Домой Банки Инновационное развитие россии. Во-вторых

Инновационное развитие россии. Во-вторых

Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития

Татьяна Валерьевна Семенидо
Ассистент кафедры политэкономии и экономической теории КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике :

  1. общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам;
  2. происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;
  3. сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста. Государства отказываются от субсидий, принимают меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.
  4. четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования.
    Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.
  5. происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.

Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития .
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая .
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных ученых). Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д.
В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи 1 ).
В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в число главных:
Во-первых , наряду с природными ресурсами Россия в общем научно-техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР 2 . Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет применения научных знаний. Следовательно, эффективное использование научно-инновационного потенциала - один из реальных путей выхода из кризиса.
Во-вторых , проводимая в России политика экономических реформ связывалась с иностранной помощью, которая в обещанном объёме не была получена. Очевидно, что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а таковым является в первую очередь научно-инновационный потенциал.
Наконец, логика современной экономической жизни показывает, что реальных успехов развитые страны добились, только продвигаясь по инновационному пути развития.
Экономика современных развитых стран испытывает мощное влияние науки и новых технологий. Резко возросла наукоёмкость экономического прогресса. Эндогенное присутствие фактора науки в расширенном воспроизводстве во многом обусловило инновационный характер экономического развития.
Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.
Важнейший аспект данной проблемы - региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий).
Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе.
Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

  • региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;
  • региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;
  • цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;
  • конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
  • международного научно-технического сотрудничества;
  • государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;
  • собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала;
  • отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;
  • отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;
  • применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.

Ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития.
Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.
Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный , строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Так, например, концепция научно-технического и производственно-экономического развития Калужского турбинного завода на 1995-2000 гг. была ориентирована исключительно на поставку энергетического оборудования на внутренний российский рынок. Сегодня эта концепция пересмотрена и должна быть переориентирована на поставки оборудования также и на мировой рынок.
Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.
Третий раздел программы или третья цель региональной инновационной политики формируется следующим образом:
Пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).
Четвёртый раздел программы включает в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики : это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.
Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза. Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году, по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).

В общем, по России на фундаментальные исследования и содействие НТП выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году 3 . Государственные расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП) 4 .
В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

  1. Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН, 1998, с.19.
  2. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997, с.16.
  3. А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.5.
  4. Там же, с.6.

Из целей инновационной политики вытекают ее задачи.

Общей задачей на ближайшую перспективу является создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка инноваций специальными мерами. Среди задач, намеченных для решения в рамках реализации "Стратегии...", наиболее важными являются следующие:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие института использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Если обратить внимание на развитие инновационной системы конкретных отраслей, то в области гражданской авиации поставлены следующие общие задачи: обеспечение конкурентоспособности авиационной техники; преодоление разрыва в технологическом развитии гражданской авиации между Россией и промышленно развитыми странами и создание современной инфраструктуры исследований и разработок в авиационной промышленности. Специальные задачи в данной приоритетной отрасли включают:

  • создание эффективной системы продаж, обеспечивающей постоянный рост доходов от реализации серийной авиационной техники;
  • рост экспорта российской авиационной техники;
  • повышение конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности путем се эффективного участия в международных технологических интеграционных проектах;
  • создание научной и технологической базы в области самолетов, авиационных моторов, электронного оборудования и авиационных систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 г.;
  • создание современной структуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в рамках организаций авиационной промышленности для достижения мирового уровня в научных исследованиях и авиационных технологиях.

Принципы инновационной политики

Принципами являются положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Отступление от принципов допустимо только в исключительных случаях. Государственная инновационная политика осуществляется на основе следующих основных принципов:

  • координация усилий всех агентов инновационной политики;
  • целевая концентрация средств госбюджета на наиболее проблемных сферах инновационной деятельности, реально нуждающихся в поддержке;
  • многоуровневое управление, выражающееся в партнерстве основных агентов инновационной политики при ее разработке и реализации;
  • подключение частного бизнеса к софинансированию программ инновационного развития.

Приоритеты инновационной политики

Основу государственной инновационной политики составляет система приоритетов (приоритетные направления развития науки и технологий, критические технологии, федеральные целевые программы), позволяющая конкретизировать ее цели, направления, задачи, стратегии.

Приоритетные направления развития науки и технологий - это те тематические области, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие страны и в достижение текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития. К ним относятся: производственные технологии, электроника и информационные технологии, новые материалы, науки о жизни и биотехнология. Данные направления конкретизируются через критические технологии (КТ). Критические технологии - это комплексные, универсальные технологии, применимые во многих сферах экономики, соответствующие современным направлениям научно-технического прогресса (НТП) и обеспечивающие экономическую безопасность страны, ее высокие позиции в сфере международной конкуренции.

В России списки КТ составляются с 1996 г., когда были утверждены приоритетные направления развития науки и техники, включающие примерно 70 позиций, которые группировались по семи блокам: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

В 2006 г. был утвержден список из 34 критических технологий по восьми направлениям: безопасность и противодействие терроризму; живые системы; индустрия наносистем и материалы; информационно-телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение. Последний список критических технологий (сегодня их осталось 27), основанный на наиболее перспективных направлениях развития науки и техники и на достижении максимальной отдачи в области инновационной сферы, был утвержден в 2011 г.3 Данные технологические направления государственной инновационной политики учитывают основные факторы (военно-технологический, экономический, научно-технический, ресурсный), определяющие принятие решений по приоритетам в научно-технологической области.

