Домой Полезные советы Райар — центр возрождения девяти форм богатства. Денежная форма богатства и рост отчуждения богатых и бедных

Райар — центр возрождения девяти форм богатства. Денежная форма богатства и рост отчуждения богатых и бедных

Наиболее очевидным проявлением отчуждения между богатыми и бедными является лежащее на поверхности любой социальной иерархии отсутствие или незначительность общих коммуникационных и символических пространств, проявляющееся в отсутствии общих интересов и целей, общих тем публичного дискурса, неинформированное™ о жизни друг друга. «...Сейчас в России есть несколько моделей обыденной жизни, которые лежат как будто в разных измерениях. Одна - за трехметровым забором с охранниками и собаками. Другая - в покосившемся доме, где вдоль штакетника утром собирают бутылки и сдают по десятке за штуку. Фактически... расслоение общества зашло настолько глубоко, что о “единстве” разных его групп говорить нельзя»275. Характерно, что социологи констатируют недостаточную информированность российского общества даже о социально ответственном поведении российского бизнеса276. Традиционные вещественные формы богатства в меньшей степени, чем деньги, способствуют развитию отчуждения между людьми и социальными группами. Высшим классам традиционных обществ, безусловно, было присуще высокомерное, пренебрежительное отношение к нижестоящим. Однако в культуре богатства оно проявлялось специфическим образом: поскольку общественные отношения были основаны на устойчивой иерархии сословий, не было постоянной необходимости демонстрировать свое превосходство, которое было и так очевидно. Кроме того, аристократ или дворянин существует в своем социальном качестве лишь постольку, поскольку существуют нижестоящие группы. Традиционное общество представляло собой хотя и иерархически выстроенный, но единый социокультурный космос, где все социальные группы были*связаны взаимными обязательствами. В рыночном индустриально-капиталистическом обществе, при всем его индивидуализме и отчуждении, также сохраняется взаимная необходимость богатых и бедных хотя бы в качестве капиталистов, собственников и организаторов индустриального производства, с одной стороны, и наемных работников и одновременно потребителей товаров - с другой. Еще на протяжении практически всего XX века индустриальное предприятие было узлом социальной инфраструктуры, тем местом, где «встречались» и налаживали долгосрочные отношения взаимно заинтересованные друг в друге представители различных социальных классов. Наличие постоянных конфликтов и противоречий между ними не снимали этого единства, а лишь придавали ему специфику, ориентировали на поиск возможностей ужиться: «Обе стороны знали, что они будут встречаться (и взаимодействовать) снова и снова, как на следующий день, так и в течение многих месяцев и даже лет. Этот долгосрочный временной контекст позволял им рассматривать свои взаимоотношения как «конфликт интересов» (а между случайными встречными не может быть конфликта) и искренне стремиться к его смягчению, сведению к приемлемому уровню и даже к попыткам разрешить его ко взаимному удовлетворению. Каким бы антагонистическим, неприятным и раздражающим ни было это сосуществование, стороны стремились выработать взаимоприемлемые подходы, четко сознавая, что их совместное существование будет носить долгосрочный характер»277. Однако денежная форма богатства как выражение преобладания рыночных отношений в обществе в целом связана с ростом индивидуализма. Его обратной стороной является разобщение людей, разрыв межличностных отношений и ломка социокультурных институтов, раскрытые Г. Зиммелем в качестве основного вектора влияния денег на социальные связи. Индивидуализм богатых проявляется в формировании легитимных возможностей не считаться с обществом у тех, кто обладает деньгами в наибольших объемах. Это справедливо не только для периода «великой трансформации» и становления капиталистического общества, но и для современности. Французские исследователи денег М. Аглиетта и А. Орлеан подчеркивают, что сущность современного рыночного общества состоит в том, что отношения с людьми подменяются отношениями с товарами и, соответственно, люди вообще перестают быть нужными и интересными друг другу, они скорее мешают: «аллергия на других - это их (рыночных обществ. - Н.З.) отличительная черта. Автономия и индивидуальная свобода достигаются здесь отрицанием других, и контакт с товарами всегда предпочтительнее отношений с другими людьми. При такой институциональной форме общественная жизнь с ее солидарными связями воспринимается как препятствие или архаизм»278. Именно деньги являются основным фактором, способствующим освобождению человека от всех тех социальных обязательств, которыми он всегда, независимо от социального и имущественного положения, обременен в традиционных обществах, построенных на межличностных отношениях. Это свойство денег обеспечивать самодостаточность индивида может рассматриваться в качестве фундаментальной предпосылки того индивидуализма рыночного общества, который связан не просто с ориентацией на собственные интересы и приоритетом частного и личного, но с возможностью легитимно не принимать во внимание интересы других людей и общества в целом. Благодаря преобладанию денежной формы богатства, обладающие им социальные группы избавляются от своих традиционных социальных обязательств, связанных с покровительством социальным низам, служением государству, обеспечению духовных отправлений (обрядов, праздников, строительства храмов и т.д.). Теперь их социальные обязательства становятся делом их же свободного выбора, основанного исключительно на доброй воле, ибо нет никаких способов легитимного принуждения к социально ответственному поведению или просто к уважению интересов общества или хотя бы близкого окружения. Общество с доминированием товарно-денежных отношений освобождает индивида от любых обязательств, кроме экономических. В этой связи характерна семантика понятия долг: в современном обществе долг в его чисто экономическом, денежном, временном и преходящем значении явно преобладает над долгом в социальном, вечном и изначально присущем человеку значении279. Здесь целесообразно искать и социокультурные корни обоснованной М. Фридманом «минимальной» концепции социальной ответственности бизнеса, согласно которой социальная роль богатых - в данном случае предпринимателей - состоит лишь в осуществлении их экономической деятельности. Свобода и независимость от межличностных связей, традиций, обязательств, которую обретает индивид в обществе, основанном на товарно-денежных, рыночных отношениях, проявляется в его самодостаточности, порождающей своеобразный социальный эгоизм: «Нехватки, скудость или голод одних, в то время как другие имеют больше, чем нужно, совсем не считаются возмутительным фактом, а изучаются здесь как выражение вполне правомерного социального регулирования»280. Возникает закономерный вопрос: а бедным деньги дают также возможность не считаться с обществом? Безусловно, деньги дают такую возможность всем. Это их универсальное свойство. Однако поскольку, как отметил еще К. Маркс, единственным значимым качеством денег является их количество281, то именно большое количество денег у богатых позволяет им чувствовать себя свободными, а бедных незначительное их количество или даже отсутствие вынуждает зависеть от социального окружения, гарантий социальной поддержки, щадящего режима оплаты жизненно необходимых благ, обеспечиваемого обществом или государством. Порождаемый доминированием денежных отношений индивидуализм не уничтожает социальные связи - он трансформирует их таким образом, что они приобретают характер практически легитимного отрицания других. В период радикальных рыночных трансформаций российского общества в начале 90-х гг. XX в. утверждение позитивной социальной роли предпринимательства, его символического отождествления с прогрессом, творческой самореализацией, независимостью и т.д. сопровождалось декларацией необходимости ослабления социальных и культурных связей: «культура, допускающая становление и развитие рыночной экономики, предпринимательских ценностей, не может не включать в себя следующие моменты: десакрализацию социальных отношений, власти, культуры»282. Однако, как мы знаем теперь, утверждение идеологии индивидуализма, самоценности богатства способствует не росту предпринимательской творческой активности, а лишь закреплению ориентаций на потребление любой ценой. Утрата коллективистских ценностей приводит не к росту конструктивного, творческого индивидуализма, а к десоциализации и анархии. И «десакрализация» культуры, социальных отношений, патриотизма, государственности способствует опять же не росту предпринимательства и его престижа, а замыканию бизнеса и бизнес-сообщества в пределах собственных корпоративных интересов. 9.4.

