Домой Кредитные карты Финансовое обеспечение инновационной деятельности российских предприятий.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности российских предприятий.

В современной России спад инновационной активности объясняется высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную деятельность, связанным с необходимостью больших финансовых затрат при длительных сроках их окупаемости и с несовершенством организационных принципов и методов финансово-кредитного обеспечения инновационных процессов, налоговой политики и отставанием нормативно-правовой базы финансового обеспечения инновационной деятельности. Среди причин, сдерживающих инновационные процессы в реальном секторе производства, неплатежеспособность заказчиков; нехватка инвестиционных ресурсов, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка, как собственных фондов предприятия, формируемых за счет прибыли и амортизационных отчислений, так и привлеченных, образуемых за счет кредитов и долевого участия.

Расширять и модернизировать производство исключительно за счет прибылей в нынешних условиях могут только процветающие промышленные гиганты, каких в России немного. Как, правило, это по карману только предприятиям - монополистам, располагающих стабильным или расширяющимся рынком сбыта.

Роль амортизации как источника финансовых ресурсов снижается переоценкой основных фондов, хотя можно прогнозировать положительные сдвиги при устойчивом снижении темпов инфляции.

Новым источником инвестиций для российских предприятий, особенно малых фирм, избравших в качестве основного ориентира производство наукоемкой продукции, стала прибыль от непрофильной деятельности. Тому можно привести множество примеров. Скажем, малое предприятие занимается на основе запатентованной технологии выращиванием искусственных кристаллов промышленного и ювелирного назначения, а основной доход получает от поставки и продажи шоколада. Бывает и такое, что фондовая биржа покрывает расходы не сбором от сделок, а прибылью от организации бизнес-школ и проведения семинаров. А уж практика «латания дыр» в бюджете за счет сдачи в аренду помещений стала повсеместной, не один НИИ, заждавшийся государственных ассигнований, только так и сводит концы с концами.

Следует отметить, впрочем, что предприятия, пытающиеся заработать денег на развитие за счет торгово-посреднической деятельности чаще всего или ликвидируются, или полностью переходят к коммерции. Правда, находятся оптимисты, которые, занимаясь главным образом торговлей, в том числе и внешней, сохраняют производственную ориентацию в надежде на лучшие времена .

Основной надеждой производителей остается привлечение внешних финансовых ресурсов с рынка инвестиций. Рынок этот возникает как только общество наряду с текущим потреблением начинает направлять ресурсы на расширение производства. Здесь субъекты хозяйствования, желающие выгодно вложить капитал, встречаются с теми, кто нуждается в средствах на повышение производственного потенциала.

Спектр интересов субъектов инвестиционного рынка довольно-таки широк - от утилитарной потребности получить финансовые ресурсы или максимальный доход с вложенных средств до концептуальной задачи оздоровления национальной экономики. Эти интересы не всегда соотносятся друг с другом, а порой и вовсе вступают в противоречие, поэтому в реальности инновационный процесс гораздо сложнее, чем в теории. Кроме основных действующих лиц, в нем могут участвовать десятки посредников, преследующих собственные цели. Не последнюю роль в инновационном процессе играет и государство.

Перед российским государством стоит задача по созданию благоприятных условий для привлечения долгосрочных ресурсов в экономику, что непосредственно связано с деятельностью по формированию совокупности организационно-экономических отношений, складывающихся для изыскания и эффективного использования финансовых средств в инновационной сфере, т.е. для финансового обеспечения инновационных процессов.

В промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется главным образом из негосударственных источников. В условиях отсутствия платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов. Для этого формируется система специализированных фондов, предоставляющих кредиты или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования - финансирования НИОКР и инновационной деятельности. В условиях неразвитости отечественного рынка инновационных услуг и наукоемкой продукции специализированные фонды приближают механизмы финансирования инновационной деятельности к рыночным условиям хозяйствования, а создание таких фондов по отраслям народного хозяйства позволяет децентрализировать принятие решений по вопросам финансирования инновационной деятельности .

В настоящее время в России действуют следующие нормативные документы, определяющих государственную политику в области финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности:

  • · постановление правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»;
  • · постановление правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
  • · постановление правительства РФ от 23.04.95 г. № 298 «О мерах по использованию научно-технического и инновационного потенциала высшей школы»;
  • · постановление правительства РФ от 26.08.95 г. № 827 «О федеральном фонде производственных инноваций»;
  • · постановление правительства РФ от 26.12.95 г. № 1288 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности» .