Создание радикальных инноваций в условиях глобализации как основы экономического развития России возможно, как свидетельствует мировая практика, на основе пучка новейших технологий - нано-, био-, новых информационных и когнитивных технологий и форм их конвергенции.

В США такой стратегией является "Национальная инициатива в области нанотехнологии", представляющая межведомственную программу американского правительства и осуществляемая с 2004 г. С 2012 г. пристальное внимание американского правительства обращено на развитие "Биотехнологической инициативы", а с 2013 г. запущена новая инициатива, связанная с когнитивным направлением. Оценивая важность нанотехнологий для обеспечения конкурентоспособности и безопасности в Европе, Еврокомиссия в 2004 г. инициировала разработку "Европейской стратегии развития нанотехнологий". В соответствии с данной инициативой предусмотрено удвоение расходов на нанонауку в Седьмой рамочной программе научных исследований и технологических разработок Евросоюза в 2007-2013 гг.

В России также была разработана и реализована Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" и принято решение о целевом финансировании данной научно-технологической области в дальнейшем. По оценкам специалистов, рынок нанотехнологической продукции очень перспективный, и к 2015 г. он будет составлять 3 трлн долл. США. Для России прорыв в этой области крайне важен, поскольку позволит развивать высокотехнологичные отрасли на новой основе и в перспективе вписаться во всемирные инновационные процессы.

В последнее время в мировой практике активизировались поиски "технологий будущего", включающие: геоинженерию, интеллектуальные энергетические системы, радикальные материалы, синтетическую биологию, индивидуальную геномику, биоинтерфейсы, информационные интерфейсы, солнечную энергетику, ноотропные препараты, препараты, сочетающие косметику и фармацевтику (космецевтика).

На практике приоритеты государственной инновационной политики проявляются в комплексе целевых программ, ориентированных на проведение НИОКР и разработку конкретных технологий. В России в настоящий период национальное программирование в области высоких технологий представлено совокупностью федеральных целевых программ: Федеральная космическая программа России па 2006-2015 годы; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы"; "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"; "Развитие телерадиовещания Российской Федерации па 2009-2015 годы"; "Развитие российских космодромов па 2006-2015 годы"; "Развитие гражданской морской техники на 2009 2016 годы"; "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы"; "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и па перспективу до 2020 года"; "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"; "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".

Представленный перечень федеральных целевых программ во многом отражает традиционные направления развития науки и технологий российского высокотехнологичного комплекса, и здесь просматривается отраслевой подход к выбору приоритетов государственной инновационной политики. В США, к примеру, главные долгосрочные государственные программы НИОКР, способные принести крупные технологические прорывы, - это программы, нацеленные на создание стратегических продуктовых инноваций ("Стратегическая компьютерная инициатива Президента США", "Новое поколение супер-ЭВМ - "монстров"" и др.).

Приоритеты государственной инновационной политики России не могут не учитывать и внутреннюю логику развития высокотехнологичного комплекса, связанную с мощной военной составляющей, что находит отражение в соответствующих целевых программах: "Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы". В соответствии с планами в ходе осуществления данных программ предусмотрено переоснащение ВС РФ цифровыми средствами связи, освоение серийного производства истребителя пятого поколения, завершение разработки новых проектов боевых кораблей.

В конце XX - начале XXI в. в мире стала довольно отчетливо просматриваться тенденция наращивания высокотехнологичного оборонно-промышленного потенциала на инновационной основе. Свидетельство тому, например, - американские достижения в авиации: комплексы пятого поколения - истребители F- 22 и F- 35, а также ряд крупнейших проектов: Программа по разработке авиационного многофункционального комплекса, так называемого семейства систем; ракета-ловушка воздушного базирования MALD; ударный беспилотный летальный аппарат UCAV; программа HRJ (hydrotreated renewàble jet - двигатель, работающий па гидроочищенном возобновляемом топливе) и др.

И в этом случае приоритетное инновационное планирование пока не приносит России нужных результатов. Основная причина заключается в сырьевой ориентации отечественной экономики, направленной на догоняющее развитие.

Размышляем самостоятельно

В настоящее время существует несколько приоритетных направлений модернизации российской экономики.

  • 1. У Российской Федерации есть конкурентные преимущества как у крупного экспортера сырья, поэтому нужно активно использовать сырьевой сектор в целях модернизации. Нуждаются в модернизации стратегические отрасли, в том числе нефтегазовая. Без кардинального повышения эффективности энергопотребления может оказаться под угрозой экспорт углеводородов. В мировых достоверных запасах нефти доля РФ - 4%, доля в добыче - 10%, нагрузка на месторождения в два раза выше мировых.
  • 2. Член-корреспондент РАН С. И. Королев в докладе "Модернизация российской экономики в условиях глобализации" отдает приоритет на начальном этапе технологической модернизации (наряду с поддержкой образования и науки) - производству товаров и услуг потребительного сектора, жилья и продовольствия, что ускорит формирование среднего класса (важнейшее условие для модернизации политической системы), увеличит внутренний спрос на продукцию других отраслей, в том числе машиностроения.
  • 3. Член-корреспондент РАН В. А. Цветков в докладе "Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход" также считает, что необходимо сосредоточиться на модернизации добывающих отраслей и реализации транзитных возможностей РФ, открывающихся благодаря евразийскому положению страны.
  • 4. Академик В. Я. Петраков считает, что интеграция РФ в мировое пространство возможна лишь на основе безусловного соблюдения национальных интересов страны, которые просматриваются в следующих областях:
    • в развитии тех направлений мировой науки, в которых российская наука уже является или в ближайшие годы может стать конкурентоспособной;
    • обеспечении военно-промышленной безопасности;
    • максимально эффективном использовании географического положения РФ;
    • использовании эколого-экономических преимуществ РФ перед другими регионами планеты;
    • стимулировании процессов демографического роста и увеличения продолжительности жизни россиян.
  • 5. Точка зрения академика Е. Велихова. Сегодня правительство поняло, что переход на высокие технологии, овладение современными высокими технологиями и модернизация - вопрос жизни и смерти.