Определение термина «богатство» во многом зависит от оценочных суждений людей в тот или иной временной период. Отчасти это нормативная категория и вне воззрений человека о ценности какого-либо блага не существует.

Что же такое богатство?

В словаре можно отыскать следующие определение богатства – обладание материальными и нематериальными благами (недвижимостью, личным имуществом, деньгами, средствами производства). В социологиивстречается такое определение: богатство – наличие у человека значительных ценностей по отношению к другим людям. Существует даже официальное определение богатства ООН – это мера в денежном эквиваленте, включающая в себя сумму человеческих (навыки и образование), физических (оборудование, здания, ) и естественных активов (полезные ископаемые, топливо, земля, леса). Экономическая теория несколько по-иному определяет богатство – разница между пассивами и активами на текущий момент времени.

Экономисты классической школы первыми начали изучать термин богатства и способы его накопления. Адамом Смитом была создана теория о природе капитала и методах его умножения.


Продолжил развитие взглядов Смита Давид Рикардо, который прибавил к существующей теории дополнения о международной торговле и земельной ренте. Томас Мальтус первым указал на стремительный рост населения, как на угрозу благосостоянию страны в целом. Углубил концепции своих предшественников Джон Стюарт Милль, который дал обоснование наличие свободного рынка, как необходимую составляющую экономического роста и увеличения благосостояния людей и общества в целом.

Различные определения богатства утверждались разными людьми и в разнообразных контекстах. Фактически понятие богатства – это нормативный процесс с совершенно различными этическими значениями.

Способы достижения богатства

Достичь необходимого уровня благосостояния можно различными способами. Например, полезные ископаемые принадлежат в целом государству, но отдельные месторождения ископаемых находятся в собственности конкретных лиц. Государство богато практическими всеми видами естественных богатств. Владельцы частных компаний распоряжаются ресурсами страны, это их прекрасно материально обеспечивает.

Если рассматривать богатство, как форму деятельности, то это означает, что его возможно достигнуть, занимаясь той или иной деятельностью. Даже если занятие интересно лишь тому, кто им занимается и окружающие считают его немного странным, но вполне возможно, что человек реализует себя на 100%, так как он этого желает. Его тоже можно считать богатым, он счастлив и считает себя вполне состоявшимся.

Вывод напрашивается сам собой, в действительности богат только тот человек, который может себе позволить жить той жизнью, которой захочет. Эта жизнь может быть, и не связана с кругленькими суммами на банковских счетах, однако богатство его жизни состоит в том изобилии, которое он себе представляет. Возможно, он и не попадет в списки известных миллионеров, но это не помешает ему наслаждаться богатством собственной жизни.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Всякое богатство состоит из вещей, которые мы желаем иметь, т.е. из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека; но не все такие вещи считаются богатством. Привязанности друзей, например, составляют важный элемент благополучия, однако их не рассматривают в качестве богатства, разве только в виде поэтического образа. Начнем, следовательно, с классификации вещей, которые мы же-

лаем иметь, а затем выясним, какие из них надлежит считать элементами богатства.

За отсутствием какого-либо краткого общеупотребительного термина, охватывающего все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности, мы можем использовать для этой цели термин "блага".

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные, или личные, и нематериальные. Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и из всех прав на владение, использование материальных вещей, или на извлечение из них выгоды, или на получение от них выгоды в будущем. Так, они включают естественные дары природы, землю и воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности, рыболовства и обрабатывающей промышленности; здания, машины и инструменты; закладные и другие долговые обязательства; паи в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные права, авторские права; права прохода и проезда и другие права пользования. Наконец, возможность путешествовать, доступ к красивым местам, в музеи и т.п. представляют собою воплощение материальных удобств, внешних для человека, хотя способность оценить их является его внутренним и личным качеством.

Нематериальные блага человека распадаются на две группы. К одной относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям; таковы, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Все эти блага заключаются в нем самом и называются внутренними. Во вторую группу входят блага, называемые внешними, так как они охватывают отношения, благотворные одновременно и для него, и для других людей. Таковыми, например, были трудовые повинности и всякого рода домашние услуги, которых господствовавшие классы обычно требовали от своих крепостных и других подвластных людей. Но эти повинности отошли в прошлое, а главные примеры подобных отношений, выгодных для обладателей таких благ, следует в наше время искать репутации и деловых связях торговцев и лиц свободных профессий.