Одновременно с принятием нормативных документов и решений, правительство постоянно сокращало средства, направляемые в инновационную сферу. Так, доля бюджетного финансирования инновационной сферы из федеральных и местных бюджетов снизилась с 32,6% в 1993 г. до 22,8% в 1995 г. в общем объеме капитальных вложений. В 1995 г. государственная инновационная программа профинансирована лишь на 16%. В 1996 г. федеральная программа по инвестированию инноваций приостановлена, а в 1997 г. государственное инвестирование инноваций не возобновилось. Одновременно государственные расходы на науку, большая часть которых направлялась на прикладные НИОКР, сокращались быстрее ВВП. Доля этих расходов в ВВП в 1991 г. составила 2,1%, в 1995 - 0,43%, в 1996 г. - 0,31%, т.е. уменьшилась в 7 раз. Абсолютный размер этих расходов сократился в 15 раз.

Страны с развитой рыночной экономикой тратят из госбюджета примерно такие же доли ВВП на финансирование фундаментальных и прикладных НИР, результаты которых связаны с высокой степенью риска либо являются пионерными новшествами. Так, в США за последние 15-20 лет на эти цели расходовалось от 2,2 до 2,7%; во Франции - от 1,8 до 2,3%; в ФРГ и Японии - от 2 до 2,9%; в Англии - от 2 до 2,5% ВВП.

В странах Запада, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на НИОКР составляют 2,2% ВВП, в государствах «Большой семерки» - 2,4%, а в США - 2,6%; в России этот показатель находится на уровне 0,9%. По затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

В тоже время объем выделяемых на науку средств в России в долларовом эквиваленте во много раз меньше аналогичного показателя в США при том, что цены на используемые в инновационном процессе ресурсы, достигли или превысили мировые.

Мировой опыт финансового обеспечения инновационной сферы в условиях рыночных отношений свидетельствует, что помимо централизованного финансирования на эти цели могут использоваться различные внебюджетные фонды, формы условно возвратного кредита, который погашается при достижении коммерческих результатов, либо компенсируется из централизованных фондов в случае негативного результата.

Из централизованных фондов могут также оплачиваться надбавки к ценам на новую конкурентоспособную продукцию.

Государственная инвестиционная политика реализуется в основном на базе программ развития, приоритетами которых являются:

В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:

  • · принцип быстрой отдачи - денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;
  • · принцип распределения с временным лагом - инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.

Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируются в Российском Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральном фонде производственных инноваций. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей целью содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Фонд некоммерческая организация, не имеет целью извлечение прибыли, осуществляет финансирование отобранных на конкурсах проектов НИР, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, и контролирует использование выделенных им средств. Средства фонда образуются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки, а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников денежных средств.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку и способствует созданию малых наукоемких форм, инкубаторов бизнеса. Инновационных инжиниринговых центров и других инновационных предприятий. Средства фонда также расходуются на поощрение конкуренции в научно-технической сфере посредством оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями. Этот фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также иных поступлений от деятельности фонда. Цель Федерального фонда производственных инноваций - государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Фонд осуществляет отбор и реализацию инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоемких производств, технического перевооружения проектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок.

В целях гарантирования надежности участия частных инвесторов в инвестициях с 1995 г. размещение централизованных инвестиционных ресурсов по крупным и вновь начинаемым объектам осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала к реализации государственной инвестиционной программы. Формирование портфеля государственных инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов обычно осуществляется посредством проведения среди потенциальных инноваторов открытых конкурсов и аукционов в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает порядок государственной поддержки частных инвесторов, выбираемых на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений. Для этого при Минэкономики РФ созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет для выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. При выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Созданию благоприятной экономической среды для приоритетных для инвестирования объектов инновационной деятельности будет способствовать одновременное с инвестированием установление конкретных процентных ставок льготных кредитов. Правила отбора предусматривают, что в бизнес-плане значительное место занимают маркетинговые исследования. На их основе выявляются платежеспособные потребители продукции претендента, причем срок окупаемости капитальных вложений должен не превышать два года.

Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов предусматривает сертификацию проектов и предоставление инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляются его качество и размер государственной поддержки. Сертификация проектов значительно повышает к ним доверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов, участвующих в конкурсах и аукционах, позволяющих вызвать конкуренцию капиталов, приводящую к снижению ставки процента коммерческого кредита и повышению эффективности инвестиций.

Предоставление частным инвесторам государственных гарантий основывается на обязательствах государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Фонд государственных гарантий проектов и залоговой системы должен аккумулировать денежные средства, выделяемые из государственного бюджета и вносимые отечественными и иностранными коммерческими структурами.

Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует использовать систему независимой экспертизы и процедуру страхования инновационных проектов. Кроме Фонда государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие выведения определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли предприятия, участвующих в реализации инновационного проекта.

Схема смешанного финансирования предусматривает ежегодное выделение средств федерального бюджета для конкурсного финансирования инвестиционных проектов, подготовленных коммерческими структурами, и предусматривающих долю государственного участия не более 20%. Однако и подобная ограниченная государственная поддержка не получает реализацию в условиях, когда государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются не более чем на 30%. Это дестабилизирует рынок инвестиций и не способствует расширению доверия со стороны частных инвесторов и государству, стремящемуся к решению тактических задач в ущерб стратегическим интересам, связанным с эффективным вложением капитала в производство.