Какой подход к модернизации российской экономики можно положить в основу современной инновационной политики России?

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1
Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

7.1. Государственные приоритеты в сфере науки и технологии

Ограниченность и недостаточность ресурсов, которые можно выделить на развитие инноваций, порождает проблему государственных приоритетов в этой области. Приоритетные направления развития науки и техники – это те направления науки, техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Лидерами современного экономического развития являются страны, развивающие экономику знаний. В США, Японии, Германии основные инвестиции направляются в наукоемкие отрасли, высокотехнологичные производства, в информатику, образование, биотехнологии, здравоохранение, космос и т. д.

Приоритетные направления формируются под воздействием национальных, социально-экономических, политических, экологических и иных факторов. Они необходимы, чтобы не разрушался потенциал V технологического уклада, не замораживались многие научно-технические разработки VI уклада, являющегося базой нового этапа научно-технического развития. Приоритетные направления отличаются интенсивными темпами развития, высокой концентрацией трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Различают международные приоритетные направления (глобальные – общемировые, международные (система стран) и национальные (отдельных стран)). Международные приоритетные направления развития науки и техники отражены в ряде программ. Чтобы повысить степень объективности при определении приоритетов, за рубежом в оборот введены понятия критических технологий, т. е. таких, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследования, дают главный вклад в решение ключевых проблем реализации первоочередных направлений развития науки и техники и без которых реализация приоритетного направления невозможна .

Выбор приоритетов и их поддержка на основе конкретных направлений исследований и разработок, отдельных научных организаций является основным элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, которые могут кардинально изменить технологический базис экономики, проектов по развитию фундаментальных исследований, проектов по обеспечению социальных программ, проектов по международному сотрудничеству. Из приоритетных направлений развития науки и техники формируются государственные целевые научно-технические программы.

Целевая программа – это плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование-производство». Каждая такая программа увязана по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления всех научно-исследовательских мероприятий.

Отбор целевых программ осуществляется с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств. При этом соблюдаются следующие условия: значимость для крупных структурных изменений, необходимых для формирования нового технологического уклада, принципиальная новизна, взаимоувязанность программных проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Организация работ по формированию приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности возложена на Министерство образования и науки РФ.

Одним из видов федеральных целевых программ, утвержденных Правительством РФ, являются следующие выполняемые в стране федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база» на 2002–2006 гг.; «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006)»; «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г.; «Электронная Россия (2002–2010)», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Целями таких программ являются получение новых знаний в области фундаментальных и прикладных наук, решение научно-технических проблем, создание конкретных объектов конкурентоспособной техники, технологии материалов, обеспечивающих общий подъем уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциалов России.

Финансирование работ по приоритетным направлениям науки и техники осуществляется централизованно. Так, исключительно из федерального бюджета финансируются в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Государственные приоритеты в сфере науки и технологии поддерживаются государством законодательно. Приняты и действуют такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. и план действий правительства по ее реализации, федеральные законы «Об инвестиционной деятельности и о государственной инновационной политике» (1999), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехнологии на основе биоинженерии, атомная и космическая техника, электронно-ионно-плазменные технологии, сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др. Главной задачей на ближайшие годы признается формирование национальной инновационной системы. Ее создание требует правильного распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла: идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос.

Инновационная политика – часть социально-экономической политики, определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти РФ. Исходные правовые предпосылки государственной инновационной политики содержатся в Конституции РФ.

Статья 8, п. 1 гласит о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности.

Статья 43, п. 1 гарантирует гражданам России свободу научного, технического и других видов творчества. При этом интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 71, п. е) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

Согласно п. и), м), р) ст. 71 в ведении РФ находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, оборона и безопасность, оборонное производство, метеорологическая служба, стандарты, что также является юридической предпосылкой для государственного регулирования инновационных процессов.

Согласно ст. 72, п. 1 общие вопросы образования и науки находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Статья 114, п. в) возлагает на Правительство РФ проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий, расширения рынков сбыта производимых в России товаров, работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции. Широкое распространение должно получить развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств. Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственных гарантий и кредитов;

Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке;

Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты;

Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования;

Стимулирование участия инновационно активных предприятий в международных конкурсах.

Инновационная политика тесно связана с научной и научно-технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития.

Инвестиционная политика, направленная на стимулирование капиталовложений, одновременно стимулирует и инновации путем их материализации.

Структурная политика – возможный путь стимулирования инноваций посредством поддержки высокотехнологичных отраслей, развития традиционных отраслей на новой технической базе.