Далее, блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К последним надо отнести личные качества и способности человека к действию и наслаждениям (т.е. его внутренние блага), а также ту часть его деловых связей, которая зависит от личного доверия к нему и которая не может быть передана в виде

составного элемента его репутации; сюда же относятся и благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, гражданские привилегии и права, возможность использования общественной собственности.

Даровыми являются те блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека. Земли в своем первоначальном состоянии были просто даром природы. Но в странах с оседлым населением земля с точки зрения индивидуума не является даровым благом. Лес до сих пор являлся даровым в некоторых лесных районах Бразилии. Рыба в морях, как правило, даровая, но некоторые морские рыбные промыслы ревностно охраняются в целях исключительного использования гражданами определенной страны и могут быть отнесены к разряду национальной собственности. Созданные человеком устричные садки ни в коем случае не являются даровыми, а природные устричные поля, если они никем не присвоены, в любом смысле даровые; если же они составляют частную собственность, то с точки зрения страны остаются даром природы. Однако, когда страна допускает, чтобы права на них перешли в руки частных лиц, они, с точки зрения индивидуума, не являются даровыми; то же относится и к правам частных лиц на речные рыбные промыслы. Между тем пшеница, выросшая на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд.

Теперь мы можем перейти к вопросу о том, какие виды благ человека следует считать частью его богатства. Это вопрос, в отношении которого взгляды несколько расходятся, однако сопоставление всех доводов и мнений авторитетов дает полное основание склониться в пользу следующего ответа.

Когда пишут просто о богатстве человека, не внося в текст какое-либо разъяснительное положение, богатство следует рассматривать как наличие у него двух видов благ.

К первому виду относятся те материальные блага, которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности, и которые поэтому могут быть передаваемы и обмениваемы. Напомним, что они включают не только такие владения, как земля, дома, мебель, машины и другие материальные предметы, которые могут составлять его личную частную собственность, но также и акции государственных компаний, закладные и другие обязательства, по которым он может потребовать от других погашения их деньгами или товарами. С другой стороны,

его долги другим можно рассматривать как отрицательное богатство, и их нужно исключить из валовой суммы его владений, чтобы получить чистую сумму его подлинного богатства.

Услуги и иные блага, которые прекращают свое существование в самый момент своего возникновения, разумеется, не являются частью накопленного богатства.

Ко второму виду относятся те нематериальные блага, которые принадлежат человеку, являются для него внешними и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага. Сюда не входят все его собственные личные свойства и способности, даже те, которые дают ему возможность зарабатывать себе на жизнь, поскольку они образуют внутренние блага. Отсюда исключаются также его личные дружеские чувства, так как они не обладают непосредственно хозяйственной ценностью. Но в этот вид благ включаются его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия и - там, где подобное существует, - его собственность на рабов, выполнение для него трудовой повинности и т.п.

Такое употребление термина богатство находится в полном соответствии с его употреблением в обыденной жизни; вместе с тем он охватывает те блага, и только те, которые, несомненно, относятся к предмету экономической науки, согласно определению, данному в кн. I, и которые поэтому можно назвать экономическими благами. Принятый здесь термин включает все те - внешние для человека - блага, которые... принадлежат ему и не принадлежат в такой же степени его соседям, а следовательно, являются определенно его собственными и которые... непосредственно могут быть измерены денежной мерой, - мерой, выражающей, с одной стороны, усилия и жертвы, потребовавшиеся для того, чтобы они появились на свет, и, с другой стороны, потребности, удовлетворяемые ими.

Для некоторых целей можно, разумеется, принять и более широкое толкование понятия богатство, но в этом случае следует во избежание путаницы прибегнуть к помощи специального разъяснительного положения. Так, например, мастерство плотника столь же прямо служит средством, позволяющим ему удовлетворять материальные потребности других людей, а поэтому косвенно и своих собственных, как и используемые им инструменты; вероятно, было бы целесообразно иметь более широкое понятие богатства, которое охватывало бы и это мастерство. Следуя по пути, указанному Адамом Смитом, а затем и большинством экономистов континентальной Европы, мы

можем определить личное богатство таким образом, чтобы оно включало все те силы, способности и навыки, которые непосредственно служат обеспечению производственной эффективности человека наряду с теми всякого рода деловыми связями и контактами, которые мы уже признали частью богатства в узком понимании этого термина. В свою очередь и профессиональные способности мы вправе рассматривать как экономические, основываясь на том, что они обычно поддаются какому-либо косвенному измерению.

Вопрос о том, стоит ли вообще рассматривать указанные способности в качестве богатства, попросту сводится к вопросу о целесообразности, хотя о нем так много спорили, будто тут дело принципа.

Разумеется, если мы захотим при употреблении понятия "богатство" как такового включить в него и профессиональные способности человека, то это породит путаницу. "Богатство" просто должно означать лишь внешнее богатство. Но никакого вреда не будет, а некоторую пользу можно получить, если мы иногда употребим выражение "материальное и личное богатство".

Но нам все же приходится принимать в расчет те материальные блага, которые являются общими для соседей и которые поэтому не было бы нужды упоминать при сравнении богатства человека с богатством его соседей; правда, учитывать их может оказаться целесообразным лишь для некоторых целей, особенно при сопоставлении экономических условий удаленных друг от друга районов или эпох.

Эти блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу; к ним относятся гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной собственностью и коммунальными предприятиями, как, например, дорогами, газовым освещением и т.п., и права на судебную защиту или бесплатное образование. Горожанин и сельский житель, каждый в отдельности бесплатно пользуется такими преимуществами, какие другому вовсе недоступны или какие ему обошлись бы очень дорого. При прочих равных условиях один человек обладает большим реальным богатством в самом широком смысле, чем другой, если в районе проживания первого лучше климат, лучше дороги, лучшего качества вода, более здоровые санитарные условия, а также лучшие газеты, книги, организация развлечений, система образования. Жилище, пища и одежда в холодном

климате неудовлетворительные, в теплом могут оказаться в избытке, а, с другой стороны, то самое тепло, которое уменьшает физические потребности людей и делает их обеспеченными даже при наличии небольшого материального богатства, ослабляет ту их энергию, которая и производит богатство.

Многое из перечисленного представляет собой коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной.

