее дифференцированным. С другой стороны, высокий уровень налогообложения замедляет экономический рост, снижает заинтересованность в эффективной работе.
Чем выше уровень государственного регулирования, тем неизбежнее усиление бюрократии. В результате экономический механизм теряет гибкость. Рост безработицы - также следствие развитой социальной поддержки: большие зарплаты и налоги снижают заинтересованность фирм в найме все новых работников; большие пособия по безработице снижают стимулы к поиску работы. В последнее десятилетие (до развёртывания мирового финансового кризиса) во многих европейских странах, в частности в Германии, наблюдались процессы дерегулирования экономики, снижения степени государственного вмешательства и уровня социальной защиты.
Некоторые малые страны, например Ирландия, показали высокие темпы экономического развития в результате либеральной политики привлечения иностранных инвестиций и снижения уровня государственного регулирования. Однако неясно, насколько их опыт применим к таким «гигантам», как Германия и Франция.
Наряду с европейской моделью обычно выделяют модель скандинавского социализма. Страны Северной Европы, прежде всего Швеция, сформировали систему национальной экономики, базирующуюся на частной собственности и соблюдении основных рыночных принципов, но с очень существенным вмешательством государства в функционирование рынка. Прежде всего это касается процессов перераспределения доходов: высокие налоги уравновешиваются значительными социальными пособиями, благодаря которым социальная дифференциация населения здесь меньше, чем в других развитых странах, в том числе и европейских. Но такое явление как безработица известно и скандинавам.