Инновационная политика неосуществима в отрыве от промышленной политики и тесно связана с социальной политикой.

Меры государственной инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

В соответствии с концепцией и планом ее реализации был разработан проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», в котором были определены формы государственной поддержки, включая финансирование инноваций, размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, предоставление льгот ее субъектам.

В 1999 г. был принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации», который определяет порядок присвоения муниципальным структурам статуса наукограда, меры государственной поддержки и контроля за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукоградов возложенных на них функций.

Для осуществления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации государственных научно-технической и инновационной политики образована комиссия по научно-инновационной политике. Принято Постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». В 1999 г. Правительством РФ принято решение о создании Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. Правительственной комиссией по научно-инновационной политике одобрены основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 гг. и принято решение об учреждении Венчурного инновационного фонда.

Основными целями государственной инновационной политики являются: повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста.

Для достижения поставленных целей необходимо решение главных задач государственной инновационной политики:

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях промышленности критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к проблемам инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной сферы и обеспечение единства государственных научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса промышленного производства на научно-технические достижения, привлечения свободного капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности;

Сохранение и развитие производственно-технологического потенциала, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Поддержка ведущих ученых, научных коллективов, педагогических школ, способных обеспечить высокий уровень образования для эффективного ведения инновационной деятельности;

Создание в России развитой системы сертификации, опирающейся на международные и гармонизированные национальные стандарты;

Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;

Использование в реальном секторе экономики инновационных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентной продукции и автоматизацию управления сложными технологическими процессами.

Для решения задач государственной инновационной политики будут использоваться следующие методы:

Формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции;

Разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения инновационной деятельности и механизмов ее стимулирования;

Совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений;

Обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирования производственно-технологических преобразований;

Подготовка (на уровне международных требований) специалистов, научных и педагогических кадров в области коммерциализации технологий и управления проектами;

Выявление и поддержка технологий, освоение которых в производстве обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, а также стимулирование предприятий, осваивающих отечественные научно-технические разработки;

Применение технологий двойного назначения (технологии получения новых материалов, информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффективных тепловых двигателей и т. д.);

Разработка и реализация программ инновационного развития регионов с высокой концентрацией научно-технического потенциала, а также депрессивных в этом отношении регионов;

Расширение инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Развитие системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для обеспечения проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах отраслей промышленности, усиление роли Российского фонда технологического развития (РФТР) и Федерального фонда производственных инноваций (ФФПИ);

Доведение государственных расходов на науку до уровня, установленного действующим законодательством; развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в научно-технической сфере;

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной и промышленной собственности и обеспечение их надежной защиты от несанкционированного использования;

Повышение эффективности использования государственной собственности в целях активизации инновационной деятельности;

Создание в инновационной сфере механизмов правовой защиты инвестиций и акционеров, не имеющих блокирующего пакета акций;

Развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и функционирования малых предприятий.

Из книги Бизнес путь: Amazon.com автора Саундерс Ребекка

Расставляйте приоритеты С задачей решить, что в данный момент важнее, чаще всего сталкиваются практикующие врачи, но хорошие руководители компаний также должны владеть этим искусством в совершенстве. В первые годы существования Amazon Безосу приходилось принимать жесткие

Из книги 7 стратегий для достижения богатства и счастья (Золотой фонд mlm) автора Рон Джим

Приоритеты Одной из трудностей, с которыми мы встречаемся в наш индустриальный век, является тот факт, что мы утратили наше ощущение смены сезонов. В отличие от фермера, приоритеты которого меняются в зависимости от сезона, мы стали глухи к природному ритму жизни. В

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

55. Основные приоритеты бюджетных расходов Правительство РФ при формировании перспективного финансового плана РФ на 2007–2009 г г. и проекта федерального бюджета на 2007 г. предусматривает средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Глава 1 Цели и приоритеты Все руководители очень активны: от совещания к совещанию или от кризиса к кризису они стремительно движутся, не задумываясь о рациональной основе своих суматошных графиков. Многим важно постоянно что-то делать, а не рассуждать о приоритетах.

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Приоритеты Порой Поджигатель зацикливается на мелочах, преувеличивая их значимость. При этом он может игнорировать важные вопросы, которые кажутся ему несущественными. Хотя Поджигатель не согласится с данным утверждением, факт остается фактом: он убежден, что, раз люди

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Приоритеты доказательств Тема достаточности доказательств характеризуется рядом неоднозначных моментов. При сборе и формировании доказательной базы аудитору необходимо иметь представление о следующих нюансах:1. Бесспорность доказательств. Очень часто на

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Приоритеты Выбор стратегии предполагает, что компания должна будет предпринять определенные шаги. Например, если стратегия заключается в продвижении и поддержке, возможно, вам потребуется направить все дополнительные ресурсы, будь то деньги или время, на осуществление

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

5. Установите собственные приоритеты Теперь, выяснив, что именно мешает нам фокусироваться и какие раздражители необходимо устранить, чтобы спокойно выполнять свою работу, мы уже в состоянии существенно повысить свою продуктивность. Однако если то, на чем вы

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ Вот как определяет Харрисон (2005) стратегические приоритеты развития человеческих ресурсов: углубить осознание потребности в культуре обучения, ведущей к непрерывному совершенствованию; повысить компетентность менеджеров, чтобы они