Рассмотрим теперь элементы богатства страны, которые обычно игнорируют, когда оценивают составляющие ее богатства отдельных лиц. Самыми очевидными формами такого богатства являются все виды государственной материальной сoбственности, такие, как дороги и каналы, здания и парки, пред приятия газоснабжения и водопроводные сооружения, хотя, к сожалению, многие из них были созданы не на основе государственных сбережений, а с помощью государственных займов, и здесь перед нами громадное "отрицательное" богатство, заключенное в большой задолженности таких предприятий.

Однако Темза обеспечила гораздо больший прирост богатства Англии, чем все каналы и даже, быть может, чем все железные дороги страны. И хотя Темза представляет собою безвозмездный дар природы (если не считать издержки на совершенствовании условий судоходства по ней), тогда как канал является произведением рук человека, мы все же можем для многих целей нашего исследования считать Темзу частью богатства Англии.

Немецкие экономисты часто делают упор на нематериальные элементы национального богатства; и это правильно при рассмотрении некоторых проблем, относящихся к национальному богатству, но, однако же, не всех. Научное знание, где бы оно ни было получено, вскоре становится собственностью всего цивилизованного мира, и его следует считать космополитическим, а не исключительно национальным богатством. То же справедливо и в отношении технических изобретений и многих других усовершенствований техники производства; верно это также и в отношении музыки. Однако те виды литературы, которые перевод обедняет, можно в известном смысле рассматривать как богатство тех народов, на языке которых они написаны. В свою очередь и организацию свободного, строго упорядоченного государства также надлежит для некоторых целей считать важным элементом национального богатства.

Но национальное богатство включает как индивидуальную,

так и коллективную собственность жителей страны. Оценивая совокупный объем их индивидуального богатства, мы вынуждены вычесть все долги и иные обязательства одних жителей данной страны другим. Например, поскольку британские государственные облигации и облигации какой-либо английской (железной дороги находятся во владении внутри страны, можно попросту считать саму железную дорогу частью национального богатства, вовсе не принимая в расчет государственные облигации и облигации железной дороги. Но следует вычесть из общей суммы те облигации, которые выпущены британским правительством или частными британскими гражданами и находятся в руках иностранцев, и присовокупить к ней иностранные облигации во владении англичан.

Космополитическое богатство отличается от национального в большой мере, так же как последнее от индивидуального. При его исчислении задолженность жителей одной страны жителям другой практически можно исключить у обеих сторон. К тому же, равно как реки являются важным элементом национального богатства, так и океан представляет собой одну из самых больших ценностей мира. Понятие космополитического богатства - это не что иное, как понятие национального богатства, распространенное на всю площадь земного шара.

Индивидуальные и национальные права на богатство основываются на гражданском и международном праве или по крайней мере на обычае, принявшем силу закона. Исчерпывающе исследование экономических условий любой эпохи и любого района требует поэтому изучения права и обычаев; экономическая наука многим обязана тем, кто работает в этой области. Но границы экономической науки и так уже достаточно широки, а исторические и юридические основы концепций собственности - это обширные темы, которым лучше всего посвящать самостоятельные труды.

Понятие "стоимость" ...тесно связано с понятием "богатства", и здесь о нем мало что можно сказать. "Слово стоимость, - пишет Адам Смит, - имеет два различных значения, иногда оно отражает полезность какого-либо определенного предмета, а иногда способность покупать другие блага, создаваемую обладанием указанным предметом". Опыт, однако, показал, что в первом значении употреблять это слово неправильно.

Стоимость, т.е. меновая стоимость какой-либо вещи, выраженная в определенном месте и в определенный момент в единицах другой вещи, представляет собой количество единиц последней вещи, которое можно там и тогда получить в обмен на

первую. Таким образом, понятие стоимости относительно и выражает отношение между двумя вещами в конкретном месте и в конкретное время.

Цивилизованные страны применяют в качестве денег золото, или серебро, или же то и другое. Вместо того чтобы выражать стоимости свинца, олова, древесины, зерна и других вещей в единицах друг друга, мы выражаем их сначала в денежных единицах и называем выраженную таким способом стоимость вещи ее ценой. Если нам известно, что тонна свинца обменивается в определенном месте и в определенный момент на 15 соверенов, а тонна олова - на 90 соверенов, мы говорим, что цена их там-то и тогда-то составляет соответственно 15 ф.ст. и 90 ф.ст., и при этом устанавливаем, что стоимость тонны олова, выраженная в единице свинца там-то и тогда-то, равняется шести тоннам.

Цена каждой вещи возрастает и снижается время от времени и от места к месту, а с каждым таким изменением покупательная сила денег также изменяется соответственно повышению или снижению цены на данную вещь. Если покупательная сила денег возрастает в отношении некоторых вещей, но одновременно в равной мере снижается в отношении столь же важных вещей, их общая покупательная способность (или их способность покупать вещи вообще) остается неизменной. В этом положении сокрыты известные трудности, которые мы рассмотрим в дальнейшем. Здесь можно ограничиться его популярным смыслом, который достаточно очевиден, а поэтому везде в данной работе мы можем пренебречь возможными изменениями общей покупательной силы денег. Таким образом, цена на какую-либо вещь будет здесь представлять ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представлять ее покупательную способность вообще.

Но поскольку изобретения намного увеличили власть человека над природой, подлинную стоимость денег лучше измерять для некоторых целей трудом, а не товарами. Эта трудность, однако, существенно не повлияет на ход наших рассуждений и данной работе, которая представляет собой лишь исследование "основ" экономической науки.

«Друзья, с момента создания данной группы прошло уже 5 лет. Группа была создана в то время, когда я (Андрей Собкалов) проходил своё обучение на очном курсе СКПД (PDC) у учеников Билла Моллисона и Джефа Лоттона в Стамбуле, летом 2012 г. Изначально группа называлась «Пермакультурный Исследовательский Центр» или сокращённо «ПИЦ». После того как мы переехали на свою землю, к нам пришло название «РАЙАР» (у которого есть свой конкретный смысл), это стало именем собственным для нашего проекта, а аббревиатура «ПИЦ» своеобразной характеристикой, типом проекта.

