Домой ОТП банк Денежно-кредитная политика. установление ориентиров роста денежной массы

Денежно-кредитная политика. установление ориентиров роста денежной массы

Исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, исходя из таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно – кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 году темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 год.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-08 годах превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 год прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 года выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 годах.

Показателем денежного предложения со стороны Центрального банка выступает денежная база. По методологии банка России выделяют широкую и узкую денежную базу.

Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги и средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России.

Объем денежной базы в широком определении на фоне экономического роста постоянно увеличивался. Например, за 2007 год он вырос на 11,3%. Но за первые девять месяцев 2008 года денежная база снизилась на 3,6%. Изменение динамики денежной базы обусловлено сочетанием двух тенденций – существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь- сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированого бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года).

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег.

Основным принципом политики валютного курса является ры­ночное курсообразование с использованием режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меня­ющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использова­ние режима плавающего курса не предполагает установления коли­чественных ориентиров курсовой динамики.

Политика валютного курса осуществляется с учетом мониторин­га широкого круга индикаторов состояния международных финан­сово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса должны быть направ­лены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлека­тельности вложений в российские финансовые активы. Усилия Бан­ка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валют­ного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Банк России осуществляет действия по либерализации валют­ных отношений, способствующие улучшению инвестиционного кли­мата в стране. Особое внимание уделяется мероприятиям, направ­ленным на сокращение утечки капитала из страны.

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких пока­зателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. К числу основных показателей денежной массы относятся: ■ уровень инфляции; ■ скорость обращения денег, ■ уровень спроса на денежную массу; ■ темпы роста денежной массы; ■ уровень монетизации экономики (коэффициент монетиза­ции); ■ структура денежной массы; ■ значение денежного мультипликатора, рассчитанного по де­нежной базе в широком определении; ■ динамика денежного мультипликатора; ■ уровень спроса на кредитные ресурсы; ■ скорость оборачиваемости денежных средств кредитных орга­низаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ■ ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинан­сового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондент­ских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление, лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные огра­ничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев Банк России имеет право только в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписа­ний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций Банк России может в случае неисполнения в установленный им срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Применять прямые количественные ограничения Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Решения Сове­та директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия решений.


Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные задачи банковского надзора?
Назовите основные государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью кредитных организаций.
Какие основные целевые установки банковского регулирования отображены в Инструкции ЦБ РФ № 1?
ГЛОССАРИЙ
Валютное регулирование- регулирование валютного курса посредством прово-димой денежно-кредитной политики и валютными интервенциями, т. е. через куплю- продажу Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Источник средств для валютной интервенции- официальные валютные (иногда золотые) резервы и кредиты по соглашениям «своп» между Центральными банками разных стран.
Денежно-кредитная политика Центрального банка- совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Длинная открытая валютная позиция- активы и внебалансовые требования, количественно превышающие пассивы и внебалансовые обязательства.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка составляют:
процентные ставки по операциям Центрального банка;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Корпоративные долговые обязательства- облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др.
Короткая открытая валютная позиция- пассивы и внебалансовые обязательства количественно превышающие активы и внебалансовые требования.
Механизм регулирования денежно-кредитной политики - административные и экономические методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Нормативы обязательных резервов - обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Операции на открытом рынке лимитируются.
Основные направления денежно-кредитной политики- анализ состояния и прогноз развития экономики страны и основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно несовпадающие активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в отдельных валютах.
Процентная политика- процентные ставки по операциям Центрального банка. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок через фиксацию ставки рефинансирования и контроль ставок кредитных учреждений.
Прямые количественные ограничения- это установление лимитов на финансирование банков и на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Рефинансирование- предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов. Формы, порядок и условия рефинансирования меняются.
Рестрикционная денежно-кредитная политика- ограничительная политика, направленная на ужесточение условий предоставления кредита и повышение уровня процентных ставок.
Стратегия денежно-кредитной политики- планирование возможных изменений на денежном рынке длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их.
Установление ориентиров роста денежной массы - целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы определяемые исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Экспансионистская денежно-кредитная политика- поощрительная политика, направленная на расширение масштабов кредитования, понижение уровня процентных ставок и ослабление контроля над приростом количества денег в обращении.
Эмиссия - выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
Эмиссионная деятельность - прерогатива Центрального банка страны, связанная с печатанием, дизайном или оформлением денежных купюр, разработкой способов защиты их от подделки, а также изъятием денежных купюр и ценных бумаг из оборота и минимизацией затрат на эмиссию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и межбанковской деятельности № 17-фЗ от 03.02.96 г."».
Мхнтарян Ю.И. и др. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. М., Банковский биржевой научно- консультационный центр, 1992.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И. и др. М., Финансы и статистика, 1997.
Инструкция № 1 ЦБ РФ.

Денежно-кредитная политика - это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.