Из книги Новая реальность: Россия и глобальные вызовы автора Медведев Дмитрий Анатольевич

ПРИОРИТЕТЫ Хирш с соавторами (2000) выделили следующие приоритеты повышения квалификации руководителя: сочетание крепкой корпоративной архитектуры развития руководителей со способностью «точно в срок» удовлетворять конкретные запросы бизнеса; предоставление

Из книги Магия тайм-менеджмента. Как все успевать и жить в свое удовольствие автора Кокерелл Ли

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Опрос CIPD (2005) относительно политики и практики вознаграждения, охватывающий 477 организаций с общей численностью 1,5 млн сотрудников, установил, что у 45% работодателей была формальная стратегия вознаграждения, согласующаяся с

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Приоритеты структурных реформ Макроэкономическая стабильность - необходимое, но недостаточное условие для успешного развития. Низкая инфляция и здоровый бюджет автоматически не приводят к росту.Необходимо сформировать современные механизмы финансирования

Из книги Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию автора Пинк Дэниель

Приоритеты, приоритеты, приоритеты Существует три вида приоритетов:– неотложные;– жизненно важные;– важные.Разумеется, также есть несущественные приоритеты, на которые вы можете не обращать внимания, поскольку первые три завладеют всем вашим временем.Вот еще одно

Из книги автора

Расставляйте приоритеты с Парето Вилфредо Парето – европейский экономист, продемонстрировавший в 1893 году новое, удивительное соотношение: 20 процентов населения Европы владеет 80 процентами быстрорастущих материальных ценностей. С расширением промышленной революции

Из книги автора

Как планирование защищает приоритеты Задавая эти вопросы на наших семинарах по множественным приоритетам (на данный момент были собраны ответы 200 тысяч менеджеров), мы видим поразительное различие в том, как они планируют время в зависимости от достигнутого ими уровня

Из книги автора

3. Расставьте приоритеты Выберите три самых важных вопроса. Подумайте, почему вы выбрали именно их. Затем еще раз отредактируйте их, чтобы они были предельно понятными. Тем самым вы можете выявить три сильнейших вопроса, которые сможете задать человеку, сидящему напротив

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основные характеристики инноваций

1.1 Основные цели и задачи стратегии инновационного развития России

2. Тенденции и приоритеты инновационного развития экономики России

2.1 Тенденции инновационного развития российской экономики

2.2 Приоритеты инновационного развития экономики

2.3 Признаки инновационного потенциала России

3. Проблемы инновационного развития экономики России

3.1 Проблемы науки и образования

3.2 Перспективные направления развития инновационной экономики России

3.3 Государство как препятствие инновациям

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20 - 30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые - конечно, очень условно - можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая - к инновационной политике государств. Причем и в том и в другом случае актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса и так далее.

Предмет работы - рассмотрение институтов инновационного развития экономики России.

Целью работы является изучение основных тенденций и приоритетов инновационного развития страны.

· раскрыть основные понятия по данной теме;

· определить ключевые направления функционирования институтов инновационного развития;

· выявить основные цели, задачи и проблемы стратегии инновационного развития России;

· сделать соответствующие выводы.

1. Основные характеристики инноваций

Понятие и виды инноваций

Инновации - это передовые технологии, внедрение которых обеспечивает качественное развитие экономики. Они являются связующим звеном между научно-техническим прогрессом и жизнью большинства людей. Инновации служат залогом интенсивного роста производства и непосредственно качества жизни.

Инновационное развитие является сегодня необходимым для самого выживания общества. Благодаря инновациям решаются многие проблемы традиционных обществ: эпидемии, детская смертность, производительность труда, доступность образования, культурных ценностей, технических средств.

Глобальные угрозы современности, прежде всего социальные, военные и экологические, возникшие в результате научно-технической революции, необходимо также эффективно нейтрализовать. Нам представляется, что достичь этой цели можно лишь в процессе инновационного развития соответствующих сфер жизнедеятельности человека.

Существуют такие виды инноваций как:

· Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

· Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

· Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

· Организационные - совершенствование системы менеджмента.

· Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Таким образом, можно сказать, что инновация серьёзно повышает эффективность действующей системы, а так же играет огромную роль в развитии экономики страны.

1.1 Основные цели и задачи стратегии инновационного развития России

Инновационное развитие является основным источником экономического роста. Поэтому существует ряд целей и задач для достижения стратегии инновационного развития России:

· Наращивание человеческого потенциала;

· Кратное повышение инновационной активности бизнеса;

· Повышение "инновационности" государства, создание "инновационного климата";

· Создание динамичного, эффективного сектора исследований и разработок, коммерциализация результатов исследований;

· Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, ее интеграция в общемировую.

Принципы реализации стратегии:

· Государство в основном выполняет "провалы рынка";

· Приоритеты технологического развития определяются совместно с бизнесом и наукой;

· Распределение бюджетных средств и оценка достигнутых результатов максимально прозрачны;

· Эффективность оценивается исходя из международных стандартов; конкуренция в секторе генерации знаний.

· 2. Тенденции и приоритеты инновационного развития экономики России

2.1 Тенденции инновационного развития российской экономики

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Пока нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

На практике инновации пока слабо влияют на экономику. В свою очередь, макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых. инновационный экономика продажа маркетинговый

Таким образом, развитие инновационной экономики для России крайне актуально, так как Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 в развитых странах и 3-4 в России). Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и так далее, в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран, и чтобы обеспечить такие позиции инновационный проект необходим.

Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.

В настоящее время Россия является сырьевым придатком мировой экономики, что бесперспективно в контексте сокращения природных богатств. Сырьевая зависимость чревата экономической зависимостью России от других стран мира.

Другим негативным следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российской экономики. Так, если в 2001 г: Россия находилась на 58-м месте в мировом рейтинге конкурентоспособности, то в 2003 г. - на 61-м, а в 2003 г. - на 79-м месте (данные WEF Global Competition Report 2006).

Более того, если Россия планирует выход на новые мировые рынки, то именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, т.к. инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

2.2 Приоритеты инновационного развития экономики

Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих стадий. В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений в конечном итоге к замедлению темпов инновационной активности. Эти тенденции наблюдаются в экономике с 2000 г. Рост заметен только для тех видов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства и другое. Предприятия почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций закупки овеществленных технологий, то есть машин и оборудования.

Наиболее инерционная динамика среди всех видов инновационной деятельности характерна именно для исследований и разработок. Создание инновационных заделов перестало быть приоритетом для предприятий.

Сложившиеся тенденции негативно влияют на инновационный процесс, ведут к деградации научно-технической базы промышленности, утрате предприятиями самостоятельности в создании нововведений, потере преимуществ в производстве принципиально новой продукции.

Крайне острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы - нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требуют кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях. Проблема обостряется несовершенством профессионального образования, несоответствием уровня подготовки выпускников требованиям инновационной экономики. На этом фоне особую значимость приобретает организация специальной системы подготовки кадров на самих предприятиях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что в настоящий момент в стране сложилась ситуация, когда есть "сырые" ингредиенты для успешного развития экономики - это природные ресурсы, технологии их использования и растущий внутренний платежеспособный спрос. Но нет "поваров", которые смешивают все эти ингредиенты, ставят на огонь и превращают в готовый продукт. Речь идет именно о предпринимателях, формирующих инвестиционную инфраструктуру.

Пока не запустится такая работа, основными бенефициантами российских разработок будут зарубежные компании, оптом закупающие российские патентные разработки.

2.3 Признаки инновационного потенциала России

О достаточно высоком потенциале российского инновационного сектора свидетельствует то, что в последние годы в России активно открываются исследовательские центры крупнейших международных корпораций.

Многие российские инновационные решения уже сейчас широко используются в мире, причем не только на уровне технологических разработок, но и в виде конечного продукта. У России есть реальный задел в нанотехнологиях и других перспективных инновационных направлениях, много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений. В целом перспективных разработок и технологий, которые можно было бы воплотить в виде реального инновационного продукта, достаточно много. Большинство разработок осталось еще с советских времен, но, тем не менее, они имеют ценность и на сегодняшний день. Реализация даже этих технологий может существенно повысить экономические показатели страны.

Основная проблема - отсутствие навыков внедрения и вывода продуктов на рынок. В этом плане отставание настолько значительно, что нельзя обойтись без зарубежного опыта. Необходимо перенимать его всеми средствами. Покупка ГАЗом английского производителя микроавтобусов Maxus - отличный пример движения в этом направлении.

Необходимо создание национальной инновационной системы, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов от стадии идей до стадии реального воплощения. Для этого необходимо формирование связей предприятий инновационного технологического сектора, которые были разрушены 15 лет назад. При этом не всегда надо стремиться восстанавливать их по старым схемам. Участие инвесторов, в том числе зарубежных, создает новый каркас таких связей.

Необходимо создание госцентров по консолидации и оформлению инновационных проектов и доведению их до производства. Также эти центры должны организовывать работу с инвесторами.

Существует проблема патентов. Так, проблемой для патентования российских инноваций является отсутствие достаточного опыта и юридической поддержки - в результате патенты легко обходятся конкурентами. Поэтому на помощь должно прийти государство, финансирующее юридическую поддержку российских иннноваторов.

3. Проблемы инновационного развития экономики России

3.1 Проблемы науки и образования

Основной проблемой российской науки является проблема кадрового состава. Так, в академических институтах очень мало плодовитых ученых среднего возраста - они в тяжелые 1990-е годы уехали за границу и работают в иностранных университетах или исследовательских центрах частных корпораций. Большинство из них вполне успешно ассимилировались и не имеют стимулов к возвращению на Родину. Вместе с тем ситуация в российских институтах постепенно начинает выправляться - вслед за ростом финансирования в институты начинает приходить молодежь, но говорить о качественном изменении кадрового состава российской науки пока еще нельзя. Проблема отсутствия людей для продолжения научных традиций остается актуальной и может даже усугубиться. Необходимо повышать престиж инженерных профессий, что не определяется исключительно уровнем заработной платы.

Наука находится в страшном отрыве от производства, что сдерживает развитие прикладных отраслей. При воплощении в жизнь реальных прикладных проектов, связанных с выводом на рынок новых продуктов, существует колоссальный разрыв в понимании целей и задач ученых и инвесторов. Так, если для инвесторов приоритетными являются категории бизнес-плана, коммерческой выгоды и так далее, то для ученых, прежде всего, важен научный интерес. Ситуацию можно пытаться исправить, если при определении приоритетов финансирования делать акцент на воплощение в производстве научных разработок - именно это должно стать индикатором для государственного финансирования. Наиболее актуальным является разработка таких инновационных технологий, которые можно в российских условиях довести до конечного использования.