Общеотраслевые, межотраслевые и региональные научно-технические и инновационные проекты и программы, а также мероприятия по освоению новых видов промышленной продукции могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ .

Так, Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. как внебюджетный фонд Министерства науки и технологий РФ для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. К 2000 г. фонд профинансировал более 400 научно-технических и инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства. С 2000 г. фонд проводит конкурсы, ориентированные на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики. Инициаторами конкурса выступают сами предприятия, предоставившие в фонд заказы на разработку новых технологий. Помимо заказов, предприятия предоставляют техническое задание, сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности за последнее время и письменное обязательство о выкупе результатов НИОКР у разработчика в случае их соответствия данному техническому заданию.

На основании отобранных комиссией заказов проводится второй этап конкурса - среди организаций разработчиков новых технологий. РФТР проводит комплексную экспертизу и конкурсный отбор предоставленных разработчиками проектов, обеспечивает финансирование НИОКР, выполняемых победителями конкурса, на возвратной основе. Разработчик НИОКР выступает заемщиком РФТР, а предприятие - инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе после оценки конкурсной комиссией соответствия е результатов техническому заданию. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

В условиях острого дефицита внутренних источников финансирования инновационной деятельности особую актуальность имеет формирование привлекательных условий для ввоза в Россию наукоемких технологий. В этой связи в рамках государственного финансирования инноваций необходимо законодательно закрепить дифференцированный режим уплаты таможенных пошлин вплоть до их полной отмены при ввозе прогрессивных видов техники и технологий. При этом дифференциация импортных пошлин должна сочетаться с использованием протекционистских мер защиты отечественной наукоемкой промышленности.

Наша страна в XX веке ценой огромных жертв и неимоверных усилий нескольких поколений людей создала такую инфраструктуру в рамках военно-промышленного комплекса. Практически все лучшие научные, конструкторские, производственные силы страны были сосредоточены в ВПК и обслуживающих его научных и учебных институтах. Огромные финансовые и материальные ресурсы были стянуты для обеспечения их инновационной деятельности. В результате к середине 80-х годов в стране был создан один из лучших в мире инновационных механизмов в области производства новейших видов вооружений. Это позволило России решить главную, остро вставшую перед ней еще в XIX веке задачу - создать военную мощь, которая надежно защитит от внешних угроз ее огромные людские, территориальные и природные ресурсы.

В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности своего военного потенциала, реформировать экономику так, чтобы поднять ее на уровень развитых стран. Экономическое могущество стран большой семерки основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.

Научно-технический потенциал страны, ставший основой российского ВПК, понес в последние годы некоторые потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая место в последнее десятилетие эмиграция российских квалифицированных научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.

Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения инновационного механизма ВПК на протяжении всего XX века в России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а затем путем целенаправленного перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.

Может ли быть создан новый инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах мира, и, в - третьих, свободный поток людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые необходимо соблюдать, являются определяющими для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.

Но в рыночной экономике финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности. Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение специфики рисков инновационной деятельности. Методы снижения рисков инновационной деятельности. Экспертиза идеи, коммерческого предложения или проекта в целом. Оценка рисков инновационного проекта и разработка механизма управления рисками.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Значение инновационной деятельности для развития предприятия. Экономическая оценка программы разработки инновационного проекта на ФГУП "УС-30" ТО-50. Оценка ресурсоемкости программы, затрат на ее выполнение и ожидаемой результативности от реализации.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Общая характеристика инновационной деятельности. Оценка инновационного проекта. Необходимость анализа инновационных проектов. Методы оценки инновационных проектов. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2006

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность и функции инноваций в национальной экономике. Понятие новаторских организаций. Анализ инновационной деятельности на примере ООО "Стройтехносервис-Юг", разработка методов ее оптимизации. Оценка, расчет и способы внедрения инновационного проекта.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

Одной из главных причин низкой инновационной активности отечественных предприятий является отсутствие средств на проведение инновационной деятельности. Поэтому финансовое обеспечение инновационного процесса является одной из главных задач провайдинга инноваций.

Процесс формирования и использования средств на инновации должен иметь стратегический характер и основываться на определенных принципах. Так, в работе определяются следующие:

1. Подчиненность стратегических целей инвестиционной стратегии стратегическим целям инновационного розвигку.

2. Вариабельность и гибкость по отношению к изменениям внешней среды.

3. Соответствие инвестиционной стратегии существующем инвестиционному климату, направлениям государственного регулирования инновационных и инвестиционных процессов с учетом перспектив развития.

4. Параллельность разработки маркетинговой и инвестиционной стратегии инновационного развития.

5. Принятый уровень риска инвестиционных решений.

6. Достаточность инвестиционных ресурсов для реализации проектов инновационного развития.

7. Эффективность инвестирования.