Монетаризм - экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.

Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической докт­риной правительств многих стран. С переходом рос­сийской экономики на рыночные отношения эта теория стала приме­няться и в нашей стране.

Экономические циклы связаны прежде всего со значительными ко­лебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).

В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо прово­дить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и цик­лических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.

Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным рос­том денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъ­юнктурные колебания.

В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инф­ляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.

Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирова­ния и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кре­дитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткос­рочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на ре­гулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.

В нашей стране единую государственную денежно-кредитную поли­тику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Прези­денту и Правительству РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:

Анализ состояния и прогноз развития экономики страны;


Основные ориентиры, параметры и инструменты единой госу­дарственной денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую си­туацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.

Обязательные резервы - это средства коммерческих банков, хра­нящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.

Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерчес­кими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.

Величина и структура обязательных резервов в различных стра­нах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и по­рядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом ди­ректоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).

Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресур­сом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.

Операции на открытом рынке - это покупка или продажа на отк­рытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государствен­ные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная до­ля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.

Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограниче­ния денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процент­ные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают госу­дарственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.

Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увели­чением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процент­ная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязатель­ства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответс­твенно, увеличению денежной массы.

Операции на открытом рынке - основной инструмент регулирова­ния денежной массы во многих экономически развитых странах. Важ­нейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.

Рефинансирование банков - это кредитование Банком России ком­мерческих банков. Рефинанси­рование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.

Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерчес­кими банками рыночных процентных ставок.

Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к дол­лару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.

Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) - один из главных инструментов денеж­но-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинан­сирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является про­тиворечивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъ­юнктуру, а с другой - способствует усилению инфляции.

Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ве­дет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но однов­ременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.

Валютные интервенции – купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение де­нег.

Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, кото­рая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости руб­ля.

Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы ис­ходя из основных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики.

Прямые количественные ограничения - это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Прямые количественные ограничения Банк России вправе приме­нять в исключительных случаях и только после консультаций с Прави­тельством РФ.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости ры­ночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инстру­менты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных опера­ций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, на основе таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2.

Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонение фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 г. темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 г.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-2008 гг. превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 г. прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 г. выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 г. темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 гг. В условиях кризиса произошло сжатие денежной массы. Темпы прироста рублевой денежной массы в течение 2009 г. были отрицательными. На 1 октября 2009 г. ее сокращение составило 8,4%.


2.3.7. Эмиссия облигаций Банка России

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществляет эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций.

Облигации Банка России (далее - ОБР) - это инструмент, в который кредитные организации могут инвестировать свободные остатки денежных средств, находящиеся на их корреспондентских счетах с целью получения дохода в виде процента при отсутствии риска.

В результате инвестирования свободных резервов банков в ОБР снижается уровень ликвидности банковского сектора и ограничивается рост денежной массы. Важно отметить, что облигации Банка России, приобретенные кредитными организациями, могут использоваться ими в качестве базового инструмента при совершении сделок РЕПО и как залоговое обеспечение при получении кредитов Банка России, поскольку они включены в Ломбардный список. Таким образом, выпуск и обращение облигаций Банка России является действенным инструментом регулирования денежной массы.

Выпуск облигаций Банка России впервые был осуществлен в конце 1998 г. с целью направленного размещения свободных денежных средств банков, выстоявших в условиях финансового кризиса. Однако вплоть до 2004 г. облигации Банка России не имели широкого обращения и не получили значимого развития как инструмент денежно-кредитного регулирования. Но с ростом объемов поступающей в страну валютной выручки и обострением проблемы стерилизации избыточной денежной массы этот инструмент оказался востребованным.

Объем каждого выпуска облигаций определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров Банка России решения о выпуске облигаций. Этот предельный размер устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-Φ3 "О рынке ценных бумаг" облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска и без проспекта эмиссии.

Размещение и обращение облигаций осуществляется только среди российских кредитных организаций, заключивших с Банком России соответствующий договор. Способ размещения - закрытая подписка. При размещении и впоследствии при погашении облигации оплачиваются денежными средствами в валюте РФ в безналичном порядке.

В 2006-2008 гг. Банк России активно использовал операции с собственными облигациями в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности. Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3-6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой концентрацией выпусков в портфелях небольшого круга участников. На состоявшихся в январе-сентябре 2008 г. аукционах по размещению ОБР кредитные организации приобрели облигаций на сумму 75,7 млрд руб., а на вторичном рынке - 2,3 млрд руб. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР в рассматриваемый период составляли от 4,73 до 6,44% годовых. В 2009 г. возможности использования данного инструмента были ограничены ввиду низкой активности кредитных организаций.


2.3.8. Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к ним можно отнести:

1) установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, количественные ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

2) введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

3) установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и ценой их последующей перепродажи в виде кредита, или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

Новое на сайте

>

Самое популярное