В структуре инвестиций в науку доминирует государство, а в инновационной экономике должны превалировать средства частных корпораций, о чем свидетельствует опыт развитых стран. В части оценки эффективности использования средств госбюджета, идущих на поддержку отечественной науки, многие эксперты дают негативные заключения. Бедой академической науки является то, что зачастую при расходовании средств для администрации институтов важно, как потратить государственные деньги, а не результат. По существующим оценкам Центра развития, в России по сравнению со странами Западной Европы число сотрудников научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) не соответствует объемам их финансирования.

Существенным препятствием для повсеместного развития инноваций является разруха в отраслевой науке и конструкторской базе. Происходит последовательное сокращение численности отраслевых научно - исследовательских институтов (НИИ).

В целом, научный потенциал России достаточно низок, российская наука оторвана от западной - российские ученые не ориентируются в современных тенденциях и не способны правильно выбрать вектор в развитии инновационных технологий. Вот, что по этому поводу говорит доктор технических наук, заместитель директора Института проблем управления РАН по научной работе Новиков Дмитрий Александрович: " В России много интересных разработок на уровне фундаментальной науки, но крайне мало на уровне производственного воплощения, что крайне плохо. Много природных ресурсов, достаточно грамотных специалистов, но нет инновационных менеджеров " См. об этом: Исследовательская статья Интерфакс - ЦЭА " Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики"

3.2 Перспективные направления развития инновационной экономики России

В первую очередь, среди перспективных направлений развития инновационной экономики следует назвать направления, получившие поддержку государства и объявленные "стратегическими", - нанотехнологии, атомная энергетика, космос, информационные технологии.

Крупные государственные вложения в поддержку нанотехнологии не являются высокорискованными, так как эти вложения не предполагают инвестиции в венчурный бизнес, а всего лишь в инфраструктурные проекты, которые неизбежно окупятся, если будет эффективна диверсифицированная часть инновационного сектора, связанная с нанотехнологиями.

Следующим по степени вклада в рост инновационного сектора будут вносить технологии все более глубокой переработки сырья - нефти, газа, леса, металлов и прочих полезных ископаемых.

В силу специфики рынка в данный момент в России появилась отрасль, степень модернизации оборудования в которой обогнала все другие сферы хозяйства. Это пищевая промышленность. Несмотря на то, что все центры разработок и технологий этой сферы находятся за рубежом, сам по себе факт внедрения новейших технологий является мощным рычагом для запуска инноваций в этой сфере.

Военно-промышленный комплекс, медленно, но верно повышающий спрос на новые технологии, будет стимулировать инновации в машиностроении.

Строительный бум (поддержанный государством) привлекает новые (пока зарубежные) технологии на российский рынок.

В России сложилась среда высококвалифицированных программистов. Этому способствовали:

· Доступность и широта распространения компьютеров и Интернета;

· Техническая ориентация системы высшего образования;

· Доступность программного обеспечения из-за слабого контроля авторских прав в России. Известно, что российские программисты осваивают новое программное обеспечение и средства разработки в среднем быстрее своих западных коллег, так как им доступны дешевые пиратские копии.

Наличие высокой квалификации и творческий подход к решению сложных задач выделяют российских программистов в таких креативных областях, как написание игр и антивирусов.

Специфика российских приоритетов

В настоящее время Россия является лидером в области атомных технологий, но непонятно, как удержать это лидерство, прерван длительный цикл воспроизводства кадров. Получается, что даже в том случае, если мы имеем определенный задел в некоторых инновационных отраслях, непонятно, как этот задел развивать в дальнейшем.

Перспективными направлениями инноваций являются биотехнологии и нанотехнологии в той части, в которой они связаны со здоровьем человека, так как именно обеспечение здоровья человека и продление его жизни являются одним из основных стимулов мирового инновационного процесса.

Особенностью российского пути инновационного развития может стать появление прорывных технологий в консервативных отраслях: нанобетоне, биотехнологии в добыче нефти, сжигании угольной пыли.

При определении перспективных направлений развития инноваций необходимо формировать сеть связанных проектов и рассчитывать синергетический эффект. Именно, исходя из данных соображений целесообразно развивать инновации во всех секторах экономики.

Высокий потенциал инноваций в военном - промышленном комплексе (ВПК) все еще сохранился с советских времен, но его крайне сложно оценить, особенно в части перспективности технологий двойного применения.

Таким образом, проблемы в инновационном развитии России существуют и необходимо преодолевать их всеми усилиями. Важно отметить, что роль государства имеет огромное значение в преодолении этой задачи, но с другой стороны оно же и препятствует этому.

3.3 Государство как препятствие инновациям

Высокая доля государства в экономике не лучшимобразом сказывается на ее эффективности и ухудшает условияконкуренции, что в итоге сдерживает развитие инноваций, так какодним из основных стимулов инновационной деятельностиявляется необходимость повышения конкурентоспособности продукции. Для решения этой проблемы необходимаинституциональная реформа экономики.

Практика государственного регулирования в сырьевом секторе свидетельствует о том, что частная собственность на нефтегазовые активы крайне нестабильна, что не способствует росту инвестиций со стороны владельцев бизнеса в инновации, которые могут быть оправданы лишь через достаточно большой временной промежуток, на котором велики риски потери бизнеса. Волюнтаризм власти в части лицензирования энергодобычи заставляет ориентироваться отрасль на получение сиюминутной прибыли без желания развивать инновации и создавать на них спрос.