С тех пор утекло много воды, наши познания и мировоззрение существенно расширилось, оно стало более комплексным и всеохватывающим. Вслед за этим и наш проект существенным образом изменился в своём наполнении, и это будет отражено в его новом названии. Ближе к концу 2017 года мы опубликуем заметку с объяснением сути произошедших изменений и собственно изменим название группы и других наших ресурсов».

Наиболее полное отражение сути изменений в нашем проекте может быть представлено в новом названии: «РАЙАР – Центр Возрождения Девяти Форм Богатства».

Впервые с идей о множественных формах богатства я познакомился, изучая работу «Regenerative Enterprise», написанную молодым пермакультуристом Итаном Роландом. В этой книге Итан рассказывает о концепции регенерирующего предпринимательства, направленного на деятельность в условиях признания 8 форм богатства. Он делился своим виденьем о том, что сейчас в качестве капитала (требующего соответствующего отношения к себе) рассматривается только финансовый и материальный капитал, остальные формы капитала (живой, социальный, опытный, культурный, интеллектуальный, духовный) рассматриваются не как капитал, а как ресурсы, сырьё, подлежащие преобразованию в финансовый и материальный капитал.

Ещё раз с идей о множественных формах капитала/богатства я столкнулся в работе «Идеальный строй жизни» 1917 г, Константина Эдуардовича Циолковского. В начале своей работы Константин Эдуардович рассуждает о том, что богатство лучше создавать, используя дарованные природой возможности, а не отнимать друг у друга в войнах (так как это не ведёт к росту совокупного богатства). И он делает обзор основных видов богатства, доступных человечеству:

«Люди имеют: 500 миллионов кв. километров поверхности земного шара; солнечную энергию; имущество – в виде домов, путей сообщения, фабрик, обработанных полей садов, орудий и т.д.; силу, ум и добрые душевные качества в самих себя; знания и науку –наследие человечества – за тысячи лет; людей особенно даровитых и гениев; пространства вне земли, пока недоступные, окружающие Солнце, которые получает в 2,2 миллиарда раз более солнечной энергии, чем Земля и, которые, благодаря гениям, могут сделаться доступными человечеству; безчисленное множество Солнц, рассеянных во Вселенной; мы видим их ночью в форме звёзд; они тоже могут сделаться доступными нашему потомству через десятки тысяч лет; наконец, можно иметь в виду неоткрытые ещё силы природы».

За последние несколько лет, изучив большое количество первоисточников, мы пришли к выводу, что основная причина существующих в мире проблем — это отсутствие ЦЕЛОСТНОГО подхода к управлению. Когда люди, организации и целые государства принимают решения, не имея целостного представления о тех системах, которыми они пытаются управлять, то итог неизменно одинаков – наличие непредвиденных и часто негативных последствий. Когда ты пытаешься управлять, исходя из крайне сегментированных представлений об объекте управления (и таких же узких целей), то его реакция на попытки управления не будет соответствовать твоим планам и ожиданиям.

Я думаю, что вы не станете отрицать, что наблюдаемая в мире ежегодная потеря 75 млрд. тонн плодородной почвы, крупномасштабное уничтожение экосистем и загрязнение воды, воздуха и почвы, экономические и социальные бедствия в форме войн, вспышек болезней, роста цен на продовольствие и голода, преступности и т.д. и т.п., что всё это есть непредвиденные негативные последствия решений, принимаемых отдельными людьми, организациями или государствами и их союзами, исходящих из неадекватных представлений о реальности и попыток достижения узконаправленных целей. Было бы крайне тяжело предположить, что всё это является преднамеренным результатом, получаемым в ходе целенаправленной осознанной деятельности такого большого количества участников.

Сейчас мы считаем, что наиболее адекватным описанием реальности (с практической точки зрения) является использование концепции о множественных формах богатства, дополненной синтезом множества иных концепций, систем и отдельных методов и инструментов по каждой форме богатства. В своём подходе мы остановились на 9 формах богатства. Их описание дано на слайдах. Также каждый слайд, посвящённый отдельной форме богатства, показывает либо типы проектов, которые мы планируем осуществлять на территории «РАЙАР» ЦВ 9ФБ, либо системы и концепции которые мы планируем использовать (или которые синтезируем в своём подходе), либо отдельные направления деятельности по приумножению данной формы богатства, или часть «Целостного Контекста» (что есть Ценности, Миссия, Видение) «РАЙАР» ЦВ 9ФБ относительно этой формы богатства.

На слайдах отражены лишь базовые наиболее существенные моменты в отношении каждой формы богатства. О каждой форме богатства и соответствующих им проектах на нашей территории, мы в деталях расскажем в последующих записях.

Отношение к богатству (форме капитала) должно быть совершенно иным, нежели к продукту данной формы богатства. Это можно понять, если вспомнить сказку про курицу/утку, несущую золотые яйца. Пока курица/утка жива (пока богатство существует и охраняется), она даёт одно золотое яйцо в день (продукт богатства), но если по жадности её убить, чтобы разом достать все яйца (получить быстрый доход за счёт уничтожения богатства), то вы лишитесь возможности получать золотые яйца в будущем. Будущее благосостояние приносится в жертву сиюминутной выгоде.

Поскольку современная технократическая цивилизация стремится пустить все формы богатства (капитала) в качестве расходного материала для неограниченного приумножения финансового и материального богатства, в качестве ответа мы, в рамках нашего проекта, будем использовать созданную нами систему «Целостного Управления Девятью Формами Богатства»!

Но об этом подробнее уже в других записях.

Ещё раз поздравляем всех с праздниками!

Поскольку современная технократическая цивилизация стремится пустить все формы богатства (капитала) в качестве расходного материала для неограниченного приумножения финансового и материального богатства, в качестве ответа мы, в рамках проекта «РАЙАР» ЦВ 9ФБ, будем использовать созданную нами систему «Целостного Управления Девятью Формами Богатства»! Эволюционная цель нашего проекта: содействовать жизни в потоке, ведущей к повсеместному процветанию девяти форм богатства!

Живое богатство.