На сегодня в Украине существует несколько источников финансового обеспечения инновационной деятельности. Рассмотрим их более подробно с разделением на три группы: собственные, заемные и привлеченные.

К собственным источникам относятся:

1. Прибыль , оставшаяся в распоряжении предприятия. В нынешних условиях хозяйствования около 80% промышленных предприятий испытывают недостаток собственных средств для инновационной деятельности. Хотя, несмотря на это, инновационную активность некоторая часть из них проявляет.

2. Амортизационные отчисления. Для быстрого обновления основных фондов и технического развития используют метод ускоренной амортизации.

3. Использование квазиинвестицийних ресурсов как источников роста и расширения предприятия - условно инвестиционные ресурсы, то есть средства, находящиеся в теневом секторе и могут быть в роли потенциальных резервов для финансирования инновационной деятельности при условии вывода их из тени.

К ссудных источников относят:

1. Бюджетные ассигнования , выделяемые на государственном и региональном уровнях .

Такая поддержка государства может предоставляться путем:

Полного беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов;

Частичного (до 50%) беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остальных необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов объектов инновационной деятельности;

Полной или частичной компенсации (за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов) процентов, уплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;

Предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;

Имущественного страхования реализации инновационных проектов у страховщиков в соответствии с Законом Украины "О страховании".

2. Средства специальных внебюджетных фондов финансирования НДЦКР, которые создаются предприятиями и местными органами управления. Источниками формирования местными советами таких внебюджетных фондов являются:

Дополнительные доходы и сэкономленные средства, полученные за счет организованных местными советами мероприятий по решению экономических и социальных проблем;

Добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий (объединений), организаций и учреждений;

Доходы от местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов, а также от доходов, полученных от проведения субботников;

Доходы от распродажи имущества ликвидируемых предприятий местного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности соответствующих административно-территориальных единиц;

Арендная плата за землю;

Штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие причиненный вред;

Штрафы за административные правонарушения, совершенные на их территории;

Доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества;

Доходы от продажи населению квартир и домов и другие доходы.

Тратятся они на усмотрение соответствующего местного совета и находятся на специальных счетах, открываемых в учреждениях банков и изъятию не подлежат.

3. Кредитные ресурсы коммерческих банков. В настоящее время в Украине работает чуть более 170 коммерческих банков, хотя доверием потребителей и популярностью пользуется значительно меньшее их количество. Конечно последствия мирового финансового кризиса 2008-09 pp. до сих пор дают о себе знать. Так, многие банки до сих пор не выдают значительных сумм кредитов, которые необходимы на развитие предприятий. На сегодняшний день почти невозможно получить кредит на начало бизнеса. Исключение составляют только VIP-клиенты. Кроме того, процентные ставки по кредитам сегодня достаточно высоки, и предприятия просто не в состоянии их выплачивать. В табл. 5.5-5.6 приведены рейтинг банков (первые 20) по различным показателям.

Активы, млн грн

Балансовый капитал, млн грн

Обязательства, млн грн

Приватбанк

Ощадбанк

Проминвестбанк

Укрсоцбанк

Альфа-Банк

Финансы и Кредит

Брокбизнесбанк

Сбербанк России

Кредитпромбанк

финансовая Инициатива

Родовид Банк

Имэксбанк

кредит Днепр

Креди Агриколь Банк

Кредитно-инвестиционный портфель, млн грн

Межбанковские кредиты, млн грн

Коммерческие кредиты, млн грн

Ценные бумаги, млн грн

Приватбанк

Ощадбанк

Проминвестбанк

Укрсоцбанк

Альфа-Банк

Финансы и Кредит

Сбербанк России

Брокбизнесбанк

Креднтпромбанк

финансовая Инициатива

Имэксбанк

Креди Агриколь Банк

кредит Днепр

Киевская Русь

Однако, несмотря на большое количество проблем с получением кредита для развития бизнеса, они все же существуют. Хотя суммы по этим кредитам обычно не превышают 200 тыс. Грн, а в большинстве банков составляют и до 50 тыс. Грн. Есть банки, которые предоставляют кредиты и на большие суммы - от 1 млн грн и больше. И они обычно устанавливают недостаточно длительный срок действия кредита - до 1 года, в некоторых случаях до 5 лет. Хотя, как известно инновационные проекты обычно имеют значительно больший срок окупаемости. Существуют кредиты на начало бизнеса, которые предполагают собственный весовой вклад. К тому же почти все кредиты предусматривают высокий коэффициент покрытия или залога. Существуют также и так сказать специальные кредиты. Например, ПроКредит Банк подписал с немецким банком развития KfW Соглашение о финансировании проектов в сфере энергосбережения, предусматривающий кредитование малого и среднего бизнеса. Сумма кредита по этому проекту не ограничено, а срок кредита ограничен 60 месяцами.

Итак, можно сделать вывод, что в случае принятия решения о получении кредита предприниматель должен рассмотреть все существующие альтернативы и иметь несколько вариантов, в том числе и возможность рефинансирования кредита в будущем в других банках.

4. Иностранные инвестиции. Украина занимает не лучшие позиции в мировых рейтингах. В соответствии с этим и объемы иностранного капитала, вкладываемого в инновационное развитие отечественных предприятий не является достаточным. Однако существуют яркие примеры, доказывающие возможность использования таких инвестиций. Так, весьма эффективным является создание совместных предприятий, где часть акций и, соответственно, прибыли предприятия принадлежит иностранным партнерам. Такой путь в свое время выбрал Китай, и на сегодня эта страна имеет достаточно высокие позиции в сфере инновационной деятельности. Конечно, не все виды деятельности интересен для иностранных инвесторов, поэтому, если предприятие желает присоединиться поддержкой и финансовой помощью иностранного партнера, необходимо провести детальный анализ всех потенциальных инвесторов. Необходимо исследовать, в какие именно сферы деятельности он обычно вкладывает средства, на каких условиях и т. П. Кроме того, нужно значительно активизировать свою так сказать "распространенность", или "популяризацию". Для этого необходимо участвовать во всех возможных инновационных конкурсах, проводимых в Украине и за ее пределами. Довольно часто иностранные инвесторы находят объекты инвестирования именно на таких мероприятиях.

5. Средства от реализации облигаций предприятия. Облигации предприятий (организаций) - это вид долговых ценных бумаг, служащих целям привлечения денежных ресурсов для обновления основного капитала. Эмитент несет обязательства перед владельцами облигаций по их выкупу в срок и по выплате дохода. Владельцы облигаций не имеют прав на участие в управлении эмитентом, они выступают как кредиторы, доходы которых зависят от результатов деятельности предприятия (организации).

К основным преимуществам финансирования на основе эмиссии облигаций можно отнести следующие:

Диверсификация капиталодавцив, в частности кредиторов;

Привлечение средств осуществляется на долгосрочный период;

Налоговые преимущества, поскольку проценты по облигациям относятся на уменьшение налогооблагаемого дохода эмитента;

По сравнению с акциями облигации менее рисковым объектом вложения средств для инвесторов.

Среди наиболее существенных недостатков этого инструмента финансирования чаще всего приводятся следующие:

Сравнительно высокий уровень накладных расходов, связанных с выпуском облигаций;

Риск уплаты завышенных процентов, предусмотренных условиями выпуска облигаций, в случае уменьшения ставок на рынке капиталов;

За большого количества держателей облигаций и широкую географию их нахождения могут возникнуть трудности ведения переговоров с капиталодавцямы в случае необходимости пролонгации сроков погашения.

6. Средства отечественных и иностранных инновационных , венчурных фондов и инвестиционных банков и фондов.

Инновационный фонд - фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов является спонсорские взносы фирм и банков. Конечно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе. В Украине действует немало инновационных неприбыльных инновационных фондов, которые обычно занимаются общественной деятельностью. Кроме того, в стране является Государственный инновационный фонд, подведомственный КМУ. Источниками средств Государственного инновационного фонда являются:

Бюджетные средства, предоставляемые государством для поддержки научно-технической деятельности;

Внебюджетные поступления в виде обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;

Возврат средств инновационной ссуды, лизинга и инвестиционного взноса и части прибыли от реализации инновационных проектов в соответствии с действующим законодательством;

Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Инвестиционный фонд - это способ инвестирования денег для группы инвесторов, при котором стоимость инвестирования целевых объектов распределяется между всеми ними. Такой фонд может иметь целью гораздо более широкий круг объектов для инвестирования, чем могут себе позволить некоторые инвесторы. Отдельной разновидностью такого фонда является венчурные фонды , целью которых является вложение средств именно в инновационные проекты. В Украине инвестиционные фонды появились только в 2001 г.., Хотя первые попытки были еще в 1990-х pp. На сегодня по данным портала Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) в Украине более 1000 инвестиционных фондов, хотя в последние годы они не показывают положительной доходности.

Инвестиционный банк - специализированное кредитное учреждение, привлекает долгосрочный заемный капитал и предоставляет его в распоряжение заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска облигаций и других видов долговых обязательств. Основными функциями инвестиционного банка является установление характера и размера финансовых потребностей заемщиков, согласование условий ссуды, выбор вида ценных бумаг, определение сроков их эмиссии и размещения среди инвесторов. Инвестиционный банк является не просто посредником между инвестором и заемщиком, но и гарантом эмиссии и организатором рынка. В Украине инвестиционные банки обычно называют инвестиционными компаниями.

Согласно Указу Президента "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" инвестиционной компанией признается торговец ценными бумагами, который, помимо прочих видов деятельности, может привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии ценных бумаг и их размещение.