Отличительной особенностью скандинавской модели является весомая роль как государства, так и различных общественных организаций, например профсоюзов, в регулировании экономических процессов; отношения работодателей и работников регулируются на национальном уровне. И хотя данная модель не лишена недостатков (негибкость, низкая мотивация к предпринимательской деятельности и т.д.), они смягчаются такой особенностью скандинавских стран, как очень низкий (пожалуй, самый низкий в мире) уровень коррупции в государственном аппарате. В последние годы идут активные процессы либерализации модели скандинавской экономики.
Япония, бурно развивавшаяся после второй мировой войны, накопила специфические черты рыночного развития, что позволяет выделить так называемую японскую экономическую модель. Как и американская, она отражает особенности исторического развития и национального менталитета. Реформирование послевоенной экономики Японии осуществлялось по американским либеральным лекалам, но очень быстро проявились национальные особенности развития. Не вызывает сомнения рыночный характер экономики Японии. Частная собственность здесь имеет основополагающее значение, и роль государства, если измерять ее долей государственной собственности или размером государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта, крайне незначительна. Однако было бы ошибкой причислять японскую модель к либеральным. Япония - достаточно закрытая страна с многовековыми традициями, включая значительную взаимозависимость граждан, связанных родственными, имущественными, корпоративными и иными узами. Формально оставаясь независимыми, экономические субъекты придают большое значение взаимодействию со своими партнерами, конкурентами, другими субъектами. Государственное регулирование в таких условиях принимает форму в основном не прямых указаний, а советов, рекомендаций, консультаций, к которым субъекты внимательно прислушиваются.
Государство поддерживает конкуренцию между субъектами, но одновременно заинтересовано в их кооперации. В основе экономики Японии лежат рыночные мотивации, но стратегия субъектов имеет весьма долгосрочный характер. Так, большинство работников в стране нанимаются и работают всю жизнь на одном предприятии (система «работа на всю жизнь»). В случае экономических спадов, когда прибыли снижаются и фирмы вынуждены сокращать объемы производства, американские фирмы предпочитают увольнять работников и платить прежнюю зарплату оставшимся, а японские фирмы обычно сокращают зарплату всем, но никого не увольняют. Погоня за краткосрочной, быстрой прибылью, характерная для гибкой либеральной модели американской экономики, чужда японской модели, отличающейся стремлением к долгосрочному стабильному развитию. В этом ее преимущество, и в то же время недостаток. Долгосрочные, перспективные проекты здесь удачно осуществляются, но не хватает оперативного реагирования на быстро меняющуюся рыночную ситуацию. Японская экономика показала впечатляющее развитие во второй половине XX в., однако в последнее десятилетие она находится в состоянии перманентной экономической депрессии.
Зато ряд стран, ранее входивших в категорию развивающихся, поражают стремительными темпами экономического роста и развития. Единой чертой экономик новых индустриальных стран является их развитие на основе рыночных принципов, но уровень и характер государственного вмешательства существенно различаются от страны к стране. Так, например, экономика Гонконга - либеральная рыночная, с минимальной степенью государственных ограничений, и даже переход под юрисдикцию КНР существенно не изменил ее. Модель Сингапура основана на частной собственности, но уровень государственного вмешательства здесь значителен, хотя последнее происходит не ради перераспределения доходов, а скорее с целью интенсификации экономического развития и достижения сбалансированного роста в стране. В экономике Тайваня заметно присутствие крупного государственного сектора, а модель развития Южной Кореи похожа на японскую, правда, с бoльшим уровнем директивного государственного регулирования. Таким образом, затруднительно выделить какой-то общий путь развития экономик новых индустриальных стран, но во всех случаях важнейшую роль сыграла международная торговля и весьма значительную - иностранные инвестиции.
Китайская модель в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений - все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация: в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме. Анклавы вроде Гонконга функционируют достаточно обособленно, и даже въезд граждан на их территорию ограничен. Вместе с тем Китай развивается в направлении рыночной экономики, правда, в специфическом варианте.
Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов - трансформационной, транзитивной). Отказ от модели социалистической экономики и поиск модели рыночной экономики постсоциалистическими странами обусловлен низкой экономической эффективностью систем хозяйствования, действовавших в этих странах. Главной причиной неудовлетворительных результатов их функционирования признается нерыночный характер данных систем. Изменения, связанные преимущественно с количественными параметрами системы, можно назвать модернизацией. Переход количественных изменений в качественные означает трансформацию системы.
Изменения в социально-экономической системе носят объективный характер, однако при этом имеет большое значение субъективная деятельность государственных органов, проводящих комплекс мер по регулированию процессов трансформации. Такая целенаправленная деятельность называется реформированием. В силу своей новизны трансформационные процессы недостаточно изучены в экономической науке, поэтому, когда реформы только начинались, трудно было предсказать их последствия для жизни общества и то, как пойдет развитие. Отсутствовали четкие планы. Некоторые страны, в первую очередь государства Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия), выбрали политику «шоковой терапии», подразумевавшую очень быстрые процессы разгосударствления, дерегулирование экономики и приватизацию. Другие, например Китай, пошли по пути медленных, «эволюционных» реформ. Бывшие республики Советского Союза по-разному приступили к реформированию экономик. Страны Балтии провели реформы «шоковой терапии», Республика Беларусь и большинство других государств избрали путь постепенных изменений. Специфика переходного периода в каждом случае подчиняется историческим и институциональным особенностям страны, потому достаточно спорными являются ссылки на опыт (как положительный, так и отрицательный) соседей.

Страны, проводившие политику «шоковой терапии», сумели быстро реформировать экономику, но за это заплатили социальными потрясениями, безработицей, спадом производства и т.д. Те, кто пошли по эволюционному пути, избежали многих напастей, но отстали в процессах формирования современной конкурентоспособной экономики. В Российской Федерации в некоторых отраслях проводились мероприятия «шоковой терапии» (приватизация крупных предприятий), но при этом предпринимались шаги, чтобы сохранить существовавшие социальные отношения. Как следствие, Россия показала противоречивые результаты реформ, которые оцениваются многими экономистами скорее как отрицательные.
Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.
Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве - это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.
Рассмотрим основные особенности белорусской модели.
Процессы разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2008 г. более 70% продукции в стране производилось негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольными пакетами акций. Кроме того, даже в отношении по преимуществу частных предприятий государство проводит сильную регулирующую политику (например, пользуясь до недавнего времени институтом «золотой акции»). Таким образом, крупные акционерные общества, образованные на базе существовавших в советское время предприятий, находятся под государственным контролем. Частные предприятия в большинстве своем - это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.
Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.
Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое - важные направления государственных расходов.
В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила бoльшую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью - это высокие темпы экономического роста. Определённая степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность которых невелика (пенсионеры, инвалиды и др.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.

9. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок - как покупателями, так продавцами.

Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:

1)чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;2)более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар; 3)низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает.

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей.
Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.

В основе закона спроса лежит две причины:

1) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения);

2) при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара (эффект дохода).

Закон спроса не действует в трех случаях :

1) при антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).
Чтобы понять причины изменения спроса, необходим анализ неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского спроса.

К числу таких неценовых факторов факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей . Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например: погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

В-третьих, объем многих товаров , покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей , их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

В-пятых, увеличение числа потребителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д.

10. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества,

синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Основные черты. Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и т. д. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

Эта система зародилась после II мировой войны, когда во многих странах произошли большие изменения, связанные с государственным устройством, экономикой и социальными отношениями. Рыночная экономика показала свое несовершенство, поэтому требовалась новая модель, которая могла бы лучше способствовать экономическому росту и развитию.

Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями. Такая конкуренция способствует развитию новых технологий, улучшению качества товаров, т. е. благоприятно влияет на экономику в целом. Роль же государства во всех этих вопросах обычно сводится к минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская экономика. Его предложения могут носить рекомендательный характер.

Смешанная экономика - это система, которая основана на соединении разных форм собственности и развитие которой регулируется рынком, национальными традициями и ограничениями государства.

На сегодняшний день смешанная экономика является самой прогрессивной, а страны, в которых установлен такой режим (Япония, Великобритания, Германия, Швеция, Италия и другие) являются наиболее развитыми и обеспечивают своему населению самый высокий уровень жизни.

Признаки смешанной экономики

Смешанная экономика (ее еще называют гибридной) включает в себе принципы рыночной, плановой и даже традиционной экономик. Так, например, основой японского «экономического чуда» является особый традиционный стиль ведения хозяйства, свойственный этой стране.

Для смешанной экономики характерно концентрирование основной части в частных руках, при этом государство имеет свои определенные привилегии и чаще всего обладает монополией на общественно важные ресурсы или экономические активы (коммунальные предприятия, и т. д.). Уровень вмешательства государства в экономику может быть как достаточно высоким (50% контролируемых экономических ресурсов) так и более низким (до 20%). За счет этого государство обеспечивает пополняет бюджет, создает резервы и выполняет другие свои функции. Смешанная экономика дополнительно характеризуется вмешательством государства в дело лицензирования и квотирования объемов производства, установлением твердых максимальных цен на некоторые социальные виды товаров (продукты первой необходимости, лекарства, детские и школьные товары, топливо, медицинское обслуживание и т.д.). Государство также может влиять на экономическую систему путем установления налоговой политики и перераспределения доходов, выравнивая таким образом жизненный уровень богатых и бедных.

Смешанная экономика - преимущества

В смешанной экономике государство, производители и потребители играют достаточно важную роль в решении главного вопроса экономики: "что, как, в каком количестве и для кого производить". Это позволяет сочетать с удовлетворением потребностей населения, что уменьшает социальное напряжение внутри государства. В такой системе все более-менее сбалансировано, отсутствует губительная для развития рынка монополия (кроме стратегически важных и социальных товаров) а также не допускается дефицит, который расшатывает государство изнутри.

Одним из подвидов смешанной экономики является «социально-ориентированная экономика», где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и государственная защита населения от недобросовестных участников рынка и негативных последствий рыночной экономики.

Смешанная экономика - недостатки

Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является наиболее социально приемлемой и в большей степени, нежели другие системы, обеспечивает

Новое на сайте

>

Самое популярное