Живое богатство — это то, что делает эту планету обитаемой. Без живого богатства наша Земля была бы похожа на Марс. На территории «РАЙАР» ЦВ 9ФБ будет реализовываться широкий спектр специализированных проектов с фокусом в живом богатстве, начиная от биоогородов и заканчивая возрождением утраченных древних экосистем, наподобие колхидского леса или плейстоценовой мегафауны.

Культурное богатство.

Маленькая выдержка из описания культурного богатства на уровне региона: «Северный Кавказ — самый многонациональный регион Российской Федерации. Здесь проживает более 100 национальностей. Кавказ относится к тем регионам, которые освоены человеком в глубокой древности, он — один из очагов зарождения человеческой цивилизации.» На уровне биорегиона «Среди достопримечательностей Майкопского района можно отметить дольмены, общая численность которых достигает 1200. Кроме того, очень интересными для туристов могут быть курганные группы и древние захоронения, общее число которых превышает 2000. Старые религиозно-культовые строения, разрушенные крепости, места поселения горцев, менгиры, пещерные стоянки первобытного человека, древние плавильные и гончарные печи. В Майкопском районе найдено много стоянок древнего человека. Самая древняя, Абадзехская, относится к раннему палеолиту. Стоянки найдены в Даховской пещере, в ущелье Мешоко, под Хаджохскими навесами. На выезде из пос. Каменномостского в сторону Гузерипля, в скальном гроте прямо у дороги, воссоздан быт первобытного человека времен каменного века». Есть культурные достопримечательности и непосредственно на нашей территории и в ближайшем окружении, но об этом в следующих записях.

Интеллектуальное богатство.

Увеличить своё интеллектуальное богатство можно посредством изучения, освоения и практического использования различных подходов творческого мышления. Здесь есть целый спектр подходов, начиная от Теории U, позволяющей задействовать интеллектуальный потенциал сотен и тысяч людей для решения мастштабных и комплексных задач и заканчивая индивидуальными инструментами, наподобие ТРИЗ или системного мышления. Пару слов о Теории U. Теория построена на концепции, которую сам автор (Отто Шармер) назвал «presencing» (привосприятие). Это слово составлено из английских слов «presence» (присутствие) и «sensing» (восприятие) и обозначает состояние повышенного внимания, позволяющее отдельным людям и целым группам произвести смещение пластов внутреннего пространства, в котором они функционируют. В случае такого смещения человек начинает оперировать будущими возможностями, выбирая те из них, которые ему больше всего хотелось бы реализовать.

Социальное богатство.

Если коротко, то социальное богатство – это следование поговорке: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Социальное богатство – это нити позитивных отношений и взаимопомощи, возникающие у человека в семье, местном сообществе, в регионе, стране или в Мире в целом. Чем больше этих нитей, чем они прочнее, тем больше социальное богатство. Социальным богатством обладают также группы людей, от малых групп до народа в целом. Социальное богатство включает в себя эффективную систему управления семьёй, малым кругом, проектом/организацией, регионом или всем государством! В нашем случае такой системой является система «Целостного Управления 9 Формами Богатства».

Финансовое богатство.

В спектре экономических отношений можно выделить три больших этапа: 1) Дефицитные национальные валюты, 2) Дополнительные денежные системы, 3) Экономика дара. На текущий момент мы хотим использовать синтех первых двух этапов. Но необходимо помнить, что само по себе финансовое богатство – это не есть что-то реальное, это просто информация о вашем положении в обменных операциях. /Когда будет срублено последнее дерево, когда будет поймана последняя рыба, когда будет отравлена последняя река…, вы поймёте, пусть и слишком поздно, что банковский счёт - не богатство и что деньги нельзя есть./ В своём подходе к управлению финансовым богатством мы будем использовать синтез наработок Магомеда Чартаева, Мондрагонской кооперативной федерации, системы «Большая игра в бизнес» Джека Стэка, а также подходы социократических и бирюзовых организаций.

Минеральное богатство.

Минеральное богатство - это единственная форма богатства, которую пока невозможно приумножить (разве что только за счёт освоения космического пространства), его количество на планете фиксировано, но можно разумно подойти к его использованию. Также на локальном масштабе можно организовать возобновление некоторых видов минерального богатства - как например, песка, гравия, камней в руслах горных рек. Пока есть горы и пока идут дожди подобные ресурсы будут возобновляться вдоль русла рек. Используя прорывные технологии (в первую очередь механоактивацию) можно создавать уникальные материалы, а с учётом использования интеллектуального богатства можно добиваться последовательного замещения материи на информацию, используя всё меньше минералов при получении всё большего результата.

Материальное богатство.

В части материального богатства у нас будут реализованы очень интересные комплексные проекты, в т.ч. предполагающие синтез материального и живого богатства.

Можно вести долгие дискуссии о том, что такое духовность, как она соотносится с религией и т.д. и т.п. Но сейчас есть способ проверить претензии различных гуру, экстрасенсов, мастеров различных направлений, заявляющих о своей высокой духовности и необычных способностях. Особый вариант электроэнцефалографа позволяет провести спектральный анализ волн мозговой активности. Такой способ позволяет получить динамический узор распределения волн мозговой активности по частотам (бета, альфа, тета и дельта) и по амплитуде (силе волн). Сознание обычного человека кардинальным образом будет отличаться от человека, действительно способного входить в более глубокие/высокие состояния сознания. Такой узор волн мозговой активности невозможно сэмитировать. Его можно достичь, только обладая конкретными качествами.

Накопление и передача знаний и опыта - это ключевой момент в реализации масштабного и долгосрочного проекта! Этой форме богатства мы будем уделять очень серьёзное внимание.