На сегодня в Украине работает около 60 инвестиционных банков, которые предоставляют такие виды услуг:

Инвестиционный банкинг - андеррайтинг для органов государственной власти, органов местной власти, корпораций, обслуживание сделок по слиянию поглощения, инвестиционный консалтинг

Брокерские услуги - рынок акций, рынок ценных бумаг с фиксированным процентом, ипотечный рынок и рынок недвижимости, товарный рынок;

Услуги инвестиционного менеджмента - создание и управление фондами различных типов, доверительное управление для населения, доверительное управление для профессиональных инвесторов;

Сервисные услуги - кредитная поддержка инвесторов, кредитная поддержка эмитентов, проведения валютно-обменных операций, расчетно-клиринговое обслуживание, страхование, аналитическая поддержка;

Управление активами;

Анализ финансовых рынков.

7. Средства "бизнес-ангелов".

Бизнес-ангел - это частный инвестор, который вкладывает средства в инновационные проекты при условии возврата инвестиций и доли в капитале компании.

В Украине действует Ассоциация частных инвесторов, которые, кроме предоставления стартового капитала, также оказывают управленческой и профессиональный опыт, рекомендации, необходимые связи и репутационный поддержку.

Однако, несмотря на существование целой ассоциации инвесторов, основы деятельности "бизнес-ангелов", как альтернативной формы поддержки и развития инновационной деятельности в нашей стране только формируются.

8. Средства , полученные на условиях франчайзинга, лизинга, селенга .

Франчайзинг - это форма сотрудничества между юридически и финансово независимыми сторонами (компаниями и / или физическими лицами), в рамках которой одна сторона (франчайзер), владеющая успешным бизнесом, известной торговой маркой, ноу-хау, коммерческими тайнами, репутацией и прочими нематериальными активами позволяет другой стороне (франчайзи) пользоваться этой системой на определенных условиях.

Основные принципы сотрудничества по франчайзингу:

1. Франчайзер является владельцем торговой марки, ноу-хау, коммерческого опыта и деловой репутации, а также других нематериальных активов.

2. Франчайзер имеет проверенную и успешную бизнес-идею.

3. Франчайз и руководит делом под вывеской франчайзера как независимый предприниматель, франчайзи может быть как юридическим лицом, так и физическим лицом-предпринимателем, его заработком является прибыль от деятельности.

4. Франчайзи является владельцем имущества, находящегося в точке.

5. Франчайзи платит стоимость франшизы (единоразово), а также периодические отчисления за пользование франшизой (непосредственно в форме платежей или косвенно в наценках на товар, покупаемых у франчайзера).

6. Франчайзи часто не имеет возможности самостоятельно определять цены товаров или услуг в своей точке.

7. Обычно франчайзи имеет возможность самостоятельно формировать ассортимент в пределах, определенных франчайзером.

8. Принципы сотрудничества франчайзера и франчайзи регулирует франчайзинговый договор, а инструкции, как собственно вести деятельность, собранные в операционном учебнике.

9. Франчайзер передает франчайзи знание того, как собственно необходимо вести деятельность (ноу-хау).

Бренды, сети которых в Украине развиваются по франчайзингу - это Пицца Челентано, Форнетти "Наша Ряба", Fit Curves, New-York-Street- Pizza, Мехх, Nike, Bosch Service и др.

29 декабря 2001 начала свою деятельность в Украине Ассоциация франчайзинга, главной задачей которой является представление интересов предпринимателей, работающих по договорам франчайзинга, на правительственном уровне. Ассоциация занимается развитием рынка, организацией выставки, конференций, семинаров, публикациями и консультационной поддержкой.

Таким образом, предприятие, обладающее определенным успешным бизнесом может получать дополнительные средства и вкладывать их в свое развитие за счет продажи франшизы.

Лизинг - предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств, которая заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингоодер- жувачу имущества. Такое имущество является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по поручению и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования, выдача оборудования напрокат. Лизинг позволяет промышленным, торговым, транспортным и другим предприятиям (арендаторам) получать в коммерческих банках и лизинговых компаниях (арендодателей) за определенную арендную плату в долгосрочное пользование широкий перечень основных средств.

Одной из разновидностей лизинговых операций является селенг. Селенг - это двусторонний процесс, который является специфической формой обязательства, регламентируется соглашением имущественного найма и заключается в передаче собственником своих прав в пользовании и распоряжении его имуществом селенг- компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по первому требованию вернуть его. Селенг-компания привлекает и свободно использует по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные права граждан и субъектов хозяйствования. Имуществом могут быть различные объекты права собственности: деньги, ценные бумаги, земельные участки, предприятия, здания, оборудование и т. П.