Государственный тренд на обеспечение устойчивости государства является необходимым условием для инноваций, поэтому необходимо продолжение административной реформы государства для повышения определенности в экономике.

Существует опасность того, что государственные дотации в инновационном секторе будут рождать иждивенческие настроения, снижать конкурентоспособность российских разработок и сдерживать развитие инновационного сектора.

"Альтернативой инновационному сценарию является необходимость модернизации экономики. Так, 78% основных фондов промышленности имеют коэффициент износа более 55%.

Государство может само создавать спрос на инновации, например, закупая передовые технологии в области образования.

Существует проблема отсутствия прозрачности и общественного контроля в расходовании средств государства на инновации.

Крупный бизнес пока к развитию инноваций не готов, так как отдача возможна лишь через 15-20 лет, что генерирует высокую неопределенность и может негативно отразиться на уровне рыночной капитализации компаний.

Для России важно попасть в производственные цепочки международных корпораций - это приоритетно для экономики по отношению к созданию собственных товаров" См. об этом: Исследовательская статья Интерфакс - ЦЭА " Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики", - говорит Заместитель Председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям. Советник Председателя Совета директоров АФК "Система", доктор экономических наук Рудашевский Владимир Давыдович.

Таким образом, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Анататольевича Медведева: "Роль государства в создании инновационных продуктов и их закупок огромна. В любом государстве, в любой стране без участия правительства, без участия региональных властей не обходится никакое инновационное развитие". Но так же, хочется отметить, что высокий контроль и доля государства в экономике тормозит формирование устойчивой и эффективной деятельности в данном направлении.

Заключение

Россия планирует выход на новые мировые рынки, поэтому именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, так как инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

Механизмы развития и совершенствования инновационной сферы предполагают государственное участие в выработке инновационной стратегии, организационном и институциональном оформлении национальной инновационной системы, а также использования финансовых механизмов поддержки и стимулирования инноваций.

Говоря об инновационном развитии Росси в данной работе, можно сделать следующие общие выводы:

1. Мировое лидерство России может обеспечить только инновационный рост;

2. Инновационный рост позволит России легко выйти на новые мировые рынки;

3. В настоящее время Россия испытывает дефицит менеджеров для реализации инновационного проекта развития;

4. В России много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений;

5. При определении приоритетов госфинансирования необходимо делать акцент на возможность воплощение в производстве научных разработок;

6. Научный потенциал России достаточно низок;

7. Реализация инновационного сценария развития экономики невозможна без поддержки государства в рамках комплексной политики по поддержке и стимулировании инноваций, предполагающей создание национальной инновационной системы;

8. Устойчивость государства является необходимы условием для инноваций.

Таким образом, инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов.

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.

Вместе с тем, в настоящее время существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности. Такие барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.

В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки.

Список используемой литературы

1. Барышева А.В., Балдин К.В. Галдицкая С.Н. Ищенко М.М. Передеряев Инновации: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007;

2. Мамаева Л.Н. Институциональная экономика: Курс лекций. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011;

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. = М.: ИНФРА-М, 2002;

1. Журнал "Проблемы современной экономики" - URL: http://www.m-economy.ru.

2. Исследовательская работа Интерфакс - ЦЭА "Развитие инновационной составляющей России: перспективы и роль экономической политики" - URL: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf

3. Журнал Региональная экономика: теория и практика статья "Оценка динамики инновационной активности регионов" - URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=54063

4. Национальный доклад "Инновационное развитие - основа модернизации экономики России" - URL: http://www.hse.ru/data/760/832/1239/doklad.pdf

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Систематизация и теоретическое исследование основных факторов эффективного экономического роста. Анализ состояния промышленности, сельского хозяйства и научного потенциала России. Основные приоритеты и оценка факторов эффективного развития экономики РФ.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Тенденции инновационного развития российской экономики, ее основные приоритеты и результативность. Особенности формирования спроса на технологические инновации со стороны российских предприятий. Кооперационные связи в инновационной деятельности.

    реферат , добавлен 05.06.2012

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Современные тенденции экономического развития России. Экономический рост: от восстановительных закономерностей к структурным реформам. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Общее понятие и характерные черты административно-командной экономической системы. Кризис советской модели экономики, его причины и последствия. Этапы становления рыночной экономики в России. Основные тенденции развития рынка России в современный период.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2016

    Сущность, виды и классификация инноваций. Роль научного потенциала в развитии промышленности. Актуальные экономические проблемы промышленности и экономики России в целом, факторы и основные направления их инновационного развития, приоритеты устойчивости.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Особенности развития инновационного процесса в сфере агропродовольственного производства Украины. Технологическая модернизация, ресурсосбережение, повышение качественных характеристик продукции, улучшение экологической составляющей как основные цели.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Общая характеристика национальной инновационной системы Российской Федерации. Инновационная политика государства на настоящий период времени, а также тенденции инновационного развития отечественных предприятий. Проблемы инновационного развития страны.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Современные тенденции экономического развития России. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке. Предпосылки глобализации российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Общественный характер производства, его эволюция. Способ производства как фактор развития экономической жизни. Постсоциалистическое развитие производственных отношений и экономической жизни, тенденции и прогноз трансформации капитализма в России.

Новое на сайте

>

Самое популярное