С уважением,
Андрей и Надежда Собкаловы.
«РАЙАР» Территория Целостного Развития

  • Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
    • СибГУТИ
    • Кафедра экономической теории
    • Реферат на тему:
    • Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения
    • Выполнила: Зотова Т.
    • студентка гр. Э-42
    • Проверила: Рогаткина Е.В.
    • Новосибирск, 2005
Содержание ВВЕДЕНИЕ
  • Развитие понятия богатства
  • Определение природы и состава общественного богатства
  • Статистика общественного богатства
  • Современный взгляд на богатство и его производство
  • Экономический круговорот
  • Заключение
  • ВВЕДЕНИЕ Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII - XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь - пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. При этом, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:- материальные- духовные- социальные.Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.Развитие понятия богатства Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки - «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа - меркантилизм. Она считала, что богатство людей - это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. При этом, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

    Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

    Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. При этом классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

    Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

    Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. При этом необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

    В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

    Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда -- отмечал К. Маркс,-- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна -- вещественные условия процесса труда, другая -- вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства -- предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. При этом процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

    Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

    Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

    Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний -- насколько это допускает природа потребительной стоимости -- вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

    Определение природы и состава общественного богатства

    Определение природы и состава национального богатства как экономической категории предполагает выявление его границ.

    В конце 40 -- начале 50-х годов М.В. Колганов выступил с идеей о том, что в состав богатства общества должны входить все потребительные стоимости, - составляющие материальные условия производства, независимо от того, произведены они трудом или нет. Решающий аргумент в подтверждении своей позиции М.В. Колганов видел в том, что «потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма».

    По мнению ряда экономистов, под народным богатством понимается не вся совокупность потребительных стоимостей, созданных трудом, а только те из них, которые имеют вещественную форму, являются материальными предметами. Наиболее последовательно данную позицию отстаивали А. Вайнштейн, а также Я.А. Кронрод, уточняя определение богатства, отмечал, что «далеко не все элементы (продукта) накапливаются, как, например, транспортные перевозки, электрическая энергия и т. д.».

    В 40-60-е годы также рассматривался вопрос о включении в национальное богатство рабочей силы с ее навыками, знаниями, квалификацией.

    К середине 60-х годов господствующей стала точка зрения об ограничении состава богатства только материальными объектами, результатами труда.

    В 80-х годах в экономической литературе сформировались две основные позиции по данному вопросу. Сторонники одной считают, что в состав национального богатства не могут входить природные ресурсы. По их мнению, в его состав входят лишь затраты на освоение ресурсов или их экономическая оценка. Наиболее последовательно эту позицию аргументировал А.Л. Вайнштейн.

    В рамках другой позиции, которая заключается в обосновании необходимости включения в национальное богатство естественного богатства, имеется значительное разнообразие взглядов по поводу конкретных границ природного богатства. Эта позиция наиболее аргументировано отстаивалась в работах М.В. Колганова и др.

    Сторонники данной позиции последовательны и правы, когда отмечают, что само по себе возрастание значимости природных ресурсов, а также факт влияния более благоприятных ресурсов на рост производительности труда и повышение эффективности производства не могут служить основанием для отнесения естественных ресурсов к национальному богатству. В этом случае в национальное богатство пришлось бы включить массу факторов, которые оказывают влияние на рост результативности производства.

    Более существенными являются возражения противников включения природных ресурсов в состав национального богатства на том основании, что они не воспроизведены трудом, а лишь потенциально служат источником вещественного богатства.

    При этом природные ресурсы не являются чем-то внешним по отношению к процессу труда. Они не являются пассивным источником потребительных стоимостей, произведенных обществом, а прямо включены в процесс труда в качестве его моментов. Последовательный материалистический подход к содержанию процесса труда, к его роли в развитии общества не может не обнаружить постоянное опосредование, взаимосвязь человека и природы. И наоборот, любое исключение природных ресурсов из процесса труда разрывает материальную связь человека и природы, превращает природу как объект воздействия и изменения человека в нечто внешнее, независимое от активной деятельности человеческого общества.

    Именно потому, что природные ресурсы прямо включены в общественный процесс труда, они есть не просто источник потребительных стоимостей, а являются неотъемлемой частью производительного процесса и, следовательно, с его позиций не могут не входить в состав, непременных предпосылок непрерывности воспроизводства.