9. Форфейтинг, факторинг :

Форфейтинг является формой кредитования внешней торговли, по которой финансовый агент (форфейтер) приобретает коммерческие обязательства покупателя (импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером) путем покупки векселя без права регресса, то есть покупатель векселя принимает на себя весь риск неплатежа и не может выдвинуть претензии предыдущему владельцу. То есть это сделка по покупке долга. Форфейтинг применяется при поставке оборудования на крупные суммы во внешнеэкономических операциях. Таким образом, экспортная операция с отсрочкой платежа превращается в наличную, кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по ним. Данные операции позволяют предприятиям заключать договоры, значительно превышают их финансовые возможности.

Факторинг является достаточно похожей операцией, которая заключается в выкупе факторинговой компанией дебиторской задолженности за товары или услуги. То есть эта форма кредитования используется именно в торговой деятельности.

Привлеченные источники. К привлеченным источникам относятся:

1. Средства от эмиссии ценных бумаг, размещение ценных бумаг на вторичном рынке, дополнительные взносы в уставный фонд.

То есть предприятие выпускает дополнительно ценные бумаги и тем самым влияет дополнительный капитал для развития бизнеса или выходит с уже существующим объемом ценных бумаг на вторичном рынке, привлекая новых акционеров и получая дополнительные средства. Предприятие может также увеличить свой уставный капитал путем вложения дополнительных собственных средств уже существующих владельцев или привлекая новых.

2. Средства в рамках интеграции предприятий. Инновационная деятельность зачастую является неподвластной конкретному предприятию и не только из-за нехватки средств, но и опыта, профессионализма и т. П. Во избежание такого "тупика" предприятия могут объединяться и получать дополнительные ресурсы для реализации инновационной деятельности.

3. Отечественные и международные фонды , которые предоставляют гранты. К таким учреждениям относятся научные фонды и организации-доноры.

Научным фондом является организация, которая имеет целью поддержку исследовательских проектов, направленных на развитие науки. Обычно субъектами получения помощи от таких фондов есть ученые, научные работники, научно-исследовательские институты, научные организации, научно-исследовательские отделы предприятий и т. П. В Украине работают не только отечественные фонды (наиболее известным из которых является Государственный фонд фундаментальных исследований) , а также и международные фонды, такие, как Европейский научный фонд, национальные научные фонды различных стран, научные фонды из отдельных сфер деятельности (Российский фонд гуманитарных наук, Казахстанский фонд информатизации общественно-гуманитарных наук) и т. п.

К тому же в Украине проводят свою деятельность и оказывают финансовую поддержку много организаций-грантодателей . Это такие организации, которые оказывают бесплатную субсидию предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и натуральной форме на проведение различных научных и других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Наиболее известными донорами, которые предоставляют гранты на усовершенствование, модернизацию и переход к инновационной концепции деятельности являются такие организации:

1. Фонд "Евразия". Он способствует развитию демократических и рыночных институтов в двенадцати странах бывшего СССР, в т. Ч. И в Украине. Через сети своих представительств фонд ежегодно присуждает около 1000 грантов на сумму более 20 млн долл. США. Эти гранты, в среднем по 20 000 долл. США каждый, как правило, присуждаются по принципу "открытых дверей", то есть финансируются по мере получения предложений. Фонд также финансирует специальные конкурсы, которые отвечают потребностям и запросам местных сообществ, и управляет партнерскими программами, финансируемых совместно с другими донорами. Фонд предоставляет гранты на поддержку инновационных проектов с такими программными направлениями:

Развитие частного предпринимательства;

Гражданское общество;

Государственное управление и местное самоуправление.

2. Фонд "Восточная Европа". Миссия фонда - содействовать социальному и экономическому развитию Украины, мобилизуя ресурсы, укрепляя общество и поддерживая партнерство граждан, власти и бизнеса. Фонд предоставляет гранты по основным четырем направлениям:

1) качественное высшее образование

2) корпоративная социальная ответственность и ответственное благословения силу;

3) эффективное управление;

4) местное экономическое и социальное развитие.

3. Международный фонд "Возрождение". Данный фонд распределяет гранты между организациями, которые работают на развитие общества. Он оказывает поддержку в организации общественных обсуждений, проведении конференций, семинаров, публикации информационных материалов и др.

4. Агентство США по международному развитию (USAID). Предоставляет экономическую и гуманитарную поддержку в процессе перехода государства к рыночной экономике В Украине Агентство осуществляет свою работу в следующих областях:

Экономический рост: развитие инфраструктуры, создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности, местное самоуправление, кредитования и инвестирования бизнеса;

Демократия и самоуправление;

Здравоохранение.

Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Осуществление инновационной деятельности требует больших финансовых вложений, что обусловлено высокой наукоемкостью инновационных продуктов. Даже крупные зарубежные корпорации не всегда располагают достаточными средствами, чтобы самостоятельно финансировать создание и внедрение нового продукта. К тому же инновационная деятельность достаточно рисковая. Специалисты в области инноваций отмечают, что практического использования достигают лишь 10 % начатых проектов. Соответственно степень неудач, когда погибает не только научная идея, но и вложенный капитал, оценивается в 90 % . Но в случае успеха доход от инвестирования в инновации значительно выше, чем в текущую деятельность предприятий.

Состояние инновационной деятельности в значительной мере определяется возможностями ее финансирования. Необходимы главным образом долгосрочные и среднесрочные инвестиции, поскольку инновационный процесс является достаточно продолжительным. Активная инновационная деятельность невозможна также без эффективной государственной поддержки и ее стимулирования посредством проведения гибкой налоговой, таможенной, амортизационной и кредитной политики.

Для финансирования инновационной деятельности используются средства консолидированного бюджета, бюджета союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, фирм, научных учреждений, средства граждан, банковские кредиты, иностранные инвестиции и прочие источники.

В Беларуси, как и в большинстве стран мира, основным источником финансирования научно-инновационной деятельности являются бюджетные средства.

Средства республиканского бюджета используются для решения крупномасштабных научно-технических проблем. Они выделяются:

На проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

Выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ;

Выполнение инновационных проектов;

Развитие материально-технической базы государственных научных учреждений включая капитальные расходы;

Организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной деятельности, включая капитальные расходы;

Расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством;

Проведение государственной научно-технической экспертизы программ и инновационных проектов;

Подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

Развитие государственной системы научно-технической информации (включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, выставок и т.п.;

Иные цели, связанные с научной, научно-технологической и инновационной деятельностью.

Для финансирования научно-инновационной деятельности регионального значения используются средства местных бюджетов.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением бюджетной политики Республики Беларусь. Ежегодно государственные органы выделяют средства на эти цели из бюджета и других контролируемых ими источников.

Средства из республиканского бюджета выделяются на финансирование приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов, которые прошли государственную научно-техническую экспертизу в установленном порядке и конкурсный отбор по ее результатам, а также на финансирование работ по организации и освоению производства. Предоставление бюджетных: средств осуществляется на безвозвратной и возвратной основе и, как правило, сочетается с привлечением собственных средств заинтересованных организаций и других внебюджетных источников в размере не менее 50 % сметной стоимости произведенных затрат. Социально значимые инновационные проекты и проекты, направленные на обеспечение национальной безопасности, могут полностью финансироваться за счет бюджетных средств.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов с участием бюджетных средств создаются фонды специального назначения: Белорусский инновационный фонд, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Республиканский центр трансфера технологий и др.

Основным источником финансирования научно-технических разработок, мероприятий по модернизации производства на основе внедрения современного оборудования и технологий, организации и освоения выпуска новой продукции на предприятиях являются их собственные средства (часть чистой прибыли, амортизационные отчисления и др.). При недостаточности собственных ресурсов могут привлекаться средства от размещения корпоративных ценных бумаг, банковские кредиты, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и технологий при покупке их с отсрочкой платежа, прямые иностранные инвестиции и другие источники.

Эффективным методом финансирования инновационно-инвестиционной деятельности предприятий является лизинг. Он позволяет предприятию-арендатору оперативно привлекать новейшее оборудование и технологии для научных исследований и производства конкурентоспособной продукции.

Одной из форм финансирования инновационной деятельности может стать предоставление налогового инвестиционного кредита организациям и предприятиям на определенный срок, но не менее одного года. Это будет способствовать накоплению субъектами хозяйствования финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ и проектов. В последующем отсроченные суммы компенсируются в виде дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет роста прибыли, полученной в результате реализации инновационных программ (проектов).

В условиях инновационного развития Республики Беларусь и ограниченности долгосрочных финансовых ресурсов отечественным организациям и предприятиям целесообразно использовать механизм венчурного финансирования, получивший широкое распространение в промышленно развитых странах. В США, например, насчитывается около 1,5 млн венчурных компаний.

Венчурным финансированием называется вложение капитала инвесторами в обмен на некотирующиеся акции компаний (фирм) для реализации высокорискового проекта. Инвестирование рассчитано на рост в будущем капитализации венчурной компании для получения сверхприбыли от продажи ее акций на фондовой бирже. При этом инвесторы не получают никаких гарантий возврата вложенного капитала, другими словами, принимают на себя все риски неудачи венчурного проекта. С целью дифференциации риска чаще всего практикуются совместные вложения венчурного капитала несколькими инвесторами.



Венчурная деятельность весьма рисковая. Зарубежный опыт свидетельствует, что примерно половина государственных ресурсов, направляемых на финансирование исследований и программ на возвратной основе, обратно в бюджет в виде прибыли от реализации проектов не поступает» Вместе с тем отдача от второй половины инвестиций может быть весьма высокой и в целом окупит весь заем.

Основная цель деятельности венчурных компаний состоит в аккумулировании средств индивидуальных и институциональных инвесторов для последующего вложения в высокодоходные проекты. Ориентация на высокий уровень доходности стимулирует вложение венчурных инвестиций в технологически передовые и быстро растущие отрасли экономики.

Новое на сайте

>

Самое популярное