    Статистика общественного богатства Общественное богатство- это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени.Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:1. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.a) Земля.б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы.с) Вода - энергетические ресурсы.д) Лес и животный мир.2. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.3. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.4. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).a) Основные фонды.б) Оборотные фонды.с) Личное имущество.д) Стратегические ресурсы.5. Интеллектуальный потенциал.Задачи статистики национального богатства заключается в характеристике объема, структуры, динамики и эффективности использования всего национального богатства и его составных частей; определение объема национального богатства на основе метода прямого счета.Важным элементом национального богатства (НБ) и условием развития общественного производства служат природные ресурсы. Затраты труда на их поддержание, преобразование и приумножение превращают природные ресурсы в элемент созданного трудом НБ.Природные ресурсы (ПР) - это естественные природные ресурсы страны, одно из условий обеспечения материальной жизни общества, повышения благосостояния народа. В состав ПР включают земельные фонды, лесные фонды, запасы полезных ископаемых, водные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, рыбные богатства и т.д.ПР подразделяются на вовлеченные и не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства. Вовлеченные в экономический оборот ПР включаются в состав НБ и становятся важным элементом производительных сил страны. Природа в той же мере источник потребительных стоимостей, а из них и состоит НБ, как и труд. Вовлеченные в процесс общественного воспроизводства или экономический оборот природные ресурсы выступают, с одной стороны, в качестве функционирующих средств производства, а с другой - используются на непроизводственные нужды. Не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства ПР относятся к потенциальному богатству.ПР учитываются в натуральном выражении, а некоторые виды ПР и в денежной оценке.Статистика природных ресурсов разрабатывает свою специфическую систему показателей. Эта система позволяет отразить наличие, состав ПР, динамику и их использование. Основными составными частями статистики ПР являются статистика земельных фондов, лесных ресурсов, полезных ископаемых, водных ресурсов, гидроэнергетических ресурсов и т.д.Задачи статистики ПР:1. Контроль за ходом выполнения плана изучения ПР, их сохранения и восполнения.2. Определяет объем запасов ПР по степени изученности и возможности вовлечения их в экономический оборот. Изучает размещение ПР по стране, характеризует динамику и прирост выявленных запасов ПР.3. Призвана постоянно совершенствовать и улучшать систему показателей и методологию их исчисления, что позволит всесторонне и полно охарактеризовать ПР.4. Более эффективное использование ПР. Необходимость усиления охраны природы.5. Обеспечение рационального использования и воспроизводства ПР.Статистика ПР, широко используя статистические методы, должна выявлять все возможности эффективного использования ПР, способствовать осуществлению мер по комплексному и рациональному использованию и охране земельных, лесных и водных ресурсов, полезных ископаемых. Важным этапом освоения ПР являются их разведка, изучение, составление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, лесной кадастр, водный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых) и в территориальном аспекте.Современный взгляд на богатство и его производство В настоящее время дают следующее определение общественного богатства.Общественное богатство - совокупность материальных, культурных благ, которыми располагает общество. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот. К богатству общества относится также всё многообразие продуктов трудовой деятельности людей, которых нет в природе. Экономический и социальный прогресс общества во всевозрастающей мере зависит от количества и качества вещей, созданных трудом. Поэтому такой прогресс вызывает возвышение всех видов человеческих потребностей.Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в более полном удовлетворении его духовных потребностей: в увеличении свободного времени (затрачиваемого для самосовершенствования людей) и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.Движение от самой низкой ступени к более высоким уровням потребностей является следствием перехода от одной стадии развития производства к другой. За всю историю возникли три эпохи в экономике, порождённые гигантскими революциями в производстве:1) доиндустриальная2) индустриальная3) постиндустриальнаяСовременное производство во всех развитых странах состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, которое изготавливает вещественные блага (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных) и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера - нематериальное производство, которое создаёт духовные, нравственные и иные ценности и оказывает аналогичные услуги (здравоохранение, образование, научное консультирование и другое). Общая структура производства представлена на рис.1.рис.1 Современная структура общественного производстваСтало быть, увеличение богатства общества и степень удовлетворения его потребностей прямо и в решающей степени зависят от роста и качественного совершенствования производственной деятельности в двух её видах. В их развитии прослеживаются определённые тенденции.Качественные перемены в структуре общественного продукта во II половине XX в. привели к новому показателю его объёма. Сейчас во всех странах применяется обобщающий показатель уровня экономического развития - валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт - совокупная стоимость всей конечной продукции, созданной в сферах материального и нематериального производства. Сюда входят конечные результаты хозяйственной деятельности как внутри страны, так и за рубежом (так называемый чистый экспорт: разница между стоимостью вывоза товаров и услуг и стоимостью ввоза продукции из-за границы). Если из показателя валового национального продукта вычесть величину чистого экспорта, то получаем объём валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, производственных в стране во всех отраслях экономики. Последний показатель позволяет достоверно сравнивать величину создаваемого богатства в разных странах.Экономический круговорот Как известно, вещество на Земле циклически совершает круговорот: повторяются процессы превращения и перемещения вещества в природе. Подобно этому ещё английские экономисты - «классики» открыли циклическое движение общественного богатства. Они установили, что богатство движется по такой колее: производство - распределение - обмен - потребление.Исходным является непосредственное производство - процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (выплавляют из железной руды чугун и сталь, изготавливают из древесины мебель и так далее). Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если блага не созданы, то нечего распределять, обменивать и потреблять.Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, поскольку люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен - процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.Потребление означает использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их нужно производить.(рис.2)

    Рис.2 Движение продукта труда

    В масштабе предприятий и общества производство, распределение, обмен и потребление находятся в гораздо более сложной связи: они взаимопроникают друг в друга и часто не разделяются по времени. В экономическом круговороте неразрывно связаны между собой начальный и конечный пункты.

    Общественное производство возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей людей (осознанных ими запросов или нужд в чём-то). Потребности же имеют свойство изменяться. По мере удовлетворения ранее сложившихся запросов возникают новые, более высокого порядка. У человека происходит переход от одного, более низкого уровня потребностей и потребления к более высокому. Такой рост бесконечен. В человеческом обществе развитие производства порождает закон возвышения потребностей. Каждый может легко убедиться в этом, если сопоставит уровень и качество жизни знакомых ему людей и родственников за сравнительно длительный отрезок времени.

    Таким образом, в процессе экономического круговорота возникает противоречие между достигнутым уровнем производства, с одной стороны, и возросшими - в количественном и качественном отношении - потребностями общества. Это противоречие - своего рода мотор, движущий вперёд экономику.

    Настоятельная необходимость в расширении и улучшении производства приводит в действие закон повышающейся производительности труда. Каждая новая экономическая эпоха базируется на более высоком уровне выработки производственных работников. В результате движения общественного богатства в большинстве случаев представляет собой не замкнутый круг, а, скорее всего - спираль, движение по которой приобретает всё больший размах и высоту. Такова ведущая тенденция экономического прогресса.

    Заключение В заключении можно задаться вопросом о том, что кто же присваивает материальные условия существования людей и является их хозяином? Конкретнее говоря, кто владеет землёй, фабриками, магазинами, всеми сокровищами материального и духовного богатства?Сущность такой экономической власти - в отношениях собственности на средства производства и его результаты, которая относится к основным устоям общества. Поэтому всякое государство разрабатывает юридические законы о собственности, охраняемые всей его мощью. Собственность в юридическом смысле устанавливает имущественные отношения. А именно, в правовых нормах определяется, как присваивается и распределяется материальное богатство между различными лицами (отдельными гражданами, социальными группами, классами, государством). Собственнику принадлежит указанное в законе имущество. Он получает полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Так государство и право закрепляют и защищают существующие в жизни действительные отношения собственности.Собственность в экономическом смысле - это сложные хозяйственные отношения между людьми, которые существуют в производстве и имеют в нём глубокие корни. Ведь всякое производство материальных благ есть не что иное, как присвоение людьми природного вещества и энергии для пользы людей. Невозможно, естественно, что-либо присваивать вне общественных отношений, устанавливающих, кому принадлежат все природные и созданные людьми богатства. Поэтому отношения собственности касаются- присвоения- хозяйского использования материальных средств- экономической реализации собственностиВсё это - самое важное содержание отношений «человек - человек» в производственной сфере.Список литературы

    1 Борисов Е.Ф. Как государство богатеет, М., 1992

    2 Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории, Киров,2005

    3 Сандерс Ф., Бах Основные экономические понятия, М., 1